МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
4.Республика Хакассия (Верховный Совет Республики Хакасия)
1.Общая динамика развития Республики Хакасия в 2010 году – начале 2011 года
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, социально-экономическое положение Республики Хакасия в 2010 году свидетельствовало об устойчивом ее развитии, что характеризовалось ростом сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, объемов работ в строительной деятельности, платных услуг населению, торгового оборота.
Позитивные сдвиги произошли в благосостоянии населения республики. По результатам сводного индекса, характеризующего доходы и занятость населения, республика сохранила свои позиции в группе регионов со значениями лучше среднероссийских, заняв 27 место.
По темпам роста доходов бюджета и поступлений налога на прибыль организаций в течение последних двух лет республику относят к регионам, где положение оценивается лучше среднероссийского (в рейтинге субъектов Республика Хакасия на 38 месте).
За январь – декабрь 2010 года инфляция на потребительском рынке Республики Хакасия составила 8,4%. При этом в 2010 году темпы роста цен в республике были несколько ниже, чем в Российской Федерации в целом, где прирост потребительских цен составил 8,7%.
Потребительские цены на товары и платные услуги населению Республики Хакасия за январь – февраль 2011 года выросли на 3,5%, в том числе на продовольственные товары – на 4,4%, непродовольственные товары – на 1%, платные услуги – на 6,5%.
За февраль 2011 года прирост цен на товары и услуги населению составил 0,7%.
Потребительские цены на продовольственные товары выросли на 1,4%, непродовольственные товары – на 0,3% и платные услуги – на 0,4%.
Численность экономически активного населения в январе 2011 года составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 272,8 тыс. человек, или 50,6% от общей численности населения республики.
По оценке, численность населения Республики Хакасия на 1 октября 2010 года составляла 539,5 тыс. человек, в том числе в городских поселениях – 368 тыс. человек, в сельской местности – 171,5 тыс. человек.
2.Характеристика законотворческой деятельности в Республике Хакасия
Законодательный процесс в 2010 году и начала 2011 года развивался целенаправленно, особое внимание уделялось приведению законодательства Республики Хакасия в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. За 2010 год Верховным Советом Республики Хакасия (далее – Верховный Совет) было проведено 9 сессий (заседаний), обсуждено 244 вопроса, принято 136 законов Республики Хакасия, в том числе:
в сфере конституционного строя – 34;
в сфере основ государственного управления – 34;
в сфере гражданского права – 3;
в области регулирования семейных отношений – 1;
в области жилищных отношений – 2;
в сфере труда и занятости населения – 2;
в сфере социального обеспечения и социального страхования – 5;
в сфере финансов – 21;
в сфере хозяйственной деятельности – 6;
в сфере природных ресурсов и охраны окружающей природной среды – 8;
в сфере образования, науки и культуры – 9;
в сфере здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта – 2;
в сфере безопасности и охраны правопорядка – 5;
в сфере правосудия и деятельности судов – 2;
в сфере работы органов прокуратуры, юстиции, адвокатуры и нотариата – 1.
Их них:
- законов о внесении изменений в действующие законы – 103;
- самостоятельных (базовых законов) – 26;
- о признании утратившими силу ранее принятых законов – 6.
В 2010 году в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» дважды вносились изменения в Конституцию Республики Хакасия (законы Республики Хакасия от 08.06.2010 № 52-ЗРХ и от 03.11.2010 № 100-ЗРХ), а также было изменено наименование должности высшего должностного лица Республики Хакасия «Председатель Правительства Республики Хакасия» на наименование «Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия».
В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Хакасия, были приняты следующие законы Республики Хакасия:
- Закон Республики Хакасия от 09.07.2010 № 76-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия», в соответствии с которым срок полномочий депутатов Верховного Совета определен до пяти лет;
- Закон Республики Хакасия от 10.12.2010 № 117-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия», согласно которому уменьшено общее число депутатов Верховного Совета Республики Хакасия с 75 до 50, начиная с шестого созыва Верховного Совета;
- Закон Республики Хакасия от 26.11.2010 № 109-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия»
- Закон Республики Хакасия от 09.07.2010 № 81-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О Правительстве Республики Хакасия», которым определено, что деятельностью Правительства Республики Хакасия руководит Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, наделяемый полномочиями по представлению Президента Российской Федерации Республики Хакасия в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Хакасия, сроком на пять лет.
Законом Республики Хакасия от 30.06.2010 года № 63-ЗРХ в Республике Хакасия была введена должность Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия, Уполномоченный по правам человека приступил к исполнению своих обязанностей с 27 марта 2011 года
В 2010 году особое внимание уделялось приведению избирательного законодательства Республики Хакасия в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. Трижды вносились изменения в законы Республики Хакасия «О местном референдуме в Республике Хакасия», «Об Избирательной комиссии Республики Хакасия», «О территориальных избирательных комиссиях в Республике Хакасия», « О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», дважды вносились изменения в Закон Республики Хакасия «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия».
В соответствии с законами Республики Хакасия о внесении изменений в некоторые законы Республики Хакасия в сфере избирательного законодательства с четырёх до пяти лет увеличен срок полномочий избирательных комиссий всех уровней, изменен порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований, уточнён порядок досрочного голосования, установлены дополнительные гарантии обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума, а за избирательными объединениями законодательно закреплено право выдвижения кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
30.06.2010 года был принят Закон Республики Хакасия « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом ».
В сфере местного самоуправления законодательная деятельность была направлена на наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в 2010 году были наделены следующими государственными полномочиями:
- по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения на территории Республики Хакасия;
- по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (установлена возможность уменьшения муниципальному району размера субвенций на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению дотаций бюджетам поселений в случае упразднения поселений и образования на территории муниципального района соответствующих межселенных территорий при одновременном предоставлении муниципальному району иных межбюджетных трансфертов в размере, равном величине уменьшения субвенций);
- по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
- по организации оказания населению специализированной медицинской помощи;
-по назначению и выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Законом Республики Хакасия от 01.10. 2010 года № 88-ЗРХ « О наименованиях представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в Республике Хакасия » в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упорядочены наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в Республике Хакасия, в частности, установлено общее наименование:
представительного органа муниципального образования – Совет депутатов;
главы муниципального образования – глава;
местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) – администрация.
Изменения вносились в Закон Республики Хакасия от 06.07. 2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия». Законом Республики Хакасия от 09.07.2010 № 65-ЗРХ «О внесении изменений в статьи 9 и 11 Закона Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» и Законом Республики Хакасия от 01.10.2010 № 89-ЗРХ «О внесении изменений в приложение 2 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» в целях обеспечения надлежащего профессионального уровня лиц, замещающих должности муниципальной службы, закреплено право органов исполнительной власти Республики Хакасия участвовать в проведении аттестации муниципальных служащих с правом совещательного голоса в качестве специалистов по вопросам, отражающим специфику направлений профессиональной служебной деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Это позволит объективно оценивать уровень профессионализма аттестуемого, укрепить аппарат управления, стимулировать рост квалификации муниципальных служащих, повысить ответственность за результаты принимаемых решений.
Часть 5.1 статьи 40 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что содержит некоторую неопределенность в части определения источника финансирования предоставляемых гарантий. В связи с этим пять раз вносились изменения в Закон Республики Хакасия от 07.07. 2004 № 43 « О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия». Изменения были связаны с выплатой доплат к государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления, в частности, определено, что ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается в случае вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления выборным должностным лицом своих полномочий.
Закон Республики Хакасия от 03.10.2008 № 47-ЗРХ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия» дополнен статьями, устанавливающими срок включения муниципальных актов в систему федерального регистра, а также право Правительства Республики Хакасия устанавливать порядок проведения правовой экспертизы муниципальных актов уполномоченным им органом. Регистр ведется в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Результатом законотворческой деятельности Верховного Совета в сфере основ государственного управления стало принятие ряда законов, обеспечивающих реализацию задач государственной социальной и экономической политики.
В 2010 году и в начале 2011 года совершенствуется законодательство Республики Хакасия в сфере государственной гражданской службы.Так, Законом Республики Хакасия от 02.12.2010 № 112-ЗРХ «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия» установлен перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, классифицированных по государственным органам Республики Хакасия, категориям, группам, а также по иным признакам в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В целях обеспечения законности и совершенствования эффективности работы органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия Законом Республики Хакасия от 01.10.2010 № 97-ЗРХ « О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О противодействии коррупции в Республике Хакасия» введено понятие «коррупциогенный фактор», установлены меры по профилактике коррупции, одной из которых является внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или его поощрении.
В финансовой сфере деятельность Верховного Совета была направлена на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса и повышение инвестиционной привлекательности республики.
Законом Республики Хакасия от 01.10.2010 № 85-ЗРХ « О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» изменена методика распределения дотаций муниципальным образованиям, в том числе обеспечены прозрачность расчёта по формулам и доступность проведения таких расчётов на конкретный год.
В течение 2010 года в Республике Хакасия была продолжена масштабная работа по оптимизации бюджетных расходов, внедрению механизмов бюджетирования, ориентированного на результат . При планировании бюджетных расходов на очередной финансовый год применялся программно-целевой подход. В 2010 году в республике осуществлялась реализация 32-х долгосрочных республиканских целевых программ и 24-х ведомственных целевых программ. Доля расходов республиканского бюджета на реализацию программ в общем объеме расходов республиканского бюджета за 2010 год составила 16,3% при плане 14%. В 2009 году доля расходов на реализацию программ составляла 10,8%.
При согласовании программ рассматривались вопросы системной увязки приоритетных стратегических целей развития республики с целями разработки целевых программ.
В 2010 году начата разработка региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Хакасия на период до 2013 года, основной целью которой является создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. В целях формирования положительной кредитной репутации Республики Хакасия проведена работа по присвоению республике международного рейтинга. Экономический и политический имидж Республики Хакасия был оценен на высоком международном уровне - международным рейтинговым агентством «FitchRatings», которое присвоило Республике Хакасия рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ-» и национальный долгосрочный рейтинг «А+».
Как результат предпринятых мер в сфере управления государственными финансами, можно расценивать тот факт, что по темпам роста доходов бюджета и поступлений налога на прибыль организаций в течение последних двух лет республика отнесена к регионам, где положение оценивается лучше среднероссийского. Как отмечалось ранее, согласно результатам мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.06. 2009 № 806-р, в рейтинге субъектов Республика Хакасия на 38 месте.
В целях повышения инвестиционной привлекательности территории Республики Хакасия Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 № 122-ЗРХ « О налоге на имущество организаций»:
а) от налогообложения освобождены:
организации – в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
организации, реализующие инвестиционные проекты и заключившие в соответствии с законодательством Республики Хакасия о государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия договор с Правительством Республики Хакасия о государственной поддержке инвестиционной деятельности в форме предоставления налоговых льгот, – в отношении имущества, созданного или приобретённого в рамках реализации инвестиционного проекта после заключения договора и включённого в перечень льготируемого имущества, на расчётный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет с момента заключения договора;
организации, осуществляющие деятельность по организации комплексного туристического обслуживания;
б) на 50 процентов снижена налоговая ставка для:
осуществляющих лизинговую деятельность российских организаций, зарегистрированных на территории Республики Хакасия, – в отношении имущества, переданного в лизинг;
организаций по производству машин и оборудования – в отношении имущества, используемого ими для производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, а также для производства деревообрабатывающего оборудования.
26 ноября 2010 года был принят Закон Республики Хакасия « О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Хакасия «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения», которым установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности, включенных в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
2) рыболовство, рыбоводство;
3) обрабатывающие производства.
Для улучшения инвестиционного климата и обеспечения стабильных условий деятельности инвесторов на территории Республики Хакасия, а также совершенствования законодательства в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 № 27-ЗРХ « О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия», который устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия, условия и порядок ее предоставления.
Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Хакасия, а также возможного расширения комплекса действий по оказанию государственной поддержки инвесторам принят Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 № 28-ЗРХ « О порядке предоставления государственных гарантий Республики Хакасия», которым установлены порядок и условия предоставления государственных гарантий Республики Хакасия, особенности предоставления государственных гарантий инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия.
В республике последовательно и целенаправленно проводится политика развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Законом Республики Хакасия « О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009 – 2011 годы» (Закон Республики Хакасия от 03.12.2008 № 76-ЗРХ) в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2010 № 584 учреждена Некоммерческая организация «Гарантийный фонд Республики Хакасия».
Кроме того, в рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009 – 2011 годы», в который в течение 2010 года трижды вносились изменения, предусматривается финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования затрат, связанных с проведением энергетического обследования для разработки программ по энергосбережению, в размере до 50 процентов, но не более 200,0 тыс. рублей, а также субсидирования затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению, в размере до 50 процентов, но не более 500,0 тыс. рублей.
Расширена инфраструктура поддержки малого предпринимательства в республике. В 2010 году создано государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Республиканский центр поддержки предпринимательства» для выполнения функций по формированию единой информационной среды, объединяющей основные направления поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на обеспечение равного доступа к ней всех заинтересованных лиц и повышения эффективности использования бюджетных средств. Законом Республики Хакасия «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества и срока рассрочки приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Хакасия или муниципальной собственности», принятым 26 ноября 2010 года, установлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при условии, что площадь арендуемого имущества не превышает одной тысячи квадратных метров, а срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества не может превышать трех лет.
Как результат поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2009 годом количе ство малых предприятий увеличилось на 4%, индивидуальных предпринимателей на 20,5%. Темп роста оборота малых и средних предприятий в 2010 году составил 22,4% по сравнению с 2009 годом. Объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2011г. был на 15% больше 2009 года.
Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. В приложение к Закону Республики Хакасия « Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие туризма в Республике Хакасия на 2006-2010 годы» вносились изменения с целью уточнения мероприятий, связанных с реализацией данной программы и оптимизацией расходов.
В соответствии с Концепцией развития туризма в Республике Хакасия на 2010 – 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 № 172 «О Концепции развития туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2016 годы», одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия до 2016 года является туризм.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 № 605 «Об утверждении стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года» определены стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия: организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики – это развитие санаторно-курортного отдыха, активно-спортивных форм отдыха, культурно-познавательного туризма и сельскохозяйственного туризма.
В сфере сельского хозяйства и природопользования было принято 2 базовых закона Республики Хакасия:
Закон Республики Хакасия от 11.05.2010 № 32-ЗРХ «О личном подсобном хозяйстве» и Закон республики Хакасия» от 01.10. 2010 № 87-ЗРХ « Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Хакасия».
Закон Республики Хакасия «О личном подсобном хозяйстве» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства на территории Республики Хакасия, и определяет направления государственной поддержки личных подсобных хозяйств с целью повышения их роли в обеспечении сельскохозяйственной продукцией населения Республики Хакасия.
Для удовлетворения потребности населения Республики Хакасия в продовольственных товарах сельскохозяйственного производства, произведенных на территории Республики Хакасия, повышения эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Республики Хакасия, улучшения материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства в 2010 году в Республике Хакасия системно оказывалась государственная поддержка агропромышленному комплексу Республики Хакасия. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2009 № 509 была утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 – 2012 годы».
Постановлением Правительством Республики Хакасия от 16.02.2010 № 67 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия. Аналогичное постановление принято в 2011 году.
Законом Республики Хакасия от 21.12.2009 № 139-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год» на реализацию долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 – 2012 годы » было предусмотрено 687296 тыс. рублей, в 2011 году – 852000 тыс. рублей
Законом Республики Хакасия «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Хакасия» урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Хакасия; определены полномочия органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов, установлен перечень охотничьих ресурсов, в том числе перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых осуществляется промысловая охота; установлены права и обязанности охотопользователя и охотника; введена статья, регулирующая вопросы охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, согласно которой данный вид охоты осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, проживающим на территории Республики Хакасия, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
В сфере образования, науки и культуры были приняты три закона, которые вносили изменения в Закон Республики Хакасия «Об образовании», Закон Республики Хакасия «О культуре» и Закон Республики Хакасия «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений». В результате внесения изменений в Закон Республики Хакасия «Об образовании» установлены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, имеющим право на пользование бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
С 1 сентября 2010 года начался поэтапный переход (по мере готовности общеобразовательных школ) муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Хакасия на новый федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который предусматривает в учебных планах общеобразовательных школ дополнительно 10 часов в неделю на внеурочную деятельность учащихся. В связи с этим Законом Республики Хакасия от 23.12.2010 № 127-ЗРХ внесены изменения в Закон Республики Хакасия от 09.11.2004 № 77 «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений», которыми предусмотрено применение к нормативам финансирования школ специальных коэффициентов, учитывающих дополнительное количество учебных часов.
В отношении проблемных вопросов, требующих обсуждения и решения на законодательном уровне, депутаты отмечают высокие темпы роста тарифов (цен) на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги. Только установление на федеральном уровне обеспечения планомерности изменения тарифов (цен) может гарантировать их обоснованность. Поэтому основной задачей органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия является снижение темпов роста тарифов при обеспечении темпов роста доходов граждан, превышающих темпы роста тарифов. В целях обеспечения социальной защиты населения необходимо закрепить на уровне федерального законодательства порядок проведения государственной экспертизы установленных тарифов, направленный на уменьшение доли собственных расходов граждан в оплате жилищно-коммунальных услуг.