Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2011, ноябрь Основные демографические процессы в Российской Федерации

4.4. Краткий очерк истории семейной политики во Франции

Началом семейной политики во Франции можно считать принятое в 1860 г. решение о назначении на каждого ребенка моряка в возрасте до 10 лет пособия в 10 сантимов в день, что составляло 5% дневной заработной платы рабочего. В 1866 г. была разработана программа по защите материнства и детства, рассчитанная на государственных служащих. В начале XX в. стали осуществляться выплаты пособий нуждающимся многодетным семьям и отдельным категориям служащих. Однако только с 1932 г. начали выплачиваться семейные пособия наемным работникам, а с 1939 г. – и работающим не по найму. Наряду с этим предприятия были обязаны вступить в одну из компенсационных касс, выплачивающих семейные пособия. Кроме того, в 1939 г. на основании Кодекса законов о семье были введены премии при рождении первого ребенка, пособия матерям-домохозяйкам и предоставлены определенные налоговые льготы многодетным семьям. Все эти меры носили про-наталистский характер, т.е. были направлены, прежде всего, на стимулирование роста рождаемости во Франции.

Это было связано с тем, что в конце XIX – начале XX в. началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Кроме того, участие в первой половине XX в. двух мировых войнах и мировой кризис 1930-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 гг. население Франции сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 гг. – еще на 1,2 млн.

Начиная с 1970-х, годов политика в отношении семьи стала носить не столько пронаталистский, сколько перераспределительный характер, так как помощь стала оказываться преимущественно семьям с низкими доходами, а также одиноким родителям. Политика в отношении семьи стала, таким образом, скорее социальной, нежели демографической. Сегодня официально объявленные цели семейной политики во Франции многообразны: помимо обновления поколений они включают компенсацию семейных расходов, сокращение неравенства в доходах между семьями с детьми и без детей, борьбу с неравенством и бедностью, сочетание семейной жизни с профессиональной занятостью, поддержку молодежи. В целом социально-политическая концепция семьи во Франции базируется на двух различных, но тесно взаимосвязанных феноменах: на демографической (пронаталистской) ориентации семейной политики и на патернализме, проповедуемом социальной доктриной католицизма.

В соответствии с изменениями целей семейной политики менялись и суммы расходов на нее и их доля в общих расходах на социальное обеспечение. В 1948 г. расходы на семейную политику составляли 50,2% общих расходов системы социального обеспечения. В 2007 г. эта доля снизилась до 13,8% (и до 12,1%, если вычесть из них расходы на пособия взрослым инвалидам и на увеличение доходов пенсионеров, которые относятся к страхованию по старости). В 1950-2006 гг. доля расходов на семейную политику в ВВП Франции снизилась с 3,5 до 2,3%. В 1954 г. семья с двумя детьми ежемесячно получали сумму, эквивалентную 464 евро, тогда как 2006 г. - всего 113 евро; для семей с тремя детьми пособия снизились с 781 евро до 403 евро у семей со скромным достатком и до 257 евро у более состоятельных семей.

Если после Второй мировой войны Франция занимала одно из первых мест в Европе по доле расходов на пособия детям и семьям в ВВП, то сегодня, по данным Евростата, она по этому показателю (2,68% ВВП) занимает восьмое место среди европейских стран вслед за Данией (3,88%), Люксембургом (3,7%), Германией (3,29%), Швецией (3,14%), Финляндией (3,1%), Исландией (3,02%) и Норвегией (2,89%). В 2007 г. ВВП Франции составил 1625 млрд. евро, а расходы на социальные пособия детям и семьям – 43,55 млрд. евро5.

Сегодня основными формами проявления семейной политики во Франции являются семейные пособия, льготы по подоходному налогу, создание и содержание инфраструктуры по уходу за детьми.

Система семейных пособий

Важнейшей составной частью семейной политики Франции является довольно разветвленная система семейных пособий. Финансирование семейных пособий осуществляется в основном за счет предприятий, взносы которых с 1990 г. рассчитываются со всего фонда выплаченной заработной платы. Эти взносы, а также доля поступающих от государства финансовых средств перераспределяются Национальной кассой семейных пособий (НКСП) (Caisse nationale des allocations familiales, CNAF), которая выплачивает различные виды семейных пособий, а также пособий целевого назначения, например на оплату жилья и на трудоустройство.

НКСП включает сеть Касс семейных пособий (КСП) (Caisse d'allocations familiales, CAF), имеющих 123 бюро по всей стране. Французские семьи регистрируются в КСП своего округа, получая регистрационный номер. Данные о семейных доходах поступают в КСП из налоговых органов.

С течением времени набор семейных пособий, их размеры и способы начислений менялись. Последняя реформа семейных пособий была проведена в 2004 г., когда все виды помощи и пособий для содержания малолетних детей были объединены в одно пособие по содержанию малышей (la prestation d'accueil du jeune enfant, PAJE), чтобы способствовать повышению уровней рождаемости и профессиональной занятости женщин, а также повысить роль предприятий в проведении семейной политики и статус профессиональных нянь. Государство отказалось от поддержки третьего ребенка, чтобы помочь семьям, у которых рождается первый ребенок.

Система семейных пособий во Франции включает следующие основные виды пособий:

1. Пособия на рождение, усыновление и уход за детьми, пли Пособие по приему малышей (Prestation d'accueil du jeune enfant, PAJE) , введенное с 1 января 2004 г., включает следующие типы пособий.

1.1. Единовременная премия за рождение или усыновление ребенка (Prime a la naissance) действует с 1 января 2004 г. Беременная женщина, претендующая на получение данной премии, должна обратиться в КСП или в первичную кассу медицинского страхования в течение первых 14 недель беременности. На нее имеют право родители, намеренные усыновить ребенка (в возрасте до 20 лет).

1.2 Базовое пособие (Allocation de base). Если семья имеет ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2004 г., или усыновила ребенка моложе 20 лет после этой даты и эти дети находятся на ее иждивении, она имеет право на базовое пособие.

1.3 Дополнительное пособие при свободном выборе способов ухода за ребенком (Complément de libre choix du mode de garde). Если семья имеет ребенка моложе шести лет, рожденного или усыновленного после 1 января 2004 г., она может иметь право на пособие по выбору способов ухода за ребенком. При этом возможны два случая: семья пользуется услугами аккредитованной государством няни; семья пользуется услугами няни.

Если родитель живет один, он может иметь минимальную профессиональную занятость, которая обеспечивает ему доход в 374,12 евро; доход для пары должен составлять не более 748,24 евро. Валовая зарплата аккредитованной няни не должна более чем в пять раз превышать сумму часовой минимальной заработной платы (SMIC – СМИК), ее максимум – 42,20 евро в день. Сумма компенсации расходов на няню зависит от ресурсов семьи и возраста ребенка

1.4. Дополнительное пособие при свободном выборе деятельности (Complément de libre choix d'activité). На него имеют право, семьи, где один родитель не работает или имеет частичную занятость, чтобы осуществлять уход за ребенком. При этом семья должна иметь не менее трех детей, последний из которых родился или был усыновлен после 1 июля 2006 г. Чтобы иметь право на такое дополнительное пособие, родитель должен до рождения или усыновления первого ребенка работать и платить взносы на пенсионное страхование по старости в течение двух лет, до рождения второго ребенка этот срок составляет четыре года, а до рождения третьего и последующих детей - пять лет.

2. Детские пособия (Les enfants) – эта группа включает в себя следующие пособия.

2.1. Семейные пособия (Allocations familiales) выплачиваются в том случае, если в семье на иждивении находятся по крайней мере два ребенка в возрасте до 20 лет. Семья имеет право на такое пособие, независимо от семейного положения и уровня дохода.

Ежемесячная сумма семейного пособия до 31.12.2008 г. составляла:

  • 120,32 евро, если в семье два ребенка;
  • 274,47 евро, если в семье три ребенка;
  • 154,15 евро на каждого последующего ребенка.

В дополнение к семейному пособию на каждого ребенка в возрасте от 11 до 16 лет ежемесячно доплачивается 33,84 евро и на каждого ребенка старше 16 лет - 60,16 евро. Если в семье на иждивении находятся всего два ребенка, она не получает дополнительных выплат на старшего.

2.2. Дополнительное пособие (Complément familial) выплачивается, если в семье на иждивении находятся по крайней мере три ребенка (все они старше трех лет) и при этом доход семьи не превышает определенного предела. Это пособие выплачивается с месяца, следующего за датой исполнения трех лет третьему, четвертому и т.д. ребенку.

2.3. Ежедневное пособие на присутствие родителей выплачивается, если один из детей, находящихся на иждивении семьи, серьезно болен, явился жертвой несчастного случая или инвалид и если врач считает необходимым присутствие родителя рядом с ребенком, что естественно заставляет его прекратить свою профессиональную деятельность. Право на такое пособие предоставляется на шесть месяцев, затем оно может возобновляться в течение трех лет. За три года семья может получить максимум 310 ежедневных пособий. За месяц можно получать максимум 22 ежедневных пособия.

3. Школьные пособия (Allocation rentrée scolaire) выплачиваются каждому школьнику, студенту или обучающемуся в профучилище.

4. Пособия одиноким или разведенным родителям – эта группа включает следующие типы пособий.

4.1. Пособия одиноким родителям (Allocation de parent isolé. API). Одинокие родители – одиночки, разведенные, вдовы – должны быть одинокими в течение последних 18 месяцев и их средний доход за три последних месяца не должен превышать максимальной суммы API. Одиночка получает пособие на жилье, составляющее 53,90 евро, если женщина ждет ребенка, 107,35 евро при наличии одного ребенка и 133,03 евро при наличии двух и более детей.

4.2. Пособие по семенной поддержке (Allocation de soutien familial). Если ребенок потерял мать или отца или если один либо оба родителя не участвуют в содержании ребенка в течение по крайней мере двух последовательных месяцев, КСП предпринимает усилия по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей.

5. Пособие на обучение ребенка-инвалида (Allocation d'éducation de I’enfant handicapé). Семья, имеющая на иждивении ребенка-инвалида в возрасте до 20 лет, может получать пособие на образование детей-инвалидов, которое с 1 января 2006 г. заменило пособие на специальное образование (Allocation d'education speciale). Право на пособие зависит от уровня инвалидности, который устанавливается Комиссией по правам и независимости инвалидов (Commission des droits et de l'autonomie des personnes handicapées, CDAPH).

Создание и содержание дошкольных учреждений

Семейная политика включает инвестиции в структуры ухода за детьми: в детские сады (материнские школы – écoles maternelles), которые бесплатны для детей от трех до шести лет, субсидируемые ясли (crèches) и на приглашение аккредитованной няни для ухода на дому.

Если семья имеет ребенка в возрасте менее шести лет, она может выбрать следующие способы ухода за ним:

  • содержание в коллективных учреждениях;
  • индивидуальное содержание, в том числе с приглашение няни;

· сокращение или прекращение профессиональной деятельности, чтобы ухаживать за ребенком.

По данным доклада Центра стратегического анализа (Centre d'Analyse Stratégique, CAS), государственные расходы на малышей (до трех лет) составляют 19 млрд. евро (1% ВВП). Несмотря на это, за 70% таких детей ухаживают их родители (в основном матери), 10% – посещают ясли, 10% – пользуются услугами нянь и еще 10% – услугами бабушек и т.д. В яслях насчитывается 320 тыс. мест, но их могут посещать только 10% малышей.

С 2004 г. государство стимулирует создание яслей при предприятиях с помощью предоставления им налоговых льгот и специальных субсидий.

Семейная квота льгота по подоходному налогу

Семейная квота (quotient familial), с помощью которой французы адаптируют сумму налога к своим доходам, была введена во Франции в 1945 г. под лозунгом: «При равном уровне жизни – равные налоги». Хотя она не относится к семейным пособиям, с ее помощью французские семьи пользуются немалыми налоговыми льготами. Семейная квота рассчитывается путем деления общего семейного дохода на численность членов семьи, каждый из которых «оценивается» в зависимости от его положения – взрослые, дети, инвалиды и т.д. Взрослый имеет 1 часть, ребенок – 0,5; таким образом, семья из двух человек с ребенком имеет 2,5 части.

Эффективность семейной политики во Франции

Вопрос об эффективности любой социальной политики, в том числе семейной, относится к числу наиболее сложных, поскольку ответ на него не сводится к расчету простых количественных показателей, а требует учета многочисленных факторов, связанных с социально-экономическим развитием, изменением статуса и состава семьи, общественного положения женщин, ценностных ориентиров и т.д.

На 1 января 2008 г. численность населения Франции составила 63,8 млн. человек, в том числе на территории метрополии – 61,9 млн., увеличившись в 2007 г. на 0,5%. В рамках ЕС Франция вместе с Ирландией занимает первое место по уровню рождаемости: 1,9-2 ребенка против 1,3 в Германии и Италии и 1,5 – в среднем по ЕС. Сохранение относительно высокого уровня рождаемости во Франции можно отнести к позитивным результатам семейной политики.

Фактор старения нации, который наблюдается во Франции, как и в других странах ЕС, влечет за собой снижение темпов экономического роста, которые, по оценкам специалистов, могут понизиться с 2,2% в настоящее время до 1,3% к периоду 2030-2050 гг. Финансовая комиссия Национальной ассамблеи Франции предложила несколько стратегических направлений по решению вопросов увеличения трудовой занятости населения страны. Определенное место в этой стратегии уделено предоставлению молодым семьям пособий и выделению им жилья.

Уже сегодня одной из целей семейной политики является оказание помощи родителям в том, чтобы они могли успешно сочетать воспитание детей и профессиональную занятость. Именно поэтому весьма значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей, предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми. Демографическое положение Франции характеризуется так называемым «парадоксом рождаемости»: сочетанием довольно высоких показателей рождаемости по сравнению с остальными европейскими странами и высокого уровня экономической активности матерей. Этот парадокс объясняется особенностями французской семейной политики, отличной от политики других европейских стран в данной сфере. Наличие качественной бесплатной системы ухода за детьми позволяет более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет (наиболее вероятный возраст деторождения) трудиться полный рабочий день. Таким образом, относительно высокие показатели рождаемости во Франции можно, по крайней мере, отчасти, отнести на счет французской семейной политики. В последнее время были приняты меры, направленные на то, чтобы предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми.

Как уже отмечалось, семейная политика Франции постоянно меняется и совершенствуется с учетом происходящих демографических и социальных изменений. К недостаткам семейной политики специалисты относят отсутствие достаточных мест в детских учреждениях и нянь, занимающихся уходом за детьми, а также их невысокий профессионализм; как показывают некоторые исследования, половина нянь не имеет никакой специальной подготовки. Кроме того, в целом социальная политика Франции больше ориентирована на средний класс, чем на более нуждающиеся категории населения.

Особенность французской системы социальной защиты – очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний по ЕС уровень. В 1970-2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5 до 30,9% ВВП. По оценке Евростата, по данному показателю Франция занимает в ЕС третье место после Швеции и Дании. Для Франции характерно наличие развитой системы инструментов семейной политики, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные меры государственной семейной политики и формы семейных пособий. С этой точки зрения семейная политика Франции во многом может служить примером для других стран. [1]