МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. (Аплодисменты.)
Я хотел бы предоставить слово Игорю Сергеевичу Козубенко, начальнику отдела информатизации и аналитических систем Учетно-финансового управления Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Козубенко И.С.
Добрый день, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я постараюсь быстренько (за 10 минут) пролистать красивые картинки и рассказать про опыт Краснодарского края, как мы шли от сбора данных к визуализации, к построению ситуационного центра и как мы с помощью ситуационного центра увидели проблемные участки, на которые теперь нужно обращать внимание, и с помощью анализа этих проблемных участков уже на законодательном уровне вносить инициативы.
Сбор и визуализация данных – как это было раньше у нас. Каждый день мы до обеда собирали информацию телефонами, факсами, электронками, получали огромное количество показателей. После обеда огромный массив бумажных электронных данных сводился в таблицу. И времени на анализ всего этого громадного материала, конечно, оставалось очень мало, поэтому мы пошли на следующие меры. Некоторые творческие сотрудники делали первые шаги у нас к ситуационным системам, на картах клеили таблички с местонахождением свинокомплексов, пытались понять, где они находятся, что с ними делать. Но требовалась срочная автоматизация процессов.
И что было сделано: был проведен аудит всех форм сбора показателей, собрана структура потоков данных, сделана большая свободная таблица и принято решение о создании специальной конфигурации по сбору этих данных, начался процесс внедрения во все муниципальные образования края. Инструмент был запущен. И что мы получили: мы получили в автоматизированном режиме блок нанесения предприятий с показателями, в которых мы смогли увидеть, в каком месте они находятся и с какими показателями они у нас работают.
Далее, мы попытались визуализировать все показатели по годам в разрезе отраслей по муниципальным образованиям, и были обнаружены первые интересные моменты. Например, изменение показателя выходного поголовья КРС за последние 20 лет в разрезе муниципальных образований по принципу светофора: красное – это плохо, зеленое – это хорошо. Вот допустим, выходное поголовье КРС, начиная с 90-го года, я сейчас покажу, как оно изменялось. Вот видите, у нас краснеют, краснеют, краснеют муниципальные образования, поголовье падает, падает, падает, падает, а один район как стоял на месте, так и стоит. Вопрос: хозяин есть в районе, он уделяет внимание поголовью, он им занимается, почему остальные районы падают? Это первые моменты, которые с помощью визуализации удалось там обнаружить.
Далее, были сделаны выводы, что после формализации отчетности и автоматизации процесса было сокращено время на сбор данных, которые у нас не хоронятся, а собираются в базу. С помощью визуализации удалось увидеть изменения показателей, которые трудно просматривались в обычных таблицах. Появилась оперативная доступность к данным, возможность быстрого анализа принятия управленческих решений и возможность ранжирования муниципальных образований. И далее требуется более тщательная проработка системы с возможностью сравнения показателей.
Проработав, далее мы запустили такой ситуационный центр (показываю на примере нескольких муниципальных образований), этот ситуационный центр включает в себя периоды, которые мы можем выбирать – от недели до года. Мы можем строить рейтинг муниципальных образований, заносить туда и видеть табличные данные (все это оперативно), строить плоские, круговые диаграммы, видеть показатели одного объекта, одного хозяйства, сравнивать связанные показатели. Самое интересное – у нас появилась возможность ранжирования муниципальных образований. Допустим, по эффективности землепользования: мы по четырем группам сравниваем минимальную урожайность на минимальной площади, минимальную урожайность на максимальной площади и так далее, и получаем рейтинг муниципальных образований в разрезе максимальной урожайности, полученную максимальную урожайность на минимальной площади, то есть эффективность землепользования.
Далее, после ранжирования земель нам все-таки пришлось заняться спутниковым мониторингом, и мы – единственный регион, в котором в прошлом году на весь край запущен спутниковый мониторинг сельхозземель и оцифрованы все земли сельхозназначения.
Как происходила раньше визуализация? Вот ситуационный центр на колесах, вертолетные облеты губернатора, визуальная оценка состояния растений озимой пшеницы на месте. Недостатки таких облетов и визуального осмотра: во-первых, небольшие площади мониторинга, оценка состояния основана на субъективных суждениях, невозможность точной географической привязки, невозможность быстрого определения собственника.
Началась работа по заданию ситуационного мониторинга земель, были получены данные с каждого муниципального образования, с каждого хозяйства, карты, сводные таблицы, получены карты районов и оцифрованы по космоснимкам 3,8 миллионов гектар площади – это 152 тысячи сельхозугодий, то есть, грубо говоря, проведено своего рода межевание. Что нам удалось увидеть? Получены цифровые карты районов, сформированы истории полей каждого хозяйства, построены тематические карты по культурам каждого муниципального образования, сформированы планы потребности в НПК гумусах, и получены опять же неожиданные результаты. Вот, допустим, при наложении на космоснимок хозяйства одного из муниципальных образований мы увидели, что на всех используемых землях есть земли, которые используются у нас без отчетности. То есть мы видим, что это земли, на которых ведется сельхозпроизводство, но за них не отчитываются, естественно, не платятся налоги, значит есть проблемы. После внесения в базу данных мы увидели (привожу пример по одному из муниципальных образований), что площадь по отчетным данным хозяйства составила 35,1 тысячу гектар, а по данным спутникового мониторинга – 44,7 гектар – там, где сельхозпроизводство ведется, а по данным статистики 40,9. В чем разница? В том, что 9,6 тысяч гектар у нас работают без отчетности. Отчетность не предоставляется, и мы не видим, что происходит, что растет там и с какой урожайностью. А на 5 тысяч сельхозземель сельхозпроизводство не ведется, землепользование не определено – или это земли фонда перераспределения, или это земли под паром. Но мы определили проблемные участки, здесь на слайде видно, что красным определены проблемные участки, желтым – нормальные.
Далее. По космоснимку были получены спектральные снимки, на которых мы видим нарушение агротехнологий, с помощью которых мы по каждому полю можем уже сориентировать сельхозтоваропроизводителя, что он что-то делает неправильно, неправильно вносит удобрение и так далее. В этом году запущен ситуационный центр Краснодарского края, который позволяет с ограниченным доступом для главных агрономов районов и сотрудников департамента увидеть данные в разрезе собственников, план культур, факты, урожайность и потребности в минеральных удобрениях и так далее.
И второй ситуационный геопортал с архивными данными космоса (топография и так далее) для всех сельхозтоваропроизводителей в открытом доступе без привязки учетных данных для того, чтобы каждый мог увидеть, какие проблемы у него на участке.
Например, вот поле: подтопляемые, переувлажняемые участки, можно оценить измерения площади, засоренность посевов растительностью, равномерность или неравномерность всходов, увидеть структуру сельхозугодий, посмотреть тематику, увидеть развитие биомассы за май, за август месяц – то есть увидеть где убрана, где не убрана. Также геопортал позволяет нам увидеть по каждому собственнику, по каждому полю собственника культуру, урожайность, площадь поля и сформировать вот такой паспорт. То есть мы говорим о том, что на законодательном уровне предлагаем ввести понятие «электронный паспорт поля». 50 лет назад, 6 мая 1951 года была введена «полевая книга», которая включала в себя все агротехнические работы по годам и урожайность, и культуры. Многие забыли про нее сейчас. И мы считаем, что при введении электронного паспорта поля это позволит, государству в первую очередь, обеспечить прозрачность ведения агробизнеса, проконтролировать его обороты, получить реальные статистические данные, сравненные с космическими, контролировать эффективность землепользования, даст возможность прогнозирования показателей растениеводства. Также для самих сельхозтоваропроизводителей этот паспорт будет являться залогом и в банке, и в страховых компаниях при получении более выгодных условий, потому что этот паспорт будет доказывать, что у него действительно такая урожайность, а не такая, средняя, как берется всегда при расчете кредитов по муниципальным образованиям. И сельхозтоваропроизводитель может также увидеть у нас сейчас по каждому полю, как развивается его культура понедельно. То есть мы раз в неделю совместно с институтом космических исследований отслеживаем портреты культур, как развивается культура, и можем определять виды культур на каждом поле и, естественно, сравнивать их с отчетными данными. Мы можем предшествовать тому и говорить, что портрет культур отклоняется от нормального плодоразвития посевов, что это предшествовало засухе, или сдвиг сезона, поздний сев.
Сейчас у нас в работе запуск портала для ранжирования аналитики и отслеживания динамики цен на сельхозтоваропродукцию с последующим выходом на электронную торговую площадку. То есть идея заключается в том, что мы хотим запустить – все знают сайт «Одноклассники» – вот такой же сайт, только между потребителями и сельхозтоваропроизводителями, чтобы каждый анонсировал свои новости и выкладывал в первую очередь прайс-листы, чтобы все это в автоматическом режиме отслеживалось, строились графики динамики цен, сравнивались с основными (зерно, мясо, молоко, картофель и так далее), а мы могли бы ранжировать эти компании между собой и, естественно, строить аналитический обзор и получать интересную информацию как для государства, так и помогать сельхозтоваропроизводителям между собой видеть эту информацию.
На законодательном уровне хотелось бы, конечно, поддержать меры по развитию мелиоративного комплекса. Нужно увеличивать орошаемые земли, это нам даст еще больше вала продукции и сократит риски по погодным условиям. Нужно вносить изменения в закон о семеноводстве, государство все-таки должно выступать в роли регулятора этого вопроса.
И с паритетом цен необходимо разобраться. Приведу пример. В 1990 году для приобретения одного килограмма дизельного топлива сельхозтоваропроизводителю необходимо было продать порядка двух килограммов зерна. На сегодняшний момент ему нужно продать 5,5 килограмма зерна, чтобы купить килограмм дизельного топлива.
Следующий слайд – самый интересный. Спасибо за внимание.