МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"
2. Республика Коми
(Государственный Совет Республики Коми)
1. Статистические данные по законотворческой деятельности в 2010 году
Комитет Государственного Совета по законодательству и местному самоуправлению состоит из 10 депутатов.
За отчетный период проведено 8 заседаний Комитета, на них рассмотрено 241 вопрос (в 2009 году – 232 вопроса), из них: 157 проектов законов и 77 проекта постановлений, 4 - контрольных вопроса и 3 связанных с внутренней организацией деятельности Комитета. Комитет по законодательству и местному самоуправлению был ответственный за подготовку и рассмотрение 101 сессионного вопроса, что составляет 43,2% от общего количества.
В 2010 году от Комитета внесено 15 проектов постановлений и проведено 18 контрольных мероприятий.
За отчетный период было рассмотрено 21 обращение граждан, по направлениям деятельности Комитета проходящее через отдел по связям с общественностью Аппарата Государственного Совета Республики Коми.
Приоритетными направлениями деятельности Комитета за отчетный период являлись реализация основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, а также развитие законодательства Республики Коми об административной ответственности, регулирование положений в области противодействия коррупции, совершенствование вопросов обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их взаимодействия с правоохранительными органами по укреплению общественного порядка. Продолжилась работа по подготовке законодательных актов с целью дальнейшего развития избирательного законодательства и укрепления демократических институтов в республике, а так же по совершенствованию деятельности Государственного Совета и его органов.
2. Мониторинг законотворческой деятельности в 2010 году
2.1 Конституционные основы совершенствования законодательства
В 2010 году Комитет был назначен ответственным за подготовку и рассмотрение двух проектов по внесению изменений в Конституцию Республики Коми..
Изменения коснулись следующих вопросов:
- законодательно закреплено полномочие Государственного Совета Республики Коми о заслушивании ежегодных отчетов Главы Республики Коми о результатах деятельности Правительства Республики Коми, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Коми; реализация положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Закон Республики Коми от 7 мая 2010 года № 35-РЗ).
В 2010 году уже начата работа в данном направлении. На заседании Комитета 8 декабря 2010 года принят перечень вопросов по направлениям деятельности Комитета к докладу Главы Республики Коми о результатах деятельности Правительства Республики Коми в 2010 году. Общий перечень вопросов от всех комитетов был утвержден на заседании Президиума Государственного Совета Республики Коми 14 декабря 2010 года
- упорядочены полномочия Государственного Совета Республики Коми в целях логической последовательности и соответствующей правовой иерархии в результате принятия Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми" (Закон Республики Коми от 9 декабря 2010 года № 129-РЗ).
2.2. Законодательное регулирование избирательного процесса.
В целях обеспечения избирательных прав граждан в республике принят и действует Закон Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми", направленный на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации об улучшении качества народного представительства и создания дополнительных условий для свободной конкуренции между партиями и отдельных норм федерального законодательства.
С целью дальнейшего совершенствования отдельных положений указанного Закона Республики Коми был принят Закон Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 118-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" уточняющий порядок использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов.
В соответствии с Конституцией Республики Коми постановлениями Государственного Совета была утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов и назначена дата выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми пятого созыва на 13 марта 2011 года (от 11 ноября 2010 года № IV-8/59; 9 декабря 2010 года № IV-8/77).
В развитие положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и статьи 32 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" принят и действует Закон Республики от 1 июля 2010 года № 70-РЗ "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете Республики Коми, при освещении их деятельности общедоступными телеканалом и радиоканалом". Указанным Законом Республики Коми установлены полномочия Главы Республики Коми по определению общедоступного телеканала и радиоканала для обеспечения гарантий равенства партий, представленных в Государственном Совете Республики Коми; определены требования к освещению деятельности парламентских партий общедоступными телеканалом и радиоканалом; контроль за обеспечением гарантий равенства освещения деятельности парламентских партий возложен на Избирательную комиссию Республики Коми.
2.3. Совершенствование законодательства по вопросам деятельности Государственного Совета, его органов и депутатов
В соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции Республики Коми, для подготовки предложений по организации деятельности Государственного Совета Республики Коми V созыва, совершенствования процесса организации его деятельности, еще в марте 2010 года была создана временная комиссия Государственного Совета Республики Коми IV созыва (далее – временная комиссия), в которую вошли депутаты Государственного Совета, представители органов исполнительной власти республики, прокуратуры Республики Коми и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми. Комиссия провела работу по сбору и обработке предложений по организации деятельности и структуре Госсовета пятого созыва, а также разработала в соответствии с примерным планом работы следующие законопроекты: "О внесении изменений в Конституцию Республики Коми"; "О Государственном Совете Республики Коми"; "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми"; "О выборах и референдумах в Республики Коми"; проект постановления Государственного Совета Республике Коми "О внесении изменений в Регламент Государственного Совета Республики Коми".
Особое значение сыграл Закон Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми", который упорядочил дублирующие друг друга нормы, регулирующие деятельность высшего законодательного органа республики и регламентировал порядок формирования Государственного Совета и его состав, определил структуру, статус и основы деятельности органов Государственного Совета.
Комитет в соответствии с решениями временной комиссии от 27 апреля 2010 года № 2 и от 19 октября 2010 года № 3 был ответственным за подготовку двух проектов нормативных актов: "О внесении изменений в Регламент Государственного Совета Республики Коми" и "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми".
Рабочей группой Комитета было проведено 6 рабочих заседаний в целях изучения представленных предложений по совершенствованию норм Регламента Государственного Совета Республики Коми и 3 рабочих заседания по совершенствованию норм Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми".
Итогом деятельности рабочей группы стало внесение двух проектов на рассмотрение временной комиссии, которая решениями от 7 декабря 2010 года одобрила представленные рабочей группой проект закона Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" и проект постановления Государственного Совета Республики Коми "О внесении изменений в Регламент Государственного Совета Республики Коми" и рекомендовала внести их на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми.
2.4. Совершенствование законодательства о государственной гражданской службе
В рамках повышения эффективности государственного аппарата в 2010 году приняты законы, предусматривающие образование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Республики Коми и урегулированию конфликта интересов. По отдельным должностям гражданской службы Республики Коми может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в служебном контракте (Закон Республики Коми от 4 октября 2010 года № 114-РЗ); в целях профессиональной подготовки кадров для гражданской службы с гражданами могут заключаться договоры на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы Республики Коми после окончания обучения в течение не менее чем трех лет (Закон Республики Коми от 11 мая 2010 года № 45-РЗ).
В целях четкого нормативного регулирования вопросов наименования классных чинов гражданских служащих, их медицинского обслуживания и предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения приняты законы Республики Коми от 29 марта 2010 года № 26-РЗ и от 12 февраля 2010 года № 4-РЗ.
В рамках реформирования государственного управления и внедрения принципов, ориентированных на конечный результат, в системе органов исполнительной власти Республики Коми учреждена должность "референт" в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Коми (Закон Республики Коми от 1 июля 2010 года № 81-РЗ).
В рамках проведения планомерной работы по повышению мотивации эффективного исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы законами Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 127-РЗ и от 20 декабря 2010 года № 153-РЗ предусмотрено установление размера среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность гражданской службы Республики Коми, в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, а так же предусмотрены дополнительные случаи, когда пенсия за выслугу лет не назначается, в период замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Коми или иного субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности.
2.5. Развитие судебной системы
В целях повышения качества правосудия, уровня судебной защиты прав граждан и организаций приведены в соответствие с федеральным законодательством отдельные положения Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми". Изменения коснулись статей 10 и 12 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" (от 25.06.2010 № 59-РЗ), в части положений о принесении присяги, лицом, назначенным на должность судьи Конституционного Суда, что позволило исключить норму о принесении присяги для лиц, ранее пребывавших в должности судей. Также установлен предельный возраст пребывания лица в должности судьи Конституционного Суда Республики Коми – 70 лет.
В 2010 году Верховным Судом Республики Коми было представлено к назначению 15 кандидатов на должности мировых судей Республики Коми (в 2009 - 16). Из них - 7 кандидатов представлены к назначению повторно сроком на семь лет, 8 кандидатур представлено к назначению впервые сроком на три года.
2.6. Развитие законодательства об обращениях граждан
В развитие положений Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" был разработан и принят Закон Республики Коми от 11 мая 2010 года № 47-РЗ "О реализации права граждан на обращение в Республике Коми", который устанавливает положения, направленные на реализацию права граждан Российской Федерации на обращение в Республике Коми, предусматривающий право граждан направлять обращения в государственные учреждения Республики Коми и государственные унитарные предприятия Республики Коми.
3. Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления
Комитетом по законодательству и местному самоуправлению на протяжении 2010 года совместно с органами исполнительной власти и представителями муниципального сообщества рассмотрены и приняты законы, направленные на укрепление основ местного самоуправления.
Государственным Советом Республики Коми 17 декабря 2009 года был рассмотрен и принят в первом чтении проект закона Республики Коми "О взаимодействии органов государственной власти Республики Коми с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Коми". В связи с поступившими замечаниями и предложениями законопроект был направлен на доработку в Комитет по законодательству и местному самоуправлению.
Принятый с новым названием Закон Республики Коми от 29 марта 2010 года № 14-РЗ "О некоторых вопросах взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Коми" определяет полномочия Государственного Совета Республики Коми, Правительства Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Коми".
Исходя из наработанной практики применения законодательства по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов и в целях систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов, конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями, гражданами, принят Закон Республики Коми от 29 марта 2010 года № 15-РЗ "О внесении изменения Закон Республики Коми "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов".
Законом Республики Коми от 20 декабря 2010 года № 149-РЗ предусмотрена возможность установления уставами муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми, гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих как на постоянной, так и на непостоянной основе. Установление уставами муниципальных образований гарантий, предусмотренных данным Законом, позволит обеспечить более полное и качественное исполнение депутатами, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления своих полномочий.
Кроме того, Комитетом проводился мониторинг применения норм законов Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми", "Об охране общественного порядка на территории Республик Коми", "О целевой республиканской программе "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми (2009-2010 годы)" в муниципальных образованиях республики.
Отдельные аспекты, способствующие обеспечению более тесной взаимосвязи государственной и муниципальной службы, рассматривались Комитетом в 2010 году. Так, в целях привлечения на муниципальную службу высококвалифицированных кадров из числа лиц, ранее находившихся на государственной службе, Законом Республики Коми от 29 марта 2010 года № 17-РЗ предусмотрено право присваивать более высокий классный чин муниципальной службы лицам, поступившим на муниципальную службу и имеющим классный чин государственной гражданской службы или классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание. Предусмотрено право на профессиональную переподготовку, стажировку с сохранением на этот период по замещаемой должности муниципальной службы денежного содержания, а также право на оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в год в пределах Российской Федерации. Все перечисленные гарантии муниципальным служащим предоставляются в соответствии с уставами муниципальных образований (Закон Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 136-РЗ). Реестр должностей муниципальной службы в Республике Коми дополнился должностями муниципальной службы в отраслевых (функциональных) органах администрации городского округа (муниципального района) (Закон Республики Коми от 17 февраля 2010 года № 12-РЗ).
4. Законодательное регулирование общественной безопасности, укрепления правопорядка
4.1 Нормативное регулирование вопросов в области противодействия коррупции
В Республике Коми, начиная с 2006 года, активно проводится работа по разработке и осуществлению разносторонних и последовательных мер по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, в том числе и в сфере законодательства.
Комитетом по законодательству и местному самоуправлению в 2010 году была продолжена работа по подготовке к рассмотрению Государственным Советом Республики Коми разрабатываемых законопроектов в области противодействия коррупции, направленных на совершенствование ранее принятых законов Республики Коми в данной сфере. В их числе можно назвать Закон Республики Коми от 11 мая 2010 года № 42-РЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Республики Коми "О противодействии коррупции в Республике Коми".
В реализации положений Послания Президента Российской Федерации борьба с коррупцией во всех сферах государственного управления, включая деятельность органов государственной власти обеспечивается за счет открытости государственных органов и обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов приняты постановления Государственного Совета Республики Коми "Об утверждении перечня информации о деятельности Государственного Совета Республики Коми, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" от 18 марта 2010 года №IV-7/54, "О Положении о порядке присутствия граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях Государственного Совета Республики Коми" от 9 февраля 2010 года № IV-724.
На сегодняшний день одна из основных задач, стоящих в том числе и перед Комитетом в сфере противодействия коррупции - это мониторинг результатов применения на практике норм антикоррупционного законодательства. Одним из инструментов, призванных минимизировать проявления коррупции на республиканском уровне, является проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Коми и постановлений Государственного Совета Республики Коми Контрольно-счетной палатой Республики Коми. В 2010 году в Контрольно-счетную палату Республики Коми поступили для рассмотрения и подготовки заключений 244 проекта законов Республики Коми и постановлений Государственного Совета Республики Коми в целях выявления в них коррупциогенных факторов. По итогам рассмотрения поступивших проектов правовых документов Контрольно-счетной палатой Республики Коми подготовлено 50 заключений по результатам антикоррупционной экспертизы соответствующих законопроектов, из которых следовало, что положения 6 проектов документов содержали коррупциогенные факторы.
Следует отметить, что данный вопрос о практике реализации и перспективах развития федерального и регионального антикоррупционного законодательства рассматривался и на парламентских слушаниях, которые состоялись 22 ноября 2010 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В работе принимал участие председатель Комитета В.В. Жилин. В Государственную Думу были направлены конкретные предложения по корректировке норм федерального законодательства в области противодействия коррупции и профилактике коррупционных правонарушений.
4.2. Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми
Вопросам укрепления правопорядка в 2010 году Комитетом уделяется самое пристальное внимание. В отчетном периоде трижды вносились изменения в Закон Республики Коми "О целевой республиканской программе "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы". Изменения были связаны с перемещением средств и оптимизацией расходов на финансирование мероприятий программы, а также с дополнительными мероприятиями, направленными на снижение уровня алкоголизации населения, пресечением незаконного оборота оружия, закупкой специальной вычислительной техники.
Кроме того, участвуя на заседаниях согласительных комиссий при рассмотрении проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2011 год Председатель Комитета по законодательству и местному самоуправлению Жилин В.В. неоднократно ставил вопрос о недопустимости снижения финансирования мероприятий, направленных на профилактику правонарушений в 2011 году. Итогом совещаний стало принятие Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год" без уменьшения бюджетных ассигнований в 2011 году по целевым республиканским программам "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы" и "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми (2009-2010)".
Комитетом по законодательству и местному самоуправлению была подготовлена информация к заседанию Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей) по теме "О законодательном обеспечении мер по улучшению безопасности дорожного движения и развитию сети автомобильных дорог", которое состоялось в ноябре 2010 года. В последнее время немало принято законодательных норм, экономических и организационных мер по ужесточению ответственности за нарушение водителями Правил дорожного движения.
На сегодняшний день в Республике Коми функционируют 24 общественных формирования правоохранительной направленности с общей численностью 395 человек, из них 22 добровольные народные дружины и 2 казачьи дружины. В 2010 году при непосредственном участии общественных объединений раскрыто 23 преступления и выявлено 275 административных правонарушений.
Комитетом по законодательству и местному самоуправлению подготовлен проект закона Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Коми", который проходит согласование и будет рассмотрен Государственном Советом в первом квартале 2011 года.
4.3 . Противодействие распространению наркотических средств
В рамках мер по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на Государственной границе Российской Федерации и совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях противодействия контрабанде наркотиков из Афганистана принят Закон Республики Коми от 22 марта 2010 года № 13-РЗ "Об определении территории, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Это позволит создать необходимые условия по осуществлению контроля за хранением, перевозкой и пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
В 2010 году в Комитете были подготовлены и направлены предложения:
- в план работы Антинаркотической комиссии;
- по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В связи с этим, 18 марта 2010 года Государственным Советом Республики Коми приняты два закона Республики Коми "О нормативах распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет" (от 29.03.2010 № 28-РЗ) и "О внесении изменений в Закон Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" (от 29.03.2010 № 30-РЗ). Данными законами устанавливаются нормативы распространения отдельных видов информационной продукции и административная ответственность за нарушение указанных нормативов.
5. План работы Государственного Совета республики Коми на 2011 год
В качестве приоритетных задач на 2011 год Комитет выделяет дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления и совершенствование полномочий органов местного самоуправления, мониторинг мероприятий в области административной реформы, оказания бесплатной юридической помощи, совершенствование законодательства о противодействии потреблению и распространению наркотических средств, административной ответственности, избирательного законодательства, об участии граждан в охране общественного порядка и иные.
В качестве правовой помощи депутатам Государственным Советом Республики Коми пятого созыва было принято Постановление Государственного Совета Республики Коми от 9 декабря 2010 года № IV- 8/91 "О Примерной программе нормотворческой и контрольной деятельности Государственного Совета Республики Коми на 2011", как базовый план их работы в 2011 году.
В Примерной программе 2011 года большое внимание уделяется вопросам социальной сферы и бюджетного законодательства. В целях создания правовой основы для стратегического планирования и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики планируется подготовка проекта закона Республики Коми "О системе стратегического планирования в Республике Коми" и будет продолжена работа по подготовке законодательных актов с целью дальнейшего укрепления демократических институтов в республике и совершенствованию деятельности Государственного Совета и его органов.
Существует необходимость дальнейшей мобилизации усилий всех ветвей государственной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в целях минимизации возможностей для коррупционных проявлений. В 2011 году будет продолжена работа по нормативному регулированию вопросов в области противодействия коррупции.
В 2011 году будет продолжена работа по совершенствованию норм республиканского законодательства об административной ответственности, в том числе рассматриваться вопрос о принятии Закона "Об административной ответственности в Республике Коми" в новой редакции.