Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2012, март Основные направления законодательного регулирования налоговой политики Российской Федерации

5. Оптимизация налоговых льгот

За последнее время осуществлены следующие шаги:

Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования принципов определения цен для целей налогообложения (трансфертные цены) и создание института консолидированного налогоплательщика.

Установлены пониженные ставки страховых взносов для ряда налогоплательщиков (IТ, резиденты ТВЗ ОЭЗ и ТРЗ ОЭЗ, малые инновационные компании, УСН в производственной сфере, инжиниринг).

Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части освобождения от налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также обращающихся акций высокотехнологичных компаний, при условии срока владения не менее 5 лет.

Установлена ставка «0» по налогу на прибыль для организаций в сфере образования и здравоохранения.

Установлен льготный налоговый режим для резидентов инновационного центра «Сколково» на 10 лет: налог на прибыль по ставке 0%, НДС – предусмотрено освобождение от налогообложения по выбору налогоплательщика, налог на имущество организаций – по ставке 0%; обязательные страховые взносы (совокупная ставка) – 14%, земельный налог – 0%.

В целях создания условий для повышения глубины переработки нефти, а также для дальнейшего реформирования налогообложения отрасли увеличена экспортная пошлина на «темные» нефтепродукты с 0,467 от экспортной пошлины на нефть до 0,66 и снижена на «светлые» нефтепродукты с 0,67 до 0,66.

Введены специфические ставки НДПИ на уголь в зависимости от вида угля.

Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления ставок акцизов на период 2012-2014 годов. Ставки акцизов увеличены с учетом прогнозируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарам проиндексированы ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

С 1 января 2012 года снижен совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»:

1. Снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до
30 процентов (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ- 2,9% и в ФОМС - 5,1%) и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,0%.

2. Снижен тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов (в ПФР - 20,0%, в ФСС РФ - 0,0% и в ФОМС - 0,0%) для плательщиков – субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальные режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Минфин продолжает работу по оптимизации налоговых льгот. Уже определена цена экономии для бюджета от отмены преференций – 700 млрд. руб. «Перетряска» ставок не является целью пополнение российского бюджета. Однако объем дополнительных поступлений может составить десятую часть налоговых доходов. Речь идет об отмене таких льгот, как право предприятий на ускоренную амортизацию оборудования, работающего в агрессивной среде, которым, по мнению специалистов, предприниматели часто злоупотребляют. Также рассматривается возможность отказаться от предоставления преференций по местным налогам, земельному и имущественному. Обсуждается вопрос ликвидации сниженных налоговых ставок для предприятий, трудоустраивающих инвалидов.