Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

Зарубежные системы технического образования

Новые моменты в системе управления образованием в зарубежных странах связаны также с более активным применением программно-целевого метода. Эта тенденция проявляется в расширении практики принятия программ развития образования («Национальные цели образования и профессиональной подготовки», Великобритания, 1991; «Программа модернизации образования», Мексика, 1989 - 2000; «Основы реформы и развития образования», Китай, 1993; «Национальная политика в образовании», Индия, 1992; «Белая книга о высшем образовании», Норвегия, 1991 год и т.д.).

Система высшего электротехнического (Electrical Engineering) образования США, базирующаяся на подготовке бакалавров науки (Bachelor of Science – BSc), магистров науки и магистров техники (Master of Science, Master of Engineering – MSc, MEng), убедительно доказала свою эффективность успехами США в сфере высоких технологий.

Великобритания одной из первых среди европейских стран внедрила у себя систему высшего профессионального образования, аналогичную американской и уже почти двадцать лет готовит бакалавров техники (Bachelor of Engineering – BEng), магистров науки и магистров техники.

Европейское сообщество, отвечая на глобальный вызов со стороны США, поставило амбициозную цель создания унифицированной европейской модели, способной конкурировать с американской. Развивая институциональные основы управления образованием, многие зарубежные страны при принятии управленческих (административных) решений стали активнее использовать элементы межминистерского (межведомственного) сотрудничества и консультирования с различными неправительственными организациями, ассоциациями предпринимателей и т.д.

Усиление межминистерской (межведомственной) координации в процессе формирования и реализации образовательной политики позволяет сократить дублирование в аппарате государственного управления, обеспечить более высокую эффективность государственных расходов на образование, повысить качество принимаемых управленческих решений. В этом случае обсуждение вопросов управления образованием происходит с позиции различных ведомств, что, безусловно, снижает риски возобладания узковедомственных интересов. Кроме того, межведомственное сотрудничество в институциональном плане содействует применению программно-целевого метода в сфере управления образованием.

В США после четырех лет обучения выпускники электротехнических вузов получают степень Bachelor of Science in Electrical Engineering. Квалификация, соответствующая этой степени, востребована на рынке труда США и дает возможность ее обладателю получить подходящую работу. В каждом штате существует своя система органов, в компетенцию которых входит управление высшим образованием. Органы отличаются не только наименованиями, но и объемом полномочий. Как правило, основным управляющим органом является агентство по вопросам высшего образования. Данный орган работает в тесной взаимосвязи с департаментом образования штата, а в некоторых штатах даже подотчетен ему. Также каждый штат может создавать и иные органы, занимающиеся отдельными вопросами в сфере высшего образования, например, финансовой помощью студентам, частными вузами и т.д.

Существуют вузы, готовящие практически одних бакалавров, несмотря на наличие у них магистерских программ. В то же время в Стэнфордском университете значительное превышение выпуска магистров над бакалаврами может быть объяснено тем, что элитный Стэнфорд привлекает бакалавров из других вузов. В элитном MIT выпуск бакалавров и магистров почти совпадает, что свидетельствует о нацеленности поступающих в этот вуз на высокую квалификацию. Подтверждением этого является и то, что выпуск PhD составляет более 30% выпуска магистров. Механизм реализации политических решений в области образования преимущественно финансово-правовой, а сами решения во многом повторяют изложенные пункты реформ в области управления федеральным финансированием начального и среднего образования.

В менее элитных вузах США соотношение выпуска бакалавров и магистров составляет примерно 3:1, что, по-видимому, можно рассматривать в качестве некоторой средней цифры востребованности соответствующих квалификаций национальным рынком труда. Президент США Барак Обама, совершающий поездку по Северной Каролине, представил в понедельник, 13 июня, план по созданию новых рабочих мест. Чтобы создать новые рабочие места, необходимые для стимулирования долгосрочного роста экономики, нужно, по словам Б.Обамы, готовить больше инженеров. Подготовку таких специалистов президент США предлагает осуществлять в рамках специальной программы, основанной на принципах частно-государственного партнерства. В рамках этой программы, по его словам, ежегодно планируется готовить десять тысяч инженеров. «Если мы собираемся сохранить лидерство в сфере технологий и инноваций, - сказал Б.Обама, - нашим лучшим компаниям нужны лучшие в мире сотрудники - американские сотрудники»[1]. Только 14 % студентов выбирают науку, технологии, математику, инженерные предметы.

За 1975-1988 гг. удельный вес американских ученых в мире вырос с 23 до 34%[2]. За последние 25 лет США удовлетворяли свои потребности в математиках во многом за счет эмиграции из республик бывшего СССР, прежде всего из России. Известно, что учёные и инженеры-эмигранты из разных стран внесли в США огромное количество идей, развитие которых способствовало решению многих социально-экономических и научно-технических проблем этой страны.

В Великобритании выпускники электротехнических департаментов вузов получают степень Bachelor of Engineering in Electrical Engineering, которая имеет большую профессиональную ориентацию, что и отражается в названии степени. Соответствующая квалификация также признана на национальном рынке труда и дает возможность ее обладателю получить работу. В Великобритании соотношение выпуска бакалавров и магистров существенно отличается от уровня, характерного для США. Так в университете Southampton соотношение составляет примерно 8:1. Такое соотношение подтверждает спрос на бакалавров на рынке труда и в тоже время невысокий спрос на магистров.



[1] Obama calls for more engineering grads as a way to spur the economy // Washington Post Posted at 03:06 PM ET, 06/13/2011

[2] Арин О. Российская наука: не кризис, а катастрофа // Новейшая политология, 2000, июнь.