АВ 2013г. Законодательные аспекты совершенствования защиты детей и детства в Российской Федерации
РАЗДЕЛ 2. Федеральные законы и законопроекты, направленные на защиту детей от правонарушений
7 февраля принят Федеральный закон от 29.02.12 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» (внесен Президентом России).
Действовавшая ранее система наказаний доказала свою неэффективность, и назрела настоятельная необходимость в принятии нового закона. В последние несколько лет произошел резкий всплеск преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемых, в том числе рецидивистами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В 2011 году число насильственных преступлений против половой неприкосновенности детей увеличилось по сравнению с 2010 годом на 41,2 %. В 2010 году в России было совершено 961 изнасилование несовершеннолетних, причем в 384 случаях потерпевшим не было 14 лет. В отношении несовершеннолетних было также совершено 1766 преступлений, предусмотренных статьями 132 «Насильственные действия сексуального характера» и 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» Уголовного кодекса РФ. В том же году из 7598 человек, осужденных за данные преступления, более 2 тыс. имели неснятые и непогашенные судимости, а около 500 человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.
Принятый закон направлен на ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста. Действие положений закона распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-возраста, совершенные и до дня вступления в силу настоящего закона.
Основные положения закона:
· запрещается применение условного осуждения и отсрочки отбывания наказания к лицам осужденным;
· изменены условия реализации такими лицами права на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обязательное отбытие 4/5 срока и обязательное прохождение психиатрической экспертизы);
· усилены меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы в отношении обвиняемых, ранее судимых за подобные преступления;
· предусматривается более суровое наказание для обвиняемых, являющихся близкими родственниками, педагогами, воспитателями потерпевших детей, а также сотрудниками учреждений, осуществляющими надзор за этими несовершеннолетними;
· устанавливается особый порядок применения принудительных мер медикаментозного характера (нередко эти меры называют «химической кастрацией»). Основанием для этого является решение суда, принимаемое с учетом заключения обязательной судебно-психиатрической экспертизы, из которого следует, что лицо страдает расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
· вводится добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Такому осужденному администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за 6 мес. до истечения срока отбывания наказания, обязана разъяснить право на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для выявления у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения медицинских мер, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений. Такой комплекс может включать возможность применения профилактических медикаментозных средств;
· лицо, впервые совершившее подобное преступление, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). В случае если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее 4-х лет, к последнему не применяется наказание в виде лишения свободы. Исключается из ряда статей УК признак «заведомости» осознания преступником возраста несовершеннолетнего;
· статья о незаконном распространении порнографических материалов или предметов дополняется новыми двумя частями: - распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста; устанавливается повышенная уголовная ответственность за изготовление таких материалов и их оборот публично или с использованием СМИ, включая сеть «Интернет».
Выступления от фракций по мотивам при рассмотрении законопроекта в третьем чтении:
В.В.Бортко (КПРФ) отметил, что, по его мнению, в законе отсутствует определение детской порнографии, ослабляется наказание за ненасильственные действия в отношении несовершеннолетних, для привлечения к ответственности необходима совокупность трех квалифицирующих признаков. Эти вопросы выступавший предложил доработать.
А.С.Кропачев (ЛДПР) заметил, что фракция не согласна с возрастом несовершеннолетних, определяемого законом и предложил увеличить его до 16 лет. Фракция возражает против возможности замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Также фракция ЛДПР считает, что в дальнейшем нужно вернуться к вопросу о недопущении условно-досрочного освобождения в отношении педофилов.
Д.Ф.Вяткин («ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил замечания и предложения к данному закону доработать в рамках рабочих групп и заседаний комитетов с участием представителей всех фракций.
Итоги голосования по законопроекту (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
234 деп. (98,3%) |
0 |
Не голосовало 4 деп. (1,7%) |
2 |
КПРФ |
4 деп. (4,3%) |
0 |
Не голосовало 88 деп. (95,7%) |
3 |
СР |
60 деп. (93,8%) |
1 деп. (1,6%) |
Не голосовало 3 деп. (4,7%) |
4 |
ЛДПР |
56 деп (100%) |
0 |
0 |
Итого |
354 деп. (78,7%) |
1 деп. (0,2%) |
Не голосовало 95 деп. (21,1%) |
18 мая принят Федеральный закон от 05.06.2012 № 54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления ответственности за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ) (внесен депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
Закон устанавливает уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов и за организацию, либо содержание притонов для их потребления.
Употребление наркотиков в настоящее время является одной из серьезнейших проблем в нашей стране. Она оказалась в состоянии эпидемии наркомании – особенно подростковой и детской. Больных наркоманией в России сегодня – от 3 до 4 миллионов. Средний возраст человека, впервые попробовавшего наркотики, составляет 14 лет. Количество наркозависимых постоянно растет, а их средний возраст уменьшается: распространение наркомании среди подростков почти в 4 раза выше, чем среди взрослых. Кроме того, юный организм быстрее привыкает к наркотику. Больше половины лиц, употребляющих наркотические вещества, инфицированы гепатитом В и С, 10% – ВИЧ-инфекцией.
Данная ситуация заставляет власти России комплексно, в том числе законодательно, усиливать борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Сегодня в России установлена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, сбыт наркотических, психотропных веществ или их аналогов. Но в тоже время в законодательстве не определена ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических или психотропных веществ, а также за организацию притонов для их потребления. Это не отвечает задачам уголовного судопроизводства и адекватным мерам по отношению к наркоситуации в России. Этот закон устраняет данный законодательный пробел.
Согласно закону, склонение к потреблению наркотиков, психотропных веществ или их аналогов будет наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. В случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, им будет грозить лишение свободы от пяти до десяти лет. Как отмечается в пояснительной записке, один наркоман за свою жизнь приобщает к пагубной зависимости до 30 человек, и ежегодно в каждом субъекте РФ органами наркоконтроля выявляются и ликвидируются десятки наркопритонов. При этом именно в притонах начинается втягивание людей в потребление наркотиков и их аналогов. Новый закон ужесточает наказание за содержание притонов (лишение свободы на срок до четырех лет).
Выступления от фракций по мотивам при рассмотрении законопроекта в третьем чтении:
Я.Е.Нилов (ЛДПР): «Фракция ЛДПР поддержит данный закон, потому что эта проблема действительно актуальная. Многие лица с преступными помыслами, которые сами не употребляют наркотических средств, внедряют своих агентов или сами внедряются в молодёжную среду, начиная со школьной скамьи, выискивают там потенциально благоприятных, скажем так, лиц, у которых состоятельные семьи, богатые родители, есть определённое имущество, подсаживают их сначала на лёгкие наркотики, потом наркотики утяжеляются, и в результате эти молодые люди, находясь в сильнейшей зависимости, начинают вытаскивать из дома деньги, имущество, прочие материальные ценности. А параллельно с этим наша молодёжь деградирует, уровень образования падает, и в целом это разлагает наше молодое поколение, поэтому бороться с этим надо. Фракция ЛДПР поддержит в третьем чтении данный закон и просит всех остальных также поддержать».
С.Ю.Фабричный («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Абсолютно обоснованным и жизненно важным является стремление государства контролировать всё, что связано с незаконным оборотом веществ, обладающих психоактивными свойствами, в том числе это относится и к установлению единого перечня противоправных действий, связанных с использованием как наркотических или психотропных веществ, так и их аналогов, и к установлению, соответственно, единого перечня мер уголовной ответственности. Закон направлен именно на это, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» его поддерживает».
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение)
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
234 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
62 деп. (96,9%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,1%) |
4 |
ЛДПР |
55 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
443 деп. (98,4%) |
0 |
Не голосовало 7 деп. (1,6%) |
23 мая принят Федеральный закон от 05.06.12 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статью 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения) (внесен Правительством РФ).
Закон направлен на усиление административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к:
· условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей,
· техническим (в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения),
· учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Предпосылкой для разработки и внесения закона в Государственную Думу Правительством РФ (разработчик Министерство здравоохранения и социального развития) стали многочисленные случаи инфекционных заболеваний в детских лагерях отдыха, воспитательных учреждениях.
В настоящее время ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей в КоАП РФ напрямую не установлена. В результате лица, нарушившие данные требования, привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ или ст. 6.5 и 6.6 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питанию населения. Штраф за данные нарушения установлен для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических – от 20 000 до 30 000 руб. Штрафы по ст. 6.3 КоАП РФ составляют для должностных лиц – от 500 до 1000 руб., для юридических – от 10 000 до 20 000 руб.
Законом с целью усиления ответственности вносятся изменения в статью 6.7 КоАП РФ, расширяя сферу ее применения на нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей. За нарушение указанных требований установлены штрафы:
· должностных лиц в размере от 3 до 7 тыс. рублей;
· юридических лиц – от 30 до 70 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При повторном в течение года нарушении размер штрафа составит для:
· должностных лиц – от 10 до 15 тыс. рублей;
· юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей.
Выступления от фракций по мотивам при рассмотрении законопроекта в третьем чтении:
М.А. Шингаркин (ЛДПР) поддержал закон и призвал депутатов чаще пользоваться механизмом депутатских запросов для создания особого режима контроля за исполнением требований нормативных правил в области санитарии и гигиены в местах отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Л.М. Огородова («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержала закон и отметила, что данный закон вводит специальные нормы, которые устанавливают необходимость осуществления мер по профилактике заболеваний и сохранению и укреплению здоровья, организации питания и выполнению требований санитарного законодательства в организациях отдыха и оздоровления детей.
С.П. Горячева («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») в целом поддержала закон, отметив, что главная проблема с неблагополучной ситуацией в местах отдыха, оздоровления и воспитания детей заключается в том, что оздоровление и отдых детей были переложены с федерального уровня на региональный. И это, по мнению С.П.Горячевой, привело к существенному недофинансированию, породившему сегодняшнюю ситуацию.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовало 1 деп. (0,4 %) |
2 |
КПРФ |
90 деп. (97,8%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (2,2 %) |
3 |
СР |
62 деп. (96,9%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,1 %) |
4 |
ЛДПР |
56 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
445 деп. (98,9%) |
0 |
Не голосовало 5 деп. (1,1%) |
26 октября принят Федеральный закон от 12.11.12 № 193-ФЗ 2О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
Минздравсоцразвития России установил, что 80,8% молодежи в возрасте от 11 до 24 лет регулярно употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90 %. Девушки – будущие матери – не отстают от юношей. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.
Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, - самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет.
Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной. Темпы распространения алкоголизма приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации.
В целях сохранения самой уязвимой части населения – детей и подростков авторами законопроекта предлагается усиление ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, что, по мнению авторов, должно снизить уровень их потребления детьми и подростками.
Закон направлен на значительное увеличение размеров административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Административный штраф за указанное правонарушение устанавливается в следующем размере: на граждан в размере от 30 до 50 тыс. руб. (сейчас - от 3-х до 5 тыс. руб.); на должностных лиц - от 100 до 200 тыс. руб. (сейчас - от 10 до 20 тыс. руб.); на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. руб. (сейчас - от 80 до 100 тыс. руб.).
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
235 деп. (99,6%) |
0 |
Воздержался 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
91 деп. (98,9%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (1,1%) |
3 |
СР |
64 деп. (100%) |
0 |
0 |
4 |
ЛДПР |
54 деп. (96,4%) |
0 |
Не голосовал 2 деп. (3,6%) |
Итого |
444 деп. (98,7%) |
0 |
Воздержался 1 деп. (0,2%) Не голосовало 5 деп. (1,1%) |
23 октября в первом чтении принят законопроект № 129690-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (внесён Правительством РФ).
По данным Роспотребнадзора в Российской Федерации более 28 млн. человек вовлечены в пьянство, из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют спиртные напитки. Пьющие дети сегодня - это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки, это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. По данным Национальной алкогольной ассоциации на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей. Реально число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, намного больше официальной статистики. В последние годы их количество увеличивается. Этому во многом способствует вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и др.
По данным ГИАЦ МВД России, наблюдается рост числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2009 г. в состоянии алкогольного опьянения совершалось каждое восьмое преступление, в 2010 г. - каждое шестое, в 2011 г. - каждое пятое. В 2009 г. выявлено 214 371 преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в 2010 г. - 237 283 (+ 10,7% к АППГ), в том числе несовершеннолетними - 7 255, в 2011 г. - 263 294 (+ 11,0% к АППГ), несовершеннолетними - 7 247, в первом полугодии 2012 г. - 152 836 (+ 16,9% к АППГ), несовершеннолетними - 3 916.
Законопроектом предлагается:
- ужесточить уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление не только спиртных напитков, но и алкогольной и спиртосодержащей продукции с применением насилия или с угрозой его применения, - от 2-х до 6-ти лет (сейчас – до 6-ти лет без нижнего предела).
- предусмотреть повышенную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке, выделив эти деяния в самостоятельные составы преступлений – лишение свободы до 3-х лет, штраф – до 500 тыс. руб.
В КоАП РФ:
- за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, - 1,5-3 тыс. руб. (сейчас – 100-300 руб.);
- те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицам, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних , - 4-5 тыс. руб. (сейчас – 0,5-1 тыс. руб.).
- увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до 1 года (сейчас – 2 месяца).
Законопроект в первом чтении был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (первое чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
57 деп. (89,1%) |
0 |
Не голосовало 7 деп. (10,9%) |
4 |
ЛДПР |
56 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
442 деп. (98,2%) |
0 |
Не голосовало 8 деп. (1,8%) |
Приложения