АВ 2012г. Выпуск 5 "О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России"
ВВЕДЕНИЕ
Общие положения. Для решения задач инновационного развития России необходимы меры модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий. Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.
В целях модернизации и технологического развития экономики России была утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы.[1] На финансирование указанной программы предусмотрены средства федерального бюджета (2012 год - 200 млн. рублей, 2013 год - 350 млн. рублей, 2014 год - 200 млн. рублей); средства направляющих организаций и предприятий реального сектора экономики (софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики). Целью программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.
В поддержку инициативам руководства страны выступает научно-образовательная общественность России. С 4 по 6 декабря 2012 года в Томске в рамках Общероссийской научно-практической конференции «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации» ведущие российские специалисты и эксперты обсуждали цели, инструменты и методы совершенствования инженерного образования в России в условиях новой индустриализации. Были намечены пути повышения качества инженерного образования, создания условий для подготовки конкурентоспособных инженеров и корректировки образовательных стандартов.
В качестве первоочередных организационно-методических мероприятий было принято решение приступить к разработке концепции доктрины подготовки инженерно-технических кадров. Необходимо разработать национальную доктрину в части подготовки инженерных кадров. Такая доктрина могла бы послужить системообразующим актом, вбирающим в себя все основные направления и цели развития инженерного образования.
Формат доктрины. Российская правовая система не содержит легитимного определения доктрины как документа или акта определенной формы и содержания. Чаще всего доктриной считают философскую,политическую,религиознуюконцепцию,теорию, учение, систему воззрений, руководящий теоретический или политический принцип. Иногда доктриной считают совокупность постулатов, которые служат основой теории. Доктрина способствует пояснению теоретических положений и осуществлению анализа механизмов, отражает необходимость выбора между совокупностями основополагающих принципов.
К категории доктрин относят разные по происхождению, оформлению и наполнению документы.[2] Доктрина может существовать в виде особого документа, а может носить виртуальный характер, выступая, как система взглядов, представленных в разных актах. В том числе и в не юридических актах или документах. Специалисты вправе обсуждать, как действующую систему взглядов, доктрину и тогда, когда ни одного документа с таким наименованием не существует.
Как правило, разработке доктрины предшествует создание ее концепции. Концепция доктрины в обобщенном виде содержит главные положения доктрины. При подготовке концепции доктрины инженерного образования следует понимать, что одними средствами образования невозможно создать основу для новой практики, новой стратегии, новой политики выхода страны из социально-экономического кризиса, создать условия для полноценной жизни и продуктивной деятельности населения страны. Необходимо опираться на интересы государства и экономического производства, на данные социально-экономического прогноза и мониторинг рынка труда.
Традиционно доктрина складывается из профессиональных идей и представлений, а также сопутствующих, включая социологию, политику и право. Как правило, доктрину формируют с учетом анализа действующего законодательства. Доктрина указывает направление процесса, формирует общественное мнение, предваряет подготовку и обнародование нормативных правовых актов. В России доктрина в качестве источника права официально не признана, однако фактически им является, например, когда концентрирует в себе обычаи делового оборота. Единого мнения по данному вопросу в науке нет. В научной литературе по поводу признания за доктриной статуса источника права нередко высказываются противоположные точки зрения.
Международное частное право признает доктрины в качестве источника права. Но в каждой стране роль доктрины зависит от особенностей правовой системы и национальной культуры.
С учетом сказанного, представляется естественным полагать доктрину подготовки инженерных кадров в России (далее по тексту – Доктрина), как интеллектуальный продукт, создание которого инициировано профессиональным научно-техническим и образовательным сообществом Российской Федерации, а содержание выражает интересы государства и публичных объединений инженерно-технической направленности с учетом мнения работников и работодателей.
Концепцию Доктрины можно рассматривать как прообраз и основу текста Доктрины. Формулировки в тексте концепции могут носить обобщающий характер. Содержательная трактовка текста Доктрины всегда должна быть в пределах трактовки концепции.
Проект структуры концепции. На этапе предварительного формирования Доктрины следует иметь концепцию Доктрины и провести широкое общественное профессиональное обсуждение упомянутой концепции. Концепция Доктрины должная содержать основные представления о структуре (модели) основного документа – Доктрины, характеристику основных разделов, подразделов и их краткого содержания.
В концепции должны наличествовать следующие разделы.
Вводная часть, должна содержать обоснование целей и задач документа, а также его правового статуса и области приложения. Здесь же должны быть представлены описания (дефиниции) основных субъектов и объектов деятельности, обозначены их правоотношения, область и порядок функционирования. В текст должно быть включено описание понятия инженер и иных субъектов инженерно-технических специальностей, а также структуры системы подготовки по инженерным специальностям, включая государственный и частный секторы.
В специальном разделе концепции, посвященном функционированию системы образования, должно наличествовать описание общих подходов к подготовке инженерно-технических кадров. Должны быть сформулированы общие требования к структурному и количественному составу учебных заведений, а также к их распределению по территории России и правилам трудоустройства выпускников. Здесь же следует указать правила формирования государственного задания и контрольных цифр приема в учебные заведения страны, а также учет данных мониторинга и прогноза соотношения спроса и предложения на рынке труда специалистов по инженерно-техническим специальностям.
В концепции должно быть представлено описание основных мероприятий в части использования для целей обучения инженерно-технических кадров современных методов профессиональной подготовки, в том числе дистанционного обучения и сетевого взаимодействия между учебными заведениями. Концепция должна содержать предложения на ближайшие годы и на стратегический период продолжительностью 15-20 лет. Коренные преобразования в системе подготовки инженерно-технических кадров могут быть завершены не ранее, чем будет подготовлен и обновлен профессорско-преподавательский корпус, ориентированный на обучение по инженерно-техническим специальностям, и завершено переоборудование и переоснащение учебных заведений. Переобучение и переоснащение потребует от 5 до 10 лет для разных видов и направлений подготовки по инженерно-техническим специальностям. После завершения указанных подготовительных процедур можно рассчитывать на выпуск новых инженеров и техников, подготовленных с учетом современных знаний и технологий.
В концепции должен быть представлен предварительный план намечаемых мероприятий, дана оценка и приведено обоснование объемов бюджетного, кадрового, материально-технического и законодательного обеспечения упомянутых мероприятий. Особое внимание должно быть уделено организации государственно-частного партнерства, как совокупности форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Концепция должна содержать предложения по составу индикаторов (показателей) успешности реализации намеченных мероприятий.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы» (СЗРФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2331)
[2] Васильев А.А. История римской правовой доктрины // История государства и права, 2007, N 17; Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. N 2. С. 38 - 75; N 3. С. 27 - 53.; Журавлев А.М. Советская государственная доктрина подготовки учительских кадров для сельских школ в 1927 - 1932 гг. // История государства и права, 2008, N 20; Кананыкина Е.С. Образовательные доктрины Великобритании второй половины XX века // Административное и муниципальное право, 2009, N 7; Номоконова З.П. Права человека в философско-правовой доктрине // Юридический мир, 2010, N 2; Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 «О доктрине развития российской науки»; Юмашев Ю.М. Краткий обзор западной доктрины международного права начала XXI века // Юрист-международник, 2007, N 4;