Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

  Принципы открытого пространства инженерного образования

Основной целью открытого пространства инженерного образования (ОПИО)[1] является создание условий, при которых инженер будет социально защищён качеством и профессиональными возможностями своего образования. ОПИО определяется как система формальных и неформальных отношений в области подготовки и переподготовки инженерных кадров. Такая система поддерживается ВУЗами, инженерными сообществами (ассоциации, союзы инженеров и т.д.), государственными органами и всеми заинтересованными субъектами, которые обеспечивают свободу профессиональной деятельности инженера, повышение его престижа и совершенствование инженерного образования.

Особую роль приобретает взаимодействие академических институтов с ВУЗами.

Крайне желательно, чтобы техническое образование стало связующим звеном для взаимодействия науки и техники, ученых и инженеров. Задача технических наук не только в том, чтобы создавать новые материалы, машины, технологии, облегчающие человеку жизнь, обеспечивающие комфортность среды обитания и сокращение затрат физических сил. Ставится задача развития проблемно-ориентированного инженерного образования, что должно привести к активизации взаимодействия академических институтов и ВУЗов.

Формирование специалиста и профессионала не может считаться завершенным, если инженер, как представитель интеллигенции, не осознает роль своего труда в общей экономической системе, своего места и значения в совокупности вклада человечества в прогрессивное развития общества. Предстоит очень трудная задача: преодолеть многолетнюю и неправильную тенденцию отрыва и противопоставления гуманитарного знания и образования естественно-научному и техническому. В частности, такой подход позволяет развивать взаимодействие и кадровый обмен между академическими и учебными институтами. Здесь вырабатываются гибкие образовательные технологии, адаптированные к нынешним потребностям и способные работать на перспективу.

Российская Федерация - одна из шести стран Европы, которая имеет право проводить международную общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологии и присваивать им европейский знак “EUR-ACE”. Знак, свидетельствующий о признании этих программ в 14 странах Европы, таких как Германия, Италия, Великобритания, Франция, Испания, Бельгия, и ряде других. Так решается несколько задач: экспорт российского высшего образования, укрепление его имиджа в мире, привлечение финансовых средств.



[1] http://ingenieur.ru/2009/principy-otkrytogo-prostranstva-inzhenernogo-obrazovaniya