Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2012г. Выпуск 5 "О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России"

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

Ведомственная структура системы обучения. В системе образования (обучения) можно выделить несколько специальных секторов, каждый из которых отличается по форме собственности и по механизмам экономического регулирования. Концепция обязана учитывать различия в правовых статусах учебных заведений.

Прежде всего, следует выделить государственный сектор системы образования с государственной формой собственности, который можно разделить на две части: с бюджетным финансированием и с внебюджетным финансированием.

Особое место занимает муниципальный сектор системы образования с муниципальной формой собственности, который также можно разделить на две части: с бюджетным финансирование и с внебюджетным финансированием.

Все более значимое место занимает частный сектор системы образования с частной формой собственности, который также можно разделить на структуры с бюджетным финансированием и структуры с внебюджетным финансированием. В частный сектор системы образования включены корпоративные учебные заведения, конфессиональные учебные заведения, а также остальные не государственные и не муниципальные учебные заведения.

Из перечисленных выше групп под полноценное государственное регулирование подпадает только первая группа, составляющая государственный сектор системы образования с государственной формой собственности и с бюджетным финансированием. Для всех остальных категорий учебных заведений под государственное регулирование подпадает, как правило, только расходная часть объема бюджетных ассигнований. Экономические правила диктуют распорядки профессионального регулирования. Профессиональные государственные регламентные акты носят для них рекомендательный характер.

Но и первая группа неоднородна по правовому статусу и по способам регламентации деятельности. Кроме того, указанная группа неоднородна по способам межотраслевого взаимодействия системы образования с рынком труда. В государственный сектор входят учебные заведения Министерства обороны, атомной промышленности, транспорта и связи, а также иные вузы, подведомственные силовым структурам. Учебные заведения, обеспечивающие, такого рода виды экономической деятельности, вправе рассчитывать на директивный, плановый метод организации подготовки инженерно-технического состава. В обсуждаемом секторе государственное управление являет собой доминирующий механизм. Ясно, что выпуск военных специалистов должен быть согласован с их зачислением на службу. Выпускники вузов, ориентированные для работы (службы) в силовых ведомствах не должны оставаться невостребованными. Поэтому система взаимного регулирования в части подготовки силовиков (полицейских, военных и т.п.) достаточно жестко увязывает спрос и предложение специалистов. То же можно сказать относительно энергетиков, торфяников, буровиков, специалистов атомной промышленности, работников гидроэлектростанций и т.п.

Сектор коммунального хозяйства и иные виды народно-хозяйственной деятельности обеспечивают выпускники, как частных, так и государственных учебных заведений. В этом секторе набор механизмов регулирования и управления более разнообразен. В частности, органы местного самоуправления могут представлять интересы потребителей услуг для упомянутых видов экономической деятельности. По отношению направлениям образовательной деятельности, где обязательств по трудоустройству специалистов государство не несет, действуют обычные рыночные механизмы. Участие органов власти в регламентации трудоустройства по таким видам экономической деятельности является добровольным. Более того, с учетом того обстоятельства, что органы государственной власти являются субъектами публичного права, то действовать они могут только в соответствии с предписаниями закона.

Подготовка инженеров и техников. Для подготовки инженеров в настоящее время является общепризнанным, что традиционное понимание профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании фиксированных предметов, является явно недостаточным. Основой образования должны стать не столько факты и учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности.

На каждом этапе развития страны существовала и существует нужда в отечественных инженерных кадрах. Меры, предполагаемые для решения этой задачи во многом обусловлены текущим состоянием экономики и темпом развития государства. Но, если сравнить содержание череды документов, принятых ранее, то можно отметить их определенное сходство между собой. В частности, в текстах Концепции-2020 и Стратегии-2020 повторен ряд из инкорпорированных в предшествующие акты мер по дальнейшему развитию инженерного образования в вузах страны.

С целью взаимной информационной поддержки, для организации и развития научной деятельности для пользы общества, а также для личного профессионального роста, инженеры объединяются в союзы, ассоциации и объединения.

Принципиальное значение для повышения уровня инженерной подготовки во всем техническом секторе высших учебных заведений имеет обеспечение взаимосвязи технических знаний, профессиональной компетентности и опыта на стадии обучения. Интегрированная система инженерного образования базируется на сочетании обучения в рамках дневной формы учебы с работой студента на базовом предприятии. Для технических вузов имеет особое значение возрождение не просто интегрированных систем подготовки инженеров, а воссоздание таких систем обучения, при которых бы предприятия на региональном уровне оказывали непосредственное влияние на содержание и качество инженерной подготовки необходимых им в будущем специалистов. Такие системы обучения должны обладать возможностью для организации непрерывного обучения, поддержания инженерного образования на уровне современных требований.

К достоинствам интегрированных систем обучения инженерных кадров относят участие студентов в производственных процессах на ведущих предприятиях, конструкторских бюро и научно-исследовательских организациях как особой формы их обучения. В рамках интегрированной системы вузовского обучения достигаются высокий уровень профессиональной подготовки и компетентность для определенных видов практической деятельности. [1]

В «Обзоре инновационной политики Российской Федерации 2011»[2], подготовленном ОЭСР совместно с Министерством образования и науки России, отмечен высокий общий уровень образования россиян и развитость определённых областей науки и технологий, но в то же время низкий уровень инновационной активности на предприятиях, недостаток конкуренции и неэффективная инфраструктура. Мнение зарубежных экспертов целесообразно учесть в тексте концепции.

Наиболее заметным достижением России в инженерном образовании является организация подготовки инженеров нового типа, инженеров-исследователей. Эта подготовка базируется на широком изучении таких фундаментальных наук, как математика, механика, физика, с целью устранения разрыва между «чистыми» и прикладными науками. Инженеры-исследователи востребованы в научно-технических организациях и конструкторских бюро. Но они без особой охоты идут работать на производственных линиях и в цехах заводов.

В России имеет широкое распространение глубокое фундаментальное образование. Но выпускники-специалисты с широкой, но не конкретной профессиональной подготовкой на деле не слишком востребованы отечественной промышленностью. Стало обычным делом слышать от работодателей, что нынешнее инженерное образование не вполне связано с потребностями экономики. Работодателям-заказчикам нужна схема подготовки инженеров под конкретное производство. Такие задачи не предполагают проектирования и создания новых технологий, на что ориентирована глубокая фундаментальная подготовка. Эксперты рекомендуют перенести центр тяжести инноваций в России на производственные предприятия, низкотехнологические отрасли и в сектор услуг. Основным ограничением в развитии инновационной экономики является отсутствие квалифицированных специалистов. Следует говорить не только об инновационных менеджерах, но и просто о технических специалистах – технологах, конструкторах, профессиональных организаторах производства.

Развитие технического образования в мире привело к формированию инженерного университетского образования вплоть до выделения его в особое направление. Техническое или инженерное образование, как правило, осуществляют в технических университетах, к характерным особенностям которых можно отнести следующие свойства и качества. Технические университеты обеспечивают подготовку кадров для науки, образования и народного хозяйства по широкому спектру специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного направлений. Концепция Доктрины должна учитывать мировые тенденции развития технического образования, в частности, целесообразно рассмотреть передачу учебных заведений технического направления в подведомственность профессиональным органам управления соответствующего профиля.

Корпоративные интересы и связи. Концепция Доктрины должна учитывать возможность и условия открытого пространства инженерного образования и корпоративного образования.

Корпоративные учебные заведения – разновидность учебных заведений, функционирующих на предприятиях промышленности, транспорта и связи и в теснейшей связи с производственным и технологическим процессом. Естественно, что образовательные структуры чаще присутствуют в более крупных и более успешных предприятиях. В начале 2009 г. примерно 23% опрошенных работодателей ответили, что у руководимого ими предприятия есть свои образовательные учреждения, услугами которых они пользуются. Сейчас происходит постепенное сокращение доли таких предприятий и организаций.

Основной целью открытого пространства инженерного образования (ОПИО)[3] является создание условий, при которых инженер будет социально защищён качеством и профессиональными возможностями своего образования. ОПИО определяется как система формальных и неформальных отношений в области подготовки и переподготовки инженерных кадров. Такая система поддерживается ВУЗами, инженерными сообществами (ассоциации, союзы инженеров и т.д.), государственными органами и всеми заинтересованными субъектами, которые обеспечивают свободу профессиональной деятельности инженера, повышение его престижа и совершенствование инженерного образования.

Корпоративные интересы и связи проявляются, когда, например, профессиональные структуры объединяются в союзы, ассоциации или иное на постоянной или временной основе для достижения компромисса интересов. При этом работодатели могут забыть на время о конкуренции в своей среде с целью достижения более значимых выгод при объединении совместных усилий.

Часто можно услышать, что работодатели заинтересованы в совершенствовании учебного процесса. Приведенный тезис, как минимум, не носит всеобъемлющего характера. Большинство работодателей заинтересовано в прибыли и больше ни в чем. Когда работодатель испытывает потребность в кадрах, он, может быть, готов сделать разовые затраты, чтобы решить свои проблемы. Но ни один работодатель (за редким исключением) не готов и никогда не будет готов быть перманентным инвестором для системы образования. В качестве исключения могут выступить крупные фирмы, которые ведут ежегодный набор новых кадров. Другим исключением могут быть ассоциации предпринимателей. Существуя на разовые взносы, ассоциации или союзы предпринимателей могут выступить в роли той же крупной компании, которая нуждается в постоянном притоке кадров. После объединения в группу, разовые взносы каждого из работодателей уже могут выступать в качестве системной длительной инвестиции в учебный процесс.

Существенное воздействие на национальные системы управления образованием оказывают процессы наднациональной интеграции, значительно активизировавшиеся в последнее время на европейском континенте. Особо следует остановиться на тенденции децентрализации управления, представляющей собой важное направление государственных реформ в ряде зарубежных государств, прежде всего европейских стран, которое позволяет «использовать преимущества региональных властей, приближенных к своим территориальным сообществам и дать толчок своему региональному развитию» [4].

К корпоративным и межкорпоративным интересам и связям в области подготовки инженерных кадров следует отнести интересы и связи, инициаторами и носителями которых являются: учебные заведения и работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления, учащиеся и выпускники технических вузов, профессиональные союзы и ассоциации, а также иные представители социальных прослоек, организации и лица.

Межкорпоративные зависимости и связи. Работодатели, как субъекты права, функционируют в зоне трудового права. Учебные заведения, как субъекты права, функционирую в области законодательства об образовании.

Область образования относится к зоне гражданского права. Функция трудоустройства в законодательство об образовании не включена. Поэтому прогноз и мониторинг соотношения спроса и предложения на рынке труда не могут быть отнесены к разновидности образовательной деятельности.

Работодатели и учебные заведения могут быть отнесены к субъектам публичного права. Это означает, что они имеют право только на действия, которые прямо предписаны в тексте закона, устава или иного нормативного правового акта, а ни на какие иные дополнительные или отличающиеся от предписанных действий, наоборот, права не имеют.

Трудоустройство выпускников вузов не выделено в какой-то системе права как юридический факт и не отнесено к категории особых функциональных процедур, локализованных в пределах какой-либо из указанных выше отраслей права. Отсюда следует вывод, что трудоустройство выпускников, не может быть служебной или должностной функцией для работодателя или учебного заведения. Иными словами, совершенствование государственного регулирования путем уточнения и дополнения компетенций работодателя и(или) учебного заведения невозможно, если не выходить за пределы образовательного законодательства или трудового права.

Все предыдущие рассуждения приводят к выводу о необходимости привлечения третьей стороны с целью усовершенствования процесса трудоустройства. Прежде всего, следует расклассифицировать подготовку профессиональных кадров по разным видам специальностей и направлений, включая рассмотренные в предыдущих разделах.

В качестве такой третьей стороны по каждому из упомянутых направлений, вправе выступить ряд лиц. Рассмотрим каждого из совокупности возможных представителей от третьей стороны.

Прежде всего, это - государство в лице своих органов власти и структур, которым подведомственны конкретные виды экономической деятельности. Оптимальной была бы такая форм государственного управления, когда конкретные государственные учебные заведения стали бы в подведомственные отношения к соответствующим уполномоченным органам государственной власти. По сути, такая подведомственность наличествует в явном и в не явном виде для учебных заведений силовых ведомств. Органы государственной власти располагают достаточными компетенциями, чтобы координировать соответствующие взаимодействия между процессом подготовки кадров и определением рабочих мест для них. Частично такие возможности были рассмотрены в предыдущих разделах.

В аналогичной роли ведомственного куратора могут выступать органы местного самоуправления. Как и органы государственной власти, органы местного самоуправления могут учитывать региональные интересы в экономике и способствовать их удовлетворению. Механизмы известны: через попечительские советы, через организацию практики и стажировок, через информационные каналы и иными способами.

Сами выпускники учебных заведений вправе лично, либо через свои общественные объединения способствовать процедуре трудоустройства выпускников. То же можно сказать и о других аффилированных лицах по отношению к выпускникам, работодателям и учебным заведениям.

Правовой статус учебного заведения. Для целей настоящего исследования к учебным заведениям будем относить образовательные организации, ведущие образовательную деятельность и осуществляющие подготовку определенных категорий лиц к трудовой деятельности.

Образовательные организации являются субъектами гражданского права. Законодательное регулирование правового положения образовательных учреждений осуществляется как федеральными законами, так и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности; государственный контроль (надзор) в области образования.

Образовательная организация действует на основании устава, утверждаемого в соответствии с законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации следующие сведения: учредитель (учредители) образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий. Образовательная  организация не вправе  предусматривать в  своем  уставе  занятия  такими  видами предпринимательской   деятельности, которые не названы в законе. Будучи юридическим лицом, образовательная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в уставе.
Перечень занятий и специальностей, ориентированных на исполнение инженерно-технических умений и навыков, перечислена в предыдущих разделах.
Нельзя забывать, что вследствие определенной избыточности количества учебных заведений не всегда удается обеспечить в каждом из них сосредоточение высокого уровня материально-технического и кадрового обеспечения. Поэтому необходимо способствовать обмену учебными курсами и материалами, стажировками и студенческими практиками между вузами, как особой форме сетевого взаимодействия между инженерно-техническими вузами.

При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовании.

Под электронным обучением понимают организацию образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.

Формы сотрудничества предприятий с системой образования . С внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе путем повышения квалификации и стажировки. Концепция Доктрины обязана учитывать все возможности реализации непрерывного образования для инженерно-технических работников, а также все формы взаимодействия работодателей с учебными заведениями.

Существуют разные формы обращения предприятий к услугам системы образования для подготовки и повышения квалификации инженерно-технических кадров, среди которых принято выделять следующие.

Дополнительное профессиональное образование направлено на повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц (руководителей, специалистов и других служащих), имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям. Дополнительное профессиональное образование включает в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку (в том числе за пределами Российской Федерации).

Профессиональная переподготовка - приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. В соответствии с учебным планом составной частью программ профессиональной переподготовки может быть стажировка.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности составляет свыше 500 часов аудиторных занятий, профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации составляет не менее 1000 часов.

Повышение квалификации - обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач (от 72 до 500 часов).

Стажировка специалистов проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей. Продолжительность стажировки, как самостоятельного вида дополнительного профессионального образования, устанавливается от 2 до 4 месяцев.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Дополнительная профессиональная подготовка - совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Курсы целевого назначения - вид непрерывного профессионального обучения рабочих и служащих, организуемый для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, требований безопасности труда, а также вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.

Основная форма сотрудничества работодателей и образовательной системы на всех уровнях образования — организация стажировок, практики для слушателей профессиональных учебных заведений. За последние годы эта форма сотрудничества сократилась почти вдвое — с 39 до 23% - для уровня высшего профессионального образования.

Вторая по распространенности форма сотрудничества работодателей с образовательными учреждениями — участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий. На самом деле, это скорее непосредственный отбор уже готовых профессиональных кадров, а не та или иная форма участия в профессиональном образовании.

Распространенность третьей важной формы сотрудничества — заключения договоров на подготовку кадров — особенно сильно сократилась. За пять лет подобное сотрудничество с вузами сократилось почти в четыре раза, с учреждениями СПО — в три раза, с НПО — в два с половиной раза.

По-прежнему практически никто из работодателей не принимает участия в разработке профессиональных стандартов. По всем уровням профессионального образования эту форму сотрудничества отметило менее одного процента работодателей. Отраслевые различия в интенсивности и характере сотрудничества с образовательной системой весьма существенны. Чаще всего с учреждениями системы профессионального образования сотрудничают промышленные предприятия. Примерно каждое третье предприятие строительства и транспорта сотрудничает с образовательными учреждениями, причем в основном одинаково интенсивно с учреждениями разного уровня профессионального образования. Только на транспорте особенно часто работодатели заявляют о сотрудничестве с учреждениями начального профессионального образования.

Основные проблемы подготовки инженерных кадров. Концепция Доктрины должна учитывать те дефекты, которые имеют место быть в системе подготовки инженерно-технических кадров.

Основная причина проблем подготовки инженерных кадров заключается в недостатке эффективных связей между работодателями и высшими учебными заведениями. Общее количество выпускников университетов не согласовано с потребностями экономики. Экономика должна получать именно те специальности, которые ей необходимы, но не те, которые являются модными, популярными или по каким-то причинам выгодными для вузов в плане получения платы за обучение.

Преподавательский состав технических вузов зачастую формируется из выпускников, которые не имеют практического опыта работы на производстве. Необходимо разработать механизмы, позволяющие отрегулировать сложившуюся ситуацию.

Особое значение приобретает подготовка инженеров высшей квалификации для машиностроительного комплекса, играющего ключевую роль в ускорении научно-технического прогресса. Развитие работ по созданию перспективных конструкционных материалов, принципиально новых технологий, систем автоматизированного проектирования и конструирования, комплексно-автоматизированных производств нуждается в инженерах, способных выполнять научные исследования и разработки на уровне, превышающем лучшие мировые достижения.

Подготовку специалистов высшей квалификации, отвечающих современным требованиям, целесообразно осуществлять на основе объединения научного и учебного процессов, предусматривающих активное участие студентов в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах. Реализация такой системы подготовки требует создания высшего учебного заведения нового типа, укомплектованного высококвалифицированными научно-педагогическими и научными кадрами, имеющего развитую научную, конструкторскую и производственную базу.

Следует признать необходимым осуществлять ознакомление студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей с новейшими научными и техническими достижениями, практическую подготовку, выполнение исследований и разработок на базе научно-исследовательских институтов, а также передовых научно-исследовательских и конструкторских организаций, предприятий (объединений) соответствующих министерств и ведомств страны.

Следует предоставить техническим университетам право направлять до 25 процентов студентов после завершения основного курса обучения на углубленную подготовку в форме годичной стажировки в научно-исследовательские и конструкторские организации или для обучения в аспирантуре. Присваивать выпускникам, прошедшим такую стажировку, квалификацию «инженер-разработчик», а специалистам, успешно завершившим курс обучения в аспирантуре, - квалификационное звание «инженер-разработчик-исследователь». Молодым специалистам, получившим квалификацию «инженер-разработчик» и направленным на работу в соответствии с персональным распределением, выплачивается повышенная заработная плата в пределах схем должностных окладов.

Следует предусматривать в планах межведомственного распределения молодых специалистов в соответствии с целевой подготовкой в научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации и на промышленные предприятия (в объединения) машиностроительного и приборостроительного профиля для работы в подразделениях, осуществляющих разработку наиболее перспективных материалов, технических средств и технологий.

Следует принять необходимые меры к укомплектованию технических университетов профессорско-преподавательскими кадрами высшей квалификации. Обеспечить обязательное участие всех преподавателей профилирующих дисциплин в выполнении актуальных научных исследований и разработок, а ведущих работников научных и конструкторских подразделений - в обучении будущих специалистов.

В целях наиболее полного отражения в учебном процессе новейших достижений научно-технического прогресса следует привлекать к проведению занятий крупных ученых из других вузов страны, институтов РАН, отраслевых научно-исследовательских организаций, ведущих специалистов народного хозяйства.

Следует предусматривать в планах международных научно-технических связей приглашение видных зарубежных ученых и специалистов для чтения лекций в технических университетах страны.

Следует на основе развития эффективных форм долговременной профессиональной ориентации обеспечивать отбор абитуриентов, проявивших склонности к точным наукам и техническому творчеству, а также широко практиковать проведение смотров научно-технического творчества, организацию всесоюзных физико-математических олимпиад учащейся молодежи.

Следует обеспечить в рамках научно-учебных комплексов выполнение наиболее актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований, а также полных циклов опытно-конструкторских работ, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, с активным привлечением студентов, стажеров и аспирантов.

Следует предоставить право техническим университетам на выделение ежегодно по их заявкам научного, учебного и технологического оборудования и электронно-вычислительной техники.

Следует, продолжая и развивая традиции отечественной инженерной школы, обеспечит подготовку специалистов высшей квалификации, способных осуществлять революционные преобразования в технике и технологии в соответствии с задачами всемерного ускорения научно-технического прогресса.

Законодательная поддержка подготовки инженерно-технических кадров. Основные формы государственной поддержки подготовки инженерно-технических кадров содержит законодательство Российской Федерации. К значимым нормативным правовым актам в области инженерного образования можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 N 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки».

Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики. При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации может быть ориентировано на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик.

Для инженерной подготовки населения крайне важна программа повышения квалификации и переподготовки. В рамках упомянутой президентской программы повышения квалификации инженерных кадров запланировано выполнение взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые реализуются по двум следующим направлениям:

формирование банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными учреждениями в соответствии с заявленными требованиями, с определением списка конкретных проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России и выполняющих их организаций, для инженерных кадров которых будут реализованы названные программы;

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора специалистов, в том числе формирование соответствующих групп слушателей в целях реализации каждого конкретного проекта.

Программа повышения квалификации формируют образовательные учреждения при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.

Для решения задач инновационного развития России Президентом Российской Федерации определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий. Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.



[1] Юрин С. Подготовка научных и научно-технических кадров для национальной инновационной системы // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 9. С. 46 - 54.

[2] Берлинский Центр ОЭСР – 17 июня 2011 http://dx.doi.org/10.1787/9789264113138

[3] http://ingenieur.ru/2009/principy-otkrytogo-prostranstva-inzhenernogo-obrazovaniya

[4] Талапина Э.В. Реформы государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. N 2. С. 239