МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
9.Кемеровская область (Совет народных депутатов Кемеровской области)
Всего за 2010 год Советом народных депутатов Кемеровской области принято 156 законов Кемеровской области (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Итоги законодательной деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области (законы Кемеровской области по сферам ведения комитетов)
В 2010 году Советом народных депутатов Кемеровской области принято 40 новых законов Кемеровской области, 111 законов о внесении изменений в законы Кемеровской области и 5 законов о признании законов Кемеровской области утратившими силу.
По инициативе Губернатора Кемеровской области в 2010 году принято 97 законов Кемеровской области, по инициативе депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области – 55 законов и 4 закона были рассмотрены по инициативе иных субъектов права законодательной инициативы.
1. В сфере государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности на сессиях Совета народных депутатов Кемеровской области рассмотрено 46 законопроектов, в том числе:
- Закон Кемеровской области «О внесении поправок в Устав Кемеровской области».
Закон принят в развитие положения послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области дополнены полномочием по рассмотрению отчета высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области о результатах его деятельности. В свою очередь, Губернатор Кемеровской области наделяется полномочием по представлению отчета, а Коллегия Администрации Кемеровской области - полномочием по его составлению;
- Закон Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О наградах Кемеровской области».
Закон Кемеровской области «О наградах Кемеровской области» дополнен новой наградой Кемеровской области - орденом «За обустройство Земли Кузнецкой». Орденом награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни населения Кемеровской области;
- Закон Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Кемеровской области».
Законом общее число мировых судей и количество судебных участков увеличивается до 137. Новые судебные участки создаются в районах с наибольшей концентрацией населения и организаций – Рудничном, Центральном, Заводском районах города Кемерово и в городе Ленинске-Кузнецком;
- Закон Кемеровской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Кемеровской области».
С 1 июля 2010 года вступает в действие Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он будет распространяться на все суды и даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, Федеральный закон впервые и достаточно детально закрепляет различные формы обнародования судебных решений, в том числе через Интернет.
Закон Кемеровской области устанавливает порядок предоставления информации о деятельности мировых судей в части, не урегулированной указанным Федеральным законом;
- Закон Кемеровской области «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с Советом муниципальных образований Кемеровской области».
Законом определены полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области и органов исполнительной власти Кемеровской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Кемеровской области (далее – СМО). В их числе назначение уполномоченного должностного лица для организации взаимодействия; обмен информацией; включение представителей СМО в состав рабочих групп, консультативных, координационных и иных органов; участие представителей органов государственной власти в общих собраниях СМО, палат и правления СМО.
- Закон Кемеровской области «Об обеспечении безопасности при проведении массовых мероприятий».
Законом в целях обеспечения органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции законности, правопорядка, общественной безопасности, а также соблюдения санитарных и экологических норм и правил, правил пожарной безопасности (далее – безопасность) устанавливается обязанность организатора массового мероприятия при подготовке мероприятия уведомлять о месте, времени его проведения, количестве участников и других существенных условиях проведения соответствующие органы исполнительной власти области, местные администрации.
В свою очередь, органы исполнительной власти принимают необходимые меры по обеспечению безопасности как граждан, участвующих в массовых мероприятиях, так и по обеспечению прав граждан, не принимающих участия в массовых мероприятиях, но находящихся вблизи проводимых мероприятий, а также сохранности собственности физических и юридических лиц, экологических объектов;
- Закон Кемеровской области «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Совете народных депутатов Кемеровской области, при освещении их деятельности региональными государственными телеканалом и радиоканалом».
Закон направлен на реализацию положений Федерального закона «О политических партиях», согласно статье 32 которого обеспечение гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами, осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которыми устанавливаются такие гарантии.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с освещением в равном объеме деятельности всех политических партий, представленных в Совете народных депутатов Кемеровской области, региональным государственным телеканалом Губернский телевизионный и радиовещательный канал «Кузбасс» (ГП КО ГТРК «Кузбасс») и региональным государственным радиоканалом Радио «Кузбасс FM» (ГП КО ГТРК «Кузбасс»);
- Закон Кемеровской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Кемеровской области».
Законом регулируется порядок установления способов доступа к информации о деятельности органов государственной власти Кемеровской области, порядок организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Кемеровской области, размещаемой в сети Интернет, порядок установления требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов государственной власти Кемеровской области в сети Интернет, форма предоставления информации о деятельности органов государственной власти Кемеровской области и другие вопросы;
- Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по созданию административных комиссий».
Законом органы местного самоуправления наделены государственным полномочием Кемеровской области по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной Законом Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области». Административные комиссии создаются в городских округах и муниципальных районах при местных администрациях.
2. В сфере бюджета, налоговой политики и финансов депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области рассмотрели на сессиях 32 законопроекта, в том числе:
- Закон Кемеровской области «Об усилении ответственности владельцев, эксплуатирующих объекты недвижимости с массовым пребыванием людей».
Закон содержит положения о субъектах и объектах страхования, страховом случае и страховых рисках, а также устанавливает предельный размер страховой суммы за причинение вреда жизни, здоровью (2 000 000 рублей) и имуществу (100 000 рублей) потерпевшего;
- Закон Кемеровской области «О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области».
Законом предусмотрены условия предоставления, а также размер налоговых льгот резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области;
- Закон Кемеровской области «О зонах экономического благоприятствования».
Закон принят для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств, туризма и санаторно-курортной сферы, формирования благоприятных условий для притока инвестиций в экономику Кемеровской области путем создания и функционирования зон экономического благоприятствования на территории Кемеровской области (далее – ЗЭБ).
Предусматривается создание четырех типов ЗЭБ:
- промышленно-производственного,
- агропромышленного,
- технико-внедренческого,
- туристско-рекреационного.
- Закон Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Законом Кемеровской области утверждены основные характеристики областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Так, на 2011 год утверждены:
- общий объем доходов областного бюджета в сумме 66157035,2 тыс. рублей;
- общий объем расходов областного бюджета в сумме 72984192 тыс. рублей;
- дефицит областного бюджета в сумме 6827156,8 тыс. рублей, или 11,6 процента от объема доходов областного бюджета на 2011 год без учета безвозмездных поступлений.
На плановый период 2012 и 2013 годов утверждены следующие основные характеристики областного бюджета:
общий объем доходов областного бюджета на 2012 год в сумме 67774501,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 71415768,8 тыс. рублей;
общий объем расходов областного бюджета на 2012 год в сумме 74703785,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 78491492,8 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета на 2012 год в сумме 6929284 тыс. рублей, или 11,1 процента от объема доходов областного бюджета на 2012 год без учета безвозмездных поступлений, и на 2013 год в сумме 7075724 тыс. рублей, или 10,6 процента от объема доходов областного бюджета на 2013 год без учета безвозмездных поступлений;
3. В сфере аграрной политики, землепользования и экологии депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области приняли на сессиях 17 законов Кемеровской области, в том числе:
- Закон Кемеровской области «О запрете оборота отдельных видов курительных и некурительных изделий».
Законом был введен на территории Кемеровской области запрет оборота (изготовления, переработки, хранения, перевозки, пересылки, реализации, распределения, приобретения, использования) отдельных видов курительных и некурительных изделий;
- Закон Кемеровской области «О государственном регулировании торговой деятельности».
Законом устанавливаются полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области и департамента потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности.
Также Закон предусматривает привлечение к участию в реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров;
- Закон Кемеровской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».
Законом в соответствии с Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разграничиваются между органами государственной власти Кемеровской области переданные региону полномочия в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
4. В сфере промышленной политики и предпринимательской деятельности депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области приняли 18 законов, в том числе:
- Закон Кемеровской области «О займах молодым семьям в 2010 году».
Закон устанавливает право молодых семей, имеющих заслуги перед Кемеровской областью в различных сферах, на получение целевых жилищных займов для приобретения или строительства жилья. Такие займы будут предоставляться за счет средств областного бюджета сроком до 20 лет без внесения первоначального взноса при условии необходимости улучшения жилищных условий молодой семьи и наличия источника дохода для погашения займа.
В 2008 - 2009 годах аналогичная поддержка молодых семей оказывалась в соответствии с законами Кемеровской области «О предоставлении молодым семьям долгосрочных целевых жилищных займов в 2008 году» и «О предоставлении молодым семьям долгосрочных целевых жилищных займов в 2009 году»;
- Закон Кемеровской области «О займах в связи с аварией на шахте «Распадская».
Законом устанавливается право детей (в том числе усыновленных, удочеренных) граждан, погибших (умерших), пропавших без вести в результате аварии на шахте «Распадская», на получение долгосрочного целевого жилищного займа для приобретения или строительства жилого помещения.
Такие займы будут предоставляться за счет средств областного бюджета сроком до 20 лет без внесения первоначального взноса, без уплаты процентов за пользование займом и без признания детей нуждающимися в улучшении жилищных условий;
5. В сфере образования, культуры и национальной политики депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области приняли 15 законов, в том числе:
- Закон Кемеровской области «О музейной деятельности».
Законом с учетом полномочий субъектов Российской Федерации в сфере музейного дела устанавливаются полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области, Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, департамента культуры и национальной политики Кемеровской области как уполномоченного органа государственной власти Кемеровской области, на которого возложено государственное регулирование в сфере культуры.
Таким образом, создается действенный правовой механизм хранения, изучения, публичного представления и осуществления государственного контроля как в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в собственности Кемеровской области, так и в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и переданных музеям Кемеровской области в постоянное безвозмездное пользование;
- Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних».
Законом осуществляется систематизация нормативных правовых актов Кемеровской области в сфере осуществления выплат семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в частности, в Законе объединены нормы действовавших законов Кемеровской области по вопросам оплаты труда приемным родителям, предоставления льгот приемным семьям, а также по вопросам ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка, а также ряда подзаконных актов, регулирующих порядок назначения и выплаты соответствующих денежных средств.
Закон Кемеровской области «О нормативах распространения на территории Кемеровской области печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет».
Закон принят в целях содействия физическому, духовному и нравственному развитию детей, обеспечения их информационной безопасности путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты от распространения печатной, аудиовизуальной продукции, иной продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
6. В сфере здравоохранения и социальной защиты населения к рассмотрению на сессии депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области представлено 26 законопроектов, в том числе:
- Закон Кемеровской области «Об обеспечении жильем ветеранов».
Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрено полномочие субъектов РФ по определению порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Законом установлены условия и порядок предоставления данной меры социальной поддержки;
- Закон Кемеровской области «О мерах социальной поддержки граждан в связи с аварией на шахте «Распадская».
Закон принят в целях оказания помощи семьям граждан, погибших (умерших), пропавших без вести в результате аварии на шахте «Распадская» ОАО «Распадская» (далее – шахта «Распадская»), а также гражданам, пострадавшим в результате указанной аварии.
Предусматривается оказание единовременной материальной помощи семьям граждан, погибших (умерших), пропавших без вести в результате аварии, в целях возмещения причиненного им материального ущерба в размере 100 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) либо пропавшего без вести гражданина.
- Закон Кемеровской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кемеровской области на 2011 год».
Законом установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Кемеровской области на 2011 год в размере 4013 рублей. В целом по России эта величина составит 4938 рублей;
- Закон Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области».
Законом установлено, что с 1 декабря 2010 года право на получение пенсии Кемеровской области распространяется независимо от места жительства на граждан, удостоенных звания Героя Кузбасса и почетного звания «Почетный гражданин Кемеровской области».
С 1 января 2011 года увеличены размеры пенсии Кемеровской области с 400 до 500 рублей, с 420 до 520 рублей, с 450 до 550 рублей, с 500 до 600 рублей, с 550 до 650 рублей.
7. В сфере туризма, спорта и молодежной политики депутатами Совета народных депутатов Кемеровской области принято 2 закона Кемеровской области:
Закон Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О туристской деятельности».
Данным законопроектом предлагается дополнить Закон Кемеровской области «О туристской деятельности» статьей 8-1 «Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере туристской деятельности» для привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов - строительство и обустройство средств размещения, а также сопутствующей инфраструктуры (предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.);
Закон Кемеровской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области в сфере туристской деятельности».
Законом внесены изменения в законы Кемеровской области «О туристской деятельности» и «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области». Введено понятие «реестр организаторов снегоходных трасс Кемеровской области». Принятие данного Закона упрощает порядок организации снегоходной трассы и процедуру формирования и ведения реестра организаторов снегоходных трасс.
Предложения по совершенствованию федерального законодательства
1. Накопление отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности не только Кемеровской области, но и Российской Федерации в целом. В настоящее время на территории страны накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории, включая дорогостоящие пригородные земли. Только незначительная часть их обезвреживается и используется во вторичном производстве. Практически отсутствуют современные полигоны для промышленных и бытовых отходов. Широко распространены несанкционированные свалки, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья населения.
Действующие нормативные правовые, страховые механизмы не позволяют стимулировать организации, занятые в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к предприятиям, не ликвидирующим ранее накопленные отходы, и тем самым наносящим ущерб окружающей среде. В пределах компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации повлиять на эту ситуацию не представляется возможным.
Данная проблема не раз становилась предметом обсуждения в комитете по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области.
Предлагаем рассмотреть возможность принятия законопроекта «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и статью 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в части ужесточения ответственности за несанкционированное хранение опасных отходов). Принятие настоящего законопроекта позволит активизировать деятельность по переработке отходов. Суть предлагаемых изменений в том, что хранение на территории собственника не обезвреженных и не сданных на организованное хранение отходов, образованных в процессе деятельности предприятий, квалифицируется как несанкционированное складирование или размещение отходов. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предлагаем изменить редакцию статьи 8.2, дополнив ее следующим составом правонарушения - «несанкционированное размещение отходов, размещение отходов в местах, не предназначенных специально для этих целей» и административные санкции за организацию несанкционированного размещения отходов.
Введение понятия «несанкционированное размещение опасных отходов» предлагается с целью противодействия накоплению собственниками предприятий на своей территории отходов, образованных в процессе их деятельности либо полученных от других собственников (за исключением временного складирования), но не вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, не сданных для размещения, захоронения или обезвреживания.
2. В соответствии со ст. 78 Лесного кодекса РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, и договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Действующий Лесной кодекс не содержит механизма установления начальной цены предмета аукциона. Кроме того, в Лесном кодексе не урегулирован вопрос установления арендной платы, превышающей ее минимальный размер, определяемый в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, при предоставлении лесного участка для использования в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ.
Полномочия по установлению начальной цены предмета аукциона и арендной платы за использование лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ у субъектов Российской Федерации отсутствуют.
При существующей неопределенности федерального законодательства субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают нормативные правовые акты, устанавливающие региональные повышающие коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности. В связи с чем сложилась судебная практика по оспариванию указанных действий субъектов Российской Федерации.
Отсутствие указанных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации практически лишает субъекты Российской Федерации законной возможности пополнения своих бюджетов за счет лесопользования. Вместе с тем, в соответствии с бюджетным законодательством плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В этой связи предлагаем рассмотреть возможность принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации» в целях закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений или договора аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, и определению размера арендной платы при предоставлении лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду в целях, определенных статьями 43 – 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Запрет заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений привел к криминализации малого лесного бизнеса, увеличению числа нелегальных лесозаготовок. Возвращение возможности вести заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений предотвратит потерю рабочих мест у значительной части населения, особенно в «депрессивных» сельских территориях и лесных поселках, легализует малый лесной бизнес, уменьшит число нелегальных рубок.
Поэтому предлагаем пункт 8.2. статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации исключить, а пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.»
3. В Кемеровской области накоплена значительная правовая база поддержки инновационного сектора экономики, охватывающая сферы государственного регулирования инновационной деятельности (налоговые преференции, государственные гарантии, субсидирование и т.д.), инновационной инфраструктуры, деятельности субъектов инноваций (научных организаций и учреждений, вузов, предприятий), взаимодействия участников инновационного процесса.
В основном она представлена следующими актами (принятыми, в том числе, в опережение нормативно-правового регулирования инновационного сектора на уровне Российской Федерации):
1) Закон Кемеровской области «Об инновационной политике Кемеровской области» (от 02.07.2008 № 66-ОЗ);
2) Закон Кемеровской области «О технопарках в Кемеровской области» (от 25.06.2008 № 55-ОЗ);
3) Закон Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» (от 26.11.2008 № 102-ОЗ);
4) Закон Кемеровской области «О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области» (от 28.01.2010 № 5-ОЗ);
5) Закон Кемеровской области «О зонах экономического благоприятствования» (от 08.07.2010 № 87-ОЗ), предполагающий создание, в том числе, и зон технико-внедренческого типа.
Нормативно-правовая база региона продолжает совершенствоваться на постоянной основе, происходит обмен опытом с передовыми с точки зрения поддержки инновационной деятельности регионами России, а так же зарубежными партнерами.
В целях совершенствования федерального законодательства в сфере высокотехнологичных и наукоемких производств целесообразным представляется ускорить разработку и принятие таких федеральных законов, как «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» и
«О стимулировании переработки и утилизации промышленных отходов».
В рамках проекта закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» важно:
определить понятия «инновационная продукция» (товары, работы, услуги) и «долгосрочные планы» (для составления планов государственных закупок, включающих инновационный компонент);
мерой стимулирования внедрения инновационных проектов в сфере глубокой переработки полезных ископаемых и углехимии предусмотреть налоговые льготы для организаций, применяющих инновационные технологии и продукты;
предусмотреть для объектов инновационной инфраструктуры: налоговые льготы и преференции, льготы по аренде федерального имущества, необходимого для ведения инновационной деятельности при реализации ими проектов в сфере глубокой переработки полезных ископаемых и углехимии;
Кроме того, с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления в законе об инновационной деятельности необходимо предусмотреть следующие положения:
в статьях, определяющих полномочия Правительства РФ по поддержке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок в различных областях деятельности, предусмотреть глубокую переработку полезных ископаемых, машиностроение и приборостроение, переработку отходов угледобывающей, металлургической и химической промышленности;
включить информацию о порядке направления средств, предусмотренных на поддержку инновационной деятельности, из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также о порядке передачи органами государственной власти субъектов РФ целевых средств своих бюджетов в местные бюджеты.
В связи с изложенным выше, целесообразно также внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по применяемым способам и процедурам размещения заказов, учитывающим особенности инновационной продукции.
4. В целях совершенствования федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации также предлагаем внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следующего порядка.
В части 9 статьи 13.1 слова «и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации» исключить.
В настоящее время часть 9 статьи 13.1 устанавливает обязанность работодателя при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, направлять уведомление о таких привлечениях в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В случае внесения предложенных изменений будут исключены дублирующие функции и нерациональное использование бюджетных средств, а также достигнут положительный социальный эффект в связи с сокращением административных процедур (необходимость направлять уведомление в две структуры).
В целях повышения эффективности содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 10 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования необходимо принять федеральный закон «О порядке квотирования рабочих мест», устанавливающий обязанность работодателей по квотированию рабочих мест для перечисленных категорий граждан, распространяющийся на организации с численностью работников более 50 человек, а также предусматривающий обязанность работодателей по внесению обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, размер и порядок внесения которой будет определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность организаций по установлению квоты для приема на работу только инвалидов, обязанность по установлению квоты для приема на работу других граждан, испытывающих трудности в поиске работы (лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 10 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования) на федеральном уровне не установлена, отсутствует ответственность работодателя за отказ в приеме их на работу, и, как следствие, возникают трудности в поиске подходящей работы указанных категорий граждан.
Закон Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» относит лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 10 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования к категории граждан, которых работодатели обязаны принимать на работу в счет квоты.
Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что за нарушение его положений наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством. Однако эта норма носит формально-декларативный характер, отсылая к действующему законодательству, в котором на сегодняшний день такая ответственность отсутствует.
В соответствии с действующим законодательством квота устанавливается организациям численность работников, которых более 100 человек. Потребность в рабочих местах в 2,5 – 3 раза выше. Кроме того, трудоустроить инвалидов и других граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на предприятия с небольшой численностью (от 50 человек), которые работают, в основном, в сфере услуг, значительно легче.
5. Решение жилищной проблемы населения области имеет огромное социальное и экономическое значение. Обеспечение населения качественным жильем, соответствующим требованиям современных стандартов представляет собой одну из самых острых социально-экономических проблем, которая определяет качество жизни населения и степень его участия в процессах экономического развития.
Жилье для большинства семей является единственным ценным имуществом, а проблема изношенности жилищного фонда и неспособность большинства россиян приобрести жилье, обеспечивающее минимальные стандарты жизни, является опасным источником поляризации жизнеобеспеченности населения и формирует системный фактор роста социальной напряженности.
Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряженность в обществе.
Таким образом, основой государственной политики в этом вопросе должна стать ориентированность на создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения страны, а также оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.
На сегодняшний день полагаем необходимым разработку единой системы инвестирования строительства и приобретения жилья с унифицированными подходами (правилами) к использованию различных механизмов, едиными подходами выделения потребительских групп и форм оказываемой им государственной помощи. Эта система должна объединять существующие сегодня механизмы в единую жилищную политику для выстраивания отношений с различными инвесторами и группами потребителей, ранжируя цели и объекты жилищного строительства.
Поставленная задача может быть решена только при системном, целостном подходе в масштабах страны. Практика регионов в ряде случаев эффективна, но в целом разрознена.
В основе доступности жилья лежит доступность земельных участков, а также сокращение затрат, связанных с получением права землепользования, разрешения на строительство, оплатой инженерно-транспортной инфраструктуры и вводом многоквартирных домов в эксплуатацию. Существенно снизить стоимость жилища позволяет использование при его строительстве относительно дешевых финансовых ресурсов и повышение эффективности эксплуатации жилищного фонда. Это обеспечивается посредством формирования и надежного функционирования в государстве институтов строительных сбережений, ипотечного кредитования, субсидирования процентных ставок по кредитам и реформирования жилищной сферы.
Обеспечение доступности жилья может быть осуществлено при реализации мероприятий, направленных на снижение стоимости квадратного метра.
Первое – земельный участок. Важно установить ответственных за развитие социального строительства, выявляющих «пустоши» неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земли) в границах муниципальных образований, субъектов Федерации для формирования парка земель под жилищную застройку.
Процедура аукционов, вполне адекватная для строительства относительно дорогого жилья в крупных городах, не подходит для решения социальных задач. Земля как составляющая стоимости квадратного метра должна быть максимально дешевой, что при системе аукционов невозможно. Землю, полагаем, следует выделять на условиях открытых конкурсов. Стоимость аренды земли должна быть минимальной.
Возведение социального жилья (по определению подразумевающего низкую себестоимость и цену) мало интересует крупных девелоперов и строительные холдинги. Они сосредоточены на высокодоходном строительстве в больших городах. Выход: задействовать малые и средние строительные компании. Строительство социального жилья – отдельный масштабный заказ, пусть с относительно низкой рентабельностью – привлечет большую часть подобных компаний. Останется только выбрать достойных с помощью открытого конкурса, а не аукциона как того требует действующее законодательство о размещении заказа.
По технологии исполнения социальные дома могут быть любыми. Примеры экономичных материалов и технологий на рынке есть. Их нужно выбирать и ставить на поток. Экономичные материалы чаще всего производят малые предприятия стройиндустрии. Они конкурируют ценой при сопоставимом уровне качества, не имея при этом денег на рекламу. Их нужно поддерживать с тем, чтобы они могли увеличивать объемы производства. Государство должно проводить конкурсы среди производителей стройматериалов, выбирать наиболее перспективные технологии и выделять гранты на их развитие.
6. В различных субъектах Российской Федерации имеют место случаи обмана детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении предоставляемых им от государства жилых помещений, в результате чего они остаются либо совсем без жилья, либо производят его обмен на старое и аварийное.
Для решения данной проблемы целесообразно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставлять жилье по договору безвозмездного пользования на 5 лет, т.е. данное жилое помещение будет являться муниципальной собственностью, и ребенок-сирота не сможет его продать или обменять. По истечении 5 лет договор безвозмездного пользования может быть перезаключен на договор социального найма. Тем самым будет закрыт путь для мошенников, пользующихся доверчивостью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые не имеют достаточного опыта самостоятельной жизни по завершении обучения и при продаже жилья или его обмене не предполагают, что их могут обмануть. В случае с предоставлением жилья по договору социального найма установленным Жилищным кодексом, ребенок-сирота имеет право приватизировать данное жилье и производить его продажу или обмен как собственник.
Однако на сегодняшний день правовая норма, предусматривающая предоставление жилья по договору безвозмездного пользования противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, устанавливающему, что жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется по договору социального найма (т.е. с возможностью последующей приватизации).
Предлагаем внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие выделение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору безвозмездного пользования с предоставлением права субъектам Российской Федерации устанавливать нормативными правовыми актами порядок и условия заключения данного договора. Также необходимо предусмотреть федеральным законодательством выделение субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату коммунальных услуг жилья предоставляемого по безвозмездному пользованию на период проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. В настоящее время, в ходе реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органы государственной власти субъектов Российской Федерации столкнулись с некоторыми проблемами.
В соответствии с п. 5 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
С 01.01.2011 исполнение публичных обязательств публично-правового образования автономным учреждением не предусмотрено.
В частности, к таким публичным обязательствам можно отнести выплату государственных стипендий (социальных и академических) стипендий обучающимся (студентам), государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, во время обучения их в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.
Отсутствие у автономных учреждений права осуществлять публичные обязательства публично-правового образования препятствует переходу государственных образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в статус автономных.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусматривающих возможность передачи автономному учреждению права осуществлять публичные обязательства в денежной форме перед физическим лицом от имени публичного образования.
8. Остается неразрешенным ряд вопросов связанных с установлением административной ответственности. Нормы федеральных законов, предусматривающие административную ответственность не в полной мере реализованы в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Так, статьей 25 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь в статье 19.5. КОАП федеральный законодатель предусмотрел ответственность лишь за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Ответственность за неисполнение предписаний органов муниципального надзора (контроля) федеральным законодательством не установлена.
Попытки урегулировать данные правоотношения на региональном уровне пресекаются актами прокурорского реагирования и судебными решениями. Так, позиция судов сводится к тому, что урегулировать данный пробел законодательства возможно лишь на федеральном уровне.
Полагаем, что необходимо провести анализ федерального законодательства на предмет наличия норм об установлении ответственности за неисполнения законов, неподкрепленных соответствующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.