МИ 2011 г. май (часть 2), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Финошин О.А. , директор студии информационной графики компании «Меркатор»
Направление деятельности компании «Меркатор» – автоматизация, создание информационной графики во всех ее проявлениях. Я постараюсь рассказать о нашем предприятии, о проблемах. Они возникают и при разработке ситуационного центра, и при его создании, и дальше при эксплуатации.
Первая проблема. Ситуационные центры – разнообразные информационные потоки. Вы прекрасно это знаете. Есть просто странички, которые надо просмотреть и обрабатывать. Есть видеоконференции. Есть экономические данные: цена на бензин, цена на зерно в вашем регионе, то есть они могут различаться. Данные аналитических и экспертных систем. Данные из графических информационных систем. Данные для презентации и обсуждения текущих тем, тем работы ситуационного центра. Совершенно разнообразное количество факторов. В этом можно запутаться. Их делают разные поставщики, разные компании, и все подают информацию по-разному. Это объективная проблема. И нет решений, которые бы сводили бы все информационные потоки в единое пространство, удобное для восприятия.
Вторая проблема естественно проистекает из первой: в общем-то, нет решений для анализа таких информационных потоков. Мы что-то собрали в ситуационном центре. Мы что-то заложили в базы данных. Но это – «каша», которую надо еще уметь анализировать и принимать.
Понятно, что проблемы глобальные. И как их решать? Прежде всего, первое правило. Нужно уйти от разнообразия ситуационных потоков. Особенно эффективно, когда анализируемые события имеют структурированный внешний вид: когда информационные данные собраны, структурированы и единым образом показаны, то количество правильно принятых решений в разы увеличивается. Унификация предоставления информации – первое правило работы с информационными потоками. Значит, мы вводим понятие «информационное окно».
Что такое «информационное окно»? Это единый общий вид представления информации. Неважно, какая информация находится внутри этого окна. Это может быть инфографика, это может быть видео, это может быть интернет-страничка. Важно, что у окна есть название, есть какие-то параметры, по которым можно быстро его индефицировать: что за информация, какой даты, как представлена и к какому виду информационных потоков относится. При этом убирается, отсекается вся ненужная, вся лишняя информация, технологическая. Информация как есть – на окне в работающем виде. При этом информационное окно – трехмерное. Оно имеет первую сторону и вторую стороны, может вращаться. На одном окне может быть видео, на другом – объяснение, что это за видео. На одном может быть интерстраничка, на другом – выводы из этой информации. И так далее. Из таких окон можно собирать огромные информационные системы. В каждом окне может быть своя информация. Человек видит эти окна на едином экране и может нормально и взвешенно принимать управляющие решения.
А как же все-таки добиться этого? Как преобразовать поступающую информацию в инфографический презентационный вид? Ну, самое простое решение – это ручная работа. Вы сажаете кучу людей, которые знают основы работы Microsoft Points. Они руками все это переделывают. Но это долго, дорого, нудно и экономически невыгодно. Нужны автоматизированные системы. И вот как раз ваш покорный слуга занимается разработкой таких информационных автоматизированных систем преобразования информации. Важно понимать, что любую информацию нельзя преобразовать автоматически. Она должна быть структурирована, формализована. Она должна быть обновляемая. То есть если вам нужно раз в год обновить какой-то слайд, то, конечно, это бессмысленно. Это Points сделает лучше, и быстрее, самое главное – дешевле. Но если у вас идет поток каждый день? Вот мы строили центр, в котором информация обновляется каждые 10, 20 минут. Пожалуйста, тут уже автоматизация необходима как воздух. Вот пример автоматизации для компании ТНК–BP – добыча нефти по их подразделению в реальном времени. У компании есть собственная система, которая собирает эти данные, и в реальном времени все это обновляется. Руководители видят, как работает их бизнес. Если что-то не так – система сразу же сигнализирует. Она настроена на выискивание плохих точек. Сразу руководитель видит, что где-то проблема и может сразу принять решение, выбрать необходимого руководителя и так далее.
Теперь вопрос: что можно автоматизировать? Какие примеры автоматизации мы можем озвучить? Это понятно: финансы и промышленный мониторинг. Вот пример живой работающей системы. Я могу показать, это реально работающее программное решение, реально работающая система для банков. Финансовый мониторинг. Органы государственной власти, которые занимаются надзором, как аналитики обрабатывают огромный объем информации. Мы этот объем информации логически преобразуем в удобный, корректный инфографический вид для принятия решений. Делаются оценки не только по количественным параметрам, но и по параметрам долгосрочного развития и, соответственно, по трендам. Система виртуальна, интерактивна. Кликая мышью, допустим, по ссылке на крупное подразделение, можно получить информацию о более мелких подразделениях, а кликая по ссылке на мелкое подразделение можно получить информацию об отделах. От отделов можно дойти до человека.
Визуализация аналитической инфографики – вот решение, которое мы делали для Росгосстата. Там в 2006 году провели сельскохозяйственную перепись в регионах. Всю информацию мы преобразовали в удобный и понятный вид. Например, в графики, которые для статистиков удобны в работе и удобны для восприятия.
Картографическая информация. «Меркатор» – компания, изначально занимающаяся картографией. Меркатор – фламандский картограф и географ. И поэтому карты – наш «конек». Мы любим карты, любим на них показывать разнообразную информацию Карта – не картинка, которую прибили гвоздями, и она фиксированно стоит, она живая. Можно приблизить, увеличить. То есть это информация на удаление и приближение. Она разная. Приближение информации показывается по регионам. На удалении – по всей России в целом. По крупным федеральным округам, допустим, система сама анализирует то, что вы хотите видеть и дает максимально удобную информацию для восприятия. Допустим, часто возникают объекты, которые можно представить в трехмерном виде. Вот пример решения: люди собирают платформу, и надо видеть в реальном времени, как это происходит. Пришел сварщик, наварил какую-то деталь. Система отобразила это. Пришел кто-то еще, что-то еще доделали. Система отобразила это. Люди получают информацию с какой-то периодичностью времени о том, как строится такая платформа, и могут понять, отстают ли они от графика, что и как происходит. Это не просто какое-то видео, а живая инфографика. Причем качество – телевизионное, как привыкли видеть на телеэкранах, так будете видеть в ситуационном центре, ничем не отличается, те же самые приемы.
Вот пример «Погоды» для компании «Звезда». Ведь для сельскохозяйственных регионов погода – как воздух! Завтра будет дождь – и что будет с урожаем? Прогноз, допустим, опасных погодных явлений – снег, ураганы или, допустим, проливные дожди. Здесь набор открытых данных. Есть международная единая система обмена метеорологической информацией (все выложено в Интернете). Вы можете все это использовать для анализа погодной ситуации, не платя ни копейки. Вся информация открыта и доступна любому потребителю. Мы же даем механизм для ее визуализации. Но это не просто погода по регионам. Мы можем на этой же карте дать прогноз стоимости квадратного метра жилья по городам конкретного региона. Стоимость, допустим, бензина. Актуальный вопрос. Человек видит в реальном времени, как все это может изменяться и происходить: где проблема, а где, наоборот, хорошо.
Визуализация данных экспертных систем – текущий проект. Существует масса экспертных систем, которые выдают информацию. Вы, наверное, все видели. Информация тяжелая для восприятия – несколько страниц текста, как правило. Мы всю ее преобразуем в удобный вид. Вот в Ставропольском крае система проанализировала массу информации и построила такой тренд. Просто информация представлена в удобном виде, чтобы любой нормальный человек понял быстро, что никакого кризиса-то на самом деле и нет. Почему нет? Потому что оценивается тренд. Если бы был кризис, она была бы вся красная! Если бы было нарастание кризисной ситуации, она была бы желтая. Ну как светофор. Все просто! Бросок взгляда – и человек понимает, что происходит в Ставропольском крае, и можно мгновенно принять решение. Другая система – идет более сложный анализ сложной международной обстановки. Тоже можно взять данные экспертной системы и представить их в виде такого удобного графика, который даст любому человеку, даже не специалисту понимание того, что никакой, в общем-то, проблемы сейчас нет.