Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011 г. май (часть 2), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

САМОХИН А.В. , заместитель директора по технической политике компании AUVIX.

Сегодня, слушая ваши доклады по аналитической деятельности, я понимал, что наша работа по построению аудио- и видеовизуальных комплексов отчасти очень похожа на вашу, потому что мы тоже занимаемся очень широким спектром систем. И чтобы построить эффективное решение, нам нужно провести анализ очень широкого спектра предметных областей. То есть мы здесь гораздо шире выступаем, чем «IT-специалисты», чем системы безопасности и так далее. И, естественно, чтобы собрать эту информацию, нам нужно найти какой-то эффективный механизм взаимодействия между различными системами, между различными отраслями для эффективного решения.

На сегодняшний день в России, к сожалению, нет такой области, нет таких законов, таких правил, которых мы могли бы придерживаться в нашей работе. Именно поэтому мы опираемся на опыт международной ассоциации INFOCOMM, которая является крупнейшей в мире именно в области аудиовидеосистем. И эта ассоциация, в том числе, разрабатывает интересное направление, в котором мы сейчас сотрудничаем. Эта компания вырабатывает стандарты построения аудио- и видеовизуальных систем, стандарты их интеграции со смежными системами. И тот анализ, который дает зарубежный опыт, говорит о том, что для того, чтобы поддерживать стандарты на актуальном уровне, ежегодно в той же Америке тратится порядка 1,5 миллиарда долларов. К сожалению, тот уровень стандартизации в нашей отрасли, который есть сегодня в России, немного не соответствует духу времени. И поэтому, скажем так, как внутренний стандарт мы применяем те методики и те рекомендации, которые используются этой ассоциацией. И это, собственно говоря, позволяет нам быть уверенными в том, что в каждый конкретный момент мы предлагаем нашему заказчику самое интересное, самое эффективное решение.

В своем докладе я хотел бы сделать краткий обзор нашей предметной области (какие тенденции, какие решения и какие перспективы) и в двух словах сказать о том, что ситуационный центр – это, прежде всего, очень много потоков информации. Для того, чтобы их показывать, чтобы заниматься их визуализацией, нам, конечно же, нужны некоторые специальные средства отображения. Здесь мы не можем использовать стандартные телевизоры или плазменные панели. И очень часто, к сожалению, заказчику это трудно понять сначала. Именно поэтому мы очень много времени тратим, чтобы рассказать, чтобы уделить внимание тому, что много потоков требуют другого подхода. Значит, в каждом проекте есть некоторая интеллектуальная часть и есть некоторая аппаратная часть.

Про интеллектуальную часть дальше расскажет наш коллега. Про аппаратную сейчас расскажу я. Какие тенденции сегодня есть на рынке? Прежде всего, есть тенденция, есть уверенность в том, что проекционные технологии потихонечку уходят с рынка. То есть на самом деле технологии проекции имеют много недостатков. Качество изображения объективно зависит от освещенности, тени на экране, если человек появится и так далее. Более того, если мы говорим про применение для длительной работы, когда нужен круглосуточный мониторинг, то у проекторов гораздо быстрее эти характеристики выходят из строя. Конечно, сейчас сделан некоторый шаг, некоторый прогресс в этом направлении – переход на режим эксплуатации, повышающий длительность работы. Но, тем не менее, глобальная тенденция ведет к тому, что потихонечку ситуационные технологии будут отходить.

При этом мы сегодня наблюдаем очень серьезный, очень качественный скачок развития NSD-технологий. За 10 лет, которые прошли с момента, когда эта технология впервые была представлена, имела небольшие размеры, плохую прорисовку движения, низкий угол обзора, выбитые пиксели, плохую цветопередачу и очень высокую цену, сегодня практически большинство этих проблем решено. Проекторы уже есть и большого размера, и высокого разрешения и имеют антибликовую поверхность, имеют тонкую рамку. На сегодняшний день это достаточно эффективно с точки зрения цены, качества.

Дальше я хотел бы в двух словах рассказать о тех решениях, которые мы предлагаем использовать и которые, на наш взгляд, востребованы именно в ситуационных центрах. Начнем с систем видеоотображения. Конечно же, на сегодняшний день, поскольку ситуационный центр – это то место, которое подразумевает демонстрацию больших объемов графических данных в единицу времени – нам приходится строить систему высокого разрешения. Здесь, пожалуй, есть два подхода. Это – либо видеостена, либо LSD-панели. Опять же, на наш взгляд, видеостена отходит потихонечку – решение очень дорогостоящее, а его преимущества практически уже минимальны. LSD-панели уже практически догнали видеостены по всем параметрам. Они решают большинство вопросов. Конечно же, мы смотрим на перспективные дисплейные технологии, такие как microtiles, лазерно-фосфорный дисплей, гибкий дисплей и так далее. Но сегодня это решение подходит больше для рекламы, для каких-то массовых применений и имеет ряд недостатков для круглосуточного мониторинга. Значит, дальше, естественно, чтобы представить большое количество информационных потоков, нужен графический контроллер.

Сегодня мы выходим за рамки утверждения того, что все источники должны быть в одной комнате или в одном здании. Стремительно развиваются IP-технологии, и мы можем собирать информацию, визуализировать ее в здании и получать ее в реальном времени с большого количества разных объектов. Для того чтобы иметь возможность построить многозонные изображения, нам нужен контроль изображения. Конечно же, мы большое внимание уделяем эргономике пространства, каждый раз при создании и расстановке рабочих мест ситуационного центра предполагаем, что люди будут работать длительный период времени. Мы, опять же руководствуясь российскими и зарубежными рекомендациями, разрабатываем планы надзора и планы расстановки рабочих мест. На сегодняшний день очень много существует вопросов и мы не можем на них не реагировать. Это – построение так называемых мобильных ситуационных центров, когда представитель может выехать на объект и при этом должен иметь доступ к источникам информации, которые для него собираются, подготавливаются непосредственно ситуационными центрами. Поэтому такие решения тоже у нас имеются.

С точки зрения системы прямой трансляции электронного архива – это очень востребованные системы. Они позволяют вести on-line трансляцию. Допустим, сегодня из этого зала мы можем провести трансляцию внутри здания или в Интернет, если это необходимо. Можем это записать. Можем по ключевым словам найти моменты каждого доклада и провести какую-то аналитическую работу с этой информацией.

Система видеоконференций тоже переживает бум. Сегодня появляется все больше разных решений, в том числе – мобильных. Естественно, мы за этими решениями тоже внимательно следим. Очень интересная история – это интерактивные средства отображения. Мы имеем достаточно серьезные экспертизы построения многоканальных интерактивных систем. Мы уже здесь отходим от решений «интерактивная доска», «интерактивный стол» и так далее. Наши решения могут быть гораздо более сложными и позволять индивидуализировать значительно более объемные массивы данных. Далее я приведу один очень интересный пример на эту тему. Что касается системы коммуникации. Сегодняшний день – это цифровые сигналы. Завтрашний день – это полностью переход на IТ. Цена их достаточно низкая. И практически во всех наших новых проектах мы стараемся уже переходить на IT-коммутацию.

Система управления – естественно, что с распространением мобильных устройств, таких массовых, как iPod, стоимость пользовательских устройств стремительно дешевеет, и при этом у нас есть все, чтобы дать возможность пользоваться всеми этими функциями со своего мобильного устройства. При этом есть и некоторые перспективные технологии, которые мы тоже постоянно собираем, стараемся предлагать внедрять. Одна из технологий – это 3D и виртуальная реальность.

Мы были одними из первых в России, кто предложил применение такой технологии в образовательном процессе. Мы разрабатывали специальную систему, готовили специальные 3D-предложения и тем самым доказывали, что повысили эффективность обучения в данном учебном заведении. Естественно, такие системы виртуальной реальности, так называемые комнаты погружения, безусловно, востребованы и при ситуационном анализе. И на сегодняшний день мы имеем большой комплекс как программных, так и аппаратных средств, которые позволяют построить так называемые комнаты погружения.

Еще по интерактивным системам. Вот эта новинка – скажем так, многопользовательский 3D-стол, интерактивный стол, но каждый пользователь видит в очках 3D под своим углом. Это некоторая новая технология. Она еще обкатывается. И здесь мы решаем важную проблему применения 3D, когда правильное изображение видит только один человек, находящийся в зале.

Еще одна перспективная и интересная технология, которой мы занимаемся, – это так называемая интерактивная система обратной связи, когда не только мы можем оказать интерактивное воздействие на виртуальную среду, но и виртуальная среда нам может каким-то образом ответить. Сейчас ведутся очень серьезные исследования на эту тему. Некоторые продукты уже появляются. Самый простой пример: мы находимся в какой-то агрессивной среде и можем удаленно управлять объектами и получать обратную связь о том, как это происходит. Также есть различные манипуляторы, связанные с лепкой, с рисованием и так далее. Таких технологий очень много. И мы стараемся за ними следить и всегда предлагать их нашим клиентам. Мы работаем с очень широким спектром заказчиков из образовательных, государственных коммерческих структур. То есть мы работаем с достаточно серьезным пулом партнеров и заказчиков, и это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.