АВ 2012г. Выпуск 5 "О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России"
СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инженер (квалификация, компетенция). Инженер ( фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства ( продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль над изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Разработка принципиально новых решений (в т. ч. изобретений ) составляет малую часть инженерного труда.
Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось вXVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем вАнглии и других странах. В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». Понятие и звание инженер давно применялись в России, где инженерное образование началось с основания в 1701г. в Москве школы математических и навигационных наук, а затем в 1712 г. первой инженерной школы. Первым инженерным учебным заведением России, начавшим давать систематическое образование, становится основанная в1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук .
Для целей Доктрины к категории «инженер» следует относить лиц, которые либо по специальности, полученной при обучении (см. Общероссийский классификатор специальностей по образованию), получили квалификацию «инженер», а также тех лиц, которые по видам трудовой деятельности (см. Общероссийский классификатор занятий) исполняют трудовые функции инженера.
Общероссийский классификатор занятий (далее ОКЗ) относит инженеров ко второй укрупненной группе, к группе специалистов высшего уровня квалификации. Большая часть занятий (профессий) этой группы характеризуется высокой степенью сложности выполняемых работ и соответствует уровню квалификации, который определяется наличием высшего профессионального образования, а в ряде случаев ученой степени.
К этой же группе занятий относят программистов, архитекторов, инженеров по транспортному и городскому строительству, по промышленному и гражданскому строительству, инженеров – электриков, и инженеров – энергетиков, инженеров - механиков и технологов, горных инженеров и металлургов, а также иных специалистов.
Инженеры, как правило, работают в коллективе и осуществляют техническое руководство. Поэтому подготовка инженерных кадров с необходимостью должна сопровождаться подготовкой техников и иных работников среднего профессионального звена. Специалисты среднего уровня квалификации выполняют преимущественно технические и вспомогательные функции, связанные с осуществлением физических и инженерных разработок, деятельностью в области естественных наук, здравоохранения, образования, финансово - экономической, административной и социальной сфере. Их выполнение предполагает наличие определенной теоретической подготовки и навыков практического применения принципов и методов из области специальных знаний. Занятия (профессии) данной укрупненной группы требуют, как правило, среднего профессионального образования или среднего (полного) общего образования и последующего профессионального обучения (курсового или индивидуального).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования. В ОКСО присвоен код 65 квалификации «инженер». Как правило, по специальностям, по которым может быть присвоена квалификация «инженер», в ОКСО одновременно предусмотрена и подготовка техников (код 51) или старших техников (код 52).
Техники и работники инженерно-технического обеспечения. Функции специалистов среднего уровня квалификации заключаются в выполнении простых и среднего уровня сложности инженерно - технических работ, а также аналогичных по сложности работ в области естественных, медицинских, сельскохозяйственных и гуманитарных наук, торгово-финансовой и административно - хозяйственной деятельности, а также образования, искусства, спорта и религии. К функциям специалистов среднего уровня квалификации относят: участие в разработке и обеспечение нормального функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и прочего инженерно - технического оборудования, контроль безопасности зданий, транспортных средств, применяемых технологий и производимых изделий; помощь в проведении сельскохозяйственных работ и некоторые другие.
Деятельностью специалистов и персонала среднего уровня квалификации руководят, как правило, специалисты более высокого квалификационного уровня и руководители различных иерархических уровней. В некоторых случаях они сами осуществляют надзор за другими работниками.
Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности выполняют технические и вспомогательные функции в области физических и инженерных разработок, реализации физических и инженерных принципов и методов при проектировании, создании и обеспечении функционирования машин, механизмов и сложного оборудования, а также при контроле безопасности работ, оборудования, технологий и изделий. Выполнение этих функций требует соответствующей теоретической подготовки и опыта практического применения принципов и методов из области специальных знаний. Занятия (профессии) данной подгруппы требуют, как правило, среднего профессионального образования, а в некоторых случаях - высшего профессионального образования или значительного послеобразовательного опыта практической работы.
Техники в добывающих и металлургических отраслях выполняют технические задачи, связанные с поиском более совершенных методов добычи твердых минералов, нефти и газа, разработкой, строительством, эксплуатацией и ремонтом рудников, шахт и приисков, обеспечением функционирования добывающего оборудования, систем транспортировки и хранения нефти и природного газа, оборудования для выплавки и очистки металлов. Техники и операторы по обслуживанию ЭВМ и различных компьютерных устройств выполняют технические задачи по использованию и эксплуатации ЭВМ, компьютерных и периферийных устройств, контролируют их работу и осуществляют стандартное программное обеспечение.
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства выращивают и собирают урожай полевых культур и плодов; выращивают и ухаживают за домашним скотом и птицей; присматривают за дикими животными и охотятся на них; возделывают, охраняют и эксплуатируют леса; разводят и ловят рыбу; выращивают и собирают другие виды водной флоры и фауны. Обязанности, выполняемые квалифицированными работниками данной укрупненной группы, включают: подготовку почвы, сев, посадку, внесение удобрений и сбор полевых культур; выращивание и сбор огородных, фруктовых и плодово-ягодных культур; сбор дикорастущих плодов и растений; разведение, выращивание и уход за домашним скотом и птицей с целью получения мяса, молока, яиц, шерсти, пуха, меха, кожи и др.; охоту на диких животных; разведение и уход за пчелами и шелковичными червями с целью получения продуктов пчеловодства и шелководства; выращивание, сохранение и эксплуатацию лесов; разведение и ловлю рыбы; выращивание и сбор других видов водной флоры и фауны; хранение и первичную переработку полученной продукции; продажу или сдачу продукции заготовительным или сбытовым организациям, продажу на рынке. Выполнение указанных работ предполагает наличие практического опыта и специальных знаний, приобретаемых в процессе профессионального обучения на базе основного общего или среднего (полного) общего образования.
Обучающие и обучаемые по инженерно-техническим специальностям. Концепция Доктрины должна учитывать статусные характеристики учебных заведений, обучающих и обучаемых по инженерно-техническим специальностям.
Нельзя обучать без преподавателей. Преподаватели колледжей (средних профессиональных учебных заведений) и высших учебных заведений осуществляют обучение различным предметам на всех высших уровнях после общего среднего образования, исследуют, разрабатывают и совершенствуют педагогические концепции, понятия и методы, связанные с их специальностью.
Более 20 лет в системе российского профессионального инженерно-технического обучения продолжалось системное недофинансирование, что привело к серьезному отставанию оснащения учебных кафедр и кабинетов от современных требований к учебному процессу. Нехватка современного оборудования на кафедрах учебных заведений приводит к тому, что выпускники не в полной мере знакомы с современными технологиями, материалами, оборудованием и приемами инженерно-технической деятельности. Отчасти то же можно сказать в отношении преподавательского состава по инженерно-техническим специальностям. Ситуация усугубляется по мере удаления учебных заведений от центральных регионов страны. Концепция Доктрины должна учитывать отмеченные обстоятельства и наметить пути выхода из создавшегося положения.
Обучаемые по инженерно-техническим специальностям лица во время учебы зачастую не имеют возможности полноценной стажировки и практики по избранной специальности, что сказывается на качестве полученного образования. Концепция Доктрины должна учитывать эти обстоятельства. В то же время, необходимо, чтобы инженерно – технические кадры в своей массе не мигрировали в центральные регионы, а работали по всех муниципальных образованиях на территории Российской Федерации, чтобы система образования не исполняла роль драги, вымывающей интеллектуальную прослойку населения из периферийных районов.