АО, 2011, декабрь "О бюджетной поддержке науки в 2012-2014 годах"
2. Федеральный бюджет науки
Полноценное развитие экономики страны невозможно без укрепления науки и техники. На эти цели в 2012 году будет направлено 323 млрд рублей. На космос и телекоммуникации будет направлено 161 млрд рублей (в том числе на развитие и использование системы ГЛОНАСС – 20,5 млрд), на стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение – почти 40 млрд рублей, на перспективные разработки в атомной энергетике – 17 млрд рублей.
Действия Правительства Российской Федерации по реализации государственной научно-технической политики учитывают проверенные мировой практикой подходы, но при этом за основу берутся имеющиеся в России базовые достижения и конкурентные преимущества. Увеличение финансирования науки делает работу в российских научных организациях более привлекательной как для соотечественников, так и для иностранцев.
В основу бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации.
Федеральный бюджет науки является составной частью государственной научно -технической политики. Для решения тактических задач Минфина России как субъекта бюджетного планирования предполагается реализация нескольких десятков бюджетных целевых программ, которые являются ведомственными целевыми программами, выделяемыми в аналитических целях. Среди последних можно выделить Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук, а также мероприятия по реализации государственной политики по привлечению ведущих ученых в российские высшие учебные заведения и развитию кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (2012-2013 годы – 13,3 млрд. рублей) и национальных исследовательских центров, которые возьмут на себя основную нагрузку в научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики (2012 год – 7,9 млрд. рублей)..
Для продолжения реализации проекта создания Инновационного центра «Сколково» Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий запланированы бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013-2014 годах – по 17,1 млрд. рублей ежегодно. В качестве дополнительных источников финансирования инновационных проектов предполагается привлечь частные инвестиции в объеме 62,5 млрд. рублей.
При этом будет сохранен уровень государственной поддержки сектора исследований и разработок, осуществляемый через федеральные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, в общем объеме 11,0 млрд. рублей ежегодно (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России утверждены 38 проектов по пяти основным направлениям: суперкомпьютеры и грид-технологии, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность . На реализацию указанных проектов планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 10 млрд. рублей, в 2013 году – 6,3 млрд. рублей, в 2014 году – 3,6 млрд. рублей. Снижение объема бюджетных ассигнований к 2014 году вызвано планируемым завершением в 2013 году десяти проектов.
Для финансирование технопарков высоких технологий в Российской Федерации запланировано осуществление комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В 2012-2014 году планируется оказывать финансовую поддержку созданию технопарков в 7 субъектах Российской Федерации.
Финансирование особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется в форме взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Особые экономические зоны». В 2012-2014 годах продолжится оказание финансовой поддержки создания ОЭЗ на территории 7 субъектов Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на науку гражданского назначения предусматривается направить на поддержку государственных академий наук (86 % или 73,5 млрд. рублей, предусмотренных на фундаментальные исследования, направляются в 2012 году на субсидии учреждениям академического сектора науки), развитие национальных исследовательских университетов (на 2012 год – 11,9 млрд. рублей), реализацию государственной политики по привлечению ведущих ученых в российские высшие учебные заведения и развитию кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств и национальных исследовательских центров.
Начиная с 1998 года внутренние затраты на исследования и разработки в России характеризуются постоянным ростом. Прогнозы и расчеты расходов на науку гражданского назначения на период до 2014 года представлены в таблице. Предположительно к 2013 году удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного исследователя достигнет 860 тыс. рублей по сравнению с 650 тыс. рублями в 2009 году.
Бюджетное финансирование науки по годам
Млрд. рублей |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Расходы на науку |
40,41 |
60,24 |
11,62 |
17,39 |
23,69 |
31,06 |
41,58 |
47,48 |
76,91 |
74,1 |
89,00 |
156,44 |
173,72 |
207,18 |
в том числе | ||||||||||||||
% к расходам |
1,60 |
1,32 |
1,74 |
1,69 |
1,79 |
1,51 |
1,76 |
1,76 |
2,19 |
1,69 |
1,69 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
Внутренние затраты В% к ВВП |
0,85 |
0,80 |
0,75 |
1,05 |
1,18 |
1,25 |
1,28 |
1,15 |
1,07 |
1,07 |
1,12 |
1,03 |
1,13 |
1,12 |
Млрд. рублей |
2011[1] |
2012 |
2013 |
2014 |
Расходы на науку |
287,775 |
323,4 |
327,75 |
283,6 |
в том числе | ||||
% к расходам |
2,44 |
2.54 |
2,36 |
2,36 |
Внутренние затраты В% к ВВП |
1,12 |
1,1 |
1,1 |
1,17 |
Бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования, предусмотрены в объеме 85 млрд. рублей на 2011 год, 83 млрд. рублей на 2012 год и 83 млрд. рублей на 2013 год.
Основной объем средств федерального бюджета, предусмотренных на фундаментальные исследования, направлен на поддержку государственных академий наук и их региональных отделений.
Распределение бюджетных ассигнований на научные исследования на 2012, 2013 и 2014 год по разделам и подразделам классификации расходов федерального бюджета приведены в таблице.
|
|
|
(тыс. рублей) | |||
Наименование | Рз | ПР | 201 1 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
В С Е Г О |
|
| 9 352 363 782,1 | 11 108 039 113,3 | 11 408 703 801,6 | 11 338 642 478,9 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 01 |
| 777 600 872,1 | 744 921 941,3 | 744 146 153,5 | 725 405 432,9 |
Фундаментальные исследования | 01 | 10 | 85 603 587,5 | 83 195 889,3 | 85 740 650,1 | 87 899 996,5 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов | 01 | 12 | 14 077 509,0 | 13 515 036,1 | 8 213 170,2 | 8 439 801,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 02 |
| 793 001 142,3 | 943 371 024,6 | 977 302 458,2 | 982 341 349,2 |
Прикладные научные исследования и разработки | 02 | 08 | 11 770 698,8 | 8 749 203,1 | 7 939 243,0 | 7 995 035,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 03 |
| 819 804 183,0 | 1 365 272 958,6 | 1 554 438 058,0 | 1 628 515 833,0 |
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 03 | 13 | 2 879 241,1 | 4 417 347,7 | 2 527 425,5 | 2 644 076,1 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 04 |
| 1 702 272 794,7 | 1 744 439 203,3 | 1 657 383 053,3 | 1 576 125 854,0 |
Исследование и использование космического пространства | 04 | 03 | 23 009 619,9 | 34 148 080,5 | 33 933 563,5 | 30 003 578,0 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 04 | 11 | 156 947 375,9 | 196 885 552,6 | 217 869 190,5 | 174 960 460,1 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 05 |
| 196 468 201,6 | 120 061 327,3 | 85 991 273,6 | 61 019 007,6 |
Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства | 05 | 04 | - | 16 000,0 | 12 000,0 |
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 06 |
| 16 824 004,8 | 21 672 986,0 | 22 583 110,5 | 23 649 891,1 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды | 06 | 04 | 291 513,5 | 311 921,3 | 319 004,1 | 552 916,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 07 |
| 495 825 434,3 | 586 295 076,2 | 538 959 154,6 | 478 418 293,0 |
Прикладные научные исследования в области образования | 07 | 08 | 21 744 698,2 | 20 567 880,6 | 6 200 265,8 | 737 567,2 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ | 08 |
| 81 908 607,8 | 86 057 615,1 | 84 416 688,8 | 82 532 461,6 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии | 08 | 03 | 309 534,8 | 436 744,3 | 438 312,4 | 450 496,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | 09 |
| 453 760 651,5 | 539 300 642,9 | 493 622 271,2 | 451 512 178,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения | 09 | 08 | 7 509 449,7 | 7 992 394,7 | 8 337 521,6 | 9 976 820,3 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 10 |
| 2 951 785 395,1 | 3 898 937 715,3 | 4 153 928 915,7 | 4 162 284 862,2 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 10 | 05 | 144 628,6 | 122 425,7 | 118 376,1 | 120 815,9 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ | 11 |
| 42 386 711,3 | 42 030 025,8 | 40 206 283,5 | 27 628 769,7 |
Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта | 11 | 04 | 509 289,5 | 349 700,4 | 437 520,6 | 439 308,1 |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 12 |
| 61 078 056,4 | 73 344 107,4 | 70 423 369,4 | 65 358 260,4 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА | 13 |
| 389 906 104,8 | 388 438 426,7 | 482 258 227,7 | 579 197 622,4 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ | 14 |
| 569 741 622,4 | 553 896 062,8 | 503 044 783,6 | 494 652 663,6 |
Развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации [2] | 14 | 03 | 576 702,7 | 576 702,7 | 576 702,7 | 576 702,7 |