АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"
Модели образовательных траекторий
В настоящее время в Российской Федерации реализуется проект «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России», в котором принимают участие четыре российских технических вуза. Вскоре к проекту присоединятся другие университеты. Этот проект будет продолжаться несколько лет, он будет расширяться. К программе присоединятся ведущие технические университеты России. Подготовка инженерных кадров по двухуровневой системе, обеспечивающих прогресс в науке и технике, является актуальной задачей для всей системы высшего профессионального образования.
На первом этапе (2-3 года) в рамках укрупненного образовательного направления реализуется базовый учебный план, основное назначение которого – общая, фундаментальная и гуманитарная подготовка. На следующем этапе (1-2 года) осуществляется разделение по специальностям и образовательным траекториям. Формируются группы академических бакалавров и бакалавров по специальности (бакалавры в области техники и технологий). Академические бакалавры получают специальную фундаментальную подготовку и изучают базовые дисциплины образовательного направления, а также дисциплины блока инновационной подготовки. Бакалавры по специальности также изучают базовые дисциплины образовательного направления и дисциплины блока инновационной подготовки, а кроме этого, дисциплины технологического профиля, возможно, по согласованию с будущими работодателями, в рамках конкретной специализации.
На третьем этапе (1-2 года) реализуется обучение в рамках магистратуры (академические магистры) или специалитета (магистры по специальности или магистры в области техники и технологий). Поступление в магистратуру или специалитет на основе конкурса. На третьем этапе осуществляется элитная подготовка кадров для приоритетных отраслей промышленности и прорывных направлений техники и технологий.
Данная образовательная траектория позволяет совместить качественную фундаментальную подготовку (унифицированный этап), масштабную подготовку бакалавров по специальности с целевой технологической подготовкой для конкретных работодателей, элитную подготовку магистров по специальности по заказам высокотехнологичных предприятий и академических магистров для научных организаций и учреждений образования. Временные интервалы этапов могут изменяться в зависимости от акцентов подготовки (массовая или элитная), однако появление на втором и, особенно, на третьем этапе заинтересованных предприятий позволят привлечь ресурсы и финансы работодателей, что гарантирует участие бизнес - сообщества в организации и оценке качества инженерной подготовки.
Словосочетание «квалифицированный потребитель» возникло, в связи с обсуждением искажения структуры подготовки в современных вузах. Все согласятся с тем, что разработчиков ракетных двигателей требуется не очень много, а тех, кто занимается их эксплуатацией и производством, необходимо гораздо больше. Важно готовить не только тех, кто создает принципиально новое, но и тех, кто умеет это использовать. Строители должны делать то, что спроектировал архитектор, а не творить нечто свое. Тогда здание завтра не обрушится. Программы развития национальных исследовательских университетов писались квалифицированными специалистами. Неслучайно, эти программы прошли очень серьезный конкурс и были одобрены ведущими экспертами. И те, кто сейчас реализует программы, в большинстве случаев способны наполнить их содержанием. Другое дело, что те задачи, которые еще три-четыре года назад казались трудно исполнимыми, сегодня представляются тривиальными. Чтобы обеспечить наиболее высокую планку, к мониторингу привлекаются не чиновники, а представители бизнеса и науки. В результате удается ставить задачи по своевременному изменению принятых программ. [1]
Инженерная подготовка
Инжен ерная подготовка представляет собой отдельное целостное направление инженерной деятельности и включает в себя инженерную подготовку территорий населённых мест, комплекс инженерных мероприятий и сооружений по освоению территорий для целесообразного градостроительного использования, улучшению санитарно-гигиенических и микроклиматических условий населённых мест.
Вопросы инженерной подготовки имеют существенное значение как при выборе площадок для строительства новых городов и посёлков, так и при реконструкции и расширении существующих населённых мест, поскольку территории, полностью пригодные для целей градостроительства по своим природным условиям и одновременно достаточные по размерам, практически отсутствуют. В большинстве существующих городов и посёлков удельный вес непригодных и ограниченно пригодных территорий составляет в среднем 8—10% общей площади населённого места; осуществление мероприятий по инженерной подготовке позволяет максимально сократить размеры этих территорий.
Инженерные изыскания
Инжен ерные изыскания для строительства, комплекс технических и экономических исследований района строительства с целью получения исходных данных, необходимых для разработки наиболее целесообразных технико-экономических решений при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений представляют собой отдельное целостное направление инженерной деятельности. Инжене рные изыскания предшествуют всем видам строительства: промышленного, жилищного, гражданского, гидротехнического, транспортного, дорожного и др. Характер инженерных изысканий изменяется в зависимости от вида строительства и степени изученности обследуемого района.
Комплекс технических изысканий включает изучение топографических, геологических, гидрологических и метеорологических условий района строительства, обследование месторождений местных строительных материалов, сбор исходных данных для составления проекта организации строительства и смет, а также проведение необходимых согласований. Особый характер, ввиду большой протяжённости исследуемой зоны, имеют инжене рные изыскания автодорожные, железнодорожные, для прокладки нефте- и газопроводов, линий связи и электропередачи (так называемые линейные изыскания).
Инженерно-экономическое образование
Инжен ерно-экономическое образование сложилось в России как система подготовки инженеров-экономистов для промышленности, строительства, транспорта и как отдельная отрасль высшего экономического образования. В 1972 в СССР подготовку специалистов с инженерно-экономическим образованием, помимо 3 специализированных институтов, осуществляли факультеты (отделения) свыше 40 отраслевых вузов.
Инжен ерно-экономическое образование включало подготовку инженеров по экономике и организации производства для отдельных отраслей промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, горной, нефтегазовой, лесной, полиграфической, лёгкой и др.) и транспорта (ж.-д., автомобильного, воздушного, водного), энергетики, строительства, связи, городского хозяйства, а также по организации механизированной обработки экономической информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях промышленности и транспорта).
За рубежом, как правило, подготовка специалистов с инженерно-экономическим образованием ведётся на отраслевых факультетах втузов и университетов. Широкое развитие во многих странах получило экономическое образование инженеров через различные формы повышения квалификации.
Инженерная психология
Инжен ерная психология, одна из специальных дисциплин психологии. Инженерная психоло гия представляет собой отдельное целостное направление инженерной деятельности и решает следующие задачи: рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина», предназначенных для управления и обработки информации; целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации; оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения.
Инжен ерная психология возникла в 40-х гг. XX в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек и машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление инжене рной психологии как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления.
Сегодня современный вуз не может развиваться, оставаясь неподвижной академической структурой. В основе его развития должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Каждый вуз в современных условиях рынка стремится создать инновационный предпринимательский университет, конкурентоспособный, финансово эффективный, с диверсифицированными доходами, академически сфокусированный на учебных программах, отличающихся высоким качеством, активно взаимодействующий с внешними и внутренними партнерами, структурно децентрализованный и строго следующий своей стратегии развития.