Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2012г. Выпуск 5 "О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России"

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ

Общие положения. Российской Федерации имеет огромный опыт подготовки инженерно-технических кадров мирового уровня. Эту возможность Россия сохраняет и ныне.

Со времен ведения планового хозяйства в Российской Федерации сохранился опыт и навыки подготовки и распределения специалистов по предприятиям и организациям топливно-энергетического комплекса, сталелитейной и атомной промышленности, транспортной, нефтяной, газовой, и силовых отраслях. Иные подходы к запросам на подготовку и распределение инженеров и техников существуют в области бытового обслуживания населения, при ведении лесного, рыбного и сельского хозяйства. Поэтому при подготовке инженерно-технических работников необходимо использовать дифференцированные подходы, учитывающие отраслевые особенности и специфику конкретного вида экономический деятельности.

Необходимо сопрягать ресурсы и направления подготовки инженерно-технических кадров с потребностями и запросами регионов, отдельных территорий и конкретных предприятий.

Необходимо формировать запросы на кадровое обеспечение на уровне муниципальных образований и органов власти субъектов Российской Федерации.

Текущая экономическая ситуация предъявляют свои требования к динамике и направлениям развития инженерной подготовки населения.

С учетом отмеченных особенностей, специфики и сложности проблемы необходимо форсировать работу над созданием развернутой национальной доктрины подготовки инженерно-технических кадров разных направлений и уровней подготовки с учетом региональных нужд, интересов и ресурсов.

Проект содержания концепции. Основными положениями проекта доктрины следует считать подготовку инженеров, техников и научно-педагогических кадров высшей квалификации в различных отраслях экономики, включая области дорожного и жилого строительства, транспорта, материаловедения, машиностроения, приборостроения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также иных видов народно-хозяйственной деятельности.

Инженерная подготовка населения должна позволять осуществлять исследования, разработку и внедрение новой техники, материалов и технологий на уровне лучших мировых достижений.

Региональные структуры и организации, осуществляющие обучение населения, должны сочетать инженерную подготовку населения и глубокую профессиональную компетентность с идейной убежденностью и высокой культурой. Необходимо готовить выпускников, владеющих навыками организаторской и воспитательной работы.

Необходимо привлечь внимание органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к участию в выполнении федеральных, региональных и муниципальных инженерно-технических программ, а также к ведению наиболее актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований, включая ведение полных циклов комплексных опытно-конструкторских работ, имеющих важное народнохозяйственное значение, с внедрением результатов исследований и разработок в производство. Необходимо предусмотреть организационно-методический интерфейс для обеспечения межбюджетных и межуровневых связей, передач и взаимодействий.

Необходимо привлечь внимание органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к проблемам повышения квалификации и переподготовки на подведомственных территориях, включая стажировку ведущих специалистов приоритетных для данного региона отраслей на уровне требований, соответствующих задачам ускорения научно-технического прогресса;

Необходимо привлечь внимание органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к контролю и мониторингу на подведомственной территории в части разработки прогрессивных методов и форм подготовки инженеров, повышения квалификации и переподготовки преподавателей инженерно-технических вузов.

В качестве индикатора эффективности подготовки инженерно-технических кадров может служить доля выпускников учебных заведений по инженерно-техническим специальностям, трудоустроенных по профилю обучения.