МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Председательствующий. Спасибо, Сергей Леонидович.
Я записал. Я думаю, что мы этот вопрос проработаем и попытаемся, во всяком случае, его реализовать.
Сейчас я хотел бы предоставить слово Блохину Андрею Алексеевичу - заместителю руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Пожалуйста.
Блохин А.А.
Спасибо.
Здравствуйте. Я хочу поблагодарить Александра Николаевича за гостеприимство и поприветствовать всех собравшихся от лица Аналитического центра, являющегося соорганизатором мероприятия. И завтра мы вас рады будем видеть у себя на проспекте Сахарова. Надеемся на полноценную серьезную дискуссию, не менее интересную, чем сегодня.
Коротко. Аналитический центр вот уже с 2009 года в соответствии с постановлением Правительства занимается тем, что ведет мониторинг так называемых основных направлений деятельности Правительства. Это такие документы, которые объединяют набор федеральных целевых программ, ведомственных мероприятий, которые сгруппированы под определенную задачу. Их было разработано около 40, принято чуть больше 20. И, к сожалению, такой проект, как развитие сельского хозяйства как раз до сих пор еще не принят. Сами программы работают, сами программы сегодня назывались, они исполняются, но, тем не менее, такой объединяющий документ пока не принят. Разногласия между Минфином и Минсельхозом не будем здесь перечислять, но, тем не менее, они есть, и вот что-то мешает.
Я бы хотел подчеркнуть, что не в этом зале, уж точно, нужно доказывать, что продовольственная безопасность – это комплексное понятие, зависящее не только от развития сельского хозяйства, но и от других направлений, об этом сегодня говорилось много, от таких, как рынок труда и здоровье населения, региональная политика, карты которых работают, и мониторинг этих карт, карты проектов ОНДП, которые я называл, работают, мониторинг их мы ведем. Мы ведем мониторинг проектов Комиссии при Президента по модернизации экономики, которые в значительной мере в тех или иных аспектах касаются этой проблемы. И в целом надеемся вместе с вами выстроить такую картину движения, усиления продовольственной безопасности, в том числе не только продовольственной безопасности, естественно, и других целей, не менее значимых, связанных и с ростом уровня жизни и так далее.
Мы начинаем разрабатывать другие методы, связанные с так называемыми опережающими показателями, в том числе развития сельского хозяйства и рисков, связанных с сельским хозяйством, с продовольственным обеспечением. Это очень интересные подходы, они развиты на Западе лучше или хуже, они развиваются в Китае, в других странах, у нас пока в меньшей степени, но, тем не менее, эта тема важная, интересная, и мы приглашаем вас к сотрудничеству. Она пересекается с теми вопросами, которые сегодня звучали. Вот Черников говорил о балансе продовольственном, планировании. Это все очень близкие темы, это все очень важно сделать комплексно, и, естественно, не за одну минуту у нас это все получится.
Тема завтрашнего заседания специально оговорена – ситуационные центры. Казалось бы, немного в стороне стоящая тема, но она тоже очень близка к той проблематике, которую мы сегодня обсуждаем. Потому что так сложилось, что ситуационные центры обычно обсуждаются с точки зрения железа и программной информационной начинки, которой они насыщены. Первая волна в создании этих центров прошла – построили, обеспечили компьютерами, программами, программистами, все работает, лампочки зажигаются. Какие вопросы должны стоять в повестке дня? Что нужно рассматривать? Начинается самое интересное. Те риски, которые должны рассматриваться в ситуационных центрах, – это не просто технические и непредсказуемые вопросы. Землетрясение в Японии влияет или не влияет? Это очень комплексные междисциплинарные неожиданные вопросы. И в этом смысле все это близко, все это объединено и мы надеемся, что с вашей помощью (поскольку здесь представители регионов, аналитические службы, региональные аналитические центры) мы бы смогли выстроить то, что мы называем региональным мониторингом федеральных программ, региональным мониторингом рисков исполнения федеральных программ. Это то, что нужно и нам, и вам, и федеральному правительству, и региональным, законодательным, исполнительным органам власти. Это понимание того, как эти риски по регионам разложены, какие, собственно, риски в каких регионах возникают, какие факторы влияют или не влияют на выполнение программы в целом. Это картина, заслуживающая великого пера. Надеюсь, что мы с вами ее напишем. Спасибо. До завтра.