Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2012г. Выпуск 3 "О программах развития науки в России"

Введение

В последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки (в 1.8 раза за период 2002-2011 года в постоянных ценах), так и в части прикладных разработок (в 4.4 раза), в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. При этом в относительных показателях внутренние затраты на исследования и разработки в России оценивают в 1.16% валового внутреннего продукта (ВВП) против 1.70% в Китае; 2.33% в среднем по странам ОЭСР; 2.79% в США; 3.33% в Японии. В утвержденной Правительством Российской Федерации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» приняты ориентиры выхода к 2020 году на значение этого показателя до 3%.

Объем расходов федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) гражданского назначения за тот же период увеличился более, чем в 3 раза. В 2002 году было выделено почти 30 млрд. рублей (1.46% расходов федерального бюджета), а в 2011 г. аналогичная величина составила 293.1 млрд. руб. (2.99%), на 2012 год запланировано выделение 325.4 млрд. рублей (2.93%). По состоянию на конец 2010 года в России численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 736.5 тыс. человек, из них численность исследователей – около 368.9 тыс. человек.

Поддержку науки осуществляют по разным направлениям. Академия наук получила 2,5 млрд. на жилищные сертификаты. [1] Доля вузов во внутренних затратах на исследования и разработки возросла с 4% в 2002 году до 8.3% в 2010 году. В 2010 г. объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации составил 523.4 млрд. рублей.

В 2009 году вступил в силу закон об инновационных структурах при вузах и научно-исследовательских институтах. За это время было создано более 1,6 тыс. инновационных таких структур. Они получили преференции в области бухгалтерского учёта, отчётности, в области налогообложения, в области аренды помещений. 9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. Общий объём бюджетного финансирования по проблеме за 2010-2012 годы составил 19 млрд. рублей (в 2012 году порядка 7 млрд.) и при участии государства реализовано около 100 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства 92 компаниями и 66 образовательными центрами.

Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83), является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р[2], в качестве варианта инновационного развития Российской Федерации, согласующегося с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Этот вариант характеризуется восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки; существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок; концентрацией усилий на наиболее перспективных научно- технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг; резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры; ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса; формированием развитой национальной инновационной системы.

Целевые индикаторы для реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года приведены в таблице.

Показатель

Единицы измерения

2010 год

2013 год

2016 год

2020 год

1.

Изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения)

единиц

2

2,1

2,3

2,8

2.

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

процентов

4,9

7,2

15,4

25

3.

Доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)

2,08

2,3

2,5

3

4.

Число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)

2,4

2,7

3,4

4

5.

Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров

0,25

0,4

1,1

2

6.

Количество триадных патентных семей (патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах EPO, USPTO и JPO)

единиц

63

более 300

более 1000

более 2500

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[3] в качестве индикаторов содержит следующие показатели (см. табл.)

Показатель

2004

2007

2010

2015

1. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения)





инерционная динамика

1,6

1,9

1,94

1,99

с учетом реализации Стратегии

1,6

2,0

4,0

5,5

Статистический сборник «Индикаторы науки 2012»

1.6

1.94

2.01

2. Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров (тыс. ед.)

инерционная динамика

2,0

2,3

2,6

3,1

с учетом реализации Стратегии

2,0

2,9

4,6

8,1

Статистический сборник «Индикаторы науки 2012»

2.5

2,8

2.9

3. Удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (%)

инерционная динамика

0,7

1,5

3,5

8,5

с учетом реализации Стратегии

0,7

7,0

15,0

30,0

Министерство образования и науки Российской Федерации 13 июня 2012 года представило вниманию научно-образовательного сообщества проект очередной государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (далее по тексту – Госпрограмма) с предложением обсудить и высказать мнение о документе.

Целью настоящей работы является анализ и обсуждение проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (далее по тексту – Госпрограмма).



[1] См. стенограмму заседания экспертного сообщества с участием Медведева по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах 7 августа 2012 года

[2] СЗРФ 02.01.2012, N 1, ст. 216

[3] Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)