Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"

5.Алтайский край (Алтайское краевое Законодательное Собрание)

Алтайское краевое Законодательное Собрание пятого созыва было избрано в марте 2008 года. Установленная численность депутатского корпуса - 68 депу­татов, в том числе 34 депутата избраны по краевому избиратель­ному округу и 34 - по одномандатным избирательным округам. В конце 2010 года фактическая численность депутатского корпуса со­ставила 66 депутатов. В Законодательном Собрании в 2010 году продолжили работу 7 постоянных комитетов и 4 постоянные депутатские объединения.

1.Краткая характеристика правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2010 году.

Законодательное Собрание в 2010 году осуществляло свою деятельность в соответствии с Планом правотворческой, контроль­ной и организационной деятельности Законодательного Собрания на первое и второе полугодие 2010 года.

В 2010 году проведено 14 сессий, в том числе 3 внеочеред­ные. На них было принято 123 закона Алтайского края, 116 постановлений Законодательного Собрания. В порядке законодательной инициативы принято и направлено в Государственную Думу Федерального Соб­рания Российской Федерации 2 проекта федеральных законов. На­правлено одно обращение депутатов Законодательного Собрания к Правительству Российской Федерации.

Правотворческая деятельность Законодательного Собрания в 2010 году была направлена на решение следующих задач:

- совершенствование системы государственной власти регио­на: развитие политических и общественных институтов;

- правовое регулирование вопросов местного самоуправления;

- совершенствование бюджетного процесса;

- законодательное обеспечение преодоления последствий мирового финансового кризиса для социально-экономического раз­вития Алтайского края;

- создание правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, промышлен­ности, малого и среднего предпринимательства;

- усиление мер государственной поддержки семьи, материн­ства и детства;

- модернизация системы здравоохранения.

Анализ принятых законов показывает, что наибольший удель­ный вес приходится на законы, регулирующие вопросы государст­венно-правового строительства, финансовой сферы, экономическо­го развития.

2.Работа комитетов Законодательного Собрания

2.1.Комитет по законности , правопорядку и защите прав граждан: в 2010 году постоянным комитетом Законодательного Соб­рания по законности, правопорядку и защите прав граждан про­водилась работа в сфере нормотворчества по предметам веде­ния комитета, осуществлялась контрольная и организационная деятельность. В 2010 году комитетом всего внесено или рассмотрено при его участии 80 правовых актов, в том числе 24 закона Алтайско­го края и 56 постановлений Законодательного Собрания. Содержание наиболее значимых правовых актов, принятых по инициативе комитета или при его непосредственном участии:

Закон от 13 июля 2010 года № 69-ЗС «О гарантиях равен­ства политических партий, представленных в Алтайском краевом Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональным телеканалом и радиоканалом» принят во исполнение положений Послания Президента Россий­ской Федерации Федеральному Собранию Российской Федера­ции от 12 ноября 2009 года (далее - Послание Президента Фе­деральному Собранию) и предусматривает закрепление норм по обеспечению гарантий равенства политических партий, пред­ставленных в Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами. Для обес­печения таких гарантий закон закрепляет порядок определения одного регионального государственного телеканала и одного ре­гионального государственного радиоканала, на которых будет происходить освещение деятельности политических партий, представленных в Алтайском краевом законодательном Собра­нии. Также закон определяет, какую информацию следует отно­сить к информации о деятельности соответствующей политиче­ской партии, и условия контроля за исполнением содержащихся в нём требований.

Закон от 2 декабря 2010 года № 102-ЗС «О внесении из­менения в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» принят во исполнение предло­жений Послания Президента Федеральному Собранию в части предоставления политическим партиям, не представленным в региональном парламенте, права участвовать не менее одного раза в год в заседании этого органа. Закон определяет вопросы, рассматриваемые на таком заседании, порядок их рассмотре­ния, порядок участия в заседании указанных политических пар­тий. Установлено, что политические партии, не представленные в Законодательном Собрании, вправе участвовать в сессии За­конодательного Собрания, на которой рассматривается вопрос об отчете Губернатора Алтайского края о деятельности Админи­страции Алтайского края. Также по предложению Совета фрак­ций Законодательного Собрания председатель Законодательно­го Собрания может принять решение об участии указанных партий в иных заседаниях Законодательного Собрания для рас­смотрения значимых для Алтайского края вопросов.

Закон от 3 июня 2010 года № 45-ЗС «О внесении измене­ний в Устав (Основной Закон) Алтайского края» направлен на приведение положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (далее - Устав) в соответствие с федеральным законода­тельством и реализацию предложений Послания Президента Федеральному Собранию. Законом внесены изменения в части регулирования порядка рассмотрения предложения Президента Российской Федерации о кандидатуре Губернатора Алтайского края, вступления Губернатора Алтайского края в должность, а также временного исполнения обязанностей Губернатора Ал­тайского края.

В связи с реализацией предложений Послания Президента Федеральному Собранию внесены изменения в части закрепле­ния обязанности Губернатора Алтайского края представлять Ал­тайскому краевому Законодательному Собранию ежегодные от­четы о деятельности Администрации Алтайского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собрани­ем.

Закон от 3 июня 2010 года № 43-ЗС «О внесении измене­ний в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Зако­нодательном Собрании» принят в связи с реализацией пред­ложений Послания Президента Федеральному Собранию и из­менениями, внесенными в Устав, и направлен на закрепление полномочия Законодательного Собрания по заслушиванию еже­годных отчетов Губернатора Алтайского края и определение по­рядка реализации данного полномочия.

Закон от 7 октября 2010 года № 81-ЗС «О внесении изме­нений в закон Алтайского края «О статусе депутата Алтай­ского краевого Законодательного Собрания» и закон Алтай­ского края от 7 октября 2010 года 83-ЗС «О внесении из­менений в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» принят во исполнение предло­жений Послания Президента Федеральному Собранию в части закрепления права всех партий, представленных в региональном парламенте, создавать фракции, а также в части ус­тановления гарантий представителям всех партий занимать ру­ководящие должности и работать в региональном парламенте на профессиональной постоянной основе.

Внесены изменения в Регламент Законодательного Соб­рания с целью приведения в соответствие с федеральными за­конами и законами Алтайского края, в том числе в связи с реа­лизацией предложений Послания Президента Федеральному Собранию и урегулированием некоторых вопросов деятельности Законодательного Собрания (постановление от 29 ноября 2010 года 2010 года № 588).

Закон от 3 июня 2010 года № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» разработан с целью формиро­вания и проведения в Алтайском крае целенаправленной анти­коррупционной политики в соответствии с федеральным законо­дательством. Закон закрепляет правовые и организационные основы противодействия коррупции в Алтайском крае: опреде­ляет полномочия краевых органов государственной власти, ос­новные направления деятельности органов местного само­управления, предусматривает меры антикоррупционной полити­ки, закрепляет создание совещательных и (или) консультатив­ных органов по противодействию коррупции.

Закон от 7 октября 2010 года № 84-ЗС «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае» (внесен Губернатором Алтайского края) при­нят с целью реализации на территории Алтайского края положе­ний Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон устанавливает порядок обеспе­чения доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае в части, не урегулированной указанным Феде­ральным законом, в том числе устанавливает порядок опреде­ления требований к технологическим, программным и лингвис­тическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами мировых судей.

Закон от 5 февраля 2010 года № 3-ЗС «О внесении изме­нения в статью 10 закона Алтайского края «О порядке на­значения и деятельности мировых судей в Алтайском крае» (внесен Алтайским краевым судом) с целью совершенствования деятельности мировой юстиции в Алтайском крае увеличил срок повторного и последующего назначения на должность мирового судьи Алтайского края.

Закон от 5 июля 2010 года № 51-ЗС «О внесении измене­ний в закон Алтайского края «Об административной ответ­ственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» принят с целью приведения закона Алтайско­го края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в соответст­вие с требованиями федерального законодательства. Феде­ральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ «О внесе­нии изменений в Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях» был закреплен предмет ведения субъектов Российской Федерации в области административных правонарушений, данные положения отражены в законе. Также установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фон­да городских и сельских поселений, нарушение установленных требований по охране зеленых насаждений. Помимо этого закон направлен на совершенствование уже действующих составов административных правонарушений, ужесточена администра­тивная ответственность за сбыт спиртных напитков домашней выработки (вина, самогона, браги и иных подобных напитков).

Закон от 7 октября 2010 года № 76-ЗС «О внесении изме­нений в приложение к закону Алтайского края «Об утвер­ждении краевой целевой программы «Повышение безопас­ности дорожного движения в Алтайском крае в 2006-2012 годах» уточняет цель программы, основные задачи и ожидае­мый результат. Важнейшие целевые показатели и индикаторы программы приведены в соответствие с показателями феде­ральной целевой программы. Также внесены изменения в пере­чень программных мероприятий, в частности денежные средства перенаправлены на оснащение подразделений Госавтоинспек­ции приборами освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения и оснащение комплексами фото- и ви­деофиксации нарушений Правил дорожного движения Россий­ской Федерации.

Постановление от 6 октября 2010 года № 478 «Об утвер­ждении Плана противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании на 2010-2011 годы» в соответствии с федеральным и краевым антикоррупционным за­конодательством закрепляет комплекс мероприятий системного характера в сфере противодействия коррупции, рассчитанный на период 2010-2011 годы. Основными задачами, на решение которых направлены данные мероприятия, являются: внедрение антикоррупционных механизмов в деятельность Законодатель­ного Собрания; совершенствование деятельности по проведе­нию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых ак­тов и их проектов; разработка и принятие нормативных право­вых актов, отвечающих требованиям антикоррупционного зако­нодательства; усиление контроля за исполнением антикорруп­ционного законодательства в Законодательном Собрании.

Кроме того, комитетом по законности, правопорядку и за­щите прав граждан проведены следующие основные мероприя­тия:

- круглый стол по вопросам совершенствования законода­тельства Алтайского края о выборах и референдуме (май 2010 года);

- заседания рабочей группы по подготовке проекта закона Алтайского края «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Алтайском краевом Законодательном Собра­нии, при освещении их деятельности региональным телекана­лом и радиоканалом» (июнь-июль 2010 года);

- рабочие совещания по подготовке проектов законов Ал­тайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае», «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об ад­министративной ответственности за совершение правонаруше­ний на территории Алтайского края»; «О внесении изменений встатью 10 закона Алтайского края «О порядке назначения и дея­тельности мировых судей Алтайского края», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтай­ском крае», «О внесении изменений в приложение закону Алтай­ского края «Об утверждении краевой целевой программы «Ком­плексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 го­ды» (в течение 2010 года).

С участием специалистов комитета разработано соглаше­ние между Государственным Собранием-Эл Курултай Республи­ки Алтай и Алтайским краевым Законодательным Собранием о сотрудничестве в области правотворческой деятельности (сен­тябрь 2010 года).

2.2.Комитет по местному самоуправлению: в 2010 году комитетом по местному самоуправлению внесено или принято при его участии 51 правовой акт, в том числе 42 за­кона Атайского края и 9 постановлений Законодательного Соб­рания.

В течение 2010 года в крае проводилась работа по оптими­зации территориальной организации местного самоуправления посредством объединения отдельных сельских поселений. В этой связи было принято 24 закона Алтайского края, которы­ми в 18 муниципальных районах осуществлено объедине­ние 56 сельсоветов и образовано 24 новых сельских посе­лений.

Было принято 6 законов Алтайского края, предусматри­вающих дальнейшее совершенствование административно-территориального устройства края.

Комитетом по местному самоуправлению подготовлена но­вая редакция закона от 6 декабря 2010 года № 107-ЗС «О поряд­ке реализации права законодательной инициативы в Алтай­ском краевом Законодательном Собрании представитель­ными органами муниципальных образований», который был принят в двух чтениях.

Также был принят новый закон от 2 апреля 2010 года № 22-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтай­ского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муни­ципальных образований Алтайского края», определивший полномочия Законодательного Собрания, Губернатора Алтайско­го края, Администрации Алтайского края и иных органов испол­нительной власти Алтайского края по взаимодействию с указан­ной Ассоциацией.

Проводилась работа по приведению положений Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депута­тов, регламентирующих проведение муниципальных выборов, в соответствие с изменениями федерального законодательства о выборах.

В 2010 году комитет продолжил работу над проектом закона Алтайского края «О гарантиях осуществления полномочий депу­тата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае». Данный законопроект разработан в целях реализации права, предоставленного частью 5.1 статьи 40 Федерального за­кона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Алтайскому краю как субъекту Российской Федерации по уста­новлению гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного долж­ностного лица местного самоуправления.

Проектом закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами предполагается устано­вить некоторые правовые, социальные, материальные, органи­зационные гарантии осуществления полномочий депутата, чле­на выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае. Например, такие как:

гарантии самостоятельного осуществления деятельности;

гарантии по оплате труда, по предоставлению ежегодного оплачиваемого отпуска;

гарантии пенсионного обеспечения;

гарантии, предоставляемые выборному лицу местного са­моуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий;

гарантии по участию в решении вопросов местного значе­ния, по осуществлению права на обращение, депутатский за­прос;

гарантии по осуществлению права на получение информа­ции, на информирование о своей деятельности и целый ряд других.

В результате активной деятельности рабочей группы зако­нопроект прошёл предварительное согласование со всеми за­интересованными лицами и подготовлен к внесению на сессию краевого Законодательного Собрания для принятия его в пер­вом чтении.

Кроме того, комитетом совместно с Управлением Мини­стерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проводилась работа по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с изменениями, внесёнными в Фе­деральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Велась разъяснительная деятельность о порядке применения новых норм ука­занного Федерального закона.

Комитет принимал активное участие в зональных совеща­ниях, проводимых Законодательным Собранием, заседаниях Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с пред­ставительными органами муниципальных образований и Днях Законодательного Собрания в муниципальных образованиях края.

2.3.Комитет по бюджету , налоговой и кредитной политике: в 2010 году одним из направлений деятельности Законодательного Собрания было преодоление последствий негативной ситуации в экономической сфере и стабилизация бюджетной системы края.

Всего внесено или принято при участии комитета по бюд­жету, налоговой и кредитной политике 24 правовых акта, в том числе 17 законов и 7 постановлений Законодательного Собрания.

Из 17 принятых законов - 6 новых законов, 10 законов о вне­сении изменений в действующие законы и 1 закон о признании ут­ратившим силу закона.

Принятые постановления не носят нормативного характера.

Краевой бюджет на 2010 год был сформирован на основе умеренно-оптимистичного прогноза социально-экономического развития в целях обеспечения безусловного исполнения принятых обязательств в социальной сфере. Такой подход позволил обеспечить исполнение принятых расходных обязательств с учетом возможных рисков по поступлению доходов в бюджетную систему.

В течение года Администрацией Алтайского края подготов­лены 7 законопроектов о внесении изменений в закон о краевом бюджете на 2010 год, предусматривающие обеспече­ние за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета участия в федеральных программах:

- оснащения автотранспортными средствами муниципаль­ных образований, учреждений здравоохранения и подразделе­ний милиции, коммунального комплекса;

- проведения капитального ремонта многоквартирных до­мов;

- переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья;

- ремонта улично-дорожной сети в муниципальных обра­
зованиях;

- ликвидации последствий пожара в Михайловском районе.

Кроме этого, при распределении дополнительно поступив­ших доходов в течение года по предложению комитета по бюд­жету, налоговой и кредитной политике увеличена финансовая помощь местным бюджетам, средства на реализацию инвести­ционной программы, а также отдельных целевых программ в со­циальной сфере.

Комитет постоянно проводит работу по совершенствованию законодательства края в налогово-бюджетной сфере, в том чис­ле по приведению его в соответствие с федеральными нормами.

В развитие концепции реформирования государственных финансов Российской Федерации и в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации признан утратив­шим силу закон от 2 февраля 2010 года № 1-ЗС «О признании утратившим силу закона Алтайского края «О предоставле­нии государственных услуг за счет средств краевого бюд­жета».

В связи с неопределенностью федерального законодатель­ства в сфере здравоохранения в части перераспределения пол­номочий между уровнями публичной власти и источников фи­нансирования отрасли принят закон от 4 октября 2010 года № 75-ЗС «О приостановлении действия отдельных положений закона Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджет­ном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», устанавливающий особый порядок рассмотрения проекта крае­вого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательно­го медицинского страхования Алтайского края на 2011 год.

В целях приведения отдельных положений действующего закона, устанавливающих контрольные полномочия Счетной па­латы Алтайского края, в соответствие с требованиями Бюджет­ного кодекса Российской Федерации, комитетом разработан и внесен на рассмотрение проект закона «О внесении изменений в закон Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», который был принят в первом чтении.

С участием комитета разработан закон от 26 ноября 2010 года № 98-ЗС «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Алтай­ского края в переходный период». В соответствии с Феде­ральным законом «О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации в связи с совершенство­ванием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», указанным законом установлены: срок перехода на новую форму финансового обеспечения деятельности крае­вых бюджетных учреждений; форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период; сроки зачисления в краевой бюджет доходов, полученных казен­ными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; порядок и направления использования бюджет­ными учреждениями нового типа доходов от сдачи имущества, находящегося в краевой собственности, и полученных ими средств от приносящей доходы деятельности.

Комитет принял участие в разработке закона от 8 ноября 2010 года № 94-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», который в связи с изменением федерального закона пре­дусмотрел перенос срока уплаты налога организациями по ито­гам налогового периода. Принятая мера будет способствовать упрощению процедуры уплаты налога налогоплательщиками.

Подготовка к рассмотрению в первом чтении проекта зако­на от 26 ноября 2010 года № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» была на­чата комитетом более чем за месяц до официального внесения законопроекта в Законодательное Собрание. К конструктивной совместной работе были привлечены депутаты Законодательно­го Собрания и другие субъекты законодательной инициативы. Это позволило сформировать документ, максимально сбаланси­ровано учитывающий потребности различных слоев общества, отраслей экономики и социальной сферы.

Всего подготовке закона Алтайского края «О краевом бюд­жете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» было посвящено 3 заседания рабочей группы, консультации с комите­тами, депутатскими объединениями Законодательного Собрания, публичные слушания и 2 внеочередных заседания комитета.

В результате аналитической работы комитетом принято решение по увеличению на 902 млн. рублей доходов и расходов краевого бюджета без изменения размера дефицита, которое нашло поддержку в Администрации Алтайского края и принято депутатами Законодательного Собрания.

Проводимая работа обеспечила объективные подходы к формированию основных характеристик краевого бюджета и распределению бюджетных ассигнований, были обозначены ос­новные направления и приоритеты финансирования в случае поступления дополнительных доходов краевого бюджета в 2011 году, в числе которых:

реализация ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае» на 2008-2012 годы;

формирование лизингового фонда для технического пере­вооружения сельскохозяйственного и промышленного производ­ства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства;реализация мероприятий в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюд­жетов муниципальных районов и городских округов;

реализация государственных полномочий Алтайского края в сфере здравоохранения.

Не менее пристальное внимание комитетом уделено ис­полнению контрольных функций. В завершение бюджетного процесса 2009 года в июне 2010 проведены публичные слуша­ния по отчету об исполнении краевого бюджета за 2009 год. В формате телевизионной передачи в обсуждении вопросов ис­полнения краевого бюджета приняли участие председатель ко­митета А.А. Романенко, заместитель Губернатора Алтайского края, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике В.Г. Притупов и председатель Совета Общественной палаты Алтайского края П.М. Тулин.

Совместно со Счетной палатой Алтайского края подготов­лено постановление от 4 мая 2010 № 220 «Об отчете Счетной палаты Алтайского края о работе за 2009 год».

В рамках контроля за исполнением краевого бюджета в 2010 году комитетом постоянно проводился анализ поступления налоговых и неналоговых доходов краевого и местных бюдже­тов, использования финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, поддержку реального секто­ра экономики, реализацию адресной инвестиционной програм­мы.

В течение 2010 года завершена антикоррупциогенная экс­пертиза нормативных правовых актов Алтайского края по вопро­сам ведения комитета. В большинстве действующих законов норм, способствующих проявлениям коррупционных действий, не обнаружено. По итогам экспертизы комитетом внесен на рас­смотрение проект закона «О внесении изменений в закон Алтай­ского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», который принят в де­кабре 2010 года в первом чтении.

В рамках постоянного мониторинга ситуации в экономиче­ской и социальной сферах председатель и депутаты комитета участвовали в заседаниях коллегии финансовых органов края, совещаниях, проводимых комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, коллегии и совещаниях налоговых органов края, коллегиях Счетной палаты Алтайского края, заседаниях Правления Территориального фон­да обязательного медицинского страхования, в заседаниях краевой комиссии по местному самоуправлению, Наблюдатель­ного совета лизингового фонда Алтайского края, краевой инве­стиционной комиссии и заседаниях межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния фи­нансового рынка Алтайского края.

2.4. Комитет по экономической политике , промышленности и предпринимательству: за отчетный период по вопросам ведения комитета по эко­номической политике, промышленности и предпринимательству на сессиях Законода­тельного Собрания было рассмотрено и принято 14 законов Ал­тайского края и 6 постановлений Законодательного Собрания.

Из 14 принятых законов - 6 новых законов, 10 законов о внесении изменений в действующие законы и 1 закон о призна­нии утратившим силу закона.

Из 6 принятых постановлений 1 носит нормативный харак­тер.

Законом от 6 апреля 2010 года № 25-ЗС утверждена Про­грамма социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года. Главная цель программы - соз­дание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития. Достижение главной цели будет реализовано за счет:

повышения качества трудовых ресурсов и развития эффек­тивного рынка труда и занятости населения;

повышения уровня жизни населения и создания благопри­ятного социального климата;

повышения эффективности и надежности функционирова­ния объектов инфраструктуры;

формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста;

повышения эффективности и конкурентоспособности про­мышленного и сельскохозяйственного производства;

формирования организационной и экономической среды для развития в крае современного всесезонного туристско-рекреационного комплекса;

развития международного сотрудничества;

развития государственного управления по результатам внедрения механизмов проектно-целевого управления.

С 1 января 2011 года вступил в действие закон от 2 декабря 2010 года № 105-ЗС «О внесении изменений в статью 4 зако­на Алтайского края «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края», устанавливающий временные рамки запрета на розничную продажу алкогольной продукции, с 21 часа до 9 часов утра. Данные ограничения позволят сократить уровень правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опья­нения.

В целях приведения законодательства Алтайского края в соответствие с федеральным законодательством, устранения нарушений правил юридической техники были внесены измене­ния в следующие законы:

«О государственном регулировании розничной прода­жи алкогольной продукции на территории Алтайского края» - законом от 5 марта 2010 года № 11-ЗС установлен единый размер уставного капитала (уставного фонда) для организаций осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ установлены единые требования к размеру государст­венной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Ранее правом устанавливать размер сбора за выдачу лицензий на розничную продажу алко­гольной продукции были наделены органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации;

«О казне Алтайского края» - законом от 7 мая 2010 года № 33-ЗС установлена ссылка на действующий нормативный правовой акт - закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государствен­ной собственностью Алтайского края», которым урегулированы отношения, возникающие в процессе реализации органами государственной власти края и организациями полномочий по управлению и распоряжению государственной собственностью Алтайского края, поскольку признан утратившим силу закон Ал­тайского края от 29 июня 1995 года № 6-ЗС «О порядке управ­ления объектами права собственности Алтайского края». Кроме того, устранены нарушения правил юридической техники в части наименования органов государственной власти Алтайского края, органов исполнительной власти Алтайского края;

«Об инновационной деятельности в Алтайском крае» законом от 3 сентября 2010 года № 71-ЗС;

«О поддержке лизинговой деятельности в отраслях ре­ального сектора экономики Алтайского края» - законом от 7 октября 2010 года № 85-ЗС поскольку в тексте закона было определено, что одной из мер поддержки лизинговой деятельно­сти в отраслях реального сектора экономики Алтайского края является предоставление льгот по налогам и сборам организа­циям отраслей реального сектора экономики края, участвующим в лизинговой деятельности. Между тем, согласно Федеральному закону от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой арен­де (лизинге)» мерой поддержки является предоставление в за­конодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинго­вым компаниям (фирмам);

от 13 октября 2010 года № 87-ЗС «Об установлении пре­дельного максимального значения площади и срока рас­срочки оплаты при отчуждении из государственной собст­венности Алтайского края или муниципальной собственно­сти недвижимого имущества, арендуемого субъектами ма­лого и среднего предпринимательства» - продлен срок дей­ствия закона до 1 июля 2013 года в связи с принятием феде­рального закона от 2 июля 2010 года № 150-ФЗ.

Принято постановление от 30 ноября 2010 года № 602 «О Совете по вопросам оборота непищевой спиртосодержащей продукции при Алтайском краевом Законодательном Соб­рании».

Законом от 2 декабря 2010 N 106-ЗС «О признании утра­тившими силу законов Алтайского края» признаны утратившими силу ряд законов в сфере жилищной политики и управле­ния имуществом.

Кроме того, принят проект закона «О стратегическом пла­нировании социально- экономического развития Алтайского края». Законопроект закрепляет полномочия всех участников процесса стратегического планирования социально-экономического развития Алтайского края и позволит обеспе­чить взаимоувязку и соподчиненность используемых в настоя­щее время в Алтайском крае документов стратегического плани­рования, осуществлять стратегический контроль за их реализа­цией.

Принято постановление от 15 февраля 2010 года № 86 «Об отчете о деятельности Администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2009 году», которым одобрены действия Администрации Алтай­ского края по снижению негативного влияния кризисных явлений в мировой и российской экономике на темпы экономического роста в Алтайском крае и уровень жизни населения. Даны реко­мендации по активизации работы по направлениям: повышения устойчивости экономики Алтайского края и осуществления мер по ее модернизации; обеспечения опережающего развития стратегических секторов, а так же снижения напряженности на рынке труда и социальной поддержке наименее обеспеченных категорий населения края.

В связи с празднованием 75-летнего юбилея Г.С.Титова принято постановление от 1 июня 2010 года № 287 «О присвое­нии филиалу «Алтайский оптико-лазерный центр» открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и аэропорту Барна­ул имени Германа Степановича Титова».

2.5.Комитет по аграрной политике и природопользованию : депутаты комитета по аграрной политике и природопользо­ванию в 2010 году провели значительную работу по повышению эффективности нормативно-правовой базы в области охраны окружающей сре­ды и развития агропромышленного комплекса Алтайского края.

Всего внесено и принято 12 правовых актов, в том числе 8 законов Алтайского края и 4 постановления Законодательного Собрания.

Комитетом по аграрной политике и природопользованию внесены следующие нормативные акты:

Закон от 10 марта 2010 года № 13-ЗС «О внесении изме­нений в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края» разработан в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством.

Закон от 7 октября 2010 года № 77-ЗС «О внесении изме­нений в статью 7 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» разработан в целях улучшения условий обеспечения гра­ждан древесиной для индивидуального жилищного строительст­ва, ремонта жилых домов, иных жилых помещений и хозяйст­венных построек. По результатам анализа правоприменитель­ной практики норм права с учетом итогов многочисленных вы­ездных заседаний комитета в сельских районах края внесены следующие изменения:

- исключено ограничение максимального диаметра древе­сины, предоставляемой гражданам для индивидуального жи­лищного строительства, ремонта жилых домов, иных жилых по­мещений и хозяйственных построек;- гражданам предоставлена возможность приобретать дре­весину для строительства жилого дома на выбор однократно в полном объеме или двумя долями в два срока.

Проект закона «О внесении изменений в закон Алтайско­го края «О ветеринарии» подготовлен в связи с протестом про­курора Алтайского края, а также динамикой федерального зако­нодательства.

Закон от 8 ноября 2010 года № 96-ЗС «О внесении изме­нений в закон Алтайского края «О государственной под­держке личных подсобных хозяйств, занятых производст­вом сельскохозяйственной продукции» подготовлен с целью приведения положений закона в соответствие с федеральным законодательством. Исключены понятия «коллективных догово­ров», поскольку понятие коллективного договора в федеральном законодательстве применяется лишь при регулировании соци­ально-трудовых отношений между работниками и работодате­лями.

Закон от 8 ноября 2010 года № 95-ЗС «О внесении изме­нения в статью 4 закона Алтайского края «О регулировании племенного дела в животноводстве» подготовлен в целях устранения нарушения правил юридической техники.

Закон от 6 декабря 2010 года № 110-ЗС «О пчеловодстве» разработан в целях обеспечения соблюдения прав и интересов физических лиц и организаций, занимающихся пчеловодством, создания условий для повышения эффективности пчеловодства. Законом устанавливаются правовые и экономические основы деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных растений, получению продуктов пчеловодства, их переработке. В законе регламентируются: условия, обеспечивающие сохране­ние медоносной пчелы как вида; отношения между участниками деятельности по пчеловодству; направление и формы государ­ственной поддержки пчеловодства. Губернатором Алтайского края внесены на рассмотрение Законодательного Собрания следующие нормативные акты:

Закон от 10 марта 2010 года № 14-ЗС «О внесении изме­нений в закон Алтайского края «О регулировании отдель­ных лесных отношений на территории Алтайского края» принят в целях приведения некоторых норм в соответствие с федеральным законодательством. Законом уточнены полномо­чия органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации в области лесных отношений, касающиеся организации использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на землях лесного фонда. Изменены и дополнены контрольно-надзорные полномочия, а также полномочиями по осуществле­нию государственного пожарного надзора в лесах. В частности, государственный лесной контроль и надзор осуществляются только на землях лесного фонда.

Закон от 8 июля 2010 года № 67-ЗС «Об охоте и сохране­нии охотничьих ресурсов» определяет полномочия Законода­тельного Собрания, Губернатора Алтайского края, Администра­ции Алтайского края и уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области охоты и сохранения охотничь­их ресурсов, а также порядок их осуществления.

Закон от 3 июня 2010 года № 47-ЗС «Об установлении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Алтайского края» устанавливает правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и направлен на обеспечение соблюдения требований, норм, правил и ограничений, установленных лесным законода­тельством и Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», а также на сохранение природных свойств лесов и лесных ресурсов, находящихся на территории Алтайского края.

При участии комитета подготовлена и представлена на за­седании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработанная совместно с Администрацией Алтайского края консолидированная законодательная инициатива - проект фе­дерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации». Профильным ко­митетом верхней палаты Федерального Собрания одобрены концептуальные положения законопроекта, позволяющие по объективным критериям признать ту или иную территорию субъ­ектов Российской Федерации зоной опережающего экономиче­ского роста, обладающей значительным аграрным потенциалом и способной за счет перевода секторов агропромышленного комплекса на инновационный путь развития и энергосберегаю­щие технологии значительно нарастить объемы производства продовольствия, обеспечить продовольственную безопасность России, повысить благосостояние и уровень жизни населения.

В 2010 году было проведено 24 заседания комитета, в том числе 13 очередных заседаний комитета, на которых было рас­смотрено 45 вопросов. На заседания приглашались представи­тели федеральных и краевых органов государственной власти, иные должностные лица.

В 2010 году комитетом активно использовалась такая фор­ма деятельности депутатов Законодательного Собрания как проведение заседаний «круглых столов». 27 апреля 2010 года проведено заседание круглого стола на тему «Алтайский мёд: быть или не быть?».

Комитетом организована и проведена международная на­учно- практическая конференция «Пчеловодство - 21 век», в ра­боте которой приняли участие ведущие ученые и пчеловоды за­рубежья, России, Алтайского края.

2.6.Комитет по социальной политике: в 2010 году при непосредственном участии комитета по со­циальной политике подготовлен и принят на сессиях Законодательного Собрания 21 правовой акт, в том числе 12 законов Алтайского края и 9 постановлений Законодательного Собрания.

Законом от 9 сентября 2010 года № 72-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки обучающихся краевых государст­венных образовательных учреждений среднего и начально­го профессионального образования» внесены изменения в законы Алтайского края, предусматривающие стипендиальное обеспечение и бесплатное питание обучающихся по программам начального профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях среднего профессио­нального образования.

Закон от 7 мая 2010 года № 26-ЗС «О внесении измене­ний в закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в Алтайском крае» разработан в связи с изменениями федерального законодательства в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер со­циальной поддержки. Закон распространяет меры социальной поддержки и гарантии, связанные с получением образования, также и на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом от 7 мая 2010 года № 30-ЗС «О внесении изме­нений в закон Алтайского края «О пособии гражданам, усы­новившим детей» было принято изменение, позволяющее суп­ругу-усыновителю обратиться в органы социальной защиты на­селения за назначением пособия гражданам, усыновившим де­тей, в случае, если опекуном (попечителем) ребенка являлся его супруг.

Для определения размера социальной доплаты к пенсии законом от 2 ноября 2010 года № 92-ЗС «Об установлении ве­личины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2011 год» установлена величина прожиточного мини­мума пенсионера в Алтайском крае на 2011 год в размере 4770 рублей.

Принятие закона от 14 сентября 2010 года № 73-ЗС «О единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате при­родных пожаров на территории Михайловского района Ал­тайского края в сентябре 2010 года» направлено на ликвида­цию последствий природных пожаров, произошедших в 2010 го­ду на территории Михайловского района Алтайского края. Зако­ном предусмотрено выделение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей каждому пострадавшему, а гражданам, утратившим имущество, предоставляется едино­временная материальная помощь в размере до 200 тыс. рублей. В целях предоставления гражданам компенсации взамен утра­ченного жилья закон установил четыре формы компенсации по выбору гражданина: восстановление жилого помещения; строи­тельство нового жилого помещения; приобретение готового жи­лого помещения; компенсационная выплата взамен утраченного жилья.

С целью создания центральной библиотеки по библиотеч­ному обслуживанию медицинских работников в Алтайском крае были приняты изменения от 7 мая 2010 года № 32-ЗС в закон «О библиотечном деле в Алтайском крае». Данное предложение было обусловлено тем, что Алтайская краевая научная меди­цинская библиотека - единственная отраслевая медицинская библиотека в крае, которая была создана в 1927 году. С 1984 года является Централизованной библиотечной системой. Фонд ЦБС составляет 150000 экземпляров, читателями являются бо­лее одиннадцати тысяч медицинских работников. Аналогичные центральные библиотеки по библиотечному обслуживанию ме­дицинских работников созданы в других субъектах Российской Федерации: Кемеровской области, Брянской области, Курганской области, Нижегородской области, Тверской области и др.

Постановлением 27 февраля 2010 года № 99 «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007 - 2010 годы» отмечено, что основным результатом реализации программы стало создание системы государственной поддержки молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Увеличилась грантовая поддержка идей молодёжи более чем в 15 раз, с 46 до 78 увеличилось количество студенческих отрядов, с 4 до 16 возросло количество отрядов патриотической акции «Снежный десант».

Вопросы об исполнении законов выносились не только на рассмотрение сессии, но и на заседания комитета. Так, на засе­даниях комитета были рассмотрены следующие вопросы: «О ходе исполнения законов Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Обеспечение жильём или улучше­ние жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 - 2010 годы и «Об утверждении краевой целевой програм­мы «Молодёжь Алтая» на 2007- 2010 годы»; «О ходе исполнения закона Алтайского края «О единовременной материальной по­мощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, постра­давшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в ре­зультате природных пожаров на территории Михайловского рай­она Алтайского края в сентябре 2010 года».

Большая работа была проведена комитетом в период фор­мирования краевого бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Депутаты активно работали в согласительных комиссиях и рабочих группах, участвовали в круглых столах, публичных слушаниях и консультациях. Комитет внес в проект бюджета целый ряд поправок, большая часть из которых была учтена при доработке. В целом бюджет края на очередной год сохранил свою социальную направленность. Практически все меры социальной поддержки были проиндексированы.

2.7.Комитет по здравоохранению и науке: за отчетный период по вопросам ведения комитета по здравоохранению и науке на сессиях Законодательного Собрания было рас­смотрено и принято 7 законов Алтайского края и 10 постановле­ний Законодательного Собрания.

Принятие закона от 5 марта 2010 года № 9-ЗС «О внесе­нии изменений в закон Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае» обусловле­но необходимостью уточнения и расширения отдельных поло­жений закона в соответствии с федеральным законодательством. Закон дополняется нормами о добровольности оказания противотуберкулезной помощи; нормами об обязательной гос­питализации в специализированные медицинские противотубер­кулезные организации для обследования и лечения лиц, неод­нократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях вы­явления туберкулеза или от лечения туберкулеза; а также нор­мами, устанавливающими порядок обращения в судебные орга­ны и решения вопроса об обязательном обследовании и лече­нии больных туберкулезом. Кроме того, закон дополнен статья­ми, устанавливающими обязанности лиц, находящихся под дис­пансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных ту­беркулезом, а также виды ответственности за нарушение зако­нодательства в области предупреждения распространения ту­беркулеза на территории Алтайского края.

Законом от 30 марта 2010 года № 17-ЗС «О внесении из­менения в закон Алтайского края «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае» предусмотрено внесение изменений, касающихся получения пособия по вре­менной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребен­ком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствак­цинальными осложнениями. Право на получение данного посо­бия имеет один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере, установленном фе­деральным законом.

Принятие закона от 30 марта 2010 года № 18-ЗС «О внесе­нии изменений в закон Алтайского края «Об оказании меди­цинской помощи на территории Алтайского края» обуслов­лено необходимостью приведения в соответствие с федераль­ным законом «О внесении изменений в Основы законодательст­ва Российской Федерации об охране здоровья граждан и от­дельные законодательные акты Российской Федерации».

Принятие закона от 7 мая 2010 года № 28-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения» на 2007-2011 годы» обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Принятие закона от 2 декабря 2010 года № 101-ЗС «О вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Ал­тайского края в сфере здравоохранения» обусловлено необ­ходимостью приведения его в соответствие с федеральным за­конодательством. Изменения внесены в законы Алтайского края «О предупреждении распространения в Алтайском крае за­болевания, вызываемого вирусом иммунодефицита чело­века», «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае» и «О психиатрической помощи в Алтай­ском крае». Вносимые изменения касаются уточнения порядка предоставления гарантий медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содер­жащими вирус иммунодефицита человека; медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противо­туберкулезной и психиатрической помощи.

Принятие закона от 2 декабря 2010 года № 104-ЗС «О вне­сении изменений в закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» обусловлено необходимостью внесения изме­нений в краевые целевые программы «Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» и «Переподготовка и повышение квалификации медицинских ра­ботников». Вносимые изменения касаются увеличения сумм за­трат на мероприятие по приобретению нового медицинского оборудования и реанимобилей для учреждений здравоохране­ния Алтайского края, а также выделения средств на проведение ежегодного краевого конкурса на звание «Лучший врач года».

Большая работа проведена депутатами комитета по здра­воохранению и науке в период формирования краевого бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В ходе ра­боты комитетом были внесены поправки в краевой бюджет на 2011 год, касающиеся увеличения финансирования централизо­ванных закупок медикаментов и медицинского оборудования для обеспечения лекарственными средствами краевых лечебно-профилактических учреждений, увеличения финансирования на содержание ряда краевых лечебных учреждений, увеличения финансирования краевых целевых программ.

3.Взаимодейстие с представительными органами муниципальных образований

В 2010 году была продолжено совершенствование сфор­мированной в прежние годы системы взаимодействия с пред­ставительными органами муниципальных образований. Была от­корректирована система проведения зональных совещаний с ру­ководителями представительных органов. Смысл совещаний за­ключается в том, чтобы руководители представительных орга­нов могли своевременно обсудить наиболее острые и характер­ные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправле­ния и наметить пути их решения. Отчасти зональные совещания выполняют также функцию обучающего семинара и служат хо­рошей площадкой для обмена опытом. Как правило, на эти со­вещания приглашаются руководители и специалисты структур­ных подразделений краевых и федеральных органов государст­венной власти.

В общей сложности на зональных совещаниях рассмотрено более 30 вопросов. В их числе:

- О работе представительных органов и администраций
районов по молодежной политике;

- О работе органов местного самоуправления по оптимиза­ции территориальной организации местного самоуправления по­средством объединения сельских поселений

- О принципах формирования местных бюджетов;

- Об ограничении пребывания несовершеннолетних в об­щественных местах;

- О реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» на территории Алтайского края;

- О проблемах реализации Федерального закона «О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- О реализации закона Алтайского края «О размере, усло­виях и порядке возмещения расходов, связанных с предостав­лением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского ти­па)»;

- О системе формирования органов местного самоуправле­ния, предусматривающей избрание главы муниципального обра­зования из числа депутатов и назначение главы администрации по контракту;

- О реализации Федерального закона «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части передачи функций регистрации учета граждан поселений с 1 января 2011 года от органов местного самоуправления Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю;

- О правовом регулировании доступа к информации о дея­тельности государственных органов и органов местного само­управления и др.

70- летие представительной власти Алтайского края

2010 год стал завершающим годом в праздновании юбилея представительной власти Алтайского края.

Торжественная сессия, посвященная 70-летию представи­тельной власти Алтайского края, прошла 28 января 2010 года в здании Государственной филармонии Алтайского края. Наградами различного уровня в этот день были отмечены 27 человек. Юбилей вызвал неподдельный интерес общественности не только в регио­не, но и за его пределами. Участие в праздничном заседании при­няли делегации представительных органов субъектов Российской Федерации и Восточно-Казахстанской области Республики Казах­стан, а также депутаты разных созывов, представляющие все уров­ни власти от местного до федерального.

Инициатива по празднованию 70-летия представительной власти была поддержана муниципальными образованиями края. Во всех муниципальных районах и городских округах Алтайского края в 2009 - 2010 годах прошли торжественные юбилейные сессии. В том числе 14 сессий состоялось в 2010 г.