Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Председательствующий. Спасибо, Борис Ефимович. Присаживайтесь, пожалуйста.

Выступление главного инспектора Счетной палаты Российской Федерации Ленского Александра Васильевича. Пожалуйста, Александр Васильевич.

Ленский А.В.

Уважаемые коллеги!

Контрольная деятельность Счетной палаты Российской Федерации за финансированием и реализацией мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы является неотъемлемой частью продовольственной безопасности Российской Федерации.

Продовольственная безопасность – это такое состояние экономики нашей страны, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации.

Утверждение Президентом Российской Федерации 30 января 2010 г. Доктрины продовольственной безопасности (далее – Доктрина) является важным шагом в решении проблемы качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке России, ее субъектов, которая требует объединения усилий органов государственной власти, производителей и продавцов продовольственных товаров, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций.

Само понятие продовольственной безопасности определено в Доктрине как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны. В Доктрине также определены стратегические цели и основные задачи, показатели и критерии обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий. Острота проблемы связана, в первую очередь, с резким ухудшением качества продовольствия, его биологической полноценности и безопасности для здоровья людей. Обеспечение продовольственной безопасности занимает ключевое место в стратегии развития современной России и на ее достижение ежегодно направляются серьезные средства.

В Доктрине отмечены такие положительные тенденции как прирост продукции сельского хозяйства, развитие промышленности по производству пищевых продуктов, укрепление экономики значительной части сельскохозяйственных организаций.

Влияние на эти процессы, естественно, оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее – Госпрограмма).

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, создали условия для повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса населения за счет продукции отечественного производства.

Вместе с тем потенциал агропромышленного комплекса реализован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, в том числе на реализацию мероприятий Госпрограммы.

Так, в прошедшем году Счетной палатой Российской Федерации в рамках контрольной деятельности за финансированием и реализацией мероприятий Государственной программы проведены проверки в 15 регионах России.

Анализ эффективности реализации направлений и мероприятий Госпрограммы, государственным заказчиком которой является Минсельхоз России, позволяет сделать вывод, что в 2010 году Госпрограмма не была выполнена.

Выполнение показателей Государственной программы в 2008-2010 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

предус-мотрено

фактически

откло-нение,

+/-

предус-мотрено

фактически

откло-нение, +/-

предус-мотрено

фактически *)

откло-нение, +/-

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопо-ставимых ценах), % к предыдущему году

103,8

110,8

7,0

103,9

101,4

-2,5

104,1

88,1

-16,0

2. Индекс производства продукции животновод-ства в хозяйствах всех категорий (в сопостави-мых ценах), % к преды-дущему году

104,8

103,0

-1,8

105,1

104,6

-0,5

105,1

102,6

-2,5

3. Индекс производства продукции растениевод-ства в хозяйствах всех категорий (в сопостави-мых ценах), % к преды-дущему году

102,9

118,0

15,1

102,8

98,6

-4,2

103,1

74,6

-28,5

4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %

115,0

93,6

-21,4

110,6

80,4

-30,2

110,2

90,5

-19,7

5. Располагаемые ресур-сы домашних хозяйств в сельской местности (на одного члена хозяйства в месяц), руб.

7085

7786,5

701,5

8928,0

8416,9

-511,1

10388

10126,7

-261,3

6. Доля российского про-изводства в формирова-нии ресурсов, %:

мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

61,1

61,2

0,1

63,5

64,7

1,2

65,7

67,3

1,6

молоко и молокопро-дукты (в пересчете на молоко)

78,3

77,8

-0,5

79,2

78,2

-1,0

79,9

76,4

-3,5

7. Коэффициент обнов-ления основных видовсельскохозяйственной техники в сельскохозяй-ственных организациях:

тракторы

комбайны зерноубороч-ные

комбайны кормоубороч-ные

5,2

7,4

11,8

3,81

6,91

7,11

-1,4

-0,5

-4,7

6,6

8,6

12,8

2,01

4,31

3,51

-4,6

-4,3

-9,3

8,0

10,4

12,4

2,31

3,51

4,11

-5,7

-6,9

-8,3

8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с.

134

142,83

8,8

145,0

149,43

4,4

152,0

147,63

-4,4

9. Индекс производи-тельности труда в хозяйствах всех категорий, %

104,8

110,01

5,2

104,9

104,41

-0,5

105,2

91,02

-14,2

*) Предварительные данные.
1 По виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».
2 Оценка
3 По данным отчетности Минсельхоза России

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2010 году составил 88,1 % к уровню прошлого года, в том числе по растениеводству – 74,6%. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил 61,0 млн. тонн (в чистом весе), что на 37,3 % ниже уровня прошлого года. Недовыполнение индекса производства продукции животноводства составило 2,5 процентных пункта.

Из 81 субъекта федерации в 54 был допущен спад производства, в том числе в растениеводстве – в 43 регионах, а в животноводстве – в 25 регионах.

Основной спад в сельском хозяйстве в 2010 году произошел за счет снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В результате доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства уменьшилась с 45,4% в 2009 г. до 43,9 в 2010 году, а доля крестьянских (фермерских) хозяйств – с 7,5% до 6,8%. Рентабельность сельхозорганизаций по всем видам деятельности (с учетом субсидий) снизилась с 9,4% в 2009 году до 8,3% в 2010 году.

Невыполнение задания по обновлению парка тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов оказалось одним из основных факторов, сдерживающих рост производительности труда. Индекс роста производительности труда в хозяйствах всех категорий составил 91% и был на 14,2 процентных пункта ниже целевого показателя Государственной программы.

Снижение производства молока частично компенсировалось импортом молочных продуктов, что не позволило обеспечить долю российского производства в формировании общих ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), предусмотренную Государственной программой – она оказалась ниже на 3,5 процентных пункта.

Уровень заработной платы в сельском хозяйстве к среднероссийскому показателю снизился до 49,9% в 2010 году против 51,6% в 2009 году.

Наиболее сложной в 2010 году оставалась ситуация в скотоводстве. Производство крупного рогатого скота на убой остается на уровне 1,7 млн. тонн в убойной массе или 3,0 млн. в живой массе. Производство говядины, безусловно, остается одним из сложных и трудоемких направлений в животноводстве.

В качестве одного из важнейших мероприятий по обеспечению потребностей животноводства в кормовом белке Государственной программой предусмотрено увеличение посевных площадей рапса. В 2010 году в хозяйствах всех категорий планировалось засеять рапсом озимым и яровым 1,3 млн. га. Фактическая площадь посевов составила 856,0 тыс. га (65,8% от плана). По плану урожайность рапса должна была составить 14 ц/га, а фактическая урожайность составила лишь 11 ц/га, то есть план выполнен только на 78,6%. Валовой сбор рапса в 2010 году составил всего 670,1 тыс. тонн – 39,9% к плану. Индикатор по валовому сбору рапса не выполнен в основном за счет сокращения посевных площадей, а также за счет снижения урожайности ярового рапса в засушливых условиях, в которых оказались в 2010 г. основные регионы его возделывания.

Государственной программой в 2010 году предусмотрена закладка многолетних плодово-ягодных насаждений на площади 9,4 тыс. га. По данным органов управления АПК регионов, площадь закладки многолетних насаждений в 2010 году составила 4,5 тыс. га.

В Государственной программе поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве. Основными целевыми индикаторами, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, являются уровень рентабельности, доля убыточных хозяйств в общем числе хозяйств, сумма просроченной задолженности.

В 2010 году по данным сводной бухгалтерской отчетности сельскохозяйственными организациями получена прибыль до налогообложения 82,2 млрд. рублей (в 2009 г. – 83,6 млрд. руб.). Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2010 году составил 71% (в 2009 г. он составил 72,1%).

Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2010 году сложилась на уровне 8,3% (в 2009 г. – 9,4%).

Обновление машинно-тракторного парка в отрасли осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В 2010 году расчетные коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составили по тракторам 2,3%, зерноуборочным комбайнам – 3,5% и кормоуборочным комбайнам – 4,1% при плановых значениях соответственно 8; 10,4 и 12,4%.

Зачастую субъектами Российской Федерации заявки на получение субсидий составлялись исходя из завышенного количества сельскохозяйственных организаций и объемов привлечения ими кредитных ресурсов. В результате по этим и другим причинам значительные суммы средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, были освоены не в полном объеме. Так, только из Калининградской и Ленинградской областей в прошедшем году было возвращено 214 млн. рублей и 397 млн. рублей соответственно. Всего в 2010 году в федеральный бюджет субъектами Российской Федерации возвращено более 1 млрд. рублей. Необходимо отметить, что объем возврата по сравнению с 2009 годом возрос в 1,7 раза.

Своевременность доведения до селян государственной поддержки находится на особом контроле у руководства страны. Так, в 2010 году мы дважды проводили контрольные мероприятия по поручениям Президента России и Государственной Думы.

Масштабная гибель посевов в 2010 году вскрыла недостатки, существующие на рынке сельскохозяйственного страхования. Из-за неразвитости системы сельхозстрахования проблема возмещения убытков хозяйствам от потери урожая в результате стихийных бедствий перекладывается на государство. Сама существующая система страхования урожая с государственной поддержкой содержит коррупционные риски.

В прошедшем году не достигнуты ожидаемые результаты по следующим направлениям Государственной программы:

- «Развитие животноводства»;

- «Развитие отраслей растениеводства».

Уменьшены бюджетные ассигнования по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий».

Также исключен целый ряд мероприятий, предусмотренных на развитие производственных сил в агропромышленном комплексе (субсидии по завозу семян, компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений и другие).

Неблагоприятные погодные условия (засуха) оказали в 2010 году существенное негативное влияние на динамику производства продукции сельского хозяйства и ряда отраслей пищевой промышленности. Интегральный индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2010 году опустился ниже уровня 2007 года. В условиях роста внутреннего спроса на продовольствие это привело к формированию крайне напряженных балансов продовольственных ресурсов и их использования в 2010/2011 сельскохозяйственном году по основным товарным рынкам (в первую очередь, по зерну, картофелю), а также негативно сказалось на рационе питания животных в зимний период.

Удельный вес ресурсов отечественного производства в общих ресурсах молока и молокопродуктов, рыбной продукции, масла растительного, сахара, картофеля по отношению к уровню 2009 года также снизился.

Минсельхозу России как государственному заказчику Госпрограммы необходимо принять меры по устранению вышеуказанных недостатков и совершенствовать механизмы реализации мероприятий Госпрограммы.

Для уменьшения влияния указанных факторов необходимо неукоснительно действовать в рамках разработанной Концепции развития мелиорации до 2020 года, которая направлена на повышение плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур во всех агроклиматических зонах России вне зависимости от погодных условий.

Кроме того, в связи с сохранением угрозы широкого распространения на территории нашей страны африканской чумы свиней Минсельхозу России необходимо усилить деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ветеринарии, а также по оптимизации государственного ветеринарного контроля и надзора.

В заключение следует отметить, что на Минсельхоз России как на члена рабочей группы в составе представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и представителей аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах возложены обязанности по созданию и функционированию технологической платформы и инструментария для консолидации и обработки информации, поступающей от участников системы в процессе мониторинга, оценки и прогнозирования состояния продовольственной безопасности и по формированию информационных ресурсов системы с использованием ведомственных ресурсов и данных региональных прогнозных продовольственных балансов.

В этой связи для обеспечения эффективного решения задач по мониторингу и прогнозированию состояния продовольственной безопасности Минсельхозу России требуется применение современных информационных и коммуникационных технологий.

Также необходимо разработать и согласовать регламенты информационного взаимодействия Минсельхоза России с федеральными министерствами и ведомствами и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а для повышения ответственности регионов–разработать и утвердить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере продовольственной безопасности.

Счетная палата работает в тесной связи с Министерством сельского хозяйства и по мере возможности оказывает и будет оказывать необходимую помощь. Благодарю за внимание.