АВ 2012г. Выпуск 4 "О некоторых новациях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»"
Терминологические новации законопроекта
Одной из задач Законопроекта является уточнение понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения, в том числе такие, как «образование», «воспитание», «образовательная программа», «квалификация», «образовательная деятельность» и другие. Такая унификация позволяет согласовать юридические обороты в текстах отраслевых законов в области образования с текстом иных нормативных правовых актов, включая Конституции Российской Федерации.
В статье 43 Конституции Российской Федерации перечислены следующие уровни образования: дошкольное, основное общее и среднее профессиональное, а также высшее образование. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до вступления в силу законопроекта, приравниваются к уровням образования и образовательным цензам, устанавливаемым Законопроектом.
В тексте Законопроекта использован оборот «высшее образование» (в соответствии с текстом ст. 43 Конституции Российской Федерации) вместо ныне используемого в отраслевых законах оборота «высшее профессиональное образование». Цель такого изменения - привести отраслевые акты в соответствие с текстом Конституции Российской Федерации. Статья 114 законопроекта призвана разъяснить тождественность упомянутых понятий, в частности, там указано:
1) образовательные учреждения начального профессионального образования подлежат переименованию в профессиональные образовательные организации, в общеобразовательные организации, реализующие программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение;
2) образовательные учреждения среднего профессионального образования подлежат переименованию в профессиональные образовательные организации;
3) образовательные учреждения высшего профессионального образования подлежат переименованию в образовательные организации высшего образования.
4) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию - специалитету или магистратуре соответственно;
5) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре), интернатуре, ординатуре, а также в форме ассистентуры-стажировки приравнивается соответственно к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации.
Законопроект не использует понятия «начальное профессиональное образование» (по указанным выше причинам). Это сделано для приведения текста законопроекта в соответствии с текстом статьи 43 Конституции Российской Федерации, которая не содержит этого термина. Цель – привести в соответствие отраслевые акты с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с общепризнанными нормами международного права и определениями, приведенными в международных отраслевых по отношению к образованию актах, включая ЮНЕСКО и иные, подписанные со стороны Российской Федерации, законопроект не повсеместно использует в тексте понятие «образовательное учреждение», заменив его оборотом «образовательная организация». Цель такого изменения – привести тексты отраслевых актов в соответствие с реальными потребностями жизни и с Конституцией Российской Федерации, в тексте которой указано, что право на образование может быть реализовано на предприятиях, т.е. в коммерческих организациях.
В соответствии с общепризнанными нормами международного права и определениями, приведенными в международных отраслевых по отношению к образованию актах, в том числе подписанных со стороны Российской Федерации, законопроект расширяет понятие «образование»: «образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Цель такого изменения – привести в соответствие отраслевые акты с общепризнанными нормами международного права и реальными потребностями жизни.
В соответствии с общепризнанными нормами международного права и определениями, приведенными в международных отраслевых по отношению к образованию актах, в том числе подписанных со стороны Российской Федерации, законопроект уточняет перечень уровней образования.
В законопроекте закреплены следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
и уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации..
При этом:
среднее (полное) общее образование приравнивается к уровню среднего общего образования;
начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих (служащих) в случае отнесения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующих профессий начального профессионального образования к профессиям среднего профессионального образования, в ином случае начальное профессиональное образование приравнивается к получению профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
высшее профессиональное образование - бакалавриат приравнивается к высшему образованию - бакалавриату;
высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию - специалитету или магистратуре соответственно;
послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре), интернатуре, ординатуре, а также в форме ассистентуры-стажировки приравнивается соответственно к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации.
Цель – привести в соответствие российские отраслевые акты с Международной стандартной классификацией образования (МСКО), разработанной ЮНЕСКО в начале 70-х годов.
В тексте Законопроекта введено определение качества образования: «качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Эта попытка не во всем удачна, однако она позволяет конкретизировать решение проблемы качества по ясно сформулированным направлениям.
В целом в Законопроекте более полным образом представлены права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся, равно, как и более четко сформулирована ответственность: «за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
В тексте Законопроекта введено определение сетевых форм реализации образовательных программ, а именно: «Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными»
Это увеличивает эффективность использования образовательных ресурсов. Но, правда, не вполне ясна экономическая основа такого взаимодействия, а также как будет выглядеть документ об образовании? Положение требует доработки. Но это нововведение можно считать точкой роста для последующего развития правоотношений в области образования и науки.
В целом, Законопроект более полно и более четко представляет процедуру электронного обучения и дистанционных технологий:
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам».
При реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся».