Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 10 "Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в государственной политике Российской Федерации"

Выводы и предложения

Приведенные выше данные свидетельствуют, что уставы государственных академий наук много раз редактировались и изменялись в соответствии с действительными социально-экономическими обстоятельствами и задачами, стоявшими перед академиями. Несмотря на существенные успехи, работу не следует считать завершенной. К доработке уставов государственных академий наук следует вернуться после принятия изменений в разделе о юридических лицах в тексте Гражданского кодекса Российской Федерации.

Модернизация законодательного обеспечения деятельности государственных академий наук продолжается и в настоящее время. Главной целью модернизации законодательства должно стать увеличение эффективности научной деятельности, а также улучшение условий труда научных работников государственных академий.

Необходимо сделать условия работы в науке привлекательными для молодежи. В государственных академиях наук имеет место тенденция «старения» научных кадров. Например, в Российской академии наук доля научных работников в возрасте от 50 лет и старше за 1991-2001 годы достигла 50,2 %, тогда как в конце 80-х годов их доля, не превышала 26,4 % (от 60 лет и старше - соответственно, 25,2 и 6,5 %). В 2011 году средний возраст академиков составил 74,4 года, членов-корреспондентов РАН -67,5 лет (на первое января 2010 года, соответственно, 73,6 и 66,8). Средний возраст докторов наук достиг 63,7 года, кандидатов наук – 50,6 года, научных сотрудников без ученой степени- 42,0 лет.

Важным условием повышения эффективности научной работы должно стать внимание к развитию научных исследований в региональных отделениях государственных академий наук и в научных центрах государственных академий наук по всей территории Российской Федерации. Необходимо мобилизовать творческую молодежь по всей территории России для работы в науке. Нынешние опросы общественного мнения показывают, что предпочтение российская молодежь отдает государственной службе, считая работу чиновника доходной и престижной. Наука для большинства российских юношей и девушек не представляется привлекательной деятельностью.

Необходимо увеличить государственную поддержку научных школ в регионах России, акцентируя внимание на нуждах территорий в инновационной продукции. Мониторинг современных достижений науки, а также научное сопровождение внедрения отечественных и зарубежных научных разработок на предприятиях региона является важнейшим направлением деятельности региональных отделений государственных академий наук и территориальных центров. Но здесь важно не переходить грань. Нельзя включать государственные академии наук в производственную цепочку, как приносящие прибыль и доход структуры. Нельзя прямолинейно стремиться сделать науку самоокупаемой.

Особенность управления наукой состоит не в том, чтобы издавать для субъектов научной деятельности особые приказы или рекомендации, а в том, чтобы создавать условия максимального благоприятствования и поддержки на тех направления научного творчества, в развитии которых наиболее заинтересована экономика страны. Наука не терпит диктата. Научное творчество всегда должно быть свободным. Без свободы не будет успеха. Законы и иные нормативные правовые акты в области образования и науки должны учитывать эти обстоятельства. В свою очередь, уставы государственных академий наук должны учитывать специфику администрирования и финансирования в науке, но во главе угла должна стоять свобода научного творчества.