МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"
6. Ленинградская область
(Законодательное собрание Ленинградской области)
1. Основные социально-экономические показатели Ленинградской области в 2010 году
Ленинградская область – современный, динамично развивающийся промышленный центр Северо-Западного федерального округа (СЗФО). На долю Ленинградской области приходится 21 % общего объёма отгруженной продукции обрабатывающих производств в СЗФО.
Промышленность - базовое направление экономики Ленинградской области, создающее значительную часть валового регионального продукта и являющаяся основным источником наполнения регионального бюджета. Промышленный комплекс региона занимает третью часть в формировании ВРП, доля налоговых платежей предприятий производственного сектора составляет около 80% налоговых доходов областного бюджета, в промышленности занята третья часть работающих в экономике региона.
Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.
Успешному развитию промышленной сферы способствует наличие в Ленинградской области собственной минерально-сырьевой базы, квалифицированных трудовых ресурсов, мощного производственного и технологического потенциала.
Промышленность представлена тремя основными видами деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Денежные доходы на душу населения в Ленинградской области в ноябре 2010 года составили 13844 рубля, что в номинальном исчислении на 16,2% больше, чем в том же месяце годом ранее. В ноябре 2008 года, когда начали проявляться симптомы финансово-экономического кризиса, аналогичный показатель составлял 13215 рублей.
Реальные доходы населения за 11 месяцев 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, увеличились на 8,8%.
Из общей суммы затрат граждан за ноябрь 55,3% денежных расходов направлялось на покупку товаров, 12,5% - оплату услуг, 12,6% - обязательные платежи и различные взносы, 6,2% - сбережения, 13,4% - приобретение иностранной валюты.
Средняя номинальная начисленная зарплата на одного работника в январе-октябре нынешнего года составила 20766 рублей, что на 11% выше уровня того же периода 2009-го. Реальная зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, оказалась на 2,6% выше уровня января-октября прошлого года.
В октябре 2010 года заработную плату выше среднего уровня в Ленинградской области получали в организациях, занимающихся строительством – на 38,8%, финансовой деятельностью – 27,2%, производством и распределением электроэнергии, газа, воды – 25,4%, добычей полезных ископаемых – 21%, услугами транспорта и связи – 13,6%, а также в обрабатывающих отраслях – на 12,1%.
Средняя заработная плата в этих отраслях и сферах деятельности в 3,9-5,3 раза превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в третьем квартале 2010 года.
Просроченная задолженность по зарплате в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 декабря этого года не зафиксирована.
На 1 декабря 2010 года задолженности по выплате пенсий и детских пособий на территории региона не было. Средний размер назначенной пенсии без учета компенсационных выплат в ноябре нынешнего года составил в области около 7801 рубля, что на 40,6% выше уровня аналогичного месяца прошлого года. В области получателями пенсий являются 458,9 тысячи человек.
Об итогах 2010 года достаточно красноречиво могут рассказать показатели экономического и социального развития Ленинградской области, рост уровня благосостояния жителей. Много внимания в этом году уделялось решению вопросов, связанных с поддержкой семей, заботой о детях и пенсионерах, других нуждающихся в помощи со стороны государства.
Все это - результаты работы, которая в течение года последовательно проводилась Правительством Ленинградской области, депутатским корпусом Законодательного собрания Ленобласти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и учреждений и, конечно же, всеми жителями Ленинградской области, кто своим трудом вносит вклад в развитие региона.
В 2010 году Ленинградской области удалось в целом преодолеть основные негативные кризисные явления, и это особенно заметно по показателям, характеризующим ситуацию в сфере экономики. Даже в разгар кризиса удалось максимально нивелировать его влияние на положение дел в социальной сфере, не допустить каких-либо сбоев в работе социально значимых отраслей, задержек с выплатой пенсий и социальных пособий, заработных плат работникам бюджетных учреждений.
В течение года в Ленобласти заметно увеличилось количество рабочих мест. Сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, который на сегодня один из самых низких в России. Стабильно растут объемы инвестиций, направляемых в создание промышленных предприятий, портовых и транспортно-логистических комплексов и других объектов реального сектора экономики, модернизацию и реконструкцию производств. Важнейшей законодательной основой этих процессов явился областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области», действующий с 1997 года.
В целом, формирование и развитие законодательной базы как фундамента экономического и социального развития региона является важнейшим направлением работы Законодательного собрания Ленинградской области.
2. Общая характеристика законотворческой деятельности Законодательного Собрания Ленинградской области в 2010 году
Законотворческая работа в 2010 году была комплексной, охватывала широкий круг вопросов. Законодательное собрание Ленинградской области провело 20 заседаний, в том числе 7 внеочередных, рассмотрело около 1270 вопросов, приняло порядка 1300 постановлений. Приоритетными направлениями законотворческой работы стали социальная защита граждан, контроль за исполнением областного бюджета на текущий год и принятие бюджета на 2011 год, совершенствование регионального законодательства и приведение его в соответствие с федеральным законодательством. Как и в предыдущие годы, депутаты приняли ряд обращений и законодательных инициатив в федеральные органы власти. В общей сложности в 2010 году Законодательным собранием Ленинградской области было принято около 90 областных законов. В их числе как новые, базовые законы, так и поправки в уже ранее принятые законодательные акты. Так как после принятия каждого нормативно-правового акта парламентский корпус продолжает отслеживать ход его исполнения. Порой требуется вносить изменения, позволяющие обеспечить его более эффективную реализацию, устранить какие-либо противоречия с другими законодательными актами, корректировать с учетом требований федерального законодательства.
Активно работали советы, общественные и консультативные органы, созданные при Законодательном собрании Ленобласти. Большую работу по рассмотрению областных законопроектов, внесению предложений и законодательных инициатив провел Совет представительных органов муниципальных образований Ленинградской области. В течение года проводились занятия «Муниципальной школы», которые традиционно собирают много слушателей - депутатов представительных органов местного самоуправления первого и второго уровней.
Важным аспектом законотворческой деятельности являлось взаимодействие с Экспертно-консультативным советом при Законодательном собрании области, в который входят ректоры и профессора ведущих вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Это взаимодействие позволяет использовать научный потенциал университетов и институтов в законотворческой работе, привлекая ученых и специалистов к проведению экспертной оценки законопроектов, подготовке законодательных инициатив, обсуждению наиболее значимых и серьезных изменений в региональное и федеральное законодательство. Таким образом, в основу законодательной деятельности областного Парламента закладывается серьезная научная база, позволяющая существенно повысить эффективность принимаемых законопроектов.
Развивая это направление, депутаты Законодательного Собрания продолжили практику заключения соглашений между Заксобранием и госструктурами, образовательными учреждениями региона. В этом году подписано соглашение о взаимодействии в сфере юстиции с Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Заключены соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом низкотемпературных и пищевых технологий, Институтом дополнительного профессионального образования «АТОМПРОФ», Государственным институтом экономики, финансов, права и технологий.
3. Информационно-аналитический обзор законодательной деятельности в 2010 году
Среди наиболее важных законов и инициатив можно выделить работу над бюджетом 2011. Документ охватывает все социальные обязательства, выплату заработной платы бюджетникам, в нем учтены вопросы капитального строительства детских садов, школ, домов, газификации частного сектора, ремонта и строительства дорог, обеспечения жильем ветеранов и другие. Закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» принимался областным Парламентом в достаточно сжатые сроки, и, несмотря на это, депутатский корпус сумел тщательно проработать данный документ, который направлен на улучшение качества жизни и повышение социальной защищенности жителей области.
В 2011 году более 53% всех бюджетных ассигнований будет направлено именно на социальное развитие региона - развитие образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культурной сферы, проведение социальной и молодежной политики. Инвестиционная программа будущего года предусматривает строительство и реконструкцию школ, детских садов, больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, жилья.
Необходимо выделять больше средств на капитальный ремонт и реконструкцию автодорожной сети региона. Важной задачей является ускорение темпов по обеспечению квартирами тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и особенно молодежи, проживающей в сельской местности. Предстоит увеличить объемы газификации, в том числе и частного сектора.
Экономика Ленобласти развивается опережающими темпами, обеспечивая поступление в бюджет дополнительных доходов. Поэтому в течение года депутаты Законодательного Собрания неоднократно возвращаются к бюджетному документу и вносят корректировки по увеличению его доходной и расходной частей. Таким образом, им удается предусмотреть дополнительные объемы финансирования по решению вопросов, которые ранее не были предусмотрены в бюджете. В будущем году, благодаря поступательному росту бюджетных доходов, депутатскому корпусу удастся увеличить выделение средств по целому ряду направлений.
Среди новых законодательных актов, принятых депутатами в этом году, можно отметить областные законы «О противодействии коррупции», «О казне Ленинградской области», «Об обращении с отходами в Ленинградской области», «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения», «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном собрании Ленинградской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом». Проделана огромная работа над законопроектами о «малых» партиях, о равном освещении деятельности парламентских партий в областных СМИ, о праве создавать фракции, состоящие даже из одного депутата.
Внесены изменения в областной закон «Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленобласти или в собственности муниципальных образований Ленобласти и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Данным документом увеличен с трех до пяти лет срок выкупа арендуемых государственных и муниципальных помещений предприятиями малого и среднего бизнеса.
Проводя мероприятия, посвященные Году учителя, которым был объявлен 2010 год, депутаты Законодательного Собрания приняли областной закон «О звании «Почётный учитель Ленинградской области», который призван повысить престиж учительской профессии и по достоинству отметить лучших педагогов. Принят большой пакет законов, направленных на социальную поддержку педагогов и развитие образования. В частности, это закон «О ежемесячной денежной выплате лицам, удостоенным почетного звания «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации». Обсуждается вопрос о разработке законопроекта о ведомственных наградах Ленинградской области. Депутаты считают, что следует заложить единую законодательную основу для учреждения ведомственных наград, перечень которых, скорее всего, будет пополняться.
Более двух лет назад Законодательное Собрание Ленобласти приняло закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». Этот шаг был предпринят исключительно по инициативе властей региона, в отсутствии федерального закона. Сегодня жители Ленинградской области получают бесплатные земельные участки под строительство собственного жилья.
В определенном смысле областной закон предвосхитил инициативы, озвученные Президентом России Д.А. Медведевым в недавнем Послании Федеральному Собранию РФ, о бесплатном выделении земли многодетным семьям. Ведь в законе Ленинградской области многодетные семьи, хотя они и не были выделены в отдельную категорию, входят в число тех граждан, которые имеют право на бесплатные участки под индивидуальное жилищное строительство. Сейчас, с учетом предложений Президента, будут рассматриваться поправки в областной закон, которыми, возможно, отдельно будет выделена категория многодетных семей и им могут быть предоставлены приоритетные права на получение земельных участков под ИЖС.
Депутатами был принят областной закон, ограничивающий нахождение детей в позднее время в общественных местах без сопровождения родителей. Закон работает, и если посмотреть статистику правоохранительных органов, то за последнее время количество преступлений с участием несовершеннолетних в Ленобласти существенно снизилось. Свою роль в обеспечении порядка на улицах городов и поселков региона играет и принятый закон «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области», возрождающий добровольные народные дружины.
Депутаты направили в федеральные органы власти и первым лицам Российской Федерации законодательную инициативу о внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах», в том числе в части переселения их из неблагоустроенного жилищного фонда.
Законодательное собрание Ленобласти также приняло обращение к парламентам всех регионов России и стран СНГ с предложением принять участие в создании Интернациональной Аллеи Памяти и Славы на «Невском пятачке». Ведь в рядах защитников Ленинграда бились с врагом представители всех народов бывшего Советского Союза, которые в составе воинских частей прибывали на ленинградскую землю со всех концов необъятной страны. И если Пискаревское кладбище, где покоятся погибшие в годы блокады ленинградцы, является в большей степени гражданским мемориалом, то создаваемая сегодня аллея Памяти на «Невском пятачке» станет именно воинским памятником.
На обращение Законодательного собрания откликнулись практически все регионы России, а также Белоруссия, Украина, Азербайджан, Казахстан и ряд других стран СНГ. На Интернациональной аллее Памяти и Славы на «Невском пятачке» уже установлены мемориальные памятные плиты с именами погибших воинов из Ленинградской области, Татарстана, Московской области, Азербайджана. Аллея станет каменной летописью великого подвига наших отцов и дедов, плечом к плечу вставших на защиту родной земли и победивших фашизм.
4. Взаимодействие с представительными органами местного самоуправления Ленинградской области
22 декабря в Законодательном собрании Ленинградской области прошло последнее в 2010 году заседание Совета представительных органов муниципальных образований региона.
Представители муниципальной власти обсудили региональную программу энергосбережения и ряд актуальных законопроектов. Председатель Законодательного собрания Иван Хабаров, возглавляющий Совет, поблагодарил всех участников встречи за сотрудничество в 2010 году. Благодаря совместной работе было принято 15 поправок в законы. В следующем году перед депутатами и представительными органами местного самоуправления стоят три основных вопроса: обеспечение жильем молодых специалистов, дороги и газификация, в том числе частного сектора.
Наибольший интерес участников встречи вызвала программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года». Президент саморегулируемой организации НП «Балт ЭнергоЭффект» Валерий Соловьев напомнил присутствующим, что до 2012 года необходимо провести энергоаудит государственных учреждений и других утвержденных объектов. Представители муниципальной власти попросили его на конкретных примерах – типовые детсад и школа – произвести расчеты затрат на приведение данных учреждений в соответствие с требованиями энергоэффективности, дабы заложить эти требования в свои бюджеты.
Кроме того, участники заседания обсудили вопросы перехода к новому порядку формирования бюджетов МО. С 1 января 2012 года он должен основываться на муниципальных целевых программах. По мнению начальника отдела стратегического планирования департамента социально-экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Алексея Сергейчука, данная система позволит более детально планировать доходы и расходы, выявлять приоритетные проекты.
Представителей МСУ пригласили также участвовать в обсуждении законопроектов о ветеранах труда и наказах избирателей, разработанных Заксобранием.
5. Информационное обеспечение Законодательного собрания Ленинградской области
Конституцией Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Областным законом «О правовых актах Ленинградской области» установлено, что правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области. Официальными периодическими печатными изданиями Ленинградской области являются газета «Вести», бюллетени «Вестник Законодательного собрания Ленинградской области» и «Вестник Правительства Ленинградской области».
Помимо печатных изданий создан специальный веб сайт Законодательного собрания Ленинградской области. Web-сайт является официальным информационным ресурсом Законодательного собрания в глобальной сети Интернет, осуществляющим интеграцию информации законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области.
Ведение Web-сайта осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области.
Web-сайт включен в единое информационное пространство сети Интернет в качестве общедоступного ресурса с сетевым адресом www.lenoblzaks.ru.
Web-сайт имеет версии на русском и английском языках.
Собственником Web-сайта и информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте, является Законодательное собрание. Web-сайт создан в целях информационного обеспечения деятельности Законодательного собрания, информирования о законотворческой деятельности депутатов Законодательного собрания и о деятельности его структурных подразделений. Информационные ресурсы, размещаемые на Web-сайте, являются открытыми и общедоступными. В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" информация, полученная на законных основаниях из информационных ресурсов Web-сайта гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
6. Основные направления законодательной деятельности Законодательного собрания Ленинградской области в 2011 году
22 декабря на последнем в 2010 году заседании депутаты Законодательного собрания утвердили план законотворческой деятельности на первое полугодие 2011 года. Одним из ключевых направлений работы Законодательного собрания Ленинградской области станет разработка и принятие законодательного обеспечения тех положений, которые обозначил в своем Послании Совету Федерации Президент России Д.А. Медведев. Это и модернизация промышленности, и ресурсо- и энергосбережение, и защита семьи и детства, и экология. Весь комплекс вопросов, затронутых главой государства. В числе приоритетных также значатся необходимость внесения изменений в областной закон о бесплатном предоставлении земельных участков для многодетных семей, а также совершенствование законопроекта об энергосбережении и энергоэффективности.
В соответствии с планом законотворческой деятельности Законодательного собрания Ленинградской области на первое полугодие 2011 года будут рассмотрены следующие нормативные правовые акты по следующим приоритетным направлениям:
По бюджету и налогам:
- Законодательная инициатива Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
- Закон "О внесении изменений в областной закон "О бюджетном процессе в Ленинградской области"
- Закон "О внесении изменений в областной закон "О Контрольно-счетной палате Ленинградской области"
- Закон "О внесении изменения в статью 31 областного закона "О налоге на имущество организаций"
- Закон "Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2010 год
По государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению:
- Закон "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области"
- Закон "О наказах избирателей Ленинградской области"
- Закон "О полномочиях органов государственной власти Ленинградской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Ленинградской области"
По жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу:
- Закон "Об обеспечении питьевой водой населения Ленинградской области"
- Закон "О зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территории Ленинградской области"
По законности и правопорядку:
- Закон "Об аварийно-спасательной службе Ленинградской области и статусе спасателей
По здравоохранению и социальной политике:
- Закон "О ветеранах труда Ленинградской области"
- Закон "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры в Ленинградской области"
По делам молодежи, культуре, туризму, физической культуре и спорту:
- Закон "О государственной поддержке сельского туризма"
По экономике, собственности, инвестициям и промышленности:
- Закон "О звании "Почетный изобретатель Ленинградской области"