АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"
Этапы становления российского инженерного образования
Совершенствование системы государственного управления образованием приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в Российской Федерации проходят сразу две крупномасштабные реформы, затрагивающие данную проблему - административная реформа и реформа системы образования. Обе реформы проходят непросто, порой даже противоречиво. Российская модель управления образованием определена федеративным характером отношений между центром и регионами, а также выведением местного самоуправления за пределы государственного аппарата.
Федеральные органы государственной власти своими решениями непосредственно создают, реорганизуют и ликвидируют федеральные государственные образовательные учреждения, согласовывают назначения руководителей образовательных учреждений федерального подчинения. Они также осуществляют лицензирование и государственную аккредитацию следующих образовательных организаций.
Российская высшая школа уже несколько десятилетий находится в состоянии непрерывного реформирования, модернизации. Зачастую разговоров о реформах больше, чем реальных изменений. Часть научно-образовательного сообщества России придерживается мнения, что ничего менять не надо, что российское высшее образование, по-прежнему, является лучшим в мире, а надо просто дать высшей школе больше денег из государственной казны и все будет хорошо. Но для большинства участников образовательной деятельности все более ясным становится, что реформы необходимы.
Высшее инженерное образование, от которого напрямую зависит уровень развития техники и технологий, вряд ли можно считать лучшим в мире в настоящее время. После того, как появилась возможность выбирать, российские покупатели стали предпочитать импортную технику, созданную зарубежными инженерами.
Понятие гражданский инженер появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые учебные заведения для подготовки инженеров были созданы в XVII веке в Дании, в XVIII веке — в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в г. Москве. В Петербурге были открыты Горное училище, приравненное к академиям (1773), Институт инженеров путей сообщения (1809), Училище гражданских инженеров (1832, с 1882 — Институт гражданских инженеров), Инженерная академия (1855). С XIX века за рубежом стали различать инженеров-практиков, или профессиональных инженеров (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных инженеров, получивших высшее техническое образование (Civil Engineer).
Традиции высшей технической школы России формировались в течении более чем двух столетий. Уже в конце XVIII - начале XIX столетий подготовка инженеров в технических вузах России строилась на сочетании высокого теоретического уровня преподавания и значительного практического обучения, в то же время высшее техническое образование в Германии, США носило ремесленно-практический характер. Российская система инженерного образования в конце XIX - начале XX века считалась одной из лучших в мире. Выдающиеся достижения отечественной науки и техники в области космонавтики, авиа- и судостроения, атомной энергетики говорят о том, что там, где общество давало заказ на специалистов мирового класса, отечественная высшая техническая школа всегда блестяще выполняла поставленные задачи. Высокое качество подготовки инженерных кадров определили успехи нашей страны в освоении космоса, создании атомной и оборонной промышленности. Доля инженеров в общем объёме выпуска специалистов с высшим образованием из советских вузов составляла более 40%.
Подготовка инженеров в СССР осуществлялась в различного типа и профиля высших учебных заведениях, по разным отраслям технического образования: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное и приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое, строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное, инженерно-экономическое. В 1971 в советской системе высшего технического образования свыше 230 инженерных специальностей и 360 специализаций. Современный научно-технический прогресс обусловил необходимость подготовки инженеров комплексных профилей — инженер-физик, инженер-математик и др. Учебный план каждой инженерной специальности был рассчитан на 5—6 лет и состоял из трёх циклов учебных дисциплин: общенаучных — высшая математика, физика, химия, политическая экономия, иностранный язык и др.; общеинженерных — теоретическая механика, детали машин, теория механизмов и машин, начертательная геометрия и черчение, технология металлов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, техника безопасности, экономика и организация производства, вычислительная техника и др.; специальных — в зависимости от специальности и специализации. В 1971 на инженерных специальностях в вузах СССР обучалось около 3 млн. чел. Выпуск инженеров в СССР и США (в тыс. чел.) составил соответственно: в 1950 — 37 и 61, в 1960 — 120 и 43, в 1965 — 170 и 41, в 1970 — 257 и 50.[1] В 1970 выпуск инженер в СССР по группам специальностей распределялся (в тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых — 5,1; разработка месторождений полезных ископаемых — 6,3; энергетика — 10,5; металлургия — 6,5; машиностроение и приборостроение — 69,0; электронная техника, электроприборостроение и автоматика — 40,5; радиотехника и связь — 19,8; химическая технология — 16,1; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги — 3,3; технология продовольственных продуктов — 7,9; технология товаров широкого потребления — 5,4; строительство — 30,3; геодезия и картография — 1,0; гидрология и метеорология — 1,1; транспорт — 14,9; экономика — 20,0. Численность дипломированных И., занятых в хозяйстве СССР и США соответственно (в тыс. чел.): в 1950 — 400 и 310, в 1960 — 1135 и 590, в 1965 — 1631 и 735, в 1970 — 2486 и 905.Научные и научно-педагогические кадры в области техники готовили в системе аспирантуры втузов и научно-исследовательских учреждений. В 1970 в СССР насчитывалось около 40 тыс. аспирантов и около 410 тыс. научных работников в области технических наук, в том числе 4,7 тыс. докторов и 63,5 тыс. кандидатов технических наук.
Неуклонный рост выпуска инженеров на протяжении многих лет привел к тому, что в середине 80-х гг. прошлого столетия их доля составила более 40% в общем объёме выпуска ВУЗов. Но вскоре наметилось постепенное обесценивание инженерного труда. Негативным фактором стала массовость выпуска инженеров, не оправданная реальной потребностью экономики. В общественном сознании постепенно укоренилось мнение, что в инженерно-технические ВУЗы можно принимать любого, с любым положительным баллом на экзаменах.
Следствием информационной революции 70-80-х гг. прошлого века, сформировавшей качественно новые производительные силы в высокоэффективных мировых экономических системах, стало превращение информации в важнейший ресурс развития, а науки - в ведущую производительную силу, которая непрерывно генерирует технологические возможности принципиально иного уровня.
К концу 80-х - началу 90-х годов в тенденциях международного развития все зримее стала проявляться закономерность: место той или иной страны в международном разделении труда, ее конкурентные позиции на мировых рынках продукции обрабатывающей промышленности и передовых технологий зависимы от двух взаимоопределяющих факторов - качества подготовки специалистов и условий, которые та или иная страна или экономическая система создает для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей специалистов в процессе трудовой деятельности. В 90-е годы XX века в связи с социально-экономическими реформами и кризисом производства в России престиж инженерной профессии и качество технического образования снизились. В 2000-x годах в связи с подъемом экономики страны интерес к инженерной профессии стал возрождаться. Однако системный кризис привел к тому, что качество высшего профессионального образования в области техники и технологий в российских вузах в настоящее время не соответствует вызовам XXI века: необходимости подъема отечественного производства, развития наукоемких технологий и инноваций, инженерного предпринимательства, интернационализации инженерной профессии, международного стратегического партнерства и глобальной конкуренции.
В 555 вузах Российской Федерации, в том числе 442 государственных и 113 негосударственных, обучаются свыше двух миллионов будущих специалистов в области техники и технологий. На инженеров учатся около 30 процентов студентов, то есть свыше двух миллионов человек. По количеству выпускаемых инженеров на 10 тысяч населения Россия почти в 1,5 раза превосходит США. – Как показывает мировая статистика, с таким высоким уровнем профессионального и в том числе инженерного образования, Россия должна иметь ВВП на душу населения 30 тысяч долларов США, а имеет – меньше 11 тысяч. То есть наша страна выбивается из сложившихся в мире закономерностей, увязывающих уровень профессионального образования с уровнем экономического развития.
Вопросы повышения активности работы студентов во время учёбы в ВУЗе очень интересуют работников высшей школы. На первый план выходит понятие серьёзной мотивации заинтересованности в учёбе, в получении знаний. Если этого нет, то наблюдается лишь имитация активности без получения положительного конечного результата. По мнению психологов, успехи обучающихся обусловлены именно мотивацией, в то время как на долю способностей приходится лишь 30%.