Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2012г. Выпуск 4 "О некоторых новациях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»"

Либерализация управления в системе образования

Законопроект предусматривает возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий, исходя из осуществляемой образовательной деятельности, включая уровни и направленность образовательных программ, особенности различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся. Это относят также к осуществляемым функциям, связанным с предоставлением образования, таким, как содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иным, предусмотренным законодательством об образовании. Либерализация касается не только названия, но и регламентации профессиональной деятельности учебного заведения.

В Законопроекте либерализован порядок экономической деятельности учебного заведения, в частности, формирования стипендиального фонда, предоставляемого образовательным организациям. При этом предусматривается его увеличение с учетом уровня инфляции.

В Законопроекте упрощена процедура аккредитации: «Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам качества образования по основным образовательным программам, реализуемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

Как видно из приведенного определения, аккредитация государственного статуса учебного заведения исключена. Взамен закреплено право учредителя, делить образовательные организации на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенных к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы. Тип образовательной организации определяют при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляют в уставе. При этом требования к видам образовательных организаций в рамках типа упраздняют, соответственно, аккредитация по отношению к статусу образовательной организации не нужна.

В Законопроекте закреплено активное участие представителей научно-педагогического сообщества, для чего федеральные органы исполнительной власти создают государственно-общественные объединения в системе образования, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами власти.

«В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей».

Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в системе образования. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

В законопроекте закреплено менее формальное отношение к уставу образовательных организаций. Нынешние требования к уставу содержат более десятка необходимых для заполнения пунктов. В тексте Законопроекта их всего три.

В уставе образовательной организации должны содержаться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации, следующие сведения:

1) учредитель (учредители) образовательной организации;

2) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

3) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников (сотрудников), обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Учебное заведение вправе варьировать содержание устава.

В Законопроекте введен функциональный статус стипендий для обучаемых в образовательных организациях. Стипендия определена как денежная выплата, назначаемая обучающимся по основным профессиональным образовательным программам в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Государственная стипендия максимальным размером не ограничивается. Закрепление функционального статуса стипендии приведет к определению необходимого размера стипендии, что ранее было невозможно. Так, очевидно, что социальная стипендия должна иметь размер, сопоставимый с прожиточным минимумом. В то же время академическая стипендия может быть рассматриваема как премия за успешную учебу, а потому, как всякая премия, может иметь любой размер.

В законопроекте уточнен статус единого государственного экзамена.

«Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными организациями, в которых реализуются образовательные программы среднего общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными организациями, реализующими образовательные программы бакалавриата (академического, прикладного) и программы специалитета, как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам».

Из приведенного определения видно, что в соответствии с положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, в законопроекте отсутствует конкурсное зачисление в учебные заведения среднего профессионального образования.