Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"

7. Мурманская область
(Мурманская областная Дума)

1. Общая характеристика законотворческой деятельности Мурманской областной Думы в 2010 году

В 2010 году состоялось 15 заседаний областной Думы, на которых рассмотрено 385 вопросов, принято 522 постановления.

Законодательная деятельность Мурманской областной Думы в 2010 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной деятельности. В Программу на 2010 год было включено 127 законопроектов, распределенных по пяти тематическим блокам: государственное строительство (36 законопроектов), местное самоуправление (8), экономическая политика, природопользование и хозяйственная деятельность (33), бюджетное, налоговое, финансовое законодательство (13), социальная политика (37).

Свои предложения в Программу внесли депутаты (39,4%), Губернатор области (51,2%), представительные органы местного самоуправления (7,1%), а также прокурор Мурманской области (2,3%).

11 законопроектов из 127, обозначенных в Программе, были внесены в областную Думу в 2002-2009 годах. В 2010 году планировалось внести 116 законопроектов, внесено - 76. Не внесено 40 законопроектов. Примерная программа в 2010 году по внесенным законопроектам выполнена на 67%.

В 2010 году из 87 законопроектов, внесенных в областную Думу в рамках Программы законопроектной деятельности, рассмотрено на заседаниях Думы 82 (94,3%). Из 82 рассмотренных законопроектов стало законами 78 (95%).

Из общего количества рассмотренных на заседаниях Думы в 2010 году законопроектов законопроекты Примерной программы составили 60%.

2. Статистические данные законотворческой деятельности в 2010 году

В 2010 году на заседаниях областной Думы рассмотрено 138 законопроектов, внесенных депутатами Думы, Губернатором области, представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Кольский район, город Мурманск, ЗАТО г. Североморск, прокурором Мурманской области, Мурманским областным судом, Избирательной комиссией Мурманской области. Из общего числа рассмотренных на заседаниях областной Думы законопроектов внесено:

- депутатами областной Думы - 35,5%;

- Губернатором Мурманской области - 57,3%;

- представительными органами местного самоуправления - 2,8%;

- другими субъектами права законодательной инициативы - 4,4%.

Из 138 законопроектов, рассмотренных на заседаниях Думы в 2010 году, стали законами 120 (87%). Из них: 34% - это законы социального блока (социальная защита, здравоохранение, образование, культура, вопросы семьи, молодежи, ветеранов и пожилых людей), 34% - законы экономического блока (экономическая политика, хозяйственная деятельность, бюджетное и налоговое регулирование, природопользование), 24% составляют законы, регулирующие вопросы государственного строительства, 8% принятых законов регулируют вопросы местного самоуправления. Более 80% принятых областной Думой законов вносят изменения в действующие законы области.

Законодательная деятельность Мурманской областной Думы проходила на фоне непростых экономических условий и была направлена, прежде всего, на сохранение экономической стабильности и выполнение социальных обязательств. Значительная часть законопроектов, рассмотренных на заседаниях Думы, разработана в связи с изменением федерального законодательства. Так, внесены изменения в законы Мурманской области "О государственном управлении охраной труда на территории Мурманской области", "О мерах по охране здоровья граждан Российской Федерации, проживающих на территории Мурманской области", "Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области", "Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области", "О защите населения Мурманской области от заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждении их дальнейшего распространения", "О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О налоге на имущество организаций", "О цене земли в Мурманской области", "Об основах регулирования земельных отношений", "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области", "Об административных комиссиях", "О государственной гражданской службе Мурманской области" и в ряд других.

2.Информационно-аналитический обзор законодательной деятельности в 2010 году

2.1. Бюджетное, финансовое регулирование, вопросы налогообложения

Мурманской областной Думой в течение 2010 года шесть раз уточнялись параметры областного бюджета. Рост доходов областного бюджета происходил за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, в том числе за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов. В областном бюджете на 2010 год дополнительно предусмотрено более 60 млн. рублей на оздоровление детей, 105 млн. рублей на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, 94 млн.рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, 73 млн. рублей на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Более 500 млн. рублей направлено на мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, около 600 млн. рублей - на решение проблем межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, свыше 63 млн. рублей - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. На 348 млн. рублей увеличено финансирование строительства областного перинатального центра в городе Мурманске. На реализацию непрограммной части адресной инвестиционной программы направлено 140 млн. рублей, из них 70 млн. рублей - на детский сад в городском поселении Печенга, 70 млн. рублей - на детский сад в городе Полярные Зори. На реконструкцию здания Дома физкультуры в областном центре выделено 5 млн. рублей. Кроме этого, в областном бюджете предусмотрены средства на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Для подготовки к отопительному сезону 2010-2011 годов были распределены по муниципальным образованиям зарезервированные средства для частичного погашения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Для реализации ведомственной целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы" средства в объеме 258,0 млн. рублей переданы на муниципальный уровень. Один миллиард рублей направлен на предоставление субсидий производителям тепловой энергии в целях возмещения затрат, сложившихся в результате использования топлива по цене, превышающей цену, учтенную в утвержденном тарифе, при производстве тепловой энергии. Монопрофильным муниципальным образованиям в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в рамках государственной поддержки предусмотрено свыше 470 млн. рублей, а также более 58 млн. рублей выделено на реализацию мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.

В целом с учетом корректировок доходы областного бюджета увеличились с 29 297 750,5 тыс. рублей до 39 593 912,1 тыс. рублей, расходы - с 34 872 693,9 тыс. рублей до 39 871 420,5 тыс. рублей. Дефицит областного бюджета сократился с 5 574 943,4 тыс. рублей до 277 508,4 тыс. рублей. Уменьшился с 11 608 628,3 тыс. рублей до 7 901 638,9 тыс. рублей верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2011 года, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Мурманской области.

После обсуждения на публичных слушаниях принят Закон Мурманской области "Об исполнении областного бюджета за 2009 год". Публичные слушания также состоялись в областной Думе перед рассмотрением проекта закона "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В них приняли участие депутаты областной Думы, члены Правительства Мурманской области, руководители министерств области, главы муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, представители общественности, журналисты. В процессе работы над законопроектом об областном бюджете депутатами областной Думы внесено более 150 поправок, направленных на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, культуры, образования. Восстановлен ряд единовременных денежных выплат, в том числе выплата к Международному дню пожилых людей гражданам старше 75 лет, а также выплата гражданам, родившимся в период с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года. В целом в 2011 году 60% расходов областного бюджета пойдут на социальные цели.

По показателям планового периода 2012-2013 годов утверждены только основные характеристики областного бюджета. Для соблюдения принципа достоверности бюджета ведомственная структура расходов, детальное распределение бюджетных ассигнований по разделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов между местными бюджетами и ряд других показателей утверждены только на 2011 год.

Основные характеристики областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов представлены в таблице:

Общий объем доходов (тыс.рублей)

Общий объем расходов (тыс.рублей)

Верхний предел государственного долга (тыс.рублей)

Размер дефицита (тыс.рублей)

2011

36 339 846,7

38 630 208,5

9 571 638,9

2 290 361,8

2012

38 145 143,1

39 727 965,0

8 800 310,6

1 582 821,9

2013

39 925 144,9

40 078 607,6

5 942 310,6

153 462,7

С 1 января 2011 года приостановлено действие отдельных положений некоторых законодательных актов Мурманской области в связи с Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В постановлении областной Думы о принятии Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" депутаты областной Думы рекомендовали Правительству Мурманской области по итогам исполнения бюджета предусмотреть средства на строительство типовых детских садов в ЗАТО г. Североморск и г. Гаджиево ЗАТО Александровск; найти возможности для индексации заработной платы работникам бюджетной сферы области с 1 июля и 1 октября 2011 года; профинансировать расходы, касающиеся сельского поселения Териберка, на передачу мазутной котельной в муниципальную собственность, на строительство резервной линии электроснабжения, приобретение резервного дизель-генератора, на замену водовода; увеличить финансирование на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся.

В 2010 году внесены изменения в Закон Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области". Уточнены бюджетные полномочия Правительства области в части установления порядка определения объема и предоставления субсидий бюджетным учреждениям, продлен до 1 ноября срок внесения на рассмотрение областной Думы проекта закона об областном бюджете.

Принят Закон Мурманской области "О некоторых вопросах обеспечения деятельности государственных учреждений Мурманской области в переходный период", который определил особенности перевода бюджетных учреждений Мурманской области на новую форму финансового обеспечения, а также порядок использования доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. В переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года финансирование бюджетного учреждения будет осуществляться на основе бюджетной сметы аналогично порядку, действовавшему в 2010 году, при этом бюджетное учреждение сохранит статус получателя средств областного бюджета.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О Резервном фонде Мурманской области", установили, что средства Резервного фонда, в первую очередь, должны направляться на исполнение социально и (или) экономически значимых расходных обязательств Мурманской области, в том числе на оплату труда работников государственных учреждений Мурманской области, предоставление субвенций местным бюджетам, обязательное медицинское страхование неработающего населения. Кроме того, средства фонда могут направляться финансовым органам области на покрытие кассовых разрывов областного бюджета.

В связи с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения в Закон Мурманской области "О межбюджетных отношениях в Мурманской области", в соответствии с которыми для улучшения финансового обеспечения организации медицинской помощи налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес, транспортного налога, налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения, ранее поступавшие в местные бюджеты, перераспределяются в областной бюджет. Уменьшены расходные обязательства городских округов и муниципальных районов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, а также оказания скорой медицинской помощи, медпомощи в период беременности, во время и после родов. Муниципальным образованиям, осуществляющим эффективное управление муниципальными финансами, будет предоставлена дотация из областного бюджета.

В 2010 году неоднократно подвергался корректировке Закон Мурманской области "О транспортном налоге". В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 5, 6 и 8 данного Закона, от уплаты транспортного налога за один легковой автомобиль с мощностью двигателя, не превышающей 150 лошадиных сил, освобождены родители (усыновители), опекуны, попечители и приемные родители детей-инвалидов. Установлены дифференцированные ставки транспортного налога для мотоциклов и мотороллеров: от 8 рублей - для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 20 лошадиных сил до 60 рублей - для транспортных средств данной категории с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил. Льготы по уплате транспортного налога лишены государственные унитарные дорожные ремонтно-строительные предприятия областной собственности, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Мурманской области, для отдельных категорий налогоплательщиков", дополнили перечень налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль организаций по пониженной ставке 13,5 %, включив в него организации, предоставляющие работу лицам, осужденным к наказанию в виде исправительных работ, при условии трудоустройства не менее 1 осужденного на каждые 40 человек среднесписочной численности работников. В Мурманской области по состоянию на 1 января 2010 года для отбывания наказания в виде исправительных работ были определены 104 организации. Из более чем 260 осужденных, поставленных на учет в уголовно-исправительных инспекциях, трудоустроиться смогли 121 человек. Реализация закона позволит увеличить число организаций, желающих предоставить осужденным рабочие места, снизить задолженность осужденных по исполнительным документам, а также будет способствовать снижению числа безработных и количества повторных преступлений.

2.2. Законодательное обеспечение социальной политики

Одним из важнейших направлений деятельности Мурманской областной Думы является создание законодательной базы для решения социальных вопросов.

В 2010 году в Мурманской области создан институт Уполномоченного по правам ребенка. Проблемами детей в Мурманской области занимаются различные органы и учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, молодежи, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественные организации. В Мурманской области 150 тысяч детей, в том числе 5153 (3,5%) - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2300 детей-инвалидов. Свыше 25 тысяч детей (17%) проживают в малоимущих семьях. На учете в органах внутренних дел состоят 1636 детей, совершивших противоправные поступки и преступления, а также 1036 родителей, которые не исполняют обязанности по воспитанию своих детей. Ежегодно по решению судов около 400 граждан лишаются родительских прав или ограничиваются в родительских правах. Введение должности Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области позволит улучшить координацию межведомственного взаимодействия по правовому обеспечению законных интересов детей, мониторингу региональных проблем в этой сфере и принятию комплексных мер для их решения.

Приняв базовый Закон Мурманской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Мурманской области", определяющий статус, компетенцию, организационные формы деятельности Уполномоченного по правам ребенка, депутаты областной Думы внесли в Закон изменения, уточнив порядок назначения на должность Уполномоченного по правам ребенка, кандидатура которого утверждается Мурманской областной Думой по представлению Губернатора Мурманской области. Должность Уполномоченного по правам ребенка отнесена к государственным должностям Мурманской области.

В 2010 году принят базовый Закон Мурманской области "О физической культуре и спорте в Мурманской области", устанавливающий правовые, экономические и социальные основы деятельности и полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Закон определил порядок формирования спортивных сборных команд Мурманской области, календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий. Предусмотрено дополнительное материальное обеспечение для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в сфере физической культуры и спорта, размер и порядок выплаты которого устанавливаются Правительством области. В частности, спортсменам, проживающим в Мурманской области и выступающим в составе спортивных сборных команд по олимпийским видам спорта за победу и призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, чемпионатах, кубках России, Европы и мира, а также их тренерам будет выплачиваться единовременное денежное вознаграждение. В соответствии с Законом ежегодно в первую субботу сентября в Мурманской области будет проводиться День здоровья и спорта.

Утвержден Законом Мурманской области бюджет Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Основные параметры бюджета Фонда представлены в таблице:

Доходы (тыс.рублей)

Расходы (тыс.рублей)

2011

З 339,3

З 773 173,2

2012

З 874 249,9

З 782 88б,4

2013

З 7б9 72б,З

З 074,9

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", закрепили увеличение на 45 174,6 тыс. рублей расходов на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, а также на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доходная часть бюджета Фонда сокращена на 57 191,9 тыс. рублей. Всего доходы Мурманского ТФОМС в 2010 году составили 5 069 486,0 тыс. рублей, расходы -5 280 174,5 тыс. рублей, дефицит бюджета ТФОМС достиг 210 688,5 тыс. рублей.

В 2010 году неработающим пенсионерам, чьи доходы ниже установленного прожиточного минимума, составляющего 6405 рублей, законом области введена ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии, на эти цели в бюджете запланировано 376,6 млн. рублей. Внесены изменения в Закон Мурманской области "О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии", установившие величину прожиточного минимума пенсионера в Мурманской области на 2011 год в размере 6883 рублей, что на 478 рублей больше, чем в 2010 году. Величина прожиточного минимума для пенсионеров рассчитана на основании региональной потребительской корзины и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Средний размер доплаты к пенсии, получателями которой станут около 13000 северян, с учетом устанавливаемой величины прожиточного минимума пенсионера достигнет двух тысяч рублей в месяц.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О социальном обслуживании населения в Мурманской области", устанавливающие, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания.

Законодательно установлены социальные услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны, почетных доноров России и ряда других.

В соответствии с изменениями, внесенными в законы области, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, с 1 апреля 2010 года натуральные льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заменены денежными выплатами, равнозначными ранее предоставляемой скидке. Центры социальной поддержки населения перечисляют средства из областного бюджета на личные расчетные счета граждан через кредитные организации или почтовые отделения. Тем северянам, кто по состоянию на 31 марта 2010 года уже являлся получателем данных мер социальной поддержки, ежемесячная выплата предоставляется автоматически, без подачи заявления или дополнительных документов. Правила предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также единый порядок их определения установлен Правительством Мурманской области. На уровне муниципалитетов организация предоставления мер социальной поддержки осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. По инициативе Мурманской областной Думы законом области изменен с 15 до 13 процентов региональный стандарт допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные специалистам бюджетных организаций, работающим в сельской местности, заменены на денежные выплаты, компенсирующие понесенные расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" распространили право на льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на членов семей, совместно проживающих с инвалидами Великой Отечественной войны и инвалидами боевых действий.

Новая редакция Закона Мурманской области "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем" распространила с 1 января 2010 года право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем на инвалидов, участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О мерах социальной поддержки инвалидов", установившие правовые и организационные основы получения детьми-инвалидами образования с использованием технологий дистанционного обучения. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов включено в приоритетный национальный проект "Образование" как одно из новых направлений. В Мурманской области 127 детей-инвалидов школьного возраста обучаются на дому. Финансирование нововведений осуществляется из федерального и регионального бюджетов. Предусмотренные в бюджете области на 2010 год 6,5 млн. рублей позволили уже в 2010 году организовать дистанционное обучение 30 детей-инвалидов. Скорректирована Методика расчета субвенций местным бюджетам на финансирование расходов по организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных учреждениях. Норматив стоимости воспитания и обучения включает в себя оплату труда учителей и воспитателей и расходы на обеспечение учебного процесса, в частности, на приобретение комплекта учебной литературы. Средний должностной оклад учителя и воспитателя за индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов и за работу в группах компенсирующей направленности увеличен на 20%.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа", учли особенности новых систем оплаты труда работников бюджетных организаций. Уточнены перечни специалистов, имеющих право на установление повышенных размеров тарифных ставок и должностных окладов, а также на одновременное получение мер социальной поддержки. Кроме того, новая редакция Закона распространила право на меры социальной поддержки на тех пенсионеров, которые, проживая в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, уволились, проработав в них не менее 10 лет, не только в связи с выходом на трудовую пенсию, но и по сокращению штатов, в связи с реорганизацией, по медицинскому заключению, за исключением увольнения за виновные действия.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области", уточнены региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности для различных типов и видов образовательных учреждений с учетом повышения на 5,5% размера среднего должностного оклада учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образовательных учреждений области. Законом утверждены дополнительно разработанные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности для дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, для загородного стационарного детского оздоровительно-образовательного центра, для ресурсных центров, для учреждений дополнительного профессионального образования, групп заочной формы обучения вечерних (сменных) школ. Кроме того, установлены нормативы для общежитий и столовых в образовательных учреждениях, туристских баз, действующих при учреждениях дополнительного образования. При расчете норматива для детских домов Законом учтены дополнительные расходы на организацию Служб сопровождения приемных семей и семей опекунов, включая оказание педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, при расчете норматива для школ-интернатов - дополнительные расходы на обеспечение дистанционного образования детей-инвалидов, а также на меры реабилитации и коррекции несовершеннолетних детей, злоупотребляющих наркотиками. В целях повышения качества образовательных услуг, обеспечения принципов адресности и эффективности расходования средств органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно перераспределять между муниципальными образовательными учреждениями субвенции, объем которых не превышает 3% от общего объема субвенций. Перераспределение субвенций, объем которых превышает 3%, требует обязательного согласования с Министерством образования и науки Мурманской области.

В Закон Мурманской области "Об образовании в Мурманской области" внесены изменения, касающиеся финансового обеспечения образовательной деятельности государственных областных казенных учреждений, выполнения государственного задания государственными областными бюджетными и автономными образовательными учреждениями. Кроме того, уточнены полномочия органов государственной власти Мурманской области по установлению региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, по лицензированию и государственной аккредитации, а также полномочия, связанные с контрольно-надзорными функциями в сфере образования.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся и студентов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области", в соответствии с которыми справки о доходах родителей для предоставления бесплатного питания детям, в семьях которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, будут предъявляться только один раз в учебном году, что позволит избежать возвратов средств областного бюджета, предоставляемых муниципалитетам для организации бесплатного питания школьников. Приняв во внимание разницу между пятидневным и шестидневным режимами образовательного процесса, депутаты областной Думы уточнили порядок расчета объема субвенций, передаваемых в бюджеты муниципальных образований на финансирование расходов по обеспечению предоставления бесплатного питания льготной категории обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях.

Изменения, внесенные в Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепили право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области", направленные на предоставление качественных услуг по оздоровлению 30 000 юных жителей области, в том числе на организацию отдыха детей, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии с Законом градообразующие предприятия области, реализующие социальные программы по оздоровлению детей, получили государственную поддержку.

Корректировка Закона Мурманской области "О библиотечном деле в Мурманской области" предоставила право гражданину, достигшему 14 лет, самостоятельно стать пользователем общедоступных библиотек при предъявлении им документа, удостоверяющего личность. Ранее этот минимальный возраст был установлен с 16 лет. Кроме того, уточнены названия видов библиотек, расширены возможности для особых групп пользователей. В частности, право получать в библиотеках, имеющих соответствующие фонды, документы в виде аудиовизуальных изданий, тактильных материалов, электронных и иных документов, предоставлено слепым и слабовидящим людям, а также лицам, занимающимся социальной реабилитацией инвалидов по зрению.

Корректировка Закона Мурманской области "О культуре" учла изменившийся механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений культуры, которые с 1 января 2011 года переводятся со сметного финансирования на субсидирование в рамках выполнения государственного задания. Учреждениям культуры предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, с возможностью самостоятельно распоряжаться полученными средствами. Организациям культуры в отдельных случаях разрешено пользоваться кредитами отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту. Законом определены критерии отнесения движимого имущества государственных (муниципальных) учреждений культуры к категории особо ценного имущества.

2.3. Экономическая политика, предпринимательство, природопользование и вопросы агропромышленного комплекса

В 2010 году принят ряд базовых законов Мурманской области, регулирующих экономическую и хозяйственную деятельность на территории Мурманской области, вопросы обеспечения безопасности, рационального природопользования.

Так, Закон Мурманской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области" позволяет перейти от регулирования инвестиционной деятельности к регулированию форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Закон устанавливает принципы, основные формы государственной поддержки, гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, минимизирующие инвестиционные риски, вне зависимости от организационно-правовых форм инвесторов и форм собственности, регулирует порядок принятия решений о предоставлении и прекращении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусматривая прозрачные публичные процедуры и критерии отбора инвестиционных проектов. Закон закрепляет приоритеты в предоставлении мер государственной поддержки для инвестиционных проектов, направленных на реализацию основных направлений социально-экономического развития Мурманской области.

На улучшение инвестиционного климата в Мурманской области, создание стабильных условий для реализации крупных инвестиционных проектов, привлечение новых ресурсов для развития экономики и социальной сферы, повышение уровня жизни населения направлен и Закон Мурманской области "Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах". Закон устанавливает порядок, условия, формы и виды участия Мурманской области в государственно-частных партнерствах, полномочия органов государственной власти в данной сфере, определяет объекты общественной инфраструктуры, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергоснабжения, туризма, здравоохранения, которые могут являться объектами соглашений о государственно-частных партнерствах. Ряд положений Закона регулируют взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства, разделение их функций и обязанностей, а также ответственности сторон за качество осуществления проектов.

Принят Закон Мурманской области "О пожарной безопасности в Мурманской области". Закон устанавливает цели и систему обеспечения пожарной безопасности, разграничивает полномочия органов государственной власти Мурманской области в сфере обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с Законом функции по обеспечению пожарной безопасности на территории Мурманской области выполняют Государственная противопожарная служба, муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах Мурманской области осуществляется в безусловном порядке. Закон регулирует ряд вопросов формирования и деятельности Государственной противопожарной службы, в том числе кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, гарантии правовой и социальной защиты личного состава, страховые гарантии работников противопожарной службы. Законом предусмотрено установление особого противопожарного режима на территории Мурманской области в случае повышенной пожарной опасности. Право установить особый противопожарный режим на территории области предоставлено Правительству Мурманской области, а органы местного самоуправления имеют право на установление особого режима на территории соответствующего муниципального образования.

Принят Закон Мурманской области "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", который, учитывая новые федеральные нормы, устанавливает права и обязанности лиц, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Законом определены особенности использования лесов для создания объектов охотничьей инфраструктуры, порядок проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, введены запреты на осуществление отдельных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", не только привели его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и рядом федеральных законов, но и уточнили процедуру разработки, утверждения прогнозного плана (программы) приватизации области, порядок учета государственного имущества Мурманской области и состава государственной собственности Мурманской области, порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных областных учреждений. Кроме того, установлен правовой статус и цели создания автономных, бюджетных и казенных учреждений, порядок формирования и финансирования государственных заданий для автономных и бюджетных учреждений, а также порядок распоряжения ими недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О жилищном фонде Мурманской области", которые сделали возможным создание института жилищного фонда коммерческого использования.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О содержании животных", обязывают собственников собак, требующих особых условий содержания, обеспечивать прохождение ими до достижения годовалого возраста курса дрессировки в организациях, имеющих право заниматься кинологической деятельностью, с выдачей соответствующего документа. Кроме того, собакам комнатно-декоративных пород до 35 сантиметров в холке разрешено ввиду особенностей анатомического строения не носить намордники, как в общественных местах, так и в общественном транспорте.

2.4. Государственное строительство и местное самоуправление

В 2010 году для реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Мурманская областная Дума приняла ряд законов области, направленных на укрепление демократических институтов на региональном уровне. Так, внесены изменения в Устав Мурманской области, предусматривающие представление в областную Думу ежегодных отчетов Губернатора Мурманской области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой. Соответствующие изменения внесены в Закон Мурманской области "О Правительстве Мурманской области", который обязал Правительство заниматься подготовкой ежегодных отчетов Губернатора области. Кроме того, в Устав области внесены изменения, уточняющие порядок вступления в должность Губернатора Мурманской области, а также изменения, предусматривающие учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области.

Для наиболее полного обеспечения избирательных прав граждан внесены изменения в Закон Мурманской области "О выборах депутатов Мурманской областной Думы", предусматривающие передачу депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее 7 %, но не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Каждому такому списку кандидатов будет передаваться один депутатский мандат. Кроме того, данные партии освобождаются от необходимости сбора подписей избирателей для регистрации кандидатов или списков кандидатов на выборах в Мурманскую областную Думу. С 4 до 5 лет увеличен срок полномочий избирательной комиссии Мурманской области, избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий, соответствующие изменения внесены в Закон Мурманской области "Об избирательных комиссиях в Мурманской области". Принят Закон Мурманской области "Об областном референдуме", уточнивший порядок формирования, организации деятельности и полномочия комиссии референдума. Закон также конкретизирует сроки прекращения полномочий инициативной группы областного референдума.

Принят базовый Закон Мурманской области "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Мурманской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом". Контроль за обеспечением гарантий будет осуществлять Избирательная комиссия Мурманской области при участии представителей политических партий, Общественной палаты Мурманской области, а также региональных организаций, осуществляющих теле-и радиовещание. В соответствии с изменениями, внесенными в базовый Закон, с 1 апреля 2011 года минимальный гарантированный годовой объем эфирного времени, предназначенного для освещения деятельности политических партий, представленных в Мурманской областной Думе, установлен Законом в пределах 60 минут для каждой политической партии. Государственным заказчиком на заключение контракта о равном освещении деятельности политических партий определен уполномоченный Правительством области исполнительный орган государственной власти. Информация о региональных телеканале и радиоканале, с которыми заключены контракты об освещении деятельности политических партий, будет размещена в сети Интернет и опубликована в областной газете "Мурманский вестник".

В развитие уже принятых региональных законов внесены изменения в законы Мурманской области "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в Мурманской области" и "О противодействии коррупции в Мурманской области", регламентирующие процедуру предоставления в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области.

Принят Закон Мурманской области "О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Мурманской области", который повышает публичность работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий области. Закон устанавливает дополнительные гарантии при обращении граждан на личный прием и при направлении письменных обращений, а также перечень лиц, имеющих право на личный прием в первоочередном порядке. В соответствии с Законом информация о порядке личного приема граждан, в том числе место, условия приема, номер контактного телефона, размещается на информационных стендах, в информационных системах общего пользования, а также в средствах массовой информации. При направлении письменного обращения гражданин имеет право получить устную информацию, в том числе и по телефону, о регистрации обращения, а также о должностном лице, которому поручено рассмотрение обращения.

Принят Закон Мурманской области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в Мурманской области", который определяет форму предоставления информации и полномочия по вопросам предоставления доступа к информации о деятельности судей. Внесены изменения в Закон Мурманской области "О мировых судьях в Мурманской области", определяющие формы, сроки и порядок прохождения мировыми судьями профессиональной подготовки и повышения квалификации. В первую очередь профессиональную переподготовку пройдут мировые судьи, впервые назначенные на должность после 1 января 2011 года.

Закон Мурманской области "Об определении пределов нотариальных округов Мурманской области и количества должностей нотариусов в нотариальных округах Мурманской области" определил 15 нотариальных округов, в которых предусмотрены 55 должностей нотариусов.

В связи с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов", откорректированы законы Мурманской области "О наделении статусом городского округа закрытых административно-территориальных образований Мурманской области", "Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области", "Об утверждении границ административно-территориальной единицы Ловозерский район". Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей и территориях компактного проживания коренного малочисленного народа Севера Российской Федерации в Мурманской области", определили Ковдорский, Кольский, Ловозерский и Терский районы Мурманской области территориями компактного проживания коренного малочисленного народа Севера. Внесены изменения в Закон Мурманской области "Об административно-территориальном устройстве Мурманской области", уточняющие статус обособленных военных городков, расположенных вне населенных пунктов.

Неоднократно в 2010 году корректировался Закон Мурманской области "Об административных правонарушениях". Законом установлено право органов местного самоуправления на составление протоколов об административных нарушениях в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. Закон дополнен рядом норм, устанавливающих административную ответственность за осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования вне установленных межмуниципальных и муниципальных маршрутов, за торговлю и реализацию товаров в неустановленных местах, за непредоставление информации об окончании заготовки, вывозки древесины и очистки мест рубок, предусмотренной Законом Мурманской области "Об утверждении Порядка заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Мурманской области". За перевозку пассажиров вне установленных маршрутов граждане могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч, должностные лица - от 5 до 8 тысяч рублей, юридические лица - от 20 до 50 тысяч рублей. За торговлю в неустановленных местах предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения. При повторном нарушении граждане могут быть оштрафованы на сумму от 3500 до 5000 рублей, должностные лица -от 10000 до 15000 рублей, юридическим лицам грозит штраф в размере от 25000 до 30000 рублей. Кроме того, в Закон "Об административных правонарушениях" внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение порядка обращения с бытовыми отходами и мусором. За данное нарушение граждане могут быть оштрафованы на сумму от 200 до 1000 рублей, должностные лица - от 2000 до 4000 рублей, юридические лица - от 50000 до 100000 рублей. В соответствии с Законом непринятие соответствующими службами мер к удалению снежных и ледяных глыб, сосулек, строительного инвентаря, фрагментов кровли, свисающих со зданий и сооружений и создающих угрозу жизни и здоровью граждан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.

В развитие нормативной базы местного самоуправления в 2010 году приняты законы Мурманской области "О продлении срока полномочий Главы муниципального образования закрытое административно-территориальное образование город Североморск" и "О продлении срока полномочий представительного органа третьего созыва муниципального образования Кольский район Мурманской области" для приведения даты голосования на выборах Главы муниципального образования ЗАТО город Североморск и выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Кольский район к единому дню голосования. Сроки полномочий действующего Главы ЗАТО город Североморск и действующего состава депутатского корпуса Кольского района продлены с декабря 2010 года до марта 2011 года.

Корректировка Закона Мурманской области "О муниципальной службе в Мурманской области" установила порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим, аналогичный государственным служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Мурманской области, а также позволила расширить полномочия представительного органа муниципального образования по принятию муниципальных правовых актов о муниципальной службе.

Принят Закон Мурманской области "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности", устанавливающий ряд социальных и трудовых гарантий, а также порядок расчета стажа муниципальной службы и право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Внесены изменения в Закон Мурманской области "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Мурманской области", которые уточнили порядок и сроки предоставления и включения сведений о муниципальных нормативных правовых актах в Регистр. В частности, порядок и сроки предоставления Главе муниципального образования сведений, подлежащих включению в Регистр, определяет представительный орган местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области "О местном референдуме", не только приводят его в соответствие с нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но и уточняют порядок реализации инициативы проведения референдума, порядок сбора подписей в поддержку данной инициативы и порядок проверки сбора подписей. Кроме того, уточнены условия предоставления инициативной группе по проведению референдума бесплатного эфирного времени на каналах муниципальных организаций телерадиовещания, а также иным группам участников референдума при проведении агитации по вопросам референдума на телевидении и радио. Изменен период агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации.

В соответствии с Законом "О взаимодействии органов государственной власти Мурманской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Мурманской области", принятым в отчетный период, Мурманская областная Дума и Правительство области могут назначить своих представителей в Совет муниципальных образований, а Совет, в свою очередь, может назначить своих представителей, которые вправе участвовать в заседаниях Мурманской областной Думы и заседаниях Правительства Мурманской области при рассмотрении вопросов в сфере местного самоуправления. Законом предусмотрено привлечение Совета муниципальных образований к участию в подготовке и обсуждении проектов правовых актов, работа представителей Совета муниципальных образований в различных экспертных, консультационных и координационных советах органов государственной власти, а также осуществление совместного контроля органов государственной власти и Совета муниципальных образований за реализацией нормативных правовых актов органов государственной власти в сфере местного самоуправления. Кроме того, Совет муниципальных образований наделен правом проводить экспертизу проектов правовых актов, касающихся вопросов местного самоуправления. Заключения Совета по итогам такой экспертизы носят рекомендательный характер.

Для своевременного выполнения мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения Законом Мурманской области органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области были наделены рядом государственных полномочий. В частности, на них было возложено обеспечение охраняемыми, оборудованными мебелью и средствами связи помещениями, пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и других документов, а также предоставление необходимых для проведения Всероссийской переписи населения транспортных средств и средств связи.

Принят Закон Мурманской области "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области", относящий к полномочиям Правительства Мурманской области полномочия по разработке и реализации мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества. В частности, допускается передача имущества Мурманской области в безвозмездное временное пользование некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества. Кроме того, государственная поддержка общественных объединений может осуществляться путем предоставления субсидий.

3. Взаимодействие с представительными органами местного самоуправления Мурманской области

Мурманская областная Дума постоянно уделяет внимание работе с представительными органами местного самоуправления. Уже 12 лет при Мурманской областной Думе действует Координационный Совет представительных органов местного самоуправления Мурманской области. В 2010 году состоялось четыре заседания Координационного Совета, в том числе два выездных. Выездное заседание Координационного Совета в ЗАТО город Североморск было посвящено задачам органов местного самоуправления по проведению выборов в 2010-2011 годах. Члены Координационного Совета обсудили проблему явки избирателей на выборы. Немаловажную роль в решении этой важной задачи играет объединение усилий органов власти всех уровней, политических партий и избирательных комиссий в работе с населением. Участники заседания подчеркнули важность формирования активной гражданской позиции у молодого поколения северян, необходимость информирования населения о работе молодых депутатов на муниципальном уровне. Координационный Совет рекомендовал при обеспечении явки избирателей на выборы особое внимание обратить на молодых людей, голосующих впервые. Кроме того, участники заседания обсудили предложения по изменению действующего федерального законодательства и законодательства Мурманской области по вопросам местного самоуправления, утвердили план работы Координационного Совета на 2010 год.

Выездное заседание Координационного Совета представительных органов местного самоуправления области в муниципальном образовании Терский район было посвящено задачам органов местного самоуправления по развитию массовой физической культуры, спорта и туризма. Члены Совета обсудили проект закона Мурманской области "О физической культуре и спорте в Мурманской области", познакомились с туристическими возможностями Терского района, который максимально сохранил свое культурно-историческое своеобразие и свои традиции, отметили хорошие перспективы развития сельского туризма. Председатель комитета по физической культуре и спорту Мурманской области проинформировал участников заседания о мерах, предпринимаемых Правительством области по улучшению туристической привлекательности Терского района, представил проект концепции создания туристско-рекреационной территории регионального значения "Терская". Члены Координационного Совета подчеркнули необходимость более активной позиции муниципальных властей по развитию спортивной инфраструктуры, рекомендовали органам местного самоуправления определить конкретные меры по развитию физической культуры, спорта и туризма в каждом муниципальном образовании, предложили Правительству Мурманской области изучить возможность создания на территории Терского района санаторно-курортной зоны для оздоровления, реабилитации и лечения северян. Рассмотрев ход выполнения решения Координационного Совета от 22 сентября 2009 года № 84 "Об информации о преобразовании муниципальных образований Мурманской области", члены Совета рекомендовали областной Думе более детально проработать проблему, организовав депутатские слушания.

На совместном заседании Координационного Совета представительных органов местного самоуправления и Ассоциации "Совет муниципальных образований Мурманской области" основное внимание было уделено вопросам сохранения и развития сети дорог общего пользования на территории области. Кроме того, участники заседания заслушали информацию заместителя Губернатора Мурманской области Л.А.Чистовой о мероприятиях, реализуемых в рамках процесса оптимизации расходов в системе образования Мурманской области, обсудили ход подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Совместные заседания Координационного Совета представительных органов местного самоуправления и Ассоциации "Совет муниципальных образований Мурманской области" проходят с 2008 года, когда эти организации подписали Соглашение о взаимодействии. Мурманская областная Дума содействует работе Ассоциации, по инициативе областной Думы в 2010 году опыт работы Ассоциаций муниципальных образований в субъектах Северо-Западного федерального округа и практику их взаимодействия с региональными парламентами рассмотрели члены Парламентской Ассоциации Северо-Запада России на очередной Конференции ПАСЗР. В истекшем году принят и вступил в силу Закон Мурманской области "О взаимодействии органов государственной власти Мурманской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Мурманской области", разработанный депутатом областной Думы Е.В.Никорой.

На итоговом 46-м заседании Координационного Совета представительных органов местного самоуправления Мурманской области выступил Председатель Мурманской областной Думы, председатель Координационного Совета Е.В.Никора. Он обозначил основные задачи органов местного самоуправления по реализации поручений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, высказанных в ежегодном Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. Председатель областной Думы отметил ярко выраженную социальную направленность Послания, обратил внимание на необходимость повышать качество и доступность медицинского обслуживания населения, усилить поддержку многодетных и молодых семей, содействуя им в решении жилищных проблем, увеличивая количество дошкольных учреждений. Он также подчеркнул важность поддержки на муниципальном уровне поисковой работы, деятельности по формированию ценностей здорового образа жизни, вопросов экологии.

Участники заседания познакомились с опытом работы муниципального образования город Мурманск по развитию медицинского обеспечения детей в областном центре, решению вопросов дошкольного и школьного образования. Они также заслушали информацию Контрольно-счетной палаты Мурманской области о результатах проверок расходования бюджетных средств в ряде муниципальных образований области, отметили тенденцию к снижению объемов нецелевого использования средств, подчеркнули важность создания контрольно-ревизионных органов на уровне муниципальных образований и необходимость их более тесного взаимодействия. Обсудив деятельность российского казачества на территории Мурманской области, члены Координационного Совета отметили важность взаимодействия между казачьими объединениями и органами местного самоуправления при решении вопросов охраны общественного порядка, развития новых видов сельскохозяйственного производства, обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания.

В марте и октябре 2010 года состоялись выборы в органы местного самоуправления ряда муниципальных образований Мурманской области. Представительные органы местного самоуправления избраны в 25 муниципальных образованиях. Всего в представительные органы местного самоуправления в 2010 году избрано 311 депутатов. Мурманской областной Думой оказана методическая и консультативная помощь в подготовке и проведении организационных заседаний муниципальных Советов нового созыва, подготовлены регламенты проведения первого заседания. Для руководителей органов местного самоуправления, избранных впервые, проведено рабочее совещание.

В 2010 году Председатель Мурманской областной Думы Е.В.Никора, руководитель регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС) участвовал в семинаре-совещании ВСМС, посвященном стратегии и тактике работы организации в 2010 году, которое прошло в г.Королеве Московской области. В г.Петрозаводске состоялся межрегиональный форум Всероссийского Совета местного самоуправления на тему "Практики модернизации муниципального управления: опыт и перспективы", в работе которого принял участие председатель комитета областной Думы по вопросам местного самоуправления А.Л.Первухин.

4. Информационное обеспечение деятельности Мурманской областной Думы

Работа Мурманской областной Думы четвертого созыва в 2010 году проходила открыто и гласно, по итогам заседаний областной Думы, заседаний комитетов Думы, других мероприятий в средства массовой информации направлялись пресс-релизы. Деятельность депутатов в избирательных округах регулярно и оперативно отражалась на официальном сайте областной Думы. Депутаты - представители всех фракций областной Думы подробно информировали избирателей о своей работе, в том числе в еженедельных передачах ГТРК "Мурман" "Депутатские встречи" и "Депутат работает в округе", в информационных выпусках новостей "Вести-Мурман", в цикле программ областного радио "Областная Дума: законы, проблемы, решения". Региональные парламентарии высказывали свою точку зрения об актуальных проблемах законотворческой деятельности на региональных телеканалах "ТНТ-Блиц", "ТВ-XXI", "Арктик-ТВ".

О делах и заботах депутатского корпуса, об их участии в повседневной жизни региона регулярно информировала читателей областная газета "Мурманский вестник". Широкое освещение в средствах массовой информации получили участие депутатов в Днях Мурманской области в Совете Федерации, впервые состоявшийся отчет Губернатора области в областной Думе, другие значимые события.

В целях реализации основных положений Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на первом этаже помещения, занимаемого Мурманской областной Думой, размещен информационный стенд для ознакомления граждан с текущей информацией о деятельности Мурманской областной Думы. Стенд содержит всю необходимую информацию о порядке работы областной Думы, включая порядок приема граждан депутатами и депутатскими объединениями (фракциями) областной Думы.

В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации Мурманская областная Дума внесла изменения в Регламент, установившие порядок трансляции заседаний областной Думы в сети Интернет. Начавшиеся с ноября 2010 года трансляции заседаний областной Думы в сети Интернет расширили возможности информирования населения о работе региональных законодателей.

В августе 2010 года стал возможен доступ к официальному сайту Мурманской областной Думы в зоне Российской Федерации. Использование домена "мурманская-областная-дума.рф" обеспечило дополнительные удобства русскоязычным пользователям сети Интернет при обращении к официальному сайту областной Думы. Действующими остаются также адреса "duma-murman.ru" и "duma.murman. ru".

5. Основные направления законодательной деятельности Мурманской областной Думы в 2011 году

В истекший период 2011 года состоялось 4 заседания областной Думы, на которых рассмотрено более 70 вопросов, принято 100 постановлений, рассмотрено 37 законопроектов, внесенных депутатами Думы, Губернатором области, Советом депутатов муниципального образования город Мурманск. Из общего числа рассмотренных на заседаниях областной Думы законопроектов 48,5% внесено депутатами областной Думы, 48,5% - Губернатором Мурманской области

Приняты и вступили в силу 24 закона Мурманской области. Более 90% принятых областной Думой законов вносят изменения в действующие законы области. Законы, регулирующие вопросы государственного строительства и местного самоуправления, составляют 45% от общего количества принятых законов. 30% приходится на законы по экономике, природопользованию, налоговым и бюджетным вопросам. 25% законов, принятых в первом квартале т.г., приходится на законы социального блока (социальная защита, здравоохранение, образование, культура).

В первом квартале 2011 года областная Дума приняла Примерную программу законопроектной деятельности Мурманской областной Думы на 2011 год. Программа включает в себя 99 законопроектов, распределенных по пяти тематическим блокам: государственное строительство (30 законопроектов), местное самоуправление (8), экономическая политика, природопользование и хозяйственная деятельность (24), бюджетное, налоговое, финансовое законодательство (14), социальная политика (23). Свои предложения в Программу внесли депутаты (46,5%), Губернатор области (45,5%), представительные органы местного самоуправления (7%), а также прокурор Мурманской области (1%).

Прокурор Мурманской области в первом квартале 2011 года внес в областную Думу представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Рассмотрев представление прокурора области, областная Дума поручила комитету по бюджету, финансам и налогам разработать проект закона Мурманской области, регулирующий порядок внесения изменений в закон об областном бюджете в части изменения объемов финансирования долгосрочных целевых и ведомственных программ.

Значительная часть законопроектов, рассмотренных на заседаниях Думы, разработана в связи с изменением федерального законодательства. Так, изменения, внесенные в Закон "Об образовании в Мурманской области", привели его в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования. Уточнены основные понятия, используемые в региональном законе, расширен спектр полномочий Министерства образования и науки Мурманской области. В частности, с 2011 года ему передаются ранее находящиеся у федерального центра полномочия по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Вносятся коррективы в действующие законы и по другим причинам. Принят Закон "О внесении изменений в Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в связи с поступлением целевых средств из федерального бюджета в размере 1 миллиарда 405 миллионов рублей. Расходы увеличены на 2 миллиарда 500 миллионов рублей, дефицит - на 1 миллиард 95 миллионов рублей. Так, на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дополнительно будет выделено 171 миллион 878,4 тысячи рублей, на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями - свыше 415 миллионов рублей, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство - около 106 миллионов рублей, на оздоровление детей - около 71 миллиона рублей. Свыше 106 миллионов рублей дополнительно будет направлено на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" принят Закон "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, приравненным к ним лицам и совместно проживающим с ними членам их семей". Он касается граждан, уволенных с военной службы и ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по избранному месту жительства до 1 января 2005 года. В Мурманской области под его действие попадает 94 семьи. Данная категория граждан должна быть обеспечена жильем в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставлением им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. На реализацию закона потребуется около 150 миллионов рублей, которые будут выделены из федерального бюджета.

В связи с необходимостью реализации Закона Мурманской области "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, приравненным к ним лицам и совместно проживающим с ними членам их семей" были внесены изменения в Закон "О жилищном фонде Мурманской области". Определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда области по договорам социального найма. Также Закон дополнен нормой о порядке предоставления жилых помещений гражданам, включенных в сводный список.

Приведен в соответствие Уставу Мурманской области Закон "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области", в связи с передачей полномочий по утверждению долгосрочных целевых программ Правительству Мурманской области. Предусмотрено, что охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляют специально созданные для этой цели структурные подразделения уполномоченного органа.

В целях улучшения лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, при амбулаторном лечении внесены изменения в Закон "О лекарственном обеспечении населения Мурманской области". Отпуск лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, по рецепту врача (фельдшера) будут осуществлять аптечные организации на основании договоров, заключаемых с организациями оптовой торговли лекарственными средствами, с которыми заключен государственный контракт на поставки лекарственных препаратов для бесплатного или льготного обеспечения граждан. Отбор организаций оптовой торговли лекарственными средствами, осуществляющих поставку в Мурманскую область лекарственных препаратов, осуществляется органом управления здравоохранением Мурманской области посредством размещения государственных заказов.

Продолжается работа по дополнению Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях". Внесены статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушение требований охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и (или) местного (муниципального) значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны. За нарушение требований Закона установлено наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи пятиста рублей, на должностных лиц - трех тысяч рублей, на юридических лиц - пятнадцати тысяч рублей.

Закон Мурманской области "Об оценке эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу", кроме уточнения перечня налоговых льгот, изменился и в наименовании - "Об оценке эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к представлению) законами Мурманской области", что в большей степени соответствует его содержанию. В новой редакции закона предполагается оценку эффективности предоставленных региональных налоговых льгот осуществлять ежегодно в срок до 1 сентября по данным за год, предшествующий году, в котором проводится оценка.

Приведен в соответствие с федеральным законодательством Закон Мурманской области "О развитии сельского хозяйства Мурманской области". Теперь сельскохозяйственными производителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе и на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Признан утратившим силу Закон "Об организации обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" по причине принятия Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Указанным Законом установлен субъектный состав системы обязательного медицинского страхования, а также определено, что страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, определены период, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и предусмотрена ответственность страхователя за нарушение порядка их уплаты. Федеральный закон имеет прямое действие и не предполагает дополнительного законодательного регулирования указанных вопросов на уровне субъекта Российской Федерации.

По предложению прокуратуры Мурманской области из Закона "О содержании животных" было исключено понятие "социальная адаптация собак". Согласно замечаниям прокуратуры понятие "социальный" по нормам русского языка используется в отношении жизни людей и их отношений в обществе и поэтому понятие "социальная адаптация собак" не может быть использовано в Законе.

С учетом рекомендаций органам законодательной власти субъектов Российской Федерации о необходимости принятия законодательного акта, устанавливающего особенности проведения публичных мероприятий в общественных местах, содержащейся в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка", был разработан и принят Закон "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Мурманской области". Закон обязывает обеспечить органами исполнительной власти и местного самоуправления при проведении публичных мероприятий соблюдение прав граждан, интересов государственных органов и органов местного самоуправления, безопасности дорожного движения. Установлены обязанности организаторов и участников публичных мероприятий, требования к транспортным средствам, используемых при проведении публичных мероприятий, определены места проведения публичных мероприятий, где не могут использоваться транспортные средства.

Внесены уточнения в Закон Мурманской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия". Согласно принятым дополнениям в уведомлении указываются цель публичного мероприятия, форма публичного мероприятия, место проведения, маршруты движения, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи, сообщается о намерении использовать звукоусиливающие технические средства. Продублированы нормы Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.

В целях введения понятия стратегического инвестиционного проекта Мурманской области, отвечающего долгосрочным интересам достижения высоких социально-экономических и финансовых показателей благополучия Мурманской области, внесены изменения в Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области". Также уточнено наименование Координационного совета по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности на территории Мурманской области.

Значительный объем изменений внесен в Закон Мурманской области "О местном референдуме" для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Изменения определяют правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, порядок финансирования мероприятий, порядок изготовления бюллетеней, подсчета голосов участников референдума и установления результатов, оформления итоговых протоколов, ввода данных из протоколов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации (ГАС) "Выборы".

Принят Закон Мурманской области "О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам" в целях реализации права субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам. В частности, одним из оснований признания безнадежной к взысканию является наличие недоимки, задолженности по пеням и штрафам по транспортному налогу у физических лиц, срок взыскания которой в судебном порядке истек, при этом местонахождение налогоплательщика не установлено.

Продолжает совершенствоваться схема государственного управления Мурманской области. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Уставом Мурманской области внесены изменения в Закон "О Правительстве Мурманской области". Теперь Закон уточняет полномочия Правительства Мурманской области в части управления федеральной собственностью, переданной в управление Мурманской области. Также Законом установлено, что в случаях, когда Губернатор области временно не может исполнять свои обязанности, их исполняет один из первых заместителей Губернатора области в соответствии с распределением обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области и реорганизации Управления ЗАГС Мурманской области в форме присоединения к Министерству юстиции Мурманской области внесены изменения в Закон Мурманской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния". Изменяется наименование исполнительного органа государственной власти Мурманской области, осуществляющего функции в сфере организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Мурманской области. Кроме того, уточняются полномочия органов местного самоуправления в части выдачи копий записей актов гражданского состояния, а также обязанности отделов ЗАГС местных администраций по предоставлению в органы статистики вторых экземпляров записей актов о заключении брака, расторжении брака.