Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

Государственная политика подготовки кадров по техническим специальностям

Сегодня в первую очередь сокращается государственное задание на количество бюджетных мест по гуманитарным и экономическим профессиям в непрофильных вузах. Например, в 2010 году такое сокращение произошло по юриспруденции, психологии, филологии, экономике в технических вузах, потому, что в ряде случаев это был просто способ зарабатывания денег учебными заведениями.

Что касается негосударственных вузов, то в последние годы у них возникли огромные проблемы. Потому что контингент абитуриентов уменьшился. Возможность поступления на бюджетные места увеличилась. В 2009 году, в среднем, негосударственные вузы набрали примерно 15% от своего обычного приема. Есть несколько очень хороших негосударственных вузов, которые сохраняют свой контингент, но их небольшое число. Даже у государственных вузов возникла проблема с набором на внебюджетные места.

Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко высказался по ситуации в системе образования следующим образом: «Мы изменили подход к оценке образования. Когда я пришел на место министра, самая расхожая фраза была: «У нас самая лучшая система образования! Ее не надо трогать. Единственное, что можно поменять - немножко добавить денег». Первые два года одной из самых сложных тем обсуждения было то, что у нас не самая лучшая система образования, что мы уже не имеем советскую систему образования, что она де-факто разрушена. И что, до тех пор, пока мы не поставим диагноз, мы не начнем лечение. Если вернуться к тому, что было семь-десять лет назад, вы увидите, что у нас вообще не было системы образования! Она была разрушена! Катастрофическое количество вузов и студентов, полное изменение структуры подготовки, падение качества преподавания в большинстве вузов. И когда мы сегодня оцениваем подготовку выпускников, мы пожинаем плоды того, что произошло в девяностых и в конце восьмидесятых годов. Мы изменили очень многие тенденции. В тот момент, когда начиналась деятельность Министерства, профессия ученого стояла в самом конце длинного списка профессий с точки зрения общественной значимости, интересности, привлекательности. Сегодня она входит в первую пятерку. Да, при этом, часть уезжает за границу, часть использует знания, чтобы работать в бизнесе, но статус у этой профессии качественно изменился»[1].

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года обсуждали перспективы развития профессионального технического образования. Ряд документов, принятых в последние годы, улучшили ситуацию в образовании. В стране созданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база значительного числа ведущих вузов.

Министр образования и науки Российской Фендерации А.А.Фурсенко на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева сообщил, что «сегодня в среднем в России 80 тысяч рублей в год тратится на обучение одного студента в инженерных вузах, мы предложили увеличить до 110-120, увеличив норматив на инженеров по сравнению с нормативом на гуманитариев и экономистов в полтора-два раза». По его мнению, также следует поднять статус инженера в глазах абитуриента: «У нас говорят, что на инженеров идут учиться люди, которые имеют более низкие баллы, которые слабее тех, что идут на экономистов. Квалифицированный инженер — он системен и сильнее, об этом надо говорить, что на самом деле это более серьезный задел и путь в будущее», — считает Министр [2].

В начале 2011 года Президент Российской Федерации провел серию совещаний по вопросу развития инженерного образования и недостатков в подготовке инженерно-технических кадров для отечественной промышленности. Несмотря на ежегодный выпуск почти 200 тысяч инженеров, эксперты говорят о дефиците квалифицированных кадров, квалифицированных инженеров. Подготовка инженерных специалистов в России до сих пор ориентирована на массовое индустриальное производство 30–50-летней давности. Программы в большинстве вузов требуют корректировки. Говоря о профессиональном образовании, глава государства отметил, что большое значение для его развития имеет принцип софинансирования. Дмитрий Медведев призвал представителей бизнес-сообщества к участию в программах софинансирования, поскольку именно предприниматели должны формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. В связи с этим необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые по-настоящему интересны работодателям и готовы к участию в модернизации экономики. Кроме того, глава государства отметил важность непосредственного сотрудничества учебных заведений разных уровней с работодателями [3].

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) активно участвует в разработке новых образовательных программ и стандартов для высшей школы. РСПП одобрил около 70 профессиональных стандартов, ещё около 100 стандартов находятся в разработке. В рамках работы, которая ведётся РСПП и Министерстве образования и науки Российской Федерации, создаётся модель национальной системы квалификаций (рамки квалификаций), которая должна использоваться в будущем. С ее помощью проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Различаются транснациональные, национальные и отраслевые рамки квалификаций. Рамка квалификаций - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Национальная система квалификаций представляет собой взаимно увязанную совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Многие вопросы инженерной подготовки требуют новых решений, адаптированных к реалиям сегодняшнего дня. Студенческая практика на производстве и в конструкторских бюро не является обязательной. Зачастую молодой человек на 3–4 курсе обладает только сугубо теоретическими знаниями, а иногда и не самыми современными. «Программы обучения, лабораторная работа, исследовательская база в большинстве вузов устарели и не отвечают задачам, которые предъявляются современными университетами и, соответственно, современными предприятиями, – отметил Президент Российской Федерации на совещании в г. Мытищах в начале 2011 года. Хотя я регулярно от министра требую, чтобы мы корректировали не только программы, но и общее количество выпускников. Чтобы наша экономика получала тех, кто ей нужен, а не тех специалистов, которые являются модными, популярными», – сказал президент [4].

Крупные компании, заинтересованные в подготовке специалистов для себя, создают корпоративные учебные центры. В них применяют современные формы обучения, включая дистанционные и иные. Существует проблема в отношении износа материально-технической и информационной базы в профильных высших учебных заведениях. Бюджетные деньги вкладываются прежде всего в научно-исследовательскую базу, а навыки инженерной профессии осваивают практически на основе устаревших станков, механизмов, агрегатов и практикумов.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ подготовить предложения по повышению нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей[5]. В ближайшее время норматив финансирования инженерной подготовки в ВУЗах будет увеличен[6]. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года, обсуждались перспективы развития профессионального образования.

Минобрнауки рекомендовало ряду компаний совместно с техническими вузами разработать ряд долгосрочных проектов, которые и появились в начале 2011 года. В 2011 году на их исполнение запланировано 11,5 млрд. рублей, а к 2013-му сумма должна возрасти до 13,5 млрд. рублей. Эти средства бизнес привлек сверх государственных инвестиций.

В новых социально-экономических условиях по-другому встаёт вопрос подготовки инженерных кадров. Прежде всего, это обеспечение гибкости обучения. Принята концепция «Университетов инженеров», в которых общетехническое обучение на 30-40% должно осуществляться в стенах университетов, а остальное время – в крупных научно-производственных объединениях. Наука нуждается, как уже отмечалось, в хорошо подготовленных кадрах. Поэтому одной из важнейших задач является выработка требований к уровню знаний выпускников. Не менее актуальны вопросы совершенствования преподавания и учебно-методической базы.



[1] См.: www.mon.gov.ru

[2] См.: www.kremlin.ru

[3] См.: www.kremlin.ru

[4] См.: www.kremlin.ru

[5] Стенограмма совещания Д. Медведева по вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров для отечественной промышленности (23.03.2011) //www.kremlin.ru

[6] Из выступления на парламентских слушаниях 13 мая 2011 года статс-секретаря Министерства образования и науки Российской Федерации Игоря Реморенко // www.duma.gov.ru