Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Председательствующий. Спасибо большое, Андрей Викторович.

Слово предоставляется председателю Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Денисову Валентину Петровичу. Пожалуйста, Валентин Петрович.

Денисов В.П.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень нравится состав сегодняшней аудитории – юристы, аналитики, представители средств массовой информации и конкретные руководители агропромышленного комплекса, причем регионального уровня. Это говорит о том, что Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, которое последовательно занимается вопросами аграрной политики, в том числе продовольственной безопасности, взяло курс на расширение аудитории людей, которые должны быть не только озабочены, но и последовательно проводить в жизнь ту линию, которую мы взяли по развитию аграрной политики в нашей стране.

Спасибо, Александр Николаевич, Вам за это.

Я бы хотел сказать, что тема продовольственной безопасности по сути дела должна быть поделена на две части, потому что продовольственная безопасность включает в себя одну из главнейших вещей – продовольственную независимость. И вот эти два аспекта (безопасность и независимость) я чуть ниже хотел бы обозначить.

Я коснусь лишь только вопросов российской новейшей истории и хочу напомнить о том, что в начале 90-х годов у нас вообще не было аграрного законодательства в стране, и государство по сути дела ушло тогда из сельского хозяйства, из российской деревни, и в начале 90-х годов уровень государственной поддержки, как федеральной, так и региональной, был минус ноль. И только с принятием закона о развитии сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков в декабре 2006 года мы вновь вернулись к теме государственной поддержки агропромышленного комплекса на базе этого закона, или на основании этого закона была разработана программа государственной поддержки агропромышленного комплекса. С тех пор мы начали последовательно наращивать федеральную и региональную поддержку агропромышленного комплекса.

И поэтому, обращаясь к вам – представителям региональных властей, и в первую очередь к юристам, аналитикам законодательных собраний, которые здесь сегодня сидят, я хотел бы по-человечески попросить: любая законодательная инициатива депутатов регионального уровня, касающаяся развития села или поддержки агропромышленного комплекса, пожалуйста, не будьте формалистами, внимательно смотрите на них.

И в этой связи я хочу сказать, что, к великому сожалению, уже на уровне Государственной Думы зачастую нам приходится не принимать ту или иную законодательную инициативу, которая приходит из регионов, не по причине того, что мы этого не хотим, актуальность очевидна, юридическое понимание вопроса видно, но из-за того, что региональные депутаты, и естественно, аппараты законодательных собраний порой не выстраивают юридический ряд, и приходят в противоречие с рядом других федеральных и региональных законодательных актов, нам по этой причине – по формальной – приходится их отвергать. Хотя, поверьте, любую инициативу мы пытаемся довести до логического положительного завершения.

В качестве примера приведу прошлогодний вариант, когда нам пришлось не принять инициативу законодательного органа Ставропольского края по поводу ограничений количества животных в личных подсобных хозяйствах. Мы разослали проект во все субъекты федерации и многие не поняли, как это так в центральной части России думают, мы же все за развитие животноводства – чем больше, тем лучше, а в Ставрополье это большой вопрос. И в связи с этим отвергнув ее, мы сейчас идем логично к разрешению темы, но только через другие законодательные акты. И не далее как вчера я отправил в Правительство проект закона по поводу того, что мы хотели бы решить вопрос о строительстве жилищных построек на землях сельскохозяйственного назначения, которое де-юре оформлено в настоящее время крестьянскими, фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, кооперативами и так далее. То есть, надо выводить производство, ну нельзя на улице станицы или села держать, допустим, 150 голов свиней, когда соседям это доставляет неудобство, то же самое с ульями пчел и так далее. Я специально привожу конкретные вопросы, потому что мы думаем, как решить эти вопросы.

Теперь по поводу того, как мы собираемся, поддерживаем и собираемся поддерживать АПК в следующем году, у нас буквально завтра будет на повестке рассмотрение бюджета следующего года. И должен вам сказать, что мы ни на рубль не сокращаем поддержку агропромышленного комплекса и, более того, исходя из итогов фермерского съезда в Тамбове, потом продолжение этого разговора было в ряде других аудиторий, в том числе отчет Владимира Владимировича в Думе, который был буквально несколько дней тому назад, мы подготовили предложения не только пока не сокращать бюджет поддержки, но и развивать его. В частности, более 9 миллиардов рублей будет выделено на поддержку конкретно двух отраслей: свиноводства и птицеводства в стране и это, в первую очередь, связано с тем, что мы подходим все-таки к этапу вступления России во Всемирную торговую организацию. И мы прекрасно понимаем, что мясная тема является актуальнейшей для России, и мы исходим из того, что все, что мы можем производить сами, мы должны это делать, не открывая границ. Поэтому птицеводство и свиноводство, которые достигли наибольших результатов за последние годы, мы их должны поддержать для того, чтобы отечественная группа товаров была достойно представлена на российском рынке.

Теперь возвращаюсь к безопасности и независимости, с чего я начал. Независимость – это то, что мы можем произвести сами, образно говоря, апельсины, кофе, какао и так далее – пожалуйста, мы будем это ввозить всегда, потому что мы это никогда не будем производить. Но что касается зерновой, молочной и мясной группы, мы должны сделать максимум для того, чтобы это было представлено отечественными товарами.

А вот по поводу безопасности – здесь уже звучала тема о техническом регулировании, о чем говорила Надежда Васильевна, это вопрос актуальнейший. И мы в последние годы активно занимались реализацией закона о техническом регулировании. Мы разработали несколько техрегламентов, приняли их в виде федеральных законов, это молочная тема, это масложировая тема, это соковая продукция. В первом чтении принят закон о техрегламенте на кондитерскую продукцию. Но мы сегодня приостановили в Госдуме эту работу в связи с тем, что формируется Таможенный союз и выработаны новые правила, новый порядок принятия технических регламентов уже в рамках Таможенного союза.

Основная тема Доктрины продовольственной безопасности, которую утвердил Президент, ее основная идея – это доступность, качество и доступность по ценам продовольствия, которое получает российский гражданин.

Но при этом я хочу отметить один немаловажный момент. Российская общественность восприняла Доктрину продовольственной безопасности как очередной отраслевой документ, предназначенный лишь только для Министерства сельского хозяйства и для аграрников, что абсолютно неверно.

Я считаю, что Доктрина продовольственной безопасности – это общенациональная задача для всех отраслей экономики. И то, что в этом году мы столкнулись с неуемным и необъяснимым ростом цен на горюче-смазочные материалы, во что вмешивался Председатель Правительства, и вы знаете, как в регионах эта тема разрешалась (не без конфликтов), - вот это как раз и является ярким примером того, что российская общественность, российская экономика не понимают задачи Доктрины продовольственной безопасности как общенациональные задачи. Что и энергетики, и нефтяники, и строители, и железнодорожники (хочу подчеркнуть), - все должны понимать, что доступность и качество продовольствия зависят от них всех, а не только от того, кто производит это в поле и на ферме. Вот наша главная задача, которую мы все сообща через законодательные инициативы должны разрешать.

И последнее, о чем бы я хотел сказать в связи с тем, что мы реально начинаем жить в рамках Таможенного союза (Россия – Казахстан – Беларусь). Наверняка, в последующем появятся и другие страны, которые к этому присоединятся.

Сегодня у российского законодателя на первом месте стоит задача совершенствования законодательных актов, которые бы защищали интересы внутреннего российского рынка. И сегодня на первое место выходят вопросы совершенствования законодательства в области ветеринарии, фитосанитарии и другие акты, которые способствуют российской границе, с одной стороны, быть прозрачной, а с другой стороны - защищенной. Я сейчас говорю с точки зрения закона, это самое главное. Потому что мы на практике столкнулись с тем, что несколько лет мы не можем принять изменения в законодательство или новые законы в области семеноводства, племенного дела и так далее. Слишком много зарубежных экспертов, которые пытаются влиять на разработку законов в сторону либерализации: минимум государства, максимум бизнеса. В этих вопросах должно быть все ровно наоборот: государство не может уйти из этой отрасли.

И еще два момента, которые я бы хотел отнести к заслугам партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Хотя все, о чем я говорю, это и есть заслуга «ЕДИНОЙ РОССИИ», потому что другие партии просто не голосуют за аграрное законодательство или делают это пассивно, начиная с закона «О развитии сельского хозяйства». Это, конечно, проблема чистой воды, потому как вода – это основной элемент и основной фактор, который влияет на здоровье граждан. И мы знаем многие регионы, в которых распространены хронические заболевания. Допустим, в Поволжье это щитовидная железа, которая влияет на сердечнососудистые болезни и многие другие. И там надо активно этими вопросами заниматься.

И видя в зале двоих, по крайней мере, депутатов Госдумы, которые не были представлены – это Василий Иванович Захарьящев (здесь, в президиуме) и Надежда Васильевна Школкина (она вот так скромно там, во втором ряду), - это два человека, которые занимаются конкретными задачами. Василий Иванович руководит всем садово-дачным хозяйством Российской Федерации, а это более 20 миллионов семей. И я думаю, что он наверняка захочет несколько слов сказать. А Надежде Васильевне Школкиной, наверное, тоже попросим дать слово. Это программа «Школьное молоко», чем мы занимаемся несколько лет. Уже более 30 субъектов федерации этой темой занимаются реально, выделяют региональные деньги. Потому что, говоря о продовольственной безопасности и думая о здоровье граждан, мы все прекрасно понимаем, что статус здоровья закладывается в детском возрасте. Не ахти, какая тема. 20 миллиардов рублей, которые могут сложить федералы и регионалы, но за счет этого мы решаем сразу три задачи: оздоравливаем, растим и, в конце концов, выдаем дееспособных людей в трудовые коллективы и в Вооруженные Силы.

Я вот на этом хочу завершить. Если ко мне какие-то вопросы будут, Надежда Васильевна, я готов на них ответить.

Спасибо.