АВ 2012г. Выпуск 4 "О некоторых новациях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»"
Введение
За 20 лет прошедших после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» правовая система страны значительно изменилась. Локальные правки отдельных статей отраслевых законов в области образования уже не успевают в полной мере следовать переменам быстро текущей жизни и правоприменительной практики.
В соответствии с новыми экономическими и юридическими обстоятельствами Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Законопроект).
Законопроект призван заменить основные отраслевые федеральные законы в области образования. Поэтому крайне важен вопрос о преемственности нормативных правовых актов, а также о том, что нового привносит текст Законопроекта, подготовленного Правительством Российской Федерации и насколько сохранными окажутся действующие нормы законодательства в области образования.
Настоящая работа имеет целью выделить и исследовать основные нововведения Законопроекта.
Законопроект содержит 116 статей, объединенных в 15 глав. Рассмотреть Законопроект и принять закон планируется не позднее начала 2013 года. Законопроект станет основополагающим нормативным правовым актом в образовании, он интегрирует в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).
Среди всех новаторских идей и концепций Законопроекта можно выделить несколько основных переходных положений.
Законопроект сохраняет базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе, в части государственных гарантий реализации прав на образование, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и иных).
Большинство этих положений получило в Законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Заключительные статьи (в частности, статья 114 Законопроекта) содержат переходные положения, облегчающие реализацию новой версии закона.
Законопроект не требует немедленного изменения реквизитов и документов в соответствии с требованиями законопроекта. Типы образовательных учреждений, их деятельность в части реализации образовательных программ различного уровня и направленности, а также наименования и их уставы подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом при первом изменении учредительных документов образовательных организаций, но не позднее 1 января 2016 года. В этих целях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, утверждает указатели соответствия ранее действовавших типов, видов, категорий образовательных учреждений и образовательных программ (за исключением дополнительных образовательных программ, в отношении которых не установлены федеральные государственные требования) установленным типам и категориям образовательных организаций, а также образовательным программам.
Законопроект не предусматривает ухудшения положения граждан в связи с принятием данного закона и указывает, что «нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемые во исполнение настоящего Федерального закона, не могут снижать размеры и условия оплаты труда педагогических работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), объем трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников, уровень стипендиального обеспечения обучающихся, объем мер социальной поддержки обучающихся, связанных с полным государственным обеспечением, обеспечением питанием, одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, предоставляемых в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также ухудшать условия их предоставления».
Законопроект предусматривает, что «в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года».
Законопроект предусматривает минимизацию и логически обусловленную последовательность вмешательства в процедуры, предписываемые проектом закона.
Прием в образовательные организации для обучения по образовательным программам, не предусмотренным Законопроектом, прекращается 1 декабря 2015 года, за исключением программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре.