Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"

1. Республика Карелия
(Законодательное Собрание Республики Карелия)

1. Законотворческая деятельность в 2010 году

В 2010 году Законодательным Собранием Республики Карелия был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Законопроект предусматривает, что 400 млн. рублей будут направлены на сокращение дефицита бюджета. В результате государственный долг на конец года составит 8,5 млрд. рублей, или 59 процентов к объему собственных доходов бюджета республики. Будет оказана и финансовая помощь местным бюджетам. На 89 млн. рублей будет увеличен объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов республики. Кроме того, на 5 млн. рублей увеличены субвенции по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. На 18 млн. рублей предусмотрены дополнительные ассигнования по отдельным расходам, связанным с содержанием государственного имущества, с обеспечением государственного задания автономными учреждениями, с выплатами социальных гарантий.
В результате распределения федеральной дотации общий объем доходов бюджета республики составит 23 млрд. 716 млн. рублей, общий объем расходов - 26 млрд. 499 млн. рублей и дефицит - 2 млрд.783 млн., то есть, сократится на 400 млн. рублей.

Депутаты рассмотрели проект закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Изменения основных параметров бюджета РК на текущий год с учётом внесённых поправок характеризуются следующим образом:

доходы в сумме 19,8 млрд. рублей (увеличение на 1,197 млрд. рублей), расходы – 23,1 млрд. рублей (увеличение на 2,816 млрд. рублей), дефицит бюджета – 3,3 млрд. рублей (увеличение на 1,618 млрд. рублей).
В бюджете Республики Карелия на 2010 год учтены дополнительные доходы за счёт средств федерального бюджета в размере 792 миллионов 428,3 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на оздоровление детей (71 миллион рублей), на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны (69 миллион рублей), на оказание отдельным категориям гражданам государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (138,5 миллион рублей), на поощрение лучших учителей (1 миллион рублей), на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований (872 тысячи рублей), на поддержку племенного животноводства (14,5 миллион рублей) и на другие цели.

Принят проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия». Депутаты приняли Постановление о внесении изменений в некоторые постановления Законодательного Собрания Республики Карелия, предусматривающие, в частности, изменения в Регламенте Законодательного Собрания Республики Карелия и в Положении о Комитете Законодательного Собрания Республики Карелия.

Принят законопроект «О внесении изменений в Конституцию Республики Карелия». Поправки, предлагаемые в текст основного Закона республики, подготовлены с целью приведения республиканской Конституции в соответствие с нормами изменившегося федерального законодательства и текстом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. В частности, новый Закон закрепляет в тексте Конституции Карелии норму о ежегодном отчете Правительства Республики Карелия о результатах деятельности перед Законодательным Собранием республики, тем самым расширяя полномочия представительной власти Карелии. Был принят Конституционный законопроект «О внесении изменений в статью 68 Конституции Республики Карелия». Он предусматривает сокращение числа судей Конституционного Суда Республики Карелия с пяти до трех человек.

Депутаты рассмотрели блок законодательных актов, регулирующих социальную сферу. Депутаты одобрили Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия».

Депутаты приняли законопроект «О некоторых вопросах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Карелия». Его принятие связано с тем, что, по нормам федерального законодательства, субъектам федерации передаётся ряд полномочий в сфере торговой деятельности, которые должны быть закреплены в региональном законодательстве.

В 2010 году Законодательным Собранием Республики Карелия принят ряд законов:

Закон "О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год". В нем утвержден общий объем доходов бюджета Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год в сумме 3082127,2 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 2227702,2 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда утвержден в сумме 3082127,2 тыс. рублей.

Закон "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Карелия". Нормативный акт устанавливает меры, направленные на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Карелия. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию установлены нормативы распространения продукции, не рекомендуемой ребенку, в том числе продукции эротического характера. Не допускается нахождение детей в возрасте до 16 лет с 22 до 6 часов, детей в возрасте от 16 до 18 лет с 23 до 6 часов без сопровождения родителей в общественных местах: на улицах, стадионах, в парках, скверах, на объектах юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах.

Закон "О государственной молодежной политике в Республике Карелия". В законе определены меры по формированию и реализации государственной молодежной политики в Республике Карелия. Молодые граждане, молодежные и детские общественные объединения вправе вносить предложения по реализации молодежной политики в уполномоченный орган исполнительной власти.

Закон "Об Общественной палате Республики Карелия". Общественная палата Республики Карелия призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан и защиты демократических принципов организации гражданского общества.

Общественная палата формируется в соответствии со следующей процедурой:

-семь членов Общественной палаты определяет Глава Республики Карелия;

-семь членов Общественной палаты определяет Законодательное Собрание Республики Карелия;

-семь членов Общественной палаты включаются в состав Общественной палаты из числа кандидатов в члены Общественной палаты, выдвинутых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, инициативными группами граждан, путем голосования членами Общественной палаты, утвержденными Главой Республики Карелия и Законодательным Собранием Республики Карелия. Члены Общественной палаты участвуют в ее работе на общественных началах.

Закон "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Республики Карелия". Нормативный акт регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Республики Карелия, в том числе руководителей государственных бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.

Закон "Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Республики Карелия и количества должностей нотариусов в нотариальных округах". Нормативным актом определены пределы нотариальных округов в границах территории Республики Карелия и количество должностей нотариусов в нотариальных округах. На территории города Петрозаводска установлено 16 должностей нотариусов.

Закон "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли других категорий и составе прилагаемых к нему документов".

Закон "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О государственной гражданской службе Республики Карелия". Определен порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Республики Карелия. Установлено, что гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" или "помощники (советники)", классные чины присваиваются без сдачи квалификационного экзамена.

Закон республики Карелия “Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в республике Карелия на 2011 год”. Величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелии для определения размера региональной социальной доплаты к пенсии установлена на 2011 год в размере 4938 рублей.

2. Деятельность Контрольно-бюджетного комитета за 2010 год

Всего за 2010 год комитетом проведено 8 контрольных мероприятий, результаты которых отражены в 58 актах проверок, 13 справках и 25 заключениях по темам проверок.

В ходе контрольных мероприятий проверены бюджетные и внебюджетные средства в объеме:

по доходам – 23 267 475,7 тыс. рублей;

по расходам – 26 463 713,9 тыс. рублей;

дефицит бюджета – 2 955 887,4 тыс. рублей.

При проведении контрольных мероприятий направлено в республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты 18 запросов, обследовано 82 вопроса, по которым отмечено 58 нарушений нормативной правовой базы и сделано 23 замечания по учету и контролю за использованием бюджетных средств.

Общий объем бюджетных средств, израсходованных в 2010 году с нарушением законодательной и нормативной базы, по результатам проведенных комитетом проверок составил 25 112,1 тыс. рублей.

По результатам 7 контрольных мероприятий комитетом дано 25 предложений по устранению выявленных проверками нарушений и недостатков.

На заседаниях Законодательного Собрания рассмотрены материалы 7 контрольных мероприятий, отчеты комитета приняты к сведению и предложено проверенным субъектам обратить внимание на выявленные нарушения и недостатки и проинформировать Законодательное Собрание о принятых мерах.

В ходе выполнения функции по проведению экспертной оценки законов и иных нормативных правовых актов комитетом даны заключения по 22 законопроектам, из которых 19 законопроектов представлены Главой Республики Карелия, 2 законопроекта депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия и 1 законопроект Председателем Петрозаводского городского совета.

В представленных заключениях комитетом отмечено 13 замечаний и внесено 39 предложений, которые учтены при принятии Законодательным Собранием законов Республики Карелия.

В соответствии с Законом Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» в 2010 году комитетом были подготовлены и направлены заключения по 21 законопроекту бюджетного законодательства, внесенных на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия, из них:

по 8 проектам законов Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и по 2 проектам законов Республики Карелия «О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

по 3 проектам законов Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия»;

по 3 проектам законов Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия»;

по 3 проектам законов Республики Карелия о внесении изменений в отдельные и некоторые законодательные акты Республики Карелия;

по 2 проектам законов Республики Карелия «Об исполнении бюджета Республики Карелия за 2009 год» и «Об исполнении бюджета Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009год».

Комитетом были подготовлены и направлены в Законодательное Собрание поправки к проекту федерального закона № 433144-5 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», принятому в первом чтении 17.11.2010, которые в соответствии с постановлением Законодательного Собрания от 15.12.2010 № 1952-IV ЗС направлены на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, основной задачей которой является содействие в разработке и внедрении системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней.

3. Основные направления законодательной деятельности Законодательного собрания Республики Карелия в 2011 году

Главная цель социально-экономического развития Карелии на 2011 год - модернизация экономики и социальной сферы для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения республики.

Для этого будут закреплены позитивные тенденции в промышленности, обеспечены устойчивость положительных перемен за счет инвестиционной и инновационной активности.

Особое внимание будет уделено транспортной инфраструктуре, поскольку без нее развитие региона невозможно.

Одной из приоритетных сфер для привлечения частных и государственных вложений является жилищное и социальное строительство, в том числе строительство объектов здравоохранения, спорта, образования.

Вторым направлением, является жилищно-коммунальное хозяйство.

Будут разработаны долгосрочные масштабные программы модернизации в сфере образования, культуры, спорта. Начнется реализация программы модернизации здравоохранения и комплексных инвестиционных планов развития моногородов.

Решение поставленных на 2011 год задач позволит обеспечить дальнейшее поступательное развитие экономики республики и рост качества жизни людей.