Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Законодательные аспекты совершенствования защиты детей и детства в Российской Федерации

РАЗДЕЛ 1. Федеральные законы и законопроекты, направленные на создание условий для полноценного развития детей

21 декабря принят Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (внесён Правительством РФ) (в части дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации).

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

- обучению по интегрированным образовательным программам;

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Дети-сироты получили право на обучение на подготовительном отделении за счет бюджета. После окончания подготовительных курсов у них будет преимущество при поступлении.

В новом законе также предусмотрено льготное поступления для детей, которые через поколение пострадали от чернобыльской аварии.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.

Выступления от фракций по мотивам в ходе рассмотрения законопроекта в третьем чтении:

Плетнёва Т.В. (КПРФ): «Вы знаете, честно говоря, если бы меня спросили, нравится ли мне самой законопроект, который мы, коммунисты, внесли, я сказала бы: нет, не нравится, потому что я советский учитель и, естественно, всегда отстаиваю систему советскую - лучшую систему, которая давала нам, начиная от дошкольного образования и заканчивая нашими профессиональными вузами, знания и кадры. Но мы живём в этом обществе, мы понимаем, что идут изменения, и мы, авторы законопроекта, старались сделать всё, чтобы хотя бы как-то минимизировать последствия вашего, который вы приняли, закона. Ну как могут мне понравиться, например, кредиты на образование, если я выступаю за бесплатное образование? Ну, мы прописали там, что кредиты на двадцать лет, - это чтобы было легче детям?! Я сколько вносила поправок, говорила: если учитель прочитает вот этот закон, что он для себя поймёт - что он будет сидеть и, так сказать, писать неизвестно сколько бумаг, а потом, значит, ему будут там чего-то надбавлять или не будут набавлять и так далее?! Сколько в классе детей будет, какие будут стандарты, чему мы будем учить детей - ничего из этого абсолютно не принято!».

Шудегов В.Е. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала в первом и во втором чтениях против принятия законопроекта "Об образовании в Российской Федерации". Мы считаем, что закон не решит главной задачи - повышения качества образования и перевода страны на инновационный путь развития, конечно, он продолжает в нашей системе образования ту политику, которая фактически уже привела к её кризису. Обычно авторы законопроекта размахивают в качестве козырной карты именно той статьёй, в соответствии с которой заработная плата в системе образования, для учителей, устанавливается на уровне средней по региону. Хочу вам напомнить, что ранее, в предыдущем варианте закона, который у нас действовал, была статья, в соответствии с которой заработная плата гарантировалась на уровне двух средних зарплат по промышленности в системе высшей школы и на уровне средней по промышленности в остальных отраслях образования, в том числе для учителей, то есть мы не достигли даже того уровня, который был. Как вы помните, 22 августа 2004 года нашим большинством в парламенте, "единороссами", эти статьи были исключены».

Дегтярёв М.В. (ЛДПР): «Теперь о законе "Об образовании...". Наша фракция его поддержит. Почему? Объясню. Положительный опыт и царского образования, и советского должен учитываться в новом законе. Всё меняется, всё течёт, в любом случае мы обязаны приводить законодательство в порядок, поэтому мы голосуем за. К вопросам охраны здоровья - кстати, это революция! - наконец-то отнесено здоровое питание учащихся. Мы прекрасно знаем, что здоровье рассматривать в отрыве от питания невозможно, и это впервые прозвучало в законопроекте - уникально! Но мы не можем не сказать, что важнейшие поправки отклонены - о форме, о бессрочном действии ЕГЭ и так далее. И вообще, нужно переходить к вузовским округам: вуз должен вести ребёнка, так сказать, от детского горшка до Нобелевской премии, как это в некоторых развитых странах происходит. Такая реформа, кстати, сняла бы напряжение в связи с той же реорганизацией».

Булаев Н.И. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): И я хотел бы сказать, что данный законопроект сохраняет важнейшие позиции российской школы, важнейшие в отношении учителя, работающего на селе, его льгот. И эту норму, которая проголосована в Думе, сегодня трудно приписать только нашей фракции или фракции ЛДПР, это общая норма, которая позволяет каждому из нас, когда мы выйдем из этого зала, сказать сельскому учителю: "Мы все сохранили эту норму для тебя, - работай на селе, где жить сегодня необыкновенно трудно!" И мне очень важно сегодня отметить, что закон, который мы принимаем, и инновационен, и сохраняет то, что создано, и в этой части консервативен, и работает на развитие. Никому не удалось повторить школьную жизнь дважды, никому, и мы сегодня делаем всё, чтобы эта жизнь была хорошей!».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовали 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

0

91 деп. (98,9%)

Воздержался 1 деп. (1,%)

3

СР

5 деп. (7,8%)

52 деп. (81,3%)

Не голосовали 7 деп. (10,9%)

4

ЛДПР

54 деп. (96,4%)

1 деп. (1,8%)

Не голосовал 1 деп. (1,8%)

Итого

294 деп. (65,3%)

114 леп. (32%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)

Не голосовали 11 деп. (2,5%)

15 февраля принят Федеральный закон от 28.02.12 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (внесён Правительством РФ).

Закон направлен на оказание гражданам содействия в получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в негосударственных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов РФ.

Эти средства выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (требований) в соответствии с нормативами финансового обеспечения, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Этот закон будет способствовать росту числа негосударственных образовательных учреждений, повысит доступность для многих родителей получения их детьми платных образовательных услуг, и самое главное, снимет социальную напряженность, связанную с доступностью и безальтернативностью государственного сектора в образовании. Так, к примеру, сейчас очередь в детские сады составляет около двух миллионов человек. В то же время плата за содержание ребёнка в частных детских садах многим родителям сегодня не по карману, и в этой ситуации государство идёт им навстречу: закон позволяет направить государственные средства в виде субсидий на финансирование образовательной части за счёт средств государства. То есть этот закон позволит государству и органам местного самоуправления софинансировать содержание детей и получение ими образовательной услуги в негосударственном образовательном учреждении.

В современных условиях нашей страны соотношение частного и государственного секторов в образовательной сфере практически абсолютно смещено в сторону государственного. В настоящее время в системе образования Российской Федерации доля негосударственных образовательных учреждений составляет всего лишь около 1%. Численность обучающихся в негосударственных общеобразовательных учреждениях составляет около 1,5% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а численность воспитанников негосударственных дошкольных образовательных учреждений – не более 0,5% от числа всех детей, посещающих указанные учреждения. Рост негосударственного сектора при эффективном контроле со стороны государственных органов образования будет способствовать развитию домашних и семейных детских садов, общеобразовательных школ, что будет способствовать развитию конкуренции и в системе государственного образования.

Причем вступление в силу данного закона не отразится на финансовом обеспечении государственных образовательных учреждений.

Полномочиями по финансовому обеспечению данных обязательств наделяются соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

К расходам на реализацию основных общеобразовательных программ закон относит расходы на оплату труда педагогических работников и расходы, связанные с непосредственной реализацией этих программ, в том числе на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Закон раскрывает понятие содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, понимая под этим термином присмотр и уход за ребенком. При этом не предполагается финансовое обеспечение содержания (уход и присмотр за детьми) в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, положениями закона не допускается включение в расходы на содержание (присмотр и уход за ребенком) в дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждениях расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, реализация норм законопроекта предоставит возможность разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Учитывая среднюю стоимость услуги по образованию детей дошкольного возраста в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 7730,3 рублей на одного ребенка в год, потребность в дополнительных средствах составит 12,7 млрд. рублей (из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Справочно: правовые нормы, установленные данным законом, нашли свое отражение в Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Выступления от фракций по мотивам в ходе рассмотрения законопроекта в третьем чтении:

С.В.Иванов (ЛДПР), В.Е.Шудегов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») в целом поддержали законопроект.

О.Ю.Баталина («ЕДИНАЯ РОССИЯ») подчеркнула социальную значимость закона и отметила, что вступление в силу Федерального закона не скажется на финансировании существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений, потому что сегодня они финансируются в соответствии с нормативом и этот норматив пересматриваться не будет. Таким образом, закон не отнимет средства у существующих сегодня государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

80 деп. (87%)

0

Не голосовало 12 деп. (13%)

3

СР

59 деп. (92,2%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 4 деп. (6,2%)

4

ЛДПР

52 деп. (92,9 %)

0

Не голосовало 4 деп. (7,1%)

Итого

426 деп. (94,7%)

1 деп. (0,2%)

Не голосовал 21 деп. (5,9%)

15 февраля принят Федеральный закон от 29.02.12 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (внесён Правительством РФ).

Федеральный закон вступил в силу с 01.01.13.

Закон предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения. Субъектам РФ предписывается создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонды для детей-сирот.

Необходимость рассмотрения и принятия данного закона была обусловлена тем, что на начало 2012 года 63 тысячи детей-сирот не были обеспечены жильем, однако имели на это право. В последние годы в суды общей юрисдикции всех уровней и в Конституционный Суд России поступает большое число обращений, касающихся вопросов обеспечения жильем детей-сирот, что является показателем неблагополучия в этой сфере. Это в первую очередь связано с неудовлетворительным правовым регулированием в области обеспечения и защиты жилищных прав данной категории детей.

Для нормализации ситуации в этой сфере данным законом вносятся изменения в следующие федеральные законы: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Жилищный кодекс РФ.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет, который может быть продлен на новый пятилетний срок не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

По письменному заявлению указанных лиц, достигших 18-летнего возраста, жилые помещения предоставляются им органами исполнительной власти субъектов РФ по окончании срока пребывания в учреждениях, создаваемых для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Закон позволит обеспечить введение правового механизма реализации права детей-сирот на предоставление им временного (по договору найма) жилого помещения при поддержке регионов из федерального бюджета путем предоставления субсидий на эти цели в суммарном объеме до 3,5 млрд. рублей ежегодно. При этом право на обеспечение постоянными жилыми помещениями сохраняется за ними и после достижения возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Выступления от фракций по мотивам в ходе рассмотрения законопроекта в третьем чтении:

Поддержали: ЛДПР (М.С. Рохмистров, с замечаниями) и «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (П.В. Крашенинников). Основным аргументом «за» является то, что закон защищает жилищные права конкретных лиц (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и устраняет социальную несправедливость.

Г.П. Хованская («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») мотивировала позицию фракции тем, что «законопроект грубо нарушает права детей-сирот и нарушает часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Вместо постоянного жилья, которое предоставляется на сегодняшний день вне очереди – и это право можно защитить в суде, - детям теперь будет предложено постоять в очереди на временное жильё, которого тоже нет, им может быть предоставлено это жильё на десять лет».

О.Н. Алимова (КПРФ) отметила, что фракция голосует против, поскольку, по мнению фракции, законопроект ущемляет права детей-сирот: в законопроекте не прописано качество предоставляемого жилья. По ее мнению - «в законопроекте говорится о специализированном жилищном фонде – и у тех, кто будет реализовывать эту норму закона, появится соблазн выделить комнатку в общежитии, ведь построить хорошее, добротное жильё в реальной жизни невозможно».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

4 деп. (4,3%)

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

0

63 (98,4%)

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

16 деп. (28,6%)

0

Не голосовало 40 деп. (71,4%)

Итого

252 деп. (56%)

67 деп. (14,9%)

Не голосовало 131 деп. (29,1%)

23 марта принят Федеральный закон от 01.04.12 № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации» (внесён Президентом России).

Федеральный закон вступил в силу 14 апреля 2012 года.

Законом предусматривается, что к трудовой деятельности в сферах:

  • образования,
  • воспитания,
  • развития несовершеннолетних,
  • организации их отдыха и оздоровления,
  • медицинского обеспечения,
  • социальной защиты и социального обслуживания,
  • детско-юношеского спорта,
  • культуры и искусства с участием несовершеннолетних

не будут допускаться лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию за преступления, в том числе против основ конституционного строя и безопасности государства. По данным основаниям запрещается также государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, намеренного осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в названных ранее сферах. Исключение делается для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Введение подобного запрета позволит исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.

Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая отметила, что «главная идея законопроекта – максимально обеспечить репутационную чистоту педагога и соответствие личности педагога тем целям и задачам, которые обеспечиваются в сфере образования», напомнив, что «сегодня формирование толерантности, терпимости, уважительного отношения» является одной из важнейших задач в системе образования.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

1 деп. (1,1%)

0

Не голосовало 91 деп. (98,9%)

3

СР

2 деп. (3,1%)

0

Не голосовало 62 деп. (96,9%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

238 деп. (52,9%)

0

Не голосовало 212 деп. (47,1%)

18 мая принят Федеральный закон от 05.06.12 № 55-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства) (внесен Правительством РФ).

Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» принят в целях социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Эти граждане принимаются на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В 2011 году они получили право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки; при этом, получение земельного участка от государства влечет снятие данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Данный закон устраняет эту правовую коллизию и сохраняет за гражданами, имеющими трех и более детей, получившими участки для индивидуального строительства, право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Данный закон повысит социальную защиту малоимущих многодетных семей.

По мотивам голосования в третьем чтении выступила Г.П. Хованская («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»). Г.П.Хованская не только призвала всех депутатов поддержать закон, но и внесла предложение по дальнейшей работе в этом направлении: «Дело в том, что мы с вами сегодня завершаем только половину работы. Действительно, не будут многодетные семьи сниматься с очереди нуждающихся в получении земельного участка, однако есть опасность, что как раз при предоставлении жилого помещения будет осуществляться та же самая проверка и гражданам будут отказывать в предоставлении жилого помещения. Поэтому у нас есть очень простой выход. Существует указ Президента № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». И в соответствии с Жилищным кодексом, а точнее с частью третьей 49-й статьи есть возможность указом президента определить иные категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Поэтому у меня убедительная просьба к представителю Президента учесть это наше пожелание и вот такие дополнения в указ Президента внести, потому что оставлять это на региональном уровне недопустимо, этот вопрос должен регулироваться федеральным законодательством. Я прошу поддержать в третьем чтении указанный законопроект».

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

90 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (2,2%)

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

442 деп. (98,2%)

0

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

25 мая принят Федеральный закон от 05.06.12 № 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (внесён Правительством РФ).

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей была подписана в Гааге 19 октября 1996 г. и вступила в силу 1 января 2002 г. Сейчас в ней участвуют более 35 государств.

При разработке Конвенции были приняты во внимание институты защиты интересов ребенка разных государств мира. Конвенция охватывает обширный перечень мер защиты личных и имущественных прав ребенка (ребенок – моложе 18 лет) как частного, так и публичного характера. Область применения Конвенции – разграничение юрисдикции, решение вопросов подлежащего применению права, обеспечение признания и исполнения мер защиты детей, принятых в одной из стран-участниц Конвенции, в других странах-участницах.

Необходимость присоединения Российской Федерации к Конвенции связана с решением проблем, возникающих в последнее время в отношениях между родителями и детьми, рожденными в браке, заключенном лицами, которые являются иностранцами по отношению друг к другу, либо проживают в разных государствах. Действующие в настоящее время двусторонние международные договоры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским и семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в области семейных правоотношений, возникающих между родителями по воспитанию детей.

Закон о ратификации конвенции принят с двумя оговорками. Во-первых, при взаимодействии с иностранными органами и организациями будет использоваться только английский язык. Вторая оговорка признает исключительную юрисдикцию российских органов при принятии мер по защите имущества ребенка на территории России, и сохраняет за РФ право не признавать родительскую ответственность или какую-либо меру, если она несовместима с мерой, принимаемой органами страны в отношении этого имущества.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

3 деп. (3,3%)

0

Не голосовало 89 деп. (96,7%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

360 деп. (80%)

0

Не голосовало 90 деп. (20%)

10 июля принят Федеральный закон от 28.07.12 № 148-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» (внесён Правительством РФ).

Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Договор) подписан в Москве 18 ноября 2011 г.

Договор направлен на создание юридической базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Французской Республикой в области усыновления детей. Его основная цель - обеспечить интересы детей, передаваемых на международное усыновление. В основе Договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г., подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 года.

Заключение такого двустороннего договора соответствует международной практике России. Возможность заключения подобных договоров предусмотрена и в российском законодательстве, в частности, в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 165).

Договор разработан с учетом российского законодательства и опыта двусторонних отношений в этой области с другими государствами, например, с Итальянской Республикой.

Выступления от фракций.

Свергунова М.Н. (ЛДПР): «Давайте задумаемся, а нужна ли нам ратификация указанных договоров? Докладчик и содокладчик пояснили нам, что данные договора позволят осуществлять контроль за содержанием наших российских детей приёмными родителями во Французской Республике. Доля приёмных детей составляет 5 процентов от общего числа усыновления (удочерения) детей, но эти 5 процентов - это тысячи наших детей, которые, несомненно, должны воспитываться в Российской Федерации, и наше государство должно заботиться о наших детях, а не продавать их за пределы Российской Федерации».

Горячева С.П. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «Наша фракция будет свободно голосовать по этому соглашению. А почему? Потому что, к сожалению, в этом соглашении больше вопросов, чем ответов».

Никитчук И.И. (КПРФ): «Коммунисты против любого иностранного усыновления. Мы не должны заниматься этой проблемой, мы должны выйти из любого подобного соглашения, и мы должны найти любые средства, чтобы наши граждане оставались здесь: у нас и так не хватает людей. Коммунисты будут голосовать против».

Баталина О.Ю. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Я абсолютно разделяю позицию о том, что международное усыновление - это исключительная, крайняя мера для устройства российских детей. Конечно, дети, рождённые на территории Российской Федерации, должны воспитываться в российских семьях, но, к сожалению, этого сегодня нет, и нет во многом по объективным причинам. Так возникает вопрос: если сегодня по факту существует международное усыновление, должны ли мы защищать интересы тех детей, которые уже сегодня воспитываются за рубежом? Я убеждена в том, что должны. А влияем ли мы на этот процесс сегодня? К сожалению, нет. Почему? Да потому, что у нас нет двусторонних договоров, соглашений ни с Соединёнными Штатами, ни с Францией, а дети российские, живущие на территории этих стран в зарубежных семьях, есть, и их очень много».

Итоги голосования (принятие закона).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

2 деп. (2,2%)

9 деп. (9,8%)

Не голосовало 81 деп. (88%)

3

СР

55 деп. (85,9%)

0

Не голосовало 9 деп. (14,1%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

293 деп. (65,1%)

9 деп. (2%)

Не голосовало 148 деп. (32,9%)

Справочно: по состоянию на начало 2012 года было усыновлено 10 839 детей, из которых 7 434 детей – российскими гражданами, 3 405 детей – иностранцами.

10 июля принят Федеральный закон от 20.07.12 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (внесён Правительством РФ).

Закон установил особенности размещения заказов на поставки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания для нижеперечисленных организаций и учреждений:

дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.

Так, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также требование к участникам размещения такого заказа о наличии у них опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров (поставки пищевых продуктов в указанные учреждения и организации) и (или) на оказание одноименных услуг (услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций), стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый аукцион в электронной форме.

Кроме того, учитываются контракты, исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, открытом аукционе в электронной форме.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Результаты голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

445 деп. (98,9%)

0

Не голосовало 5 деп. (1,1%)

26 октября принят Федеральный закон от 12.11.12 № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации» (внесён Правительством РФ).

Законом предусматривается, что лицо, воспитывающее ребенка без матери (иной законный представитель ребенка), являющееся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей 3 и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не работает, не может быть уволено по инициативе работодателя.

Законопроект был подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. № 28-П, в котором положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым гарантия в виде запрета расторжения по инициативе работодателя трудового договора (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или совершением работником виновных действий) предоставляется женщинам, имеющим детей в возрасте 3 лет, и другим лицам, воспитывающим детей того же возраста без матери, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19, 37 (часть 1) и 38 (части 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя указанных женщин и других лиц, воспитывающих детей до 3 лет, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

Согласно правовой позиции, приведенной в указанном постановлении Конституционного Суда, равные возможности в процессе трудовой деятельности должны создаваться, в том числе, для граждан - родителей малолетних детей. Предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

63 деп. (98,4%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

446 деп. (99,1%)

0

Не голосовало 4 деп. (0,9%)

16 марта в первом чтении приняты законопроекты направленных № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», № 3145-6 «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», № 3148-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесены Президентом России).

Законопроекты внесены Президентом Российской Федерации 28.12.2011 г.

Первый в этом пакете законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Функции по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня согласно статье 121 Семейного кодекса возложены на органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. В отдельных муниципальных образованиях учреждены специализированные правозащитные органы, институты уполномоченных по правам ребёнка. Однако права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда соблюдаются в полной мере. Данный закон, по мнению разработчиков, положительно повлияет на их защиту с точки зрения соблюдения их прав и обеспечения гарантий оказания государственной поддержки.

Законопроект предусматривает создание системы общественного контроля за организациями, созданными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общественный контроль устанавливается за двумя категориями лиц, которые содержатся в этих организациях:

· дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей;

· лица в возрасте до двадцати трёх лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная роль в формировании общественных наблюдательных комиссий отводится Общественной палате Российской Федерации. Члены комиссий как федерального, так и регионального уровня будут назначаться её Советом. Кроме того, Совет будет устанавливать численность общественных наблюдательных комиссий. При этом в законе предусмотрено, что состав федеральной комиссии должен быть не менее пятнадцати человек, а региональной – не менее пяти человек. Кандидатуры в состав наблюдательных комиссий могут предлагаться

· Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка коллегами вышеобозначенных в субъектах Российской Федерации.

· общественными и иными негосударственными организациями, которые отвечают требованиям, установленным законом.

Одновременно с принятием этого базового федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», расширяющим компетенцию уполномоченного. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, направленные на то, чтобы установить административную ответственность должностных лиц, которые будут препятствовать осуществлению общественного контроля, а также членов общественных наблюдательных комиссий в том случае, если они сами при проведении этого общественного контроля будут нарушать требования законодательства РФ.

Принятие законопроектов в первом чтении было поддержано всеми фракциями в Государственной Думе.

Итоги голосования по законопроекту «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

2 деп. (2,2%)

0

90 деп. (97,8%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

358 деп. (79,6 %)

0

Не голосовало 92 деп. (20,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,4%)

25 сентября в первом чтении принят законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (внесён Правительством РФ).

Законопроект внесён Правительством Российской Федерации 23.032012 г.

Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющие новую форму индивидуальной профилактической работы – социальный патронат.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Работа по социальному патронату, согласно законопроекту, будет осуществляться органами опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о необходимости установления социального патроната и утверждаемого этим органом плана организации социального патроната. В связи с тем, что социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В случае неустранения обстоятельств, явившихся основанием для установления социального патроната, по завершении установленного срока его осуществления и возникновения соответствующих оснований орган опеки и попечительства будет обязан предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах.

Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка. При этом социальный патронат будет осуществляться на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений.

От фракций выступила только А.В.Апарина (КПРФ) с обоснованием отрицательной позиции по законопроекту: «Необходимо обязательно провести референдум. Мы ни разу не проводили: мы боимся, что народ выскажет своё мнение. Необходимо провести референдум по этому вопросу! В Швейцарии референдум проводят всегда, даже если мост надо построить через какую-то там речку, и то спрашивают народ. А в данном случае столько общественных организаций, граждан рядовых высказываются против! Надо было опубликовать этот законопроект, привлечь общественность - пусть люди выскажут мнение!»

Справочно: в настоящее время депутаты Государственной Думы внимательно работают над подготовкой законопроекта ко второму чтению. Депутаты в своей деятельности руководствуются, в том числе, позицией Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанной им 09.02.1013 г. на Съезде родителей России.

По мнению В.В. Путина, целый ряд положений о социальном патронате и контроле за соблюдением прав детей-сирот «содержит явные социальные риски», а «непродуманное внедрение механизмов», прописанных в этих законопроектах, может повлечь за собой разрушение семей «и даже прямую коррупцию».

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,2%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)
Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

0

88 деп. (95,7%)

Не голосовало 4 деп. (4,3%)

3

СР

61 деп. (96,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,2%)

4

ЛДПР

6 деп. (10,7%)

0

Не голосовало 50 деп. (89,3%)

Итого

303 деп. (63,3%)

88 деп. (19,6%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 58 деп. (12,9%)