Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"

4. Вологодская область
(Законодательное Собрание Вологодской области)

1. Статистические данные по законотворческой деятельности в 2010 году

Законотворческая деятельность Законодательного Собрания области в 2010 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания от 17 февраля 2010 года № 72.

В ходе состоявшихся в 2010 году 12 сессий Законодательного Собрания области рассмотрено 589 вопросов. Из принятых в 2010 году 246 законов области 32 являются «базовыми», 204 - о внесении изменений в действующие законы, 9 - о признании утратившими силу и 1 - о приостановлении ранее принятых законов.

В порядке законодательной инициативы Губернатором области внесено 217 законопроектов. По инициативе депутатов-членов постоянных комитетов (комиссии) принято 25 законов, представительных органов местного самоуправления - 1, прокурора области - 3. Ни один из принятых депутатами законов не был возвращен без подписания Губернатором области.

В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области предварительная работа по подготовке вопросов, включенных в повестки дня сессионных заседаний, по обсуждению законопроектов проводилась постоянными комитетами и комиссией по регламенту и депутатской деятельности.

В ходе проведенных ими в 2010 году 200 заседаний, были приняты решения по 3259 различным вопросам, в том числе 554 - по проектам областных законов, 881 - по проектам федеральных законов, 611 - по обращениям граждан и организаций.

Итоги совместной работы депутатов Законодательного Собрания области, Губернатора области и органов исполнительной государственной власти области систематизированы и представлены ниже в количественном и процентном соотношениях в виде диаграммы распределения законов области, принятых в 2010 году, в разрезе сфер правового регулирования.

2. Мониторинг законотворческой деятельности в 2010 году

Важнейшими задачами законотворческой деятельности областного парламента в отчетном году явились:

· преодоление последствий экономического кризиса и поддержание социально-экономической стабильности в Вологодской области;

· обеспечение исполнения государственных социальных обязательств перед населением области и введение новых форм социальной защиты граждан;

· законодательное обеспечение реализации инициатив, изложенных Президентом России Д.А.Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года.

В 2010 году совместными усилиями всех ветвей власти была продолжена работа по выводу Вологодской области из состояния экономического спада, по минимизации последствий финансового кризиса для вологжан. Оперативное взаимодействие Правительства и Законодательного Собрания позволило обеспечить стабильность экономической и социальной обстановки в регионе, а жесткий контроль эффективности расходования бюджетных средств - выполнить все социальные обязательства перед населением.

Совместными усилиями Правительства и Законодательного Собрания области развивалось региональное законодательство в сфере оказания мер государственной социальной поддержки населения. Несмотря на сложное экономическое положение области в 2010 году удалось расширить перечень категорий вологжан, которым законами области предоставлены различные меры социальной поддержки, увеличить размеры ранее установленных социальных выплат.

В соответствии с нормами федерального законодательства, предоставляющего субъектам Российской Федерации право устанавливать меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей, в интересах этих граждан внесены изменения в основные законы области, предоставляющие меры государственной социальной поддержки наименее обеспеченным категориям вологжан.

В целях привлечения молодых педагогов к работе в сельских школах принят закон области «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности», которым педагогическим работникам в возрасте до 30 лет, закончившим образовательные учреждения высшего или среднего профессионального образования после 1 января 2010 года и впервые поступившим на работу в областные государственные или муниципальные общеобразовательные учреждения в сельской местности, установлены выплаты в размерах 50, 30 и 20 тыс. рублей соответственно в первый, второй и третий годы работы.

Рабочей группой из числа депутатов Законодательного Собрания и представителей Правительства области разработано и утверждено постановлением Законодательного Собрания Положение о Молодежном парламенте. С 1 октября 2010 года началось выдвижение кандидатов в состав Молодежного парламента. За период, предоставленный для выдвижения кандидатур в состав Молодежного парламента, в Законодательное Собрание области поступили и рассмотрены документы на 120 кандидатов.

Ежегодно принимаемым законом установлена на 2011 год величина прожиточного минимума пенсионера на территории области, учитываемая в расчетах при установлении социальных доплат к пенсии ряду категорий вологжан согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи», в размере 4728 рублей.

По инициативе депутатов – членов постоянного комитета по социальной политике значительные изменения претерпел закон области «О государственной социальной помощи в Вологодской области». Систематизирован перечень видов государственной социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, уточнены условия их предоставления, порядок обращения за назначением государственной социальной помощи, установлена процедура обследования органом социальной защиты населения материально-бытового положения семьи (гражданина) для определения его нуждаемости в социальной помощи, урегулированы вопросы предоставления государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Принятым законом области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены как форма - жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья, так и порядок предоставления указанных мер социальной поддержки.

Совершенствовалась областная нормативная база, регулирующая вопросы реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Внесенными изменениями в закон области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено, что полученная в соответствии с законом единовременная денежная выплата может быть использована ветеранами не только на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, как было установлено ранее, но и по договору мены.

Принят ряд законов, восстанавливающих действие ранее приостановленных норм законов области: законом области «О признании утратившим силу закона области «О приостановлении до 1 января 2011 года действия отдельных законодательных актов Вологодской области» восстановлено действие ранее приостановленных норм законов области «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, имеющих особые заслуги перед Вологодской областью» - в части назначения дополнительной ежемесячной выплаты, и «Об установлении надбавки к пенсии пенсионерам, удостоенным почетных званий» - в части назначения надбавки к пенсии. В связи с требованиями, установленными Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», признан утратившим силу закон области от 30 ноября 2009 года № 2148-ОЗ «О приостановлении до 1 января 2011 года действия отдельных законодательных актов Вологодской области», которым предусматривалось приостановить на 2010 год действие законов области «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Вологодской области» - эти законы устанавливали форму предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных компенсаций.

Большая работа проведена депутатами - членами постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению совместно с Правительством области по совершенствованию областного законодательства в сфере социальной поддержки семьи и детей. Результатом этой работы стали изменения, внесенные в основной закон области в этой сфере – «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».

Не остались без внимания законодателей вопросы регулирования сферы культуры. В закон, принятый с новым наименованием - «О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области», - внесены изменения в части понятийного аппарата, расширен перечень форм обеспечения прав граждан на библиотечное обслуживание.

В ходе работы над проектом областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов внесены изменения в части отмены ежегодной индексации на индекс потребительских цен установленных социальных выплат, а также нормативов финансовых средств на текущие расходы органов местного самоуправления для осуществления государственных полномочий в различных сферах деятельности в законы области: «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование», а также в законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в сфере административных отношений, в сфере труда и социальной защиты населения области.

Принято решение, что в дальнейшем при изменении прогноза социально-экономического развития области увеличение размеров денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных законами области мер социальной поддержки (пособий, компенсаций и т.д.), нормативов на выполнение отдельных государственных полномочий будет производиться в пределах объемов средств, предусмотренных в областном бюджете, путем установления размеров индексации указанных выплат законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год по аналогии с процедурой установления размеров индексации пособий, компенсаций, иных денежных выплат на федеральном уровне.

В течение года члены комитета по бюджету и налогам продолжали целенаправленную работу по совершенствованию и развитию областного законодательства в сферах бюджетной и налоговой политики. Основные показатели областного бюджета на ближайшие три года и принципы формирования межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований в рамках поставленной задачи преодоления последствий экономического кризиса и восстановления доходной базы бюджета на докризисный уровень утверждены законом области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Одновременно принят закон области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2011 год», особенностью формирования которого стало то, что страховые взносы, формирующие доходы бюджета, с 1 января 2011 года зачисляются в Федеральный фонд ОМС и распределяются между региональными бюджетами, а также постановление Законодательного Собрания области об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2011 год.

Совершенствовалось налоговое законодательство, принят ряд важных решений в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Пролонгировано на 2010 год действие закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций», которым санаторно-курортные организации области освобождены от уплаты указанного налога.

Принят закон области «О признании утратившей силу части четвертой статьи 1 закона области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», которым исключена норма об установлении сроков представления расчетов указанного налога, что является полномочием Российской Федерации.

В ходе работы над проектом закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период депутатами принят ряд законов, регулирующих вопросы налогообложения и межбюджетных отношений, направленных на формирование доходной базы бюджетов муниципальных образований области.

В новой редакции принят закон области «О нормативах расходных потребностей». С учетом уровня инфляции в сторону увеличения уточнены нормативы расходных потребностей муниципальных образований области на решение вопросов местного значения, введены новые нормативы расходных потребностей местных бюджетов.

Принятым законом области «Об установлении единых нормативов отчислений от единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов, поселений и городских округов Вологодской области» указанные нормативы с 1 января 2011 года установлены в размерах от сумм взимаемых налогов: для единого сельскохозяйственного налога - 30 процентов, с применением упрощенной системы налогообложения - 50 процентов.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства приняты законы области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год» и «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2009 год», в установленные сроки заслушаны отчеты об исполнении этих бюджетов.

Совершенствовалась областная нормативная база в сфере экономической политики.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью устойчивого развития региона принят новый закон области «О стратегическом планировании социально-экономического развития Вологодской области», которым в том числе установлено, что нормативные правовые акты в сфере стратегического планирования разрабатываются на среднесрочный (3-6 лет) и долгосрочный (6 и более лет) периоды. Во исполнение данного закона депутатами принят закон области «Об утверждении программы социально- экономического развития Вологодской области на 2011-2013 годы», в котором определены основные проблемы социально-экономического развития области, обозначены главные стратегические цели, а также задачи и комплексы мероприятий по решению поставленных задач социально-экономического развития области до 2013 года.

В целях привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу области принят новый закон области «Об участии Вологодской области в государственно-частном партнерстве», которым определены формы участия области в государственно-частном партнерстве.

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят закон области «О внесении изменений в статью 38 закона области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области» и в статью 2 закона области «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Вологодской области и в собственности муниципальных образований Вологодской области».

Принят закон области «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Вологодской области», внесенный прокурором области на рассмотрение Законодательным Собранием. Законом на территории области с 1 декабря 2010 года организациям, имеющим лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, запрещено осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 21.00 часа до 9.00 часов следующего дня. В качестве исключения розничная продажа алкогольной продукции организациями общественного питания осуществляется в соответствии с установленным режимом работы организации, но не ранее 10.00 часов и не позднее 23.00 часов, а розничная продажа алкогольной продукции ресторанами осуществляется в соответствии с режимом работы этих предприятий.

Новым законом области «О реализации полномочия, установленного Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что перечень сведений или документов, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, в соответствии с указанным Федеральным законом устанавливается уполномоченным органом исполнительной государственной власти области.

Совершенствовалось жилищное законодательство области.

Принятым законом области «О признании утратившим силу закона области «О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 части 1 статьи 13 закона области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» возобновлено приостановленное в связи с отсутствием в областном бюджете необходимых финансовых средств до 1 января 2011 года действие указанной нормы, в соответствии с которой жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда области могли предоставляться для временного проживания гражданам, находящимся в особой жизненной ситуации.

Вопросы формирования правовой основы деятельности местного самоуправления области остаются в центре внимания депутатов - членов постоянного комитета по вопросам местного самоуправления.

Новым законом области «О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области» установлен порядок организации и осуществления муниципального контроля при реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области в различных сферах деятельности.

Закон области «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Вологодской области» принят в новой редакции с новым наименованием – «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Вологодской области». Установлено, что регистр является частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и ведется с использованием программных средств автоматизированной информационной системы федерального регистра. Предусмотрено также, что в целях организации ведения регистра Правительством области определяются уполномоченный орган исполнительной государственной власти области и оператор регистра.

Определен перечень нормативных правовых актов и сведений, подлежащих внесению в регистр, порядок и сроки их внесения, а также порядок деятельности органов местного самоуправления области в целях ведения регистра.

Законом области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Вологодской области» установлено полномочие органов государственной власти утверждать административные регламенты в сфере переданных органам местного самоуправления полномочий и предоставлено право органам местного самоуправления самостоятельно утверждать административные регламенты до их утверждения органами государственной власти.

В ходе работы по формированию нормативной правовой базы области принят ряд законов, регулирующих вопросы осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в различных сферах деятельности.

Принят новый закон области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения».

В рамках продолжающейся работы по уточнению перечней имущества, ранее переданного в муниципальную собственность городских и сельских поселений Вологодской области для осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, вносились изменения в законы области о разграничения имущества между муниципальными районами и их поселениями.

Совершенствовалась законодательная база в сфере государственного регулирования.

Новым законом области «О государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области» установлены формы оказания поддержки, определены условия предоставления областных государственных грантов. Установлено, что помимо предоставления налоговых льгот органы государственной власти области вправе оказывать поддержку путем предоставления льгот по оплате аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности области. Ранее действовавший закон области «О государственной поддержке общественных объединений в Вологодской области» признан утратившим силу.

В соответствии с требованиями федерального законодательства депутатами принят закон области «О порядке создания специальных учреждений Вологодской области для содержания по решению суда иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации», которым установлено, что такие специальные учреждения создаются в форме государственных казенных учреждений Вологодской области решением Правительства области и действуют на основании уставов, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной государственной власти области.

Приняты новые законы области, разграничивающие полномочия между Законодательным Собранием области, Правительством области и органами исполнительной государственной власти области в сферах государственного регулирования торговой деятельности, ветеринарии, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вносились изменения в действующие законы о разграничении полномочий в различных сферах деятельности органов государственной власти.

Принят ряд новых нормативных правовых актов в сфере государственного управления.

Законом области «Об определении территории, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», внесенным на рассмотрение Законодательного Собрания прокурором области, Вологодская область определена указанной территорией.

По инициативе депутатов – членов постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению принят закон области «О признании утратившими силу законов области «О требованиях к качеству предоставления государственных услуг в Вологодской области» и «О внесении изменения в статью 2 закона области «О требованиях к качеству предоставления государственных услуг в Вологодской области». Решение принято в соответствии с нормами Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который не содержит требований об установлении законом субъекта Российской Федерации требований к качеству предоставления государственных услуг, но предусматривает возможность установления показателей качества государственных и муниципальных услуг административными регламентами.

Новым законом области «Об информационном обеспечении на территории области», принятым взамен ранее действовавшего в указанной сфере, в соответствии с требованиями федерального законодательства определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов области, форма предоставления этой информации, порядок освещения деятельности государственных органов области в государственных региональных и иных средствах массовой информации, перечни информации о деятельности Законодательного Собрания области, Контрольно-счетной палаты области, Губернатора области, Правительства области, органов исполнительной государственной власти области, Избирательной комиссии области, территориальных избирательных комиссий области, размещаемой в сети Интернет.

Продолжено совершенствование административного законодательства.

В течение года неоднократно вносились изменения в Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях:

  • уточнялись нормы, устанавливающие меры административной ответственности юридических и физических лиц за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в общественных местах, установленных законом «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», во избежание причинения вреда их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
  • по инициативе Вологодской городской Думы ужесточены меры административной ответственности за торговлю, организацию массового питания или предоставление бытовых услуг в неустановленных местах.

Итогом совместной работы Правительства области и Законодательного Собрания по развитию областного административного законодательства стало принятие инициированного депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека закона области «Об административных правонарушениях в Вологодской области» взамен признанного утратившим силу Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях.

Изменения федерального законодательства вызвали необходимость внесения существенных изменений в Устав Вологодской области, в том числе:

  • установлена обязательность ежегодного представления Законодательному Собранию области Губернатором области отчета о результатах деятельности Губернатора области, Правительства области, определено и в дальнейшем уточнялось содержание отчета;
  • сокращены сроки рассмотрения Законодательным Собранием области представляемой Президентом Российской Федерации кандидатуры на должность Губернатора области;
  • уточнен перечень полномочий органов государственной власти области по обеспечению гласности в своей работе.

Значительные изменения претерпело законодательство области по вопросам организации и проведения выборов, формирования выборных органов власти.

В Послании Федеральному Собранию 2009 года Президентом Российской Федерации был инициирован ряд предложений по совершенствованию избирательного законодательства. В частности, выдвинуто предложение об обеспечении гарантии представительства в региональных парламентах малых партий, за которые на выборах отдано более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей. Также было заявлено о нецелесообразности сбора подписей как метода допуска партий к выборам. Предложения Президента нашли отражение в нормах федерального законодательства. В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» вносились соответствующие изменения в областные нормативные правовые акты.

Изменениями в закон области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» установлено, что теперь помимо областных списков кандидатов, допущенных по итогам выборов к распределению депутатских мандатов, депутатские мандаты будут получать областные списки кандидатов, получившие менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, не прошедшие в областной парламент. Таким спискам будет передаваться по одному депутатскому мандату.

В рекомендациях Послания Президента России региональным парламентам прозвучало предложение о повсеместном принятии законов о гарантиях равного освещения в СМИ деятельности партий, представленных в региональных парламентах, механизмах реализации этих гарантий с учетом особенностей регионального медиарынка, местной социальной и культурной специфики. В 2010 году принят такой закон области, ставший итогом совместной деятельности Правительства области и депутатов областного парламента, - «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Вологодской области, при освещении их деятельности региональными телеканалами и региональными радиоканалами в Вологодской области». Установлено, что в указанных целях постановлением Правительства области определяются один региональный государственный телеканал и один региональный государственный радиоканал. Определены требования, предъявляемые к региональным теле- и радиопрограммам (передачам) при освещении деятельности партий, а также виды размещаемой в них информации. Контроль за обеспечением гарантий равенства партий при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалом возложен на Избирательную комиссию области.

Совершенствовалось законодательство области, регулирующее вопросы организации прохождения государственной службы на территории Вологодской области.

Продолжено формирование института мировых судей Вологодской области.

Новым законом области «О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области» определен порядок организации доступа к информации о деятельности мировых судей, размещаемой в сети Интернет, установлено, что орган исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей области создает официальные сайты мировых судей области, организует размещение на них информации о деятельности судей, принимает меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также устанавливает требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтами.

В целях реализации утвержденных Указом Президента Российской Федерации Национальной стратегии противодействия коррупции и обновленного Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Законодательным Собранием утвержден новый План мероприятий Законодательного Собрания области по противодействию коррупции, в который включены мероприятия по дальнейшей координации антикоррупционной работы, разработке необходимых нормативных правовых актов, осуществлению контрольных полномочий Законодательного Собрания, проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, по обеспечению публичного доступа к информации о деятельности законодательного органа Вологодчины.

Одно из направлений деятельности законодательного органа государственной власти области - контроль соблюдения на территории области федеральных и областных законов.

В 2010 году в Законодательном Собрании состоялись публичные слушания:

· о стратегии развития здравоохранения Вологодской области, по проекту годового отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год,

· о прогнозе социально-экономического развития области и бюджету области на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов.

Проведенные в 2010 году «круглые столы» были посвящены темам:

  • о реализации в Вологодской области Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающегося выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • «Духовно-нравственное воспитание и просвещение детей и молодежи – основа будущего России»;
  • по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По итогам обсуждения информации о ситуации, сложившейся с поставками дизельного топлива на территории Вологодской области и ростом цен на данную продукцию принято решение о создании рабочей группы в составе депутатов и представителей Правительства области для дополнительного изучения сложившейся ситуации, а также об обращении в Федеральную антимонопольную службу о проведении проверки обоснованности ценообразования на горюче-смазочные материалы в Вологодской области.

Продолжена практика осуществления мониторинга исполнения федеральных и областных законов на территории области, изучение правоприменительной практики. В рамках этой работы депутаты регулярно принимали участие в сессионных заседаниях представительных органов муниципальных районов, тематических совещаниях с участием депутатов местных органов власти, проводились выездные заседания постоянных комитетов, готовились аналитические записки по итогам мониторинга, вносились проекты законов, направленных на совершенствование ранее принятых нормативных правовых актов области.

Ряд вопросов реализации на территории области федеральных и областных законов, требующих коллегиальных форм обсуждения и принятия решений, вошли в повестки дня проходивших с участием представителей органов исполнительной государственной власти области тематических и расширенных заседаний постоянных комитетов:

  • об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, об использовании средств областного бюджета, выделенных в 2009 году на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
  • о вопросах трудоустройства инвалидов (с посещением ряда предприятий гг.Вологды и Череповца в целях ознакомления с условиями оборудования специального рабочего места инвалида);
  • о положении дел по выплате заработной платы работникам учреждений социального обслуживания населения области;
  • о ходе реализации на территории области закона области «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности»;
  • о мерах социальной поддержки граждан из числа сельской интеллигенции, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников организации либо ликвидацией организации, которым досрочно назначена пенсия в соответствии с федеральным законодательством;
  • о реализации на территории области нормативных правовых актов области, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме;
  • о реализации закона области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» в части постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не по месту жительства;
  • о реализации на территории области закона области «Об обеспечении питанием школьников Вологодской области»;
  • о результатах проверки Контрольно-счетной палатой области целевого использования бюджетных средств в Кадуйской ЦРБ;
  • о проблемах организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Стало традицией для депутатов Законодательного Собрания участие в заседаниях Общественной палаты Вологодской области, часть которых в 2010 году прошла в большом зале областного парламента.

Законодательное Собрание стало площадкой для открытого обсуждения острых социально-экономических проблем, вопросов исполнения законодательства. В 2010 году в областном парламенте на «круглых столах», совещаниях, конференциях с широким кругом участников – представителей Правительства области, органов исполнительной государственной власти области и территориальных органов исполнительной власти, муниципальных органов власти, государственных и муниципальных учреждений, представителей политических партий, Русской Православной Церкви и иных общественных организаций, научной элиты и бизнеса, вузов и СМИ - обсуждались различные вопросы, в том числе:

  • об общественно-государственном управлении образованием в Вологодской области;
  • о ходе оптимизации бюджетных расходов в системе здравоохранения;
  • о реализации на территории области президентской программы «Наша новая школа»;
  • о современном социальном положении педагогических работников – в рамках круглого стола «Статус учителя: каким ему быть?»;
  • о реализации на территории области права граждан на стоматологическую помощь;
  • об эффективном использовании бюджетных средств, выделенных ООО «Вологодский центр птицеводства» в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие яичного птицеводства Вологодской области на период 2010-2012 годов»;
  • о модернизации политической системы, совершенствовании избирательного законодательства, обеспечении равного доступа политических партий к средствам массовой информации;
  • об актуальных проблемах противодействия коррупции;
  • об инновационной политике и инновационной деятельности в Вологодской области;
  • о поддержке малого бизнеса в Вологодской области;
  • о проблемах взаимодействия национальных общественных объединений с органами государственной власти, правоохранительными органами в решении межнациональных проблем и достижения межэтнического взаимодействия;
  • о трудовых правах женщин и положении женщины на рынке труда.

В ходе работы по совершенствованию областного законодательства рассматривались протесты прокуратуры об устранении противоречий отдельных норм областных законов федеральному законодательству.

По инициативе прокурора области принят новый закон области «Об определении территории, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Существенным участком работы областных парламентариев остается взаимодействие с депутатами органов местного самоуправления муниципальных образований области.

Продолжена практика проведения выездных заседаний постоянных комитетов Законодательного Собрания области, рабочих поездок в муниципальные районы области, в ходе которых депутаты Законодательного Собрания встречались с главами муниципальных образований, с депутатами представительных органов, с жителями поселений, работниками предприятий, организаций, учреждений, принимали участие в заседаниях местных представительных органов.

Продолжена практика совместной законотворческой работы с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На сессиях Законодательного Собрания области рассмотрены 194 проекта федеральных законов, направленных на согласование в субъекты Российской Федерации Государственной Думой, из них одобрены 150, не поддержаны 38 законопроектов, направлены поправки по 6 законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении.

В порядке реализации права законодательной инициативы, установленного статьей 104 Конституции Российской Федерации, Законодательным Собранием области внесены в Государственную Думу 4 проекта федеральных законов, направленных на решение актуальных проблем законодательства Российской Федерации:

  • по инициативе Губернатора области - «О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • по инициативе депутатов-членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека - «О внесении изменения в статью 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • по инициативе депутатов-членов постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению - «О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации».

Новой формой взаимодействия с федеральными органами государственной власти стало участие областных парламентариев в мероприятиях Государственной Думы в режиме видеотрансляции и видеоконференции. В 2010 году так проходили парламентские слушания «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования» и «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации», «круглый стол» на тему «Развитие нормативного правового обеспечения дошкольного обучения и воспитания», организованные комитетом Государственной Думы по образованию.

Правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания области осуществлялось структурными подразделениями аппарата.

В рамках правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертиз проектов нормативных актов, подлежащих рассмотрению Законодательным Собранием области, подготовлено 670 экспертных заключений на проекты областных нормативных правовых актов, 620 заключений по результатам антикоррупционной экспертизы, 184 - на проекты федеральных законов, 7 – по протестам, представлениям, обращениям прокуратуры области. Вопросам состояния законодательства посвящены 84 аналитические записки, подготовленные специалистами экспертно-правового управления аппарата.

Велась постоянная работа по информационному сопровождению и поддержанию в актуальном состоянии официального Web-сайта Законодательного Собрания.

Утвержден новый электронный адрес официального сайта Законодательного Собрания области в сети Интернет - www.vologdazso.ru, зарегистрирован новый электронный адрес сайта в сегменте РФ: Законодательное Собрание Вологодской области.рф.

По состоянию на 1.01.2011 года зарегистрировано 1 512 034 посещения сайта, в том числе в 2010 году – более 400 тысяч визитов на страницы сайта. Сложившаяся система документооборота обеспечивала оперативное прохождение поступивших в Законодательное Собрание и принятых нормативных правовых документов, контроль соблюдения сроков исполнения документов.

Осуществлен контроль исполнения 1728 контрольных поручений. Оформлены и направлены адресатам 828 постановлений Законодательного Собрания области, 737 распоряжений председателя Законодательного Собрания по основной деятельности, все принятые законы области своевременно направлены на подпись Губернатору области. Подготовлены 12 протоколов заседаний сессии и 12 - коллегии Законодательного Собрания области, 2 протокола публичных слушаний. Выпущены 12 номеров сборника «Ведомости Законодательного Собрания Вологодской области» в 25 томах.

Обеспечена звукозапись и стенографирование 22 различных мероприятий, расшифровано и подготовлено к публикации 670 страниц стенограмм выступлений, выпущены 4 брошюры общим тиражом 162 экземпляра материалов публичных слушаний и заседаний Совета представительных органов муниципальных образований области.

В приемной по обращению граждан зарегистрировано 274 письменных обращения, в том числе 71 - через интернет-приемную официального сайта Законодательного Собрания области. Основные вопросы, требующие разъяснения законодателей, или обозначенные гражданами проблемы, носят социальный характер. По обращениям граждан зарегистрировано 400 исходящих и 207 входящих документов, по итогам приема граждан депутатами - 24 устных обращения.

Законом об областном бюджете на 2010 год утверждены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности Законодательного Собрания области в размере 133,8 млн. рублей, фактическое исполнение сметы составило 133,5 млн. рублей (99,8 %).

В 2010 году для нужд Законодательного Собрания области размещался государственный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения двух открытых конкурсов, двух открытых аукционов, 15 запросов котировок. В рамках действующего законодательства заключены 215 гражданско-правовых договоров в сфере хозяйственной деятельности Законодательного Собрания.

По состоянию на 31 декабря 2010 года общая численность работников аппарата Законодательного Собрания составила 91 человек, из них 79 - государственные гражданские служащие, 12 - работники, обслуживающие Законодательное Собрание.

3. Основные направления законодательной деятельности Законодательного собрания Вологодской области в 2011 году

В 2011 году Законодательным Собранием Вологодской области будет продолжена работа по следующим направлениям:

· содействие решению наиболее острых проблем жизнедеятельности области (рост тарифов на услуги ЖКХ, низкий уровень заработной платы и пенсии, рост цен на товары народного потребления, проблем, связанных с безработицей, медицинским обслуживанием, состоянием дорог, обеспечением доступным жильем);

· дальнейшее совершенствование бюджетной и налоговой политики в целях укрепление доходной базы областного бюджета, выполнения государственных социальных обязательств, повышения эффективности использования бюджетных средств и предоставляемых налоговых льгот;

· отлаживание законодательных инвестиционных механизмов, совершенствование законодательства, определяющего правовые механизмы взаимодействия бизнеса и власти;

  • развитие механизмов поддержки малого и среднего бизнеса, оптимизация налоговой нагрузки;

· совершенствование законодательных механизмов поддержки сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья, и, что стало особенно актуальным в условиях общемировой тенденции повышения цен на продукты и снижения урожая по причине засухи прошлого года, создание правовых рычагов сдерживания роста цен на продовольственные товары;

· выполнение всех расходных социальных обязательств, в том числе поручений Президента Российской Федерации в части создания дополнительных механизмов поддержки наименее защищенных категорий населения.