Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2011, декабрь "О бюджетной поддержке науки в 2012-2014 годах"

1. Общие замечания

Российская наука занимает в мировой иерархии место адекватное имеющимся материально техническим и кадровым ресурсам. Миграция российских ученых в другие страны, как правило, мотивирована возможностью реализовать свои творческие возможности, используя современные методики и оборудование. Лидерство тех или иных научных центров не присуждается голосованием, а выражается через количество публикаций и приток желающих работать в нем специалистов. Россия продолжает удерживать лидерство по количеству квалифицированных специалистов: 88% россиян имеют, как минимум, среднее образование (73% в станах ОЭСР) и 54% высшее (30% в странах ОЭСР).[1] При этом государственные и частные расходы на образование в России составляют всего лишь 4,7% ВВП, в то время как в станах ОЭСР – 6,1%.

В России на каждую тысячу работников приходится шесть работающих в области НИОКР, причём женщины составляют из них 42%. Государственные инвестиции в разработку инноваций на 20% финансируются российскими ВУЗами. Расходы частного бизнеса на НИОКР составляют около 0,75% от ВВП.

Новый доклад “OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011” посвящён мировым тенденциям в области знаний и инноваций, а также их влиянию на национальные показатели производительности труда и эффективности производств в странах ОЭСР и развивающихся стран, в т.ч. БРИКС. При помощи анализа более 180 индикаторов авторы доклада приходят к выводу, что инвестиции в НИОКР являются решающим фактором экономического развития в условиях растущих международной конкуренции, нагрузки на здравоохранение из-за старения населения и ухудшения экологической обстановки.



[1] Education at a Glance 2011: OECD Indicators