АВ 2012г. Выпуск 3 "О программах развития науки в России"
Введение
В последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки (в 1.8 раза за период 2002-2011 года в постоянных ценах), так и в части прикладных разработок (в 4.4 раза), в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. При этом в относительных показателях внутренние затраты на исследования и разработки в России оценивают в 1.16% валового внутреннего продукта (ВВП) против 1.70% в Китае; 2.33% в среднем по странам ОЭСР; 2.79% в США; 3.33% в Японии. В утвержденной Правительством Российской Федерации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» приняты ориентиры выхода к 2020 году на значение этого показателя до 3%.
Объем расходов федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) гражданского назначения за тот же период увеличился более, чем в 3 раза. В 2002 году было выделено почти 30 млрд. рублей (1.46% расходов федерального бюджета), а в 2011 г. аналогичная величина составила 293.1 млрд. руб. (2.99%), на 2012 год запланировано выделение 325.4 млрд. рублей (2.93%). По состоянию на конец 2010 года в России численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 736.5 тыс. человек, из них численность исследователей – около 368.9 тыс. человек.
Поддержку науки осуществляют по разным направлениям. Академия наук получила 2,5 млрд. на жилищные сертификаты. [1] Доля вузов во внутренних затратах на исследования и разработки возросла с 4% в 2002 году до 8.3% в 2010 году. В 2010 г. объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации составил 523.4 млрд. рублей.
В 2009 году вступил в силу закон об инновационных структурах при вузах и научно-исследовательских институтах. За это время было создано более 1,6 тыс. инновационных таких структур. Они получили преференции в области бухгалтерского учёта, отчётности, в области налогообложения, в области аренды помещений. 9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. Общий объём бюджетного финансирования по проблеме за 2010-2012 годы составил 19 млрд. рублей (в 2012 году порядка 7 млрд.) и при участии государства реализовано около 100 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства 92 компаниями и 66 образовательными центрами.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83), является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р[2], в качестве варианта инновационного развития Российской Федерации, согласующегося с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Этот вариант характеризуется восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки; существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок; концентрацией усилий на наиболее перспективных научно- технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг; резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры; ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса; формированием развитой национальной инновационной системы.
Целевые индикаторы для реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года приведены в таблице.
№ |
Показатель |
Единицы измерения |
2010 год |
2013 год |
2016 год |
2020 год |
1. |
Изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) |
единиц |
2 |
2,1 |
2,3 |
2,8 |
2. |
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
процентов |
4,9 |
7,2 |
15,4 |
25 |
3. |
Доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) |
2,08 |
2,3 |
2,5 |
3 | |
4. |
Число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) |
2,4 |
2,7 |
3,4 |
4 | |
5. |
Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров |
0,25 |
0,4 |
1,1 |
2 | |
6. |
Количество триадных патентных семей (патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах EPO, USPTO и JPO) |
единиц |
63 |
более 300 |
более 1000 |
более 2500 |
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[3] в качестве индикаторов содержит следующие показатели (см. табл.)
Показатель |
2004 |
2007 |
2010 |
2015 |
1. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения)
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
1,6 |
1,9 |
1,94 |
1,99 |
с учетом реализации Стратегии |
1,6 |
2,0 |
4,0 |
5,5 |
Статистический сборник «Индикаторы науки 2012» |
1.6 |
1.94 |
2.01 | |
2. Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров (тыс. ед.)
| ||||
инерционная динамика |
2,0 |
2,3 |
2,6 |
3,1 |
с учетом реализации Стратегии |
2,0 |
2,9 |
4,6 |
8,1 |
Статистический сборник «Индикаторы науки 2012» |
2.5 |
2,8 |
2.9 | |
3. Удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (%)
| ||||
инерционная динамика |
0,7 |
1,5 |
3,5 |
8,5 |
с учетом реализации Стратегии |
0,7 |
7,0 |
15,0 |
30,0 |
Министерство образования и науки Российской Федерации 13 июня 2012 года представило вниманию научно-образовательного сообщества проект очередной государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (далее по тексту – Госпрограмма) с предложением обсудить и высказать мнение о документе.
Целью настоящей работы является анализ и обсуждение проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (далее по тексту – Госпрограмма).
[1] См. стенограмму заседания экспертного сообщества с участием Медведева по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах 7 августа 2012 года
[2] СЗРФ 02.01.2012, N 1, ст. 216
[3] Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)