АВ 2012г. Выпуск 4 "О некоторых новациях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»"
Адаптация профессионального образования к современным требованиям
Законопроект содержит ряд содержательных глав относительно дополнительного образования и профессиональной подготовки по направлениям.
Кроме указанных глав особое внимание Законопроект уделяет профессиональной подготовке медицинских работников, авиаторов, и ряда иных специальностей.
В Законопроекте закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:
кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
обучению по интегрированным образовательным программам;
образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.
В нынешней редакции закона говорится, что дополнительное образование необходимо «в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов». В соответствии с подходами международного право в области образования и науки законопроект наполняет иным содержанием понятие «дополнительное образование взрослых, выводя его за пределы образовательных стандартов, а именно:
«Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных знаний и умений граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования».
Законопроект акцентирует внимание на практической подготовке специалистов и на связи обучаемых в период практики с конкретным видом экономической деятельности, подкрепляя упомянутое внимание не только бюджетными ассигнованиями, но и правовым статусом учебного заведения, а именно:
· Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, организуется для государственной или муниципальной образовательной или научной организации, а также для частных образовательных организаций, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, на безвозмездной основе.
· Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, а также дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, обеспечиваются образовательной организацией спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на тренировочных мероприятиях, сборах, спортивных соревнованиях и иных физкультурных мероприятиях, медицинским обеспечением, проездом на тренировочные, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, в том числе спортивные соревнования. Организация обеспечения указанными в настоящей части спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием, а также проезда на тренировочные, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
· Реализация образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации и плавательных составов судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки кадров для железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, включает в себя теоретическую подготовку, тренажерную подготовку и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающим преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки кадров различных уровней ответственности в соответствии с программами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта.
· Реализация образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации и плавательных составов судов в соответствии с международными требованиями должна обеспечить выполнение норм налета часов и плавательного стажа в объеме не менее объема, требуемого международными договорами Российской Федерации.
В Законопроекте введены новые условия и уточнения процедур для обучения по образовательным программам академического бакалавриата и прикладного бакалавриата, а именно:
основные профессиональные образовательные программы:
образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата (академического и прикладного),
высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра);
Программа прикладного бакалавриата пока является экспериментальной[1] основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающей профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата. Целью прикладного бакалавриата является более адекватное удовлетворение спроса на рынке труда и скорейшее трудоустройство выпускников.
В Законопроекте введены новые условия библиотечного обслуживания обучаемого контингента, в частности, наличие (и достаточность!) укомплектования библиотечного фонда электронными учебными и методическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам и модулям ,а именно: «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными и методическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам и модулям.»
В Законопроекте введены новые условия зачисления в учебные заведения среднего профессионального образования, а именно: «Прием в образовательные организации для получения среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется на общедоступной основе».
Законопроект наполняет функциональным содержанием понятие «послевузовское образование». По результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) может быть присвоена квалификация «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», а в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук.
[1] Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. N 667 “О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования”