МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
5.Алтайский край (Алтайское краевое Законодательное Собрание)
Алтайское краевое Законодательное Собрание пятого созыва было избрано в марте 2008 года. Установленная численность депутатского корпуса - 68 депутатов, в том числе 34 депутата избраны по краевому избирательному округу и 34 - по одномандатным избирательным округам. В конце 2010 года фактическая численность депутатского корпуса составила 66 депутатов. В Законодательном Собрании в 2010 году продолжили работу 7 постоянных комитетов и 4 постоянные депутатские объединения.
1.Краткая характеристика правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2010 году.
Законодательное Собрание в 2010 году осуществляло свою деятельность в соответствии с Планом правотворческой, контрольной и организационной деятельности Законодательного Собрания на первое и второе полугодие 2010 года.
В 2010 году проведено 14 сессий, в том числе 3 внеочередные. На них было принято 123 закона Алтайского края, 116 постановлений Законодательного Собрания. В порядке законодательной инициативы принято и направлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2 проекта федеральных законов. Направлено одно обращение депутатов Законодательного Собрания к Правительству Российской Федерации.
Правотворческая деятельность Законодательного Собрания в 2010 году была направлена на решение следующих задач:
- совершенствование системы государственной власти региона: развитие политических и общественных институтов;
- правовое регулирование вопросов местного самоуправления;
- совершенствование бюджетного процесса;
- законодательное обеспечение преодоления последствий мирового финансового кризиса для социально-экономического развития Алтайского края;
- создание правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого и среднего предпринимательства;
- усиление мер государственной поддержки семьи, материнства и детства;
- модернизация системы здравоохранения.
Анализ принятых законов показывает, что наибольший удельный вес приходится на законы, регулирующие вопросы государственно-правового строительства, финансовой сферы, экономического развития.
2.Работа комитетов Законодательного Собрания
2.1.Комитет по законности , правопорядку и защите прав граждан: в 2010 году постоянным комитетом Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан проводилась работа в сфере нормотворчества по предметам ведения комитета, осуществлялась контрольная и организационная деятельность. В 2010 году комитетом всего внесено или рассмотрено при его участии 80 правовых актов, в том числе 24 закона Алтайского края и 56 постановлений Законодательного Собрания. Содержание наиболее значимых правовых актов, принятых по инициативе комитета или при его непосредственном участии:
Закон от 13 июля 2010 года № 69-ЗС «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Алтайском краевом Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональным телеканалом и радиоканалом» принят во исполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года (далее - Послание Президента Федеральному Собранию) и предусматривает закрепление норм по обеспечению гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами. Для обеспечения таких гарантий закон закрепляет порядок определения одного регионального государственного телеканала и одного регионального государственного радиоканала, на которых будет происходить освещение деятельности политических партий, представленных в Алтайском краевом законодательном Собрании. Также закон определяет, какую информацию следует относить к информации о деятельности соответствующей политической партии, и условия контроля за исполнением содержащихся в нём требований.
Закон от 2 декабря 2010 года № 102-ЗС «О внесении изменения в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» принят во исполнение предложений Послания Президента Федеральному Собранию в части предоставления политическим партиям, не представленным в региональном парламенте, права участвовать не менее одного раза в год в заседании этого органа. Закон определяет вопросы, рассматриваемые на таком заседании, порядок их рассмотрения, порядок участия в заседании указанных политических партий. Установлено, что политические партии, не представленные в Законодательном Собрании, вправе участвовать в сессии Законодательного Собрания, на которой рассматривается вопрос об отчете Губернатора Алтайского края о деятельности Администрации Алтайского края. Также по предложению Совета фракций Законодательного Собрания председатель Законодательного Собрания может принять решение об участии указанных партий в иных заседаниях Законодательного Собрания для рассмотрения значимых для Алтайского края вопросов.
Закон от 3 июня 2010 года № 45-ЗС «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Алтайского края» направлен на приведение положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (далее - Устав) в соответствие с федеральным законодательством и реализацию предложений Послания Президента Федеральному Собранию. Законом внесены изменения в части регулирования порядка рассмотрения предложения Президента Российской Федерации о кандидатуре Губернатора Алтайского края, вступления Губернатора Алтайского края в должность, а также временного исполнения обязанностей Губернатора Алтайского края.
В связи с реализацией предложений Послания Президента Федеральному Собранию внесены изменения в части закрепления обязанности Губернатора Алтайского края представлять Алтайскому краевому Законодательному Собранию ежегодные отчеты о деятельности Администрации Алтайского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием.
Закон от 3 июня 2010 года № 43-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» принят в связи с реализацией предложений Послания Президента Федеральному Собранию и изменениями, внесенными в Устав, и направлен на закрепление полномочия Законодательного Собрания по заслушиванию ежегодных отчетов Губернатора Алтайского края и определение порядка реализации данного полномочия.
Закон от 7 октября 2010 года № 81-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания» и закон Алтайского края от 7 октября 2010 года № 83-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» принят во исполнение предложений Послания Президента Федеральному Собранию в части закрепления права всех партий, представленных в региональном парламенте, создавать фракции, а также в части установления гарантий представителям всех партий занимать руководящие должности и работать в региональном парламенте на профессиональной постоянной основе.
Внесены изменения в Регламент Законодательного Собрания с целью приведения в соответствие с федеральными законами и законами Алтайского края, в том числе в связи с реализацией предложений Послания Президента Федеральному Собранию и урегулированием некоторых вопросов деятельности Законодательного Собрания (постановление от 29 ноября 2010 года 2010 года № 588).
Закон от 3 июня 2010 года № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» разработан с целью формирования и проведения в Алтайском крае целенаправленной антикоррупционной политики в соответствии с федеральным законодательством. Закон закрепляет правовые и организационные основы противодействия коррупции в Алтайском крае: определяет полномочия краевых органов государственной власти, основные направления деятельности органов местного самоуправления, предусматривает меры антикоррупционной политики, закрепляет создание совещательных и (или) консультативных органов по противодействию коррупции.
Закон от 7 октября 2010 года № 84-ЗС «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае» (внесен Губернатором Алтайского края) принят с целью реализации на территории Алтайского края положений Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон устанавливает порядок обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае в части, не урегулированной указанным Федеральным законом, в том числе устанавливает порядок определения требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами мировых судей.
Закон от 5 февраля 2010 года № 3-ЗС «О внесении изменения в статью 10 закона Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае» (внесен Алтайским краевым судом) с целью совершенствования деятельности мировой юстиции в Алтайском крае увеличил срок повторного и последующего назначения на должность мирового судьи Алтайского края.
Закон от 5 июля 2010 года № 51-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» принят с целью приведения закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в соответствие с требованиями федерального законодательства. Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был закреплен предмет ведения субъектов Российской Федерации в области административных правонарушений, данные положения отражены в законе. Также установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, нарушение установленных требований по охране зеленых насаждений. Помимо этого закон направлен на совершенствование уже действующих составов административных правонарушений, ужесточена административная ответственность за сбыт спиртных напитков домашней выработки (вина, самогона, браги и иных подобных напитков).
Закон от 7 октября 2010 года № 76-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006-2012 годах» уточняет цель программы, основные задачи и ожидаемый результат. Важнейшие целевые показатели и индикаторы программы приведены в соответствие с показателями федеральной целевой программы. Также внесены изменения в перечень программных мероприятий, в частности денежные средства перенаправлены на оснащение подразделений Госавтоинспекции приборами освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения и оснащение комплексами фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.
Постановление от 6 октября 2010 года № 478 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании на 2010-2011 годы» в соответствии с федеральным и краевым антикоррупционным законодательством закрепляет комплекс мероприятий системного характера в сфере противодействия коррупции, рассчитанный на период 2010-2011 годы. Основными задачами, на решение которых направлены данные мероприятия, являются: внедрение антикоррупционных механизмов в деятельность Законодательного Собрания; совершенствование деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; разработка и принятие нормативных правовых актов, отвечающих требованиям антикоррупционного законодательства; усиление контроля за исполнением антикоррупционного законодательства в Законодательном Собрании.
Кроме того, комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан проведены следующие основные мероприятия:
- круглый стол по вопросам совершенствования законодательства Алтайского края о выборах и референдуме (май 2010 года);
- заседания рабочей группы по подготовке проекта закона Алтайского края «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Алтайском краевом Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональным телеканалом и радиоканалом» (июнь-июль 2010 года);
- рабочие совещания по подготовке проектов законов Алтайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае», «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»; «О внесении изменений встатью 10 закона Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей Алтайского края», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае», «О внесении изменений в приложение закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы» (в течение 2010 года).
С участием специалистов комитета разработано соглашение между Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай и Алтайским краевым Законодательным Собранием о сотрудничестве в области правотворческой деятельности (сентябрь 2010 года).
2.2.Комитет по местному самоуправлению: в 2010 году комитетом по местному самоуправлению внесено или принято при его участии 51 правовой акт, в том числе 42 закона Атайского края и 9 постановлений Законодательного Собрания.
В течение 2010 года в крае проводилась работа по оптимизации территориальной организации местного самоуправления посредством объединения отдельных сельских поселений. В этой связи было принято 24 закона Алтайского края, которыми в 18 муниципальных районах осуществлено объединение 56 сельсоветов и образовано 24 новых сельских поселений.
Было принято 6 законов Алтайского края, предусматривающих дальнейшее совершенствование административно-территориального устройства края.
Комитетом по местному самоуправлению подготовлена новая редакция закона от 6 декабря 2010 года № 107-ЗС «О порядке реализации права законодательной инициативы в Алтайском краевом Законодательном Собрании представительными органами муниципальных образований», который был принят в двух чтениях.
Также был принят новый закон от 2 апреля 2010 года № 22-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Алтайского края», определивший полномочия Законодательного Собрания, Губернатора Алтайского края, Администрации Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края по взаимодействию с указанной Ассоциацией.
Проводилась работа по приведению положений Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, регламентирующих проведение муниципальных выборов, в соответствие с изменениями федерального законодательства о выборах.
В 2010 году комитет продолжил работу над проектом закона Алтайского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае». Данный законопроект разработан в целях реализации права, предоставленного частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Алтайскому краю как субъекту Российской Федерации по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Проектом закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами предполагается установить некоторые правовые, социальные, материальные, организационные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае. Например, такие как:
гарантии самостоятельного осуществления деятельности;
гарантии по оплате труда, по предоставлению ежегодного оплачиваемого отпуска;
гарантии пенсионного обеспечения;
гарантии, предоставляемые выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий;
гарантии по участию в решении вопросов местного значения, по осуществлению права на обращение, депутатский запрос;
гарантии по осуществлению права на получение информации, на информирование о своей деятельности и целый ряд других.
В результате активной деятельности рабочей группы законопроект прошёл предварительное согласование со всеми заинтересованными лицами и подготовлен к внесению на сессию краевого Законодательного Собрания для принятия его в первом чтении.
Кроме того, комитетом совместно с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проводилась работа по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Велась разъяснительная деятельность о порядке применения новых норм указанного Федерального закона.
Комитет принимал активное участие в зональных совещаниях, проводимых Законодательным Собранием, заседаниях Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований и Днях Законодательного Собрания в муниципальных образованиях края.
2.3.Комитет по бюджету , налоговой и кредитной политике: в 2010 году одним из направлений деятельности Законодательного Собрания было преодоление последствий негативной ситуации в экономической сфере и стабилизация бюджетной системы края.
Всего внесено или принято при участии комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике 24 правовых акта, в том числе 17 законов и 7 постановлений Законодательного Собрания.
Из 17 принятых законов - 6 новых законов, 10 законов о внесении изменений в действующие законы и 1 закон о признании утратившим силу закона.
Принятые постановления не носят нормативного характера.
Краевой бюджет на 2010 год был сформирован на основе умеренно-оптимистичного прогноза социально-экономического развития в целях обеспечения безусловного исполнения принятых обязательств в социальной сфере. Такой подход позволил обеспечить исполнение принятых расходных обязательств с учетом возможных рисков по поступлению доходов в бюджетную систему.
В течение года Администрацией Алтайского края подготовлены 7 законопроектов о внесении изменений в закон о краевом бюджете на 2010 год, предусматривающие обеспечение за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета участия в федеральных программах:
- оснащения автотранспортными средствами муниципальных образований, учреждений здравоохранения и подразделений милиции, коммунального комплекса;
- проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья;
- ремонта улично-дорожной сети в муниципальных обра
зованиях;
- ликвидации последствий пожара в Михайловском районе.
Кроме этого, при распределении дополнительно поступивших доходов в течение года по предложению комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике увеличена финансовая помощь местным бюджетам, средства на реализацию инвестиционной программы, а также отдельных целевых программ в социальной сфере.
Комитет постоянно проводит работу по совершенствованию законодательства края в налогово-бюджетной сфере, в том числе по приведению его в соответствие с федеральными нормами.
В развитие концепции реформирования государственных финансов Российской Федерации и в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу закон от 2 февраля 2010 года № 1-ЗС «О признании утратившим силу закона Алтайского края «О предоставлении государственных услуг за счет средств краевого бюджета».
В связи с неопределенностью федерального законодательства в сфере здравоохранения в части перераспределения полномочий между уровнями публичной власти и источников финансирования отрасли принят закон от 4 октября 2010 года № 75-ЗС «О приостановлении действия отдельных положений закона Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», устанавливающий особый порядок рассмотрения проекта краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2011 год.
В целях приведения отдельных положений действующего закона, устанавливающих контрольные полномочия Счетной палаты Алтайского края, в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, комитетом разработан и внесен на рассмотрение проект закона «О внесении изменений в закон Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», который был принят в первом чтении.
С участием комитета разработан закон от 26 ноября 2010 года № 98-ЗС «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Алтайского края в переходный период». В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», указанным законом установлены: срок перехода на новую форму финансового обеспечения деятельности краевых бюджетных учреждений; форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период; сроки зачисления в краевой бюджет доходов, полученных казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; порядок и направления использования бюджетными учреждениями нового типа доходов от сдачи имущества, находящегося в краевой собственности, и полученных ими средств от приносящей доходы деятельности.
Комитет принял участие в разработке закона от 8 ноября 2010 года № 94-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», который в связи с изменением федерального закона предусмотрел перенос срока уплаты налога организациями по итогам налогового периода. Принятая мера будет способствовать упрощению процедуры уплаты налога налогоплательщиками.
Подготовка к рассмотрению в первом чтении проекта закона от 26 ноября 2010 года № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» была начата комитетом более чем за месяц до официального внесения законопроекта в Законодательное Собрание. К конструктивной совместной работе были привлечены депутаты Законодательного Собрания и другие субъекты законодательной инициативы. Это позволило сформировать документ, максимально сбалансировано учитывающий потребности различных слоев общества, отраслей экономики и социальной сферы.
Всего подготовке закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» было посвящено 3 заседания рабочей группы, консультации с комитетами, депутатскими объединениями Законодательного Собрания, публичные слушания и 2 внеочередных заседания комитета.
В результате аналитической работы комитетом принято решение по увеличению на 902 млн. рублей доходов и расходов краевого бюджета без изменения размера дефицита, которое нашло поддержку в Администрации Алтайского края и принято депутатами Законодательного Собрания.
Проводимая работа обеспечила объективные подходы к формированию основных характеристик краевого бюджета и распределению бюджетных ассигнований, были обозначены основные направления и приоритеты финансирования в случае поступления дополнительных доходов краевого бюджета в 2011 году, в числе которых:
реализация ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае» на 2008-2012 годы;
формирование лизингового фонда для технического перевооружения сельскохозяйственного и промышленного производства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства;реализация мероприятий в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов;
реализация государственных полномочий Алтайского края в сфере здравоохранения.
Не менее пристальное внимание комитетом уделено исполнению контрольных функций. В завершение бюджетного процесса 2009 года в июне 2010 проведены публичные слушания по отчету об исполнении краевого бюджета за 2009 год. В формате телевизионной передачи в обсуждении вопросов исполнения краевого бюджета приняли участие председатель комитета А.А. Романенко, заместитель Губернатора Алтайского края, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике В.Г. Притупов и председатель Совета Общественной палаты Алтайского края П.М. Тулин.
Совместно со Счетной палатой Алтайского края подготовлено постановление от 4 мая 2010 № 220 «Об отчете Счетной палаты Алтайского края о работе за 2009 год».
В рамках контроля за исполнением краевого бюджета в 2010 году комитетом постоянно проводился анализ поступления налоговых и неналоговых доходов краевого и местных бюджетов, использования финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, поддержку реального сектора экономики, реализацию адресной инвестиционной программы.
В течение 2010 года завершена антикоррупциогенная экспертиза нормативных правовых актов Алтайского края по вопросам ведения комитета. В большинстве действующих законов норм, способствующих проявлениям коррупционных действий, не обнаружено. По итогам экспертизы комитетом внесен на рассмотрение проект закона «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», который принят в декабре 2010 года в первом чтении.
В рамках постоянного мониторинга ситуации в экономической и социальной сферах председатель и депутаты комитета участвовали в заседаниях коллегии финансовых органов края, совещаниях, проводимых комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, коллегии и совещаниях налоговых органов края, коллегиях Счетной палаты Алтайского края, заседаниях Правления Территориального фонда обязательного медицинского страхования, в заседаниях краевой комиссии по местному самоуправлению, Наблюдательного совета лизингового фонда Алтайского края, краевой инвестиционной комиссии и заседаниях межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края.
2.4. Комитет по экономической политике , промышленности и предпринимательству: за отчетный период по вопросам ведения комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству на сессиях Законодательного Собрания было рассмотрено и принято 14 законов Алтайского края и 6 постановлений Законодательного Собрания.
Из 14 принятых законов - 6 новых законов, 10 законов о внесении изменений в действующие законы и 1 закон о признании утратившим силу закона.
Из 6 принятых постановлений 1 носит нормативный характер.
Законом от 6 апреля 2010 года № 25-ЗС утверждена Программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года. Главная цель программы - создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития. Достижение главной цели будет реализовано за счет:
повышения качества трудовых ресурсов и развития эффективного рынка труда и занятости населения;
повышения уровня жизни населения и создания благоприятного социального климата;
повышения эффективности и надежности функционирования объектов инфраструктуры;
формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста;
повышения эффективности и конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства;
формирования организационной и экономической среды для развития в крае современного всесезонного туристско-рекреационного комплекса;
развития международного сотрудничества;
развития государственного управления по результатам внедрения механизмов проектно-целевого управления.
С 1 января 2011 года вступил в действие закон от 2 декабря 2010 года № 105-ЗС «О внесении изменений в статью 4 закона Алтайского края «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края», устанавливающий временные рамки запрета на розничную продажу алкогольной продукции, с 21 часа до 9 часов утра. Данные ограничения позволят сократить уровень правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
В целях приведения законодательства Алтайского края в соответствие с федеральным законодательством, устранения нарушений правил юридической техники были внесены изменения в следующие законы:
«О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края» - законом от 5 марта 2010 года № 11-ЗС установлен единый размер уставного капитала (уставного фонда) для организаций осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ установлены единые требования к размеру государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Ранее правом устанавливать размер сбора за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции были наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
«О казне Алтайского края» - законом от 7 мая 2010 года № 33-ЗС установлена ссылка на действующий нормативный правовой акт - закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края», которым урегулированы отношения, возникающие в процессе реализации органами государственной власти края и организациями полномочий по управлению и распоряжению государственной собственностью Алтайского края, поскольку признан утратившим силу закон Алтайского края от 29 июня 1995 года № 6-ЗС «О порядке управления объектами права собственности Алтайского края». Кроме того, устранены нарушения правил юридической техники в части наименования органов государственной власти Алтайского края, органов исполнительной власти Алтайского края;
«Об инновационной деятельности в Алтайском крае» законом от 3 сентября 2010 года № 71-ЗС;
«О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края» - законом от 7 октября 2010 года № 85-ЗС поскольку в тексте закона было определено, что одной из мер поддержки лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края является предоставление льгот по налогам и сборам организациям отраслей реального сектора экономики края, участвующим в лизинговой деятельности. Между тем, согласно Федеральному закону от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» мерой поддержки является предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам);
от 13 октября 2010 года № 87-ЗС «Об установлении предельного максимального значения площади и срока рассрочки оплаты при отчуждении из государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - продлен срок действия закона до 1 июля 2013 года в связи с принятием федерального закона от 2 июля 2010 года № 150-ФЗ.
Принято постановление от 30 ноября 2010 года № 602 «О Совете по вопросам оборота непищевой спиртосодержащей продукции при Алтайском краевом Законодательном Собрании».
Законом от 2 декабря 2010 N 106-ЗС «О признании утратившими силу законов Алтайского края» признаны утратившими силу ряд законов в сфере жилищной политики и управления имуществом.
Кроме того, принят проект закона «О стратегическом планировании социально- экономического развития Алтайского края». Законопроект закрепляет полномочия всех участников процесса стратегического планирования социально-экономического развития Алтайского края и позволит обеспечить взаимоувязку и соподчиненность используемых в настоящее время в Алтайском крае документов стратегического планирования, осуществлять стратегический контроль за их реализацией.
Принято постановление от 15 февраля 2010 года № 86 «Об отчете о деятельности Администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2009 году», которым одобрены действия Администрации Алтайского края по снижению негативного влияния кризисных явлений в мировой и российской экономике на темпы экономического роста в Алтайском крае и уровень жизни населения. Даны рекомендации по активизации работы по направлениям: повышения устойчивости экономики Алтайского края и осуществления мер по ее модернизации; обеспечения опережающего развития стратегических секторов, а так же снижения напряженности на рынке труда и социальной поддержке наименее обеспеченных категорий населения края.
В связи с празднованием 75-летнего юбилея Г.С.Титова принято постановление от 1 июня 2010 года № 287 «О присвоении филиалу «Алтайский оптико-лазерный центр» открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и аэропорту Барнаул имени Германа Степановича Титова».
2.5.Комитет по аграрной политике и природопользованию : депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию в 2010 году провели значительную работу по повышению эффективности нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и развития агропромышленного комплекса Алтайского края.
Всего внесено и принято 12 правовых актов, в том числе 8 законов Алтайского края и 4 постановления Законодательного Собрания.
Комитетом по аграрной политике и природопользованию внесены следующие нормативные акты:
Закон от 10 марта 2010 года № 13-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края» разработан в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
Закон от 7 октября 2010 года № 77-ЗС «О внесении изменений в статью 7 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» разработан в целях улучшения условий обеспечения граждан древесиной для индивидуального жилищного строительства, ремонта жилых домов, иных жилых помещений и хозяйственных построек. По результатам анализа правоприменительной практики норм права с учетом итогов многочисленных выездных заседаний комитета в сельских районах края внесены следующие изменения:
- исключено ограничение максимального диаметра древесины, предоставляемой гражданам для индивидуального жилищного строительства, ремонта жилых домов, иных жилых помещений и хозяйственных построек;- гражданам предоставлена возможность приобретать древесину для строительства жилого дома на выбор однократно в полном объеме или двумя долями в два срока.
Проект закона «О внесении изменений в закон Алтайского края «О ветеринарии» подготовлен в связи с протестом прокурора Алтайского края, а также динамикой федерального законодательства.
Закон от 8 ноября 2010 года № 96-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции» подготовлен с целью приведения положений закона в соответствие с федеральным законодательством. Исключены понятия «коллективных договоров», поскольку понятие коллективного договора в федеральном законодательстве применяется лишь при регулировании социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.
Закон от 8 ноября 2010 года № 95-ЗС «О внесении изменения в статью 4 закона Алтайского края «О регулировании племенного дела в животноводстве» подготовлен в целях устранения нарушения правил юридической техники.
Закон от 6 декабря 2010 года № 110-ЗС «О пчеловодстве» разработан в целях обеспечения соблюдения прав и интересов физических лиц и организаций, занимающихся пчеловодством, создания условий для повышения эффективности пчеловодства. Законом устанавливаются правовые и экономические основы деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных растений, получению продуктов пчеловодства, их переработке. В законе регламентируются: условия, обеспечивающие сохранение медоносной пчелы как вида; отношения между участниками деятельности по пчеловодству; направление и формы государственной поддержки пчеловодства. Губернатором Алтайского края внесены на рассмотрение Законодательного Собрания следующие нормативные акты:
Закон от 10 марта 2010 года № 14-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» принят в целях приведения некоторых норм в соответствие с федеральным законодательством. Законом уточнены полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, касающиеся организации использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на землях лесного фонда. Изменены и дополнены контрольно-надзорные полномочия, а также полномочиями по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах. В частности, государственный лесной контроль и надзор осуществляются только на землях лесного фонда.
Закон от 8 июля 2010 года № 67-ЗС «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» определяет полномочия Законодательного Собрания, Губернатора Алтайского края, Администрации Алтайского края и уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также порядок их осуществления.
Закон от 3 июня 2010 года № 47-ЗС «Об установлении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Алтайского края» устанавливает правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и направлен на обеспечение соблюдения требований, норм, правил и ограничений, установленных лесным законодательством и Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также на сохранение природных свойств лесов и лесных ресурсов, находящихся на территории Алтайского края.
При участии комитета подготовлена и представлена на заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработанная совместно с Администрацией Алтайского края консолидированная законодательная инициатива - проект федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Профильным комитетом верхней палаты Федерального Собрания одобрены концептуальные положения законопроекта, позволяющие по объективным критериям признать ту или иную территорию субъектов Российской Федерации зоной опережающего экономического роста, обладающей значительным аграрным потенциалом и способной за счет перевода секторов агропромышленного комплекса на инновационный путь развития и энергосберегающие технологии значительно нарастить объемы производства продовольствия, обеспечить продовольственную безопасность России, повысить благосостояние и уровень жизни населения.
В 2010 году было проведено 24 заседания комитета, в том числе 13 очередных заседаний комитета, на которых было рассмотрено 45 вопросов. На заседания приглашались представители федеральных и краевых органов государственной власти, иные должностные лица.
В 2010 году комитетом активно использовалась такая форма деятельности депутатов Законодательного Собрания как проведение заседаний «круглых столов». 27 апреля 2010 года проведено заседание круглого стола на тему «Алтайский мёд: быть или не быть?».
Комитетом организована и проведена международная научно- практическая конференция «Пчеловодство - 21 век», в работе которой приняли участие ведущие ученые и пчеловоды зарубежья, России, Алтайского края.
2.6.Комитет по социальной политике: в 2010 году при непосредственном участии комитета по социальной политике подготовлен и принят на сессиях Законодательного Собрания 21 правовой акт, в том числе 12 законов Алтайского края и 9 постановлений Законодательного Собрания.
Законом от 9 сентября 2010 года № 72-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки обучающихся краевых государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования» внесены изменения в законы Алтайского края, предусматривающие стипендиальное обеспечение и бесплатное питание обучающихся по программам начального профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Закон от 7 мая 2010 года № 26-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в Алтайском крае» разработан в связи с изменениями федерального законодательства в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки. Закон распространяет меры социальной поддержки и гарантии, связанные с получением образования, также и на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом от 7 мая 2010 года № 30-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей» было принято изменение, позволяющее супругу-усыновителю обратиться в органы социальной защиты населения за назначением пособия гражданам, усыновившим детей, в случае, если опекуном (попечителем) ребенка являлся его супруг.
Для определения размера социальной доплаты к пенсии законом от 2 ноября 2010 года № 92-ЗС «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2011 год» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2011 год в размере 4770 рублей.
Принятие закона от 14 сентября 2010 года № 73-ЗС «О единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года» направлено на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Михайловского района Алтайского края. Законом предусмотрено выделение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей каждому пострадавшему, а гражданам, утратившим имущество, предоставляется единовременная материальная помощь в размере до 200 тыс. рублей. В целях предоставления гражданам компенсации взамен утраченного жилья закон установил четыре формы компенсации по выбору гражданина: восстановление жилого помещения; строительство нового жилого помещения; приобретение готового жилого помещения; компенсационная выплата взамен утраченного жилья.
С целью создания центральной библиотеки по библиотечному обслуживанию медицинских работников в Алтайском крае были приняты изменения от 7 мая 2010 года № 32-ЗС в закон «О библиотечном деле в Алтайском крае». Данное предложение было обусловлено тем, что Алтайская краевая научная медицинская библиотека - единственная отраслевая медицинская библиотека в крае, которая была создана в 1927 году. С 1984 года является Централизованной библиотечной системой. Фонд ЦБС составляет 150000 экземпляров, читателями являются более одиннадцати тысяч медицинских работников. Аналогичные центральные библиотеки по библиотечному обслуживанию медицинских работников созданы в других субъектах Российской Федерации: Кемеровской области, Брянской области, Курганской области, Нижегородской области, Тверской области и др.
Постановлением 27 февраля 2010 года № 99 «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007 - 2010 годы» отмечено, что основным результатом реализации программы стало создание системы государственной поддержки молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Увеличилась грантовая поддержка идей молодёжи более чем в 15 раз, с 46 до 78 увеличилось количество студенческих отрядов, с 4 до 16 возросло количество отрядов патриотической акции «Снежный десант».
Вопросы об исполнении законов выносились не только на рассмотрение сессии, но и на заседания комитета. Так, на заседаниях комитета были рассмотрены следующие вопросы: «О ходе исполнения законов Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Обеспечение жильём или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 - 2010 годы и «Об утверждении краевой целевой программы «Молодёжь Алтая» на 2007- 2010 годы»; «О ходе исполнения закона Алтайского края «О единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года».
Большая работа была проведена комитетом в период формирования краевого бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Депутаты активно работали в согласительных комиссиях и рабочих группах, участвовали в круглых столах, публичных слушаниях и консультациях. Комитет внес в проект бюджета целый ряд поправок, большая часть из которых была учтена при доработке. В целом бюджет края на очередной год сохранил свою социальную направленность. Практически все меры социальной поддержки были проиндексированы.
2.7.Комитет по здравоохранению и науке: за отчетный период по вопросам ведения комитета по здравоохранению и науке на сессиях Законодательного Собрания было рассмотрено и принято 7 законов Алтайского края и 10 постановлений Законодательного Собрания.
Принятие закона от 5 марта 2010 года № 9-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае» обусловлено необходимостью уточнения и расширения отдельных положений закона в соответствии с федеральным законодательством. Закон дополняется нормами о добровольности оказания противотуберкулезной помощи; нормами об обязательной госпитализации в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обследования и лечения лиц, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза; а также нормами, устанавливающими порядок обращения в судебные органы и решения вопроса об обязательном обследовании и лечении больных туберкулезом. Кроме того, закон дополнен статьями, устанавливающими обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом, а также виды ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза на территории Алтайского края.
Законом от 30 марта 2010 года № 17-ЗС «О внесении изменения в закон Алтайского края «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае» предусмотрено внесение изменений, касающихся получения пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальными осложнениями. Право на получение данного пособия имеет один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере, установленном федеральным законом.
Принятие закона от 30 марта 2010 года № 18-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края» обусловлено необходимостью приведения в соответствие с федеральным законом «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принятие закона от 7 мая 2010 года № 28-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения» на 2007-2011 годы» обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Принятие закона от 2 декабря 2010 года № 101-ЗС «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края в сфере здравоохранения» обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Изменения внесены в законы Алтайского края «О предупреждении распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае» и «О психиатрической помощи в Алтайском крае». Вносимые изменения касаются уточнения порядка предоставления гарантий медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека; медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной и психиатрической помощи.
Принятие закона от 2 декабря 2010 года № 104-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» обусловлено необходимостью внесения изменений в краевые целевые программы «Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» и «Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников». Вносимые изменения касаются увеличения сумм затрат на мероприятие по приобретению нового медицинского оборудования и реанимобилей для учреждений здравоохранения Алтайского края, а также выделения средств на проведение ежегодного краевого конкурса на звание «Лучший врач года».
Большая работа проведена депутатами комитета по здравоохранению и науке в период формирования краевого бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В ходе работы комитетом были внесены поправки в краевой бюджет на 2011 год, касающиеся увеличения финансирования централизованных закупок медикаментов и медицинского оборудования для обеспечения лекарственными средствами краевых лечебно-профилактических учреждений, увеличения финансирования на содержание ряда краевых лечебных учреждений, увеличения финансирования краевых целевых программ.
3.Взаимодейстие с представительными органами муниципальных образований
В 2010 году была продолжено совершенствование сформированной в прежние годы системы взаимодействия с представительными органами муниципальных образований. Была откорректирована система проведения зональных совещаний с руководителями представительных органов. Смысл совещаний заключается в том, чтобы руководители представительных органов могли своевременно обсудить наиболее острые и характерные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и наметить пути их решения. Отчасти зональные совещания выполняют также функцию обучающего семинара и служат хорошей площадкой для обмена опытом. Как правило, на эти совещания приглашаются руководители и специалисты структурных подразделений краевых и федеральных органов государственной власти.
В общей сложности на зональных совещаниях рассмотрено более 30 вопросов. В их числе:
- О работе представительных органов и администраций
районов по молодежной политике;
- О работе органов местного самоуправления по оптимизации территориальной организации местного самоуправления посредством объединения сельских поселений
- О принципах формирования местных бюджетов;
- Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах;
- О реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» на территории Алтайского края;
- О проблемах реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- О реализации закона Алтайского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)»;
- О системе формирования органов местного самоуправления, предусматривающей избрание главы муниципального образования из числа депутатов и назначение главы администрации по контракту;
- О реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части передачи функций регистрации учета граждан поселений с 1 января 2011 года от органов местного самоуправления Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю;
- О правовом регулировании доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.
70- летие представительной власти Алтайского края
2010 год стал завершающим годом в праздновании юбилея представительной власти Алтайского края.
Торжественная сессия, посвященная 70-летию представительной власти Алтайского края, прошла 28 января 2010 года в здании Государственной филармонии Алтайского края. Наградами различного уровня в этот день были отмечены 27 человек. Юбилей вызвал неподдельный интерес общественности не только в регионе, но и за его пределами. Участие в праздничном заседании приняли делегации представительных органов субъектов Российской Федерации и Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, а также депутаты разных созывов, представляющие все уровни власти от местного до федерального.
Инициатива по празднованию 70-летия представительной власти была поддержана муниципальными образованиями края. Во всех муниципальных районах и городских округах Алтайского края в 2009 - 2010 годах прошли торжественные юбилейные сессии. В том числе 14 сессий состоялось в 2010 г.