Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

Заключение и выводы

Достижение Россией уровня современных развитых государств является сегодня важнейшей политической и экономической задачей. Занять достойное место среди технологически развитых стран, вписаться в мировой научно-технологический прогресс и мировую экономическую жизнь можно только при создании сильной высокотехнологичной экономики. Такие перемены возможны лишь при условии привлечения в промышленность высококвалифицированных, креативных специалистов, способных добиться кардинальных перемен в повышении конкурентоспособности продукции российских предприятий. [1] В настоящее время, как и в предыдущие годы, российская молодежь при трудоустройстве, если и отдает предпочтение производству, то в добывающей, нефтегазовой отрасли, а не в машиностроительной[2]. Сегодня машиностроительные предприятия укомплектованы инженерами и техниками на 50-60%, а средний возраст высококвалифицированных специалистов приближается к пенсионному возрасту[3].

В настоящее время около 40% выпускников инженерно-технических вузов работает по своей специальности, а среди выпускников аэрокосмических вузов - не более 20%[4].

Еще одна не менее важная проблема - это повышение качества инженерного образования. При наличии в стране целого ряда высоко престижных технических вузов далеко не все инженерные образовательные учреждения в стране готовят профессиональные кадры. По данным работодателей, до 50% выпускников после приема на работу направляется ими на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации [5].

Особенности инженерной подготовки

В современных условиях инновационное инженерное образование - это особое направление в инженерном образовании, которое можно характеризовать как процесс обучения, направленный на получение определенных знаний, компетентности, а также комплексной подготовки специалистов в области технологии машиностроения к инновационной инженерной деятельности.

Конкурентоспособность российских технических вузов на мировом рынке образовательных услуг ограничена отсутствием у них широкого спектра программ, аккредитованных по международным стандартам. При реформировании инженерного образования в России необходимо учитывать мировой опыт и международные требования к специалистам в области техники и технологий. В развитых странах принята двухступенчатая система оценки качества: на первой проводится общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ вузов, на второй – сертификация и регистрация практикующих инженеров. Международные критерии качества определяют две организации: Вашингтонское соглашение (Washington Accord) и Европейская сеть по аккредитации инженерного образования (ENAEE).

Ассоциация инженерного образования России

Инженерная профессия требует серьезной самоотдачи и очень серьезной подготовки. Проблему нужно решать - и решать, естественно, с ориентацией на перспективу. Решение этой и иных проблем, связанных с инженерным образованием, - главная задача Ассоциации инженерного образования России. Ассоциация инженерного образования России (АИОР) аккредитует вузовские программы в области техники и технологий. На сегодняшний день аккредитацию прошли около 200 инженерных программ в ведущих вузах России, в том числе с присвоением «европейского знака качества» EUR-ACE Label. Выпускники вузов, освоившие эти программы, могут получить звание EurIng и зарегистрироваться в FEANI Register, а в перспективе – стать обладателями European Professional Engineering Card.

Общественно-профессиональная аккредитация программ становится всё более востребованной в российских технических университетах. Это может стать механизмом для повышения качества инженерного образования[6].

Критерии, по которым АИОР проводит аккредитацию программ, могут стать для вузов ориентиром при разработке собственных образовательных стандартов. Такую возможность получили ведущие вузы России – федеральные и национальные исследовательские. Университетам следует воспользоваться этим правом и при утверждении стандартов дополнить их международными требованиями к инженерному образованию.

Опыт Ассоциации инженерного образования России и ряда ведущих вузов страны, в том числе ТПУ, свидетельствует о том, что разработка и реализация программ в области техники и технологий на основе образовательных стандартов вузов с учетом международных требований и критериев аккредитации, позволяет значительно повысить качество инженерного образования. Совершенствование инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных решений, трансфера технологий, оказания широкого спектра образовательных услуг, обеспечения связей с общественностью, производством, наукой и интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Деятельность Ассоциации исходит из положения, что инженерное образование относится к области общенациональных стратегических интересов Российской Федерации и в условиях перехода страны к устойчивому развитию инженеры становятся ключевыми фигурами общества.

В последнее время серьезных успехов в мире, и, в частности, в России, достигло так называемое дистанционное образование, обладающее в сравнении с традиционным «очным» обучением рядом весьма убедительных плюсов и возможностей. Само понятие дистанционного образования подразумевает собой особую технологию, ставшую доступной, главным образом, благодаря развитию Интернета. Основным средством обучения является компьютер, имеющий доступ к сети и образовательным ресурсам.

Роль регионов и программ

Регионы играют ведущую роль в поддержке инноваций, стимулируя тем самым свою инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Однако инновационный потенциал распределяется неравномерно по регионам Российской Федерации. Аналогичная картина наблюдается и в других странах мира. 20% от общего числа регионов стран-участниц ОЭСР лидируют в этой области и имеют на своём счету половину всех зарегистрированных патентных заявок. Растущий экономический разрыв между богатыми и бедными регионами говорит о необходимости государственной поддержки инноваций – к такому выводу приходит доклад «Regions and Innovation Policy».

Министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко на заседании Президиума Правительства России 4 апреля 2011 года сообщил, что основой для разработки ФГОС профессионального образования являются новые перечни профессий, специальностей и направлений подготовки. Разработчики ставили задачу уйти от узкой направленности специальностей, которая не соответствует потребностям современной экономики. Это в полной мере согласуется как с международным опытом, так и с практикой наших ведущих вузов, где на первых курсах дают широкую междисциплинарную фундаментальную подготовку. Следует отметить, что задачу эту удалось выполнить не в полной мере. Тем не менее, с утверждением новых перечней направлений подготовки в системе профессионального образования количество стандартов сократилось почти в полтора раза (до 985, из них 457 стандартов высшей школы). По просьбам работодателей сохранена подготовка профессиональных кадров за счет 111 «моноспециальностей» для тех отраслей, где велика доля стабильного государственного заказа: оборонно-промышленного комплекса, здравоохранения, наукоемких производств и искусства.

Разработчиками ФГОС высшего профессионального образования являются базовые вузы Учебно-методических объединений. В работу также были вовлечены Минсельхоз, Минздрав, Минкультуры, Минсвязи, МИД, Минобороны, другие федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им вузы. Образовательные стандарты нового поколения невозможно сегодня создавать без привлечения работодателей.

В рамках перехода на двухуровневую систему образования планируется разработка новых основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения с учетом требований международных стандартов качества ISO 9001:2008, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standarts and Gaidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area); национальных и международных критериев качества образовательных программ Ассоциации инженерного образования России, согласованных с Washington Accord Graduate Attribute and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes. Предполагается значительное увеличение контингента магистров и расширение спектра магистерских программ, реализуемых по ПНР ТПУ.

Как показывает зарубежный опыт, большая роль в формировании эффективной занятости отводится так называемым гибким формам занятости - надомному труду, фрилансерству, заемному труду, вахтовому методу и т.д. К сожалению, всего этого в достаточной степени в тексте Трудового кодекса Российской Федерации пока нет. Социальное партнерство пока в России тоже в стадии развития, очевидно, что система социального партнерства и различных его институтов и механизмов (профсоюзов, коллективных договоров и других соглашений и проч.) и дальше будет активно развиваться и трансформироваться [7].

На основании всего сказанного выше можно сделать следующие выводы .

1. Главной особенностью инженерного (технического) образования является то, что инженер должен сочетать в себе компетенции специалиста (профессионала) и организатора (менеджера). Выпускник учебного заведения осваивает знания умения и навыки достаточные, чтобы управлять или участвовать в управлении определенным технологическим процессом. Степень и уровень управления могут сильно различаться. Если для главного инженера как ведущее профессиональное качество выступает организация работы коллектива, то для рядового инженера основным является технологический процесс, работа механизмов и устройств.

Внутри каждой инженерной деятельности также наличествуют свои особенности. Например, деятельность (работа) инженера-конструктора необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Инженер-электроник обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования. Инженер-механик — специалист в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования. Инженер-технолог — инженер, занимающийся разработкой, организацией того или иного производственного процесса. Инженер-программист на основе анализа математических моделей и алгоритмов решения экономических и других задач разрабатывает программы, обеспечивающие возможность выполнения алгоритма и, соответственно, поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводит их тестирование и отладку.

Можно привести пример особой инженерной специальности: инженера-орнитолога. Инженер-орнитолог - один из главных сотрудников службы безопасности, его задача не допустить столкновения пернатых и самолетов.

Уже из перечисленного списка направлений деятельности, профессиональных приложений и функциональных обязанностей инженеров, работающих в разных отраслях экономики видно, что каждое из них требует своего подхода, имеет свою специфику. Инженерное (техническое) образование не существует отдельно, как направление обучения особого рода. Инженерное (техническое) образование есть часть общей отраслевой деятельности. Инженерное (техническое) образование следует рассматривать как деятельность по подготовке технических специалистов (исполнителей и организаторов) и технических руководителей производств (менеджеров и управленцев) для каждого из видов экономической деятельности. Поэтому инженерное образование целесообразно осуществлять на факультетах, кафедрах и иных обособленных подразделениях отраслевых ВУЗов.

2. Государственный заказ на инженерное (техническое) образование должен содержать региональную (муниципальную) компоненту. Муниципальная часть государственного заказа на инженерное образование должна учитывать потребность в кадрах регионов, экономики и местной промышленности.

В этом отношении особое значение приобретают учебные заведения, рассредоточенные в некрупных городах на территории России. Если столичные ВУЗы могут играть роль «интеллектуальной драги», вымывающей наиболее способных и активных особей из провинциальных городов, то местные учебные заведения будут готовить кадры для данного региона. Заметим, что для региональных местных предприятий и фирм более важны и существенны практические компетенции выпускников, их конкретные навыки и умения, чем их владение современными теоретическими воззрениями на данную отрасль деятельности.

3. Проблемы, с которыми столкнулась Россия при стремлении улучшить качество инженерного образования, не являются новыми и в той или иной мере характерны для всех стран мира. Поэтому изучение международного опыта, ознакомление с успехами и достижениями других стран представляется очень полезным и нужным делом.

4 Экономические и образовательные реформы в Российской Федерации не завершены. Продолжается ломка и перестройка промышленного производства и учебного процесса. Большая часть представителей научно-образовательного сообщества России выросла и сформировалась при старом экономическом укладе, когда отсутствовала свобода выбора и были ограничены возможности творческой реализации людей. Старые взгляды и принципы стали привычными обычаями делового оборота. Новые экономические подходы не всем представляются естественными и необходимыми. Поэтому предстоит длительная борьба за реализацию и победу новых идей.



[1] Демидова Н . Трудовая направленность выпускников вуза. Кадровые проблемы в машиностроительной отрасли Пермского края // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 10.

[2] Кашина О.Н. Социальная эффективность управления инновационным развитием машиностроительных предприятий: Дис. ... канд. соц. наук. – Тюмень, 2005. 175 с.

[3] Кадровый ресурс инновационного развития // Экономика и управление в зарубежных странах. 2009. № 3. С. 8.

[4] Чумадин А., Ершов В . Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблем стандартов // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 65.

[5] Розина Н.М . О разработке нового поколения образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 5.

[6] Из обсуждения на заседании Бюро Отделения профессионального образования РАО 20 апреля 2011 г.