МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
2.Республика Бурятия (Народный Хурал Республики Бурятия)
Одной из основных задач Народного Хурала Республики Бурятия является совершенствование нормативной правовой базы.
Бюджетное законодательство
Совершенствование бюджетного процесса в Республике Бурятия осуществляется в рамках реализации целей и задач, определенных бюджетной политикой республики, с учетом вносимых поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.
За 2007 – 2009 годы были внесены существенные изменения в части организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений, основывающихся на принципах четкого разделения расходных полномочий, стабильного закрепления доходных источников. Изменилась схема межбюджетного выравнивания. Критерием выравнивания стала бюджетная обеспеченность муниципального образования с наивысшим уровнем бюджетной обеспеченности. Данный подход позволяет получать дотации относительно обеспеченным муниципалитетам.
Межбюджетное регулирование в республике осуществляется по 21 муниципальному району, 2 городским округам и 273 поселениям и проводится через республиканские фонды: фонд финансовой поддержки муниципальных образований, фонд софинансирования расходов, фонд компенсаций. В случае и порядке, предусмотренных законами Республики Бурятия, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами органов государственной власти Республики Бурятия местным бюджетам предоставляются «иные межбюджетные трансферты».
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов из республиканского бюджета предоставляются бюджетные кредиты на более выгодных условиях, чем в кредитных организациях, с учетом возвратности и платности. Так, в 2009 году из республиканского бюджета предоставлено бюджетных кредитов в объеме 164,6 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета, являются основным источником формирования доходов местных бюджетов, удельный вес которых в общих доходах консолидированных бюджетов в 2010 году в среднем составил 78 %.
Принятие Народным Хуралом Республики Бурятия в 2007 году Закона Республики Бурятия « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия государственными полномочиями органов государственной власти Республики Бурятия по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета » позволило сконцентрировать финансовые потоки на уровне муниципальных районов и объединить усилия района и поселения для решения задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Вместе с тем необходимо отметить имеющиеся в республике проблемы исполнения республиканского и местных бюджетов. Республика Бурятия является дотационным регионом, безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2010 год составляют 49,0 % доходов республиканского бюджета. Состояние бюджета республики характеризуется недостаточным налоговым потенциалом, высоким уровнем требуемых бюджетных расходов и устойчивым недостатком средств для их покрытия.
Депутаты полагают, что при распределении финансовой помощи регионам в недостаточной степени учитываются особенности отдельных территорий. Так, социально-экономическое развитие и структура бюджета Республики Бурятия во многом определяются природно-климатическими условиями республики, низкой плотностью расселения, наличием отдаленных и труднодоступных районов, необходимостью создания запасов и длительного хранения потребляемой продукции и сырья, высокой стоимостью энергоресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, неразвитостью инфраструктуры, промышленного производства, соответственно занятостью населения в непроизводственной сфере, что обуславливает их низкую налогоспособность, невысокие размеры оплаты труда и объемы потребления. Все это в значительной степени сдерживает рост экономического развития республики и повышает бюджетные расходы.
Особенностью региона является наличие так называемого «байкальского фактора», требующего отвлечения значительных средств на природоохранные мероприятия, связанные с сохранением природного комплекса озера Байкал, и который, на наш взгляд, также необходимо учитывать при определении финансовой помощи нашей республике.
Дополнительной нагрузкой на бюджет республики стала необходимость компенсации потерь, вызванных прекращением оказания государственной поддержки из федерального бюджета так называемого «северного завоза». Исключение с 2005 года субсидий на поставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов вызвало необходимость компенсации этих расходов из республиканского бюджета.
Для выполнения делегируемых полномочий региональным администрациям требуется определенная региональная политика, направленная на обеспечение каждого субъекта Российской Федерации доходными источниками, достаточными для реализации всех закрепленных за ним федеральным законодательством расходных обязательств.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был значительно расширен перечень вопросов местного значения, большая часть из которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Низкая бюджетная обеспеченность муниципальных образований в Республике Бурятия не позволяет в полной мере исполнять возложенные на них расходные обязательства, в связи с чем на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям в 2010 году приходится 22 % расходов республиканского бюджета.
Для укрепления экономических основ местного самоуправления за счет формирования достаточной доходной базы необходимо на законодательном уровне закрепить мероприятия по увеличению доходной базы местных бюджетов, в первую очередь, за счет повышения нормативов отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов, также необходимо принятие мер по улучшению администрирования налоговых сборов и от приватизации государственного имущества.
Развитие реального сектора экономики
В целях обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса как основного фактора повышения реального уровня благосостояния населения, формирования экономически активного среднего класса, увеличения доли малого бизнеса в экономике принят Закон Республики Бурятия « О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия». Таким образом, созданы условия для дальнейшего роста предпринимательства и выравнивания потенциала развития предпринимательства в муниципальных образованиях.
На развитие обрабатывающих и высокотехнологичных производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, создание благоприятных условий для притока инвестиций в экономику Республики Бурятия направлен Закон Республики Бурятия « О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия».
Одним из основных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия, определенных Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 – 2010 годы и на период до 2017 года, является развитие агропромышленного комплекса. В целях создания экономических условий для повышения объема инвестиций в развитие агропромышленного комплекса, обеспечения потребностей республики в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Бурятия, повышения уровня жизни сельского населения принят Закон Республики Бурятия «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия», предусматривающий свыше 30 видов государственной поддержки.
Так, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, осуществляется предоставление гарантий Республики Бурятия. В 2009 – 2010 годах пять организаций получили государственные гарантии на общую сумму около 1,5 млрд. рублей. Из республиканского бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории Бурятии действуют республиканские целевые программы «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009 – 2012 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009 – 2012 годы» и «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009 – 2012 годы». В 2010 году из республиканского бюджета выделены средства для содействия развитию приоритетных отраслей сельского хозяйства. Также из республиканского бюджета выделяются средства на компенсацию части затрат по приобретению семени быков-производителей и проведение противоэпизоотических мероприятий.
Также осуществляется поддержка растениеводства, мероприятий по развитию агропродовольственного рынка Республики Бурятия, созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, поддержка кадрового потенциала.
В целях устойчивого развития сельских территорий из республиканского бюджета выделяются средства на мероприятия по улучшению жилищных условий сельчан, мероприятия по водоснабжению, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, школ, водоводов.
В 2011 году предусматривается введение дополнительных видов государственной поддержки сельского хозяйства на проведение мероприятий по развитию электрификации сельской местности; комплексной компактной застройке и благоустройству сельских территорий в рамках пилотных проектов; выплатам государственной премии Республики Бурятия в области агропромышленного комплекса; компенсации части затрат по проведению кадастровых работ; компенсации части затрат по развитию рыбного хозяйства, воспроизводству и вылову рыбы и других водных биоресурсов; субсидированию содержания северных оленей; развитию овцеводства и козоводства и поддержке свиноводства и птицеводства.
Кроме того, в соответствие с принятым в 2010 году Законом Республики Бурятия финансирование расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно, осуществляется из республиканского бюджета в виде субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований.
Социальная политика
Регулирование вопросов социальной защиты населения является одним из основных направлений деятельности Народного Хурала.
Меры социальной поддержки в виде ежемесячных пособий на детей, предоставления ежемесячной денежной выплаты взамен натуральных льгот, выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также ряд других мер предусмотрены такими Законами Республики Бурятия, как «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия», « О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» и др.
Из средств республиканского бюджета с начала 2010 года 71,2 тыс. пожилых граждан льготных категорий получают выплаты, компенсирующие их расходы на жилищно-коммунальные услуги, порядка 15 тыс. пожилых граждан оформили и получают субсидии.
Семьям с детьми также предоставляются социальные выплаты. В повышенном размере предусмотрены пособия на третьего и последующих детей, на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
В соответствии с Законом Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» многодетным семьям предоставляются ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет. Кроме того, семьи, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение субсидий на приобретение жилых помещений. На сегодня уже трем семьям оказана такая поддержка.
Реформа местного самоуправления
Основы развития местного самоуправления были заложены в 2004 году Законом Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», который определил условия осуществления местного самоуправления в республике. Всего в области местного самоуправления в Республике Бурятия действуют 22 республиканских закона.
Народный Хурал Республики Бурятия постоянно взаимодействует с органами местного самоуправления через созданный Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале Республики Бурятия, в работе которого принимают участие депутаты всех уровней представительной власти (поселенческого, районного и республиканского). Данный Совет является консультативно-совещательным органом, образованным с целью дальнейшего развития местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления и улучшения нормотворческой деятельности.
В 2009 году в республике проведен II съезд депутатов Республики Бурятия, целью которого была выработка основных направлений организации плодотворного взаимодействия представительных органов власти разных уровней.
В августе 2010 года республиканским парламентом проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Об опыте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Сибирском федеральном округе». Участники конференции отметили, что реализация отдельных норм Федерального закона № 131-ФЗ вызывает у органов местного самоуправления серьезные затруднения, касающиеся сферы финансового обеспечения местного самоуправления, ряда полномочий местных органов власти по решению отдельных вопросов местного значения, пересекающихся с полномочиями органов государственной власти и ряд других. Существуют проблемы в правовом регулировании вопросов территориального общественного самоуправления, вместе с тем и имеющаяся правовая база в данной сфере используется недостаточно эффективно.
Необходима дальнейшая последовательная и продуманная модернизация существующей системы местного самоуправления. От этого во многом будет зависеть не только эффективность местного самоуправления, но и реализация задуманных национальных проектов и модернизация всего общества.
Антикоррупционное законодательство
Основная организационная работа по формированию правового поля в сфере противодействия коррупции в республике проводилась в 2008 – 2009 годах.
В феврале 2009 года Народным Хуралом Республики Бурятия был принят Закон Республики Бурятия «О противодействии коррупции в Республике Бурятия», в котором определены основные задачи и принципы противодействия коррупции. Кроме того, Законом установлены дополнительные направления противодействия коррупции в республике, такие как антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, антикоррупционный мониторинг и др. Постановлением Народного Хурала утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы, в соответствии с которым специалистами Аппарата Народного Хурала проводится антикоррупционная экспертиза всех проектов законов, рассматриваемых на сессиях. В 2010 году между Народным Хуралом Республики Бурятия и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия подписано соглашение о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы.
Для выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и подготовки предложений по совершенствованию законодательства в Народном Хурале постоянно действует Комиссия по противодействию коррупции. В 2010 году Комиссией проведена антикоррупционная экспертиза 23 действующих Законов Республики Бурятия, в 14 из которых выявлены и устранены коррупциогенные факторы.
Законотворческая деятельность Народного Хурала Республики Бурятия в 2010 году
Одним из основных направлений деятельности парламента республики в 2010 году было приведение действующего республиканского законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство. Помимо внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, Народный Хурал принимал и принципиально новые для республики законы. Так, на восьми состоявшихся сессиях депутаты приняли 25 новых базовых закона.
Необходимо отметить Закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия».
Проблемы обращения с отходами производства и потребления, рост их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду имеют важное общественное и государственное значение. Актуальность решения этой проблемы в Бурятии связана с тем, что часть территории республики входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, где вопросы обращения с отходами производства и потребления имеют особое значение и должны решаться на государственном уровне.
Законом установлены полномочия органов государственной власти Республики Бурятия, определены общие требования к обращению с отходами и экономическое регулирование в области обращения с отходами. Разработан региональный кадастр отходов производства и потребления. Также Законом предусмотрена возможность экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. Таким образом, принятые нормы данного Закона позволят не только снизить негативное воздействие опасных отходов на здоровье человека и окружающую среду, но и будут способствовать получению дополнительных источников сырья.
Другой закон, имеющий не менее важное значение для республики, это Закон Республики Бурятия «Об аварийно-спасательных службах Республики Бурятия».
Любой человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, когда требуется срочная и эффективная помощь спасателей, должен быть уверен, что эту помощь ему окажут своевременно и на качественно высоком уровне. Работа спасателей напрямую зависит от общей организации аварийно-спасательных формирований. Принятый Закон как раз и определил правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований Республики Бурятия.
В Законе предусмотрено шесть видов аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, связанные с тушением пожаров, по ликвидации медико-санитарных и иных последствий чрезвычайных ситуаций, противофонтанные. В соответствии с этим четко определено, что аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе и на общественных началах. При этом аварийно-спасательные службы и формирования подлежат обязательной регистрации и внесению в реестр аварийно-спасательных служб и формирований. Следует подчеркнуть, что в Законе предусмотрена обязательная аттестация спасателей, что позволит предельно тщательно подойти к проблеме качества аварийно-спасательных работ в республике.
Республика Бурятия осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств. В этой связи особую актуальность имеет принятый в апреле 2010 года Закон Республики Бурятия «О договорах и соглашениях Республики Бурятия», который определил порядок заключения, исполнения и прекращения договоров и соглашений Республики Бурятия. В принятом Законе подробно раскрываются особенности трех видов соглашений, заключаемых от имени Республики Бурятия, от имени Народного Хурала Республики Бурятия и от имени Правительства Республики Бурятия. Данный Закон имеет огромную важность для республики, поскольку современное развитие невозможно себе представить без взаимодействия с мировым сообществом. А такое взаимодействие должно быть хорошо организовано и юридически строго отрегулировано, что и позволяет сделать принятый депутатами закон о договорах и соглашениях.
Другим важным для республики правовым актом стал принятый Народным Хуралом Закон Республики Бурятия «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия и мировых судей в Республике Бурятия». С повышением роли средств массовой информации и особенно с развитием всемирной электронной сети Интернет особое значение приобретает проблема доступности населению официальных сведений о деятельности органов власти. В частности, принятый Закон призван решить вопрос об открытости и свободном доступе к информации о судах и судебной деятельности. В Законе установлен порядок предоставления информации о деятельности Конституционного Суда и мировых судей. Благодаря этому Закону каждый гражданин может отправить запрос и получить любую информацию вплоть до судебных актов по интересующему его вопросу, если данная информация не представляет собой государственную тайну. При этом Закон заложил основу для получения сведений о работе судов через сеть Интернет из официальных сайтов, что должно значительно расширить возможности открытого доступа к достоверной информации.
Кроме законов, касающихся деятельности органов государственной власти, необходимо отметить принятый Закон Республики Бурятия «О порядке первоочередного предоставления детям сотрудников милиции мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях в Республике Бурятия». Согласно данному Закону детям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга или получивших телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего прохождения службы, предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях в первоочередном порядке. Закон четко закрепляет срок издания приказа о приеме ребенка руководителем общеобразовательного учреждения и определяет порядок приема. Этот правовой акт необходим, чтобы предотвратить какую-либо бюрократическую проволочку в решении этой проблемы, чтобы сотрудники милиции, исполняющие свой долг, были уверены в том, что государство при необходимости позаботится об их детях.
В обществе давно назрела необходимость консолидации усилий государства, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных и религиозных объединений в осуществлении профилактических мер по выявлению и устранению причин, способствующих совершению правонарушений. В связи с этим Народным Хуралом принят Закон Республики Бурятия «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия», в котором установлены цели, принципы и формы профилактики правонарушений. Среди задач, выполнение которых призван обеспечить данный Закон, можно выделить снижение уровня преступности в республике и воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.
Охота – один из древнейших видов пользования животным миром, приоритетная и традиционная для Бурятии форма природопользования. Бурятия обладает богатейшими ресурсами охотничьих животных. В связи с этим особую важность приобретает принятый депутатами Закон Республики Бурятия «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Основная идея этого Закона заключается в создании правовых основ ведения охотничьего хозяйства на территории республики как разновидности предпринимательской деятельности. Законом определены полномочия республиканских органов государственной власти, права и обязанности охотников, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения. В Законе определены виды охоты и виды охотничьих ресурсов, в отношении которых может осуществляться промысловая охота. Принятый Закон позволит обеспечить рациональное использование и воспроизводство охотничьих животных, а также повышение экономической эффективности работы охотничьего хозяйства.
Важную роль в продовольственном обеспечении жителей республики играют ярмарки. Принятый на очередной семнадцатой сессии Закон Республики Бурятия «Об организации деятельности ярмарок на территории Республики Бурятия» призван урегулировать деятельность по продаже товаров на ярмарках, организующихся вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. В Законе четко определены требования к ярмаркам и к осуществлению деятельности по продаже товаров на ярмарках. Благодаря этому Закону организация ярмарок в республике будет совершенствоваться и развиваться, что позволит насыщать потребительский рынок разнообразными товарами по доступным для населения ценам.
В третьем квартале 2010 года был принят Закон Республики Бурятия «О поддержке национально-культурных автономий в Республике Бурятия». Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства. Автономия образуется на основе добровольной самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Принятый Закон направлен на эффективную реализацию государственной поддержки региональных и местных национально-культурных автономий и определяет основные цели, формы и условия такой поддержки. Закон, несомненно, будет способствовать обеспечению правовых, организационных и материальных условий для сохранения, развития национальной культуры и реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия.
В четвертом квартале депутаты приняли два новых закона социальной направленности. Прежде всего, следует отметить Закон Республики Бурятия «О социальной поддержке инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности в Республике Бурятия». В республики проживает около 80 тысяч инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Все они, безусловно, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому принятие такого закона очень важно для создания нормальных условий проживания данной категории жителей Бурятии. В принятом Законе определены меры по воспитанию и обучению детей-инвалидов, по образованию и профессиональной подготовке инвалидов. Кроме того, в Законе установлены меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обозначены отдельной статьей объекты, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием. Думается, что данный Закон позволит инвалидам лучше адаптироваться в сложных условиях современной жизни и чувствовать себя полноправным членом общества.
Другим, не менее важным социальным законом стал Закон Республики Бурятия «О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Конвенция о правах ребенка признает право ребенка жить и воспитываться в семье. Ребенок, который лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для жизни и воспитания ребенка в условиях семьи, а также максимально обеспечить его права и законные интересы. В связи с этим принятый Закон призван стимулировать жителей республики к усыновлению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, таким гражданам предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременного пособия в размере 250 000 рублей. Право на получение единовременного пособия возникает с момента вступления в силу решения суда об установлении усыновления (удочерения) и может быть реализовано не ранее, чем по истечении 36 месяцев со дня вступления в силу вышеназванного решения суда.
В целом нужно отметить, что 2010 год был для республиканского парламента периодом целенаправленной слаженной работы. Кроме принятия законов и постановлений, депутатами проводились «круглые столы» и выездные заседания по самым разным вопросам и проблемам современного состояния республики.
Проблемные вопросы, требующие решения на законодательном уровне
Проведенный Аппаратом Народного Хурала Республики Бурятия мониторинг законодательства Российской Федерации выявил следующее:
I . Социальная политика
1.1. Статьи 50 и 51 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают, что коллективные договоры после их подписания направляются работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, который также осуществляет контроль за их выполнением. Однозначного толкования понятия «соответствующие органы по труду» в трудовом законодательстве нет. Данный вопрос крайне важен с точки зрения возможности наделения соответствующими полномочиями органов местного самоуправления.
1.2. Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Таким образом, лица без определенного места жительства не могут регистрироваться в качестве безработных.
В случае дополнения указанного Федерального закона нормой, устанавливающей, что решение о признании гражданина без определенного места жительства, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту его пребывания, данной категории граждан будет предоставлена возможность профессионального переобучения, повышения квалификации, а в дальнейшем, трудоустройства и изменения асоциального образа жизни.
II . Культура
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования. Вместе с тем Закон не содержит определения территории объекта культурного наследия.
Также не урегулированы вопросы изменения облика и интерьера объекта культурного наследия, перемещения памятника истории и культуры. Закон содержит лишь указание на то, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране, в том числе в целях предотвращения изменения облика, интерьера и перемещения. Таким образом, не определена возможность и процедура принятия решения о перемещении и изменении облика и интерьера объекта культурного наследия.
Закон не в полной мере регулирует отношения, связанные с сохранением, использованием и государственной охраной объектов археологии.
III . Развитие малого и среднего предпринимательства
3.1. В Республике Бурятия осуществляется государственная поддержка кадрового обеспечения сельского хозяйства из республиканского бюджета. Из федерального бюджета подобная поддержка не предусмотрена в связи с отсутствием в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 265-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» соответствующих положений. Для достижения задачи модернизации сельского хозяйства и вывода его на новый уровень развития необходима подготовка кадров для отрасли с надлежащим уровнем технических и технологических знаний, дающих возможность ввода в хозяйственный оборот инновационных агротехнологий и сельскохозяйственного оборудования.
IV . Государственное устройство
Положения пунктов 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержат формулировки «должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе», «должно быть предоставлено право замещать руководящие должности». В данной редакции закон не позволяет однозначно определить, в каком порядке должно обеспечиваться указанное право (фактически каждого желающего депутата) осуществлять такую деятельность. Норма не отвечает принципам ясности, определенности и недвусмысленности. Считаем также, что подлежит уточнению понятие «руководящая должность».
V . Избирательное законодательство
За последние годы значительно увеличилось количество федеральных законов, вносящих изменения в избирательное законодательство. Нестабильность федерального законодательства приводит к не менее частой «вынужденной» трансформации избирательного законодательства субъектов Российской Федерации. Львиную долю внесения изменений в законы субъектов Российской Федерации составляют ежеквартальные изменения в такие законы, что влечет за собой нарушение принципа поддержания доверия населения к государству.
Выходом из сложившейся ситуации может стать унифицированное правовое регулирование (Избирательный кодекс Российской Федерации), который позволил бы кодифицировать как нормы общего характера (о составлении списков избирателей, формировании избирательных комиссий, финансировании выборов, предвыборной агитации), так и особенности подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов. В свою очередь, для регионального законодателя отпадет необходимость принятия отдельных законодательных актов по каждому виду выборов и неоднократного внесения в них изменений. Избирательный кодекс Российской Федерации в полной мере соответствовал бы конституционному разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
VI . Местное самоуправление
Нормы Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части утверждения законами субъектов Российской Федерации реестров муниципальных должностей муниципальной службы имеют различное применение. Отсутствуют указания на категории должностей муниципальной службы, критерии численности населения.