Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица мониторинга практики применения федерального законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов

№№

п/п

   Норма закона

(статья, пункт, подпункт)

   Проблема применения и предложения по устранению

Автор предложения

   Отметка о решении проблемы в новейшем законодательстве либо в подготовленных проектах федеральных законов

1

2

3

4

5

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – № 67-ФЗ; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» – № 19-ФЗ

1.

Статья 2
№ 67-ФЗ

Неопределенность в понимании

Дать определение резерву УИК

Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан

Вопрос урегулирован Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

2.

 Статья 4 (пп. «а» и «б» п.32) № 67-ФЗ

Статья 3 (пп. 1 и 2 п.52) № 19-ФЗ

Актуальность нормы, редакция

Изложить в следующей редакции:

«а) имеющие снятую и погашенную (неснятую и непогашенную) судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений;

б) имеющие снятую и погашенную (неснятую и непогашенную) судимость за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;»;

Аналогично – применительно к выборам Президента Российской Федерации

Избирательная комиссия Кировской области

Частично учтено в Федеральном законе от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3.

Статья 10
(п.3) № 67-ФЗ

Актуальность нормы

Установить иные единые дни голосования: четвертое воскресенье марта и второе воскресенье ноября.

Осенняя кампания начинается в июле месяце и приходится с одной стороны - на неотложные сельскохозяйственные работы, с другой - на летние отпуска.

Нельзя сбрасывать со счетов и потепление климата: даже в октябрьские дни голосования избиратели охотнее отправляются на дачи, нежели на избирательные участки.

Весенняя кампания приходится на самый «праздничный» период в России: новогодние праздники, День Защитника Отечества, 8 марта.

Все они влекут за собой определенные неудобства, как для избирателей, так и для кандидатов:

невозможно открыть специальный избирательный счет для создания избирательного фонда и воспользоваться им, так как банки закрыты, как правило, с 25 декабря по 10 января включительно (как минимум половину срока выдвижения кандидатов);

«красные» даты исключаются из периода агитации в СМИ;

сложнее собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а затем избирателей на встречу с ними.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан

Вопрос урегулирован Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4.

Статья 15 (п.6) и статья 19 (п.2) № 67-ФЗ

Внутреннее противоречие

В Федеральном законе отмечено совпадение во времени двух этапов кампании местного референдума. Из совокупности положений пункта 6 статьи 15 «Назначение референдума» и пункта 2 статьи 19 «Образование избирательных участков, участков референдума» Федерального закона следует, что опубликование решения о назначении местного референдума и образование участков референдума должны осуществляться в одно и то же время – за 45 дней до дня голосования (в пункте 6 статьи 15 сказано, что решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию не менее чем за 45 дней до дня голосования; в пункте 2 статьи 19 говорится, что избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования). Предлагается разнести во времени упомянутые этапы

Правовое управление

учтено в Федеральном законе от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

5.


Статья 22
№ 67-ФЗ

Внутреннее противоречие

Дополнить пунктом 9 следующего содержания: «9. При образовании избирательных участков в исключительных случаях в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 19 настоящего Федерального закона, положения пункта 8 настоящей статьи в отношении участковых избирательных комиссий могут не применяться.».

Предложение направлено на согласование между собой положений п.5 ст.19 и п.8 ст.22 № 67-ФЗ в их системном толковании, поскольку при образовании избирательных участков в исключительных случаях (в срок - не позднее чем за три дня до дня голосования) объективно не возможно соблюсти десятидневный срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии данного избирательного участка

Избирательная комиссия Иркутской области

учтено в Федеральном законе от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

6.

Статья 61 (п.11) № 67-ФЗ

Практическая проблема, Актуальность нормы

Ввиду того, что видеонаблюдение в режиме реального времени и видеозапись в помещении для голосования в день голосования прочно вошли в практику проведения выборов всех уровней, представляется целесообразным включение соответствующих положений в законодательство:

«11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Помещение для голосования может быть оснащено средствами видеонаблюдения и видеотрансляции в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации

Избирательная комиссия Московской области

В ЦИК России подготовлен проект соответствующего федерального закона

7.

Статья 64
№ 67-ФЗ

Актуальность нормы

Предусмотреть возможность голосования с использованием сети «Интернет» или с помощью иных видов связи отдельных категорий избирателей, не имеющих возможности прибыть для голосования в помещение для голосования.

Предлагается рассмотреть возможность введения дистанционного голосования, в том числе и с использованием сети Интернет, телефона и электронных карт, включая организацию дистанционного электронного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, за рубежом и голосования в России в целом, внеся изменения в статьи 61 – 64, 66, 74 Федерального закона и статьи 4 и 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Рабочая группа в составе Л.Г. Ивлева, Н.Е. Конкина, М.В. Гришиной, Е.П. Дубровиной, С.М. Алёшкина, В.И. Лысенко (предложения от 01.04.2009)

ФЦИ при ЦИК России

В ЦИК России подготовлен соответствующий проект федерального закона

8.

Статья 68 (п.3) № 67-ФЗ

Практическая проблема

Подсчет и погашение неиспользованных открепительных удостоверений членами участковой избирательной комиссии осуществлять в день голосования перед началом голосования, а не после его окончания

Избирательная комиссия Архангельской области

П.13 ст.62 предусматривает – до начала, в ст. 68 (п.3) речь идет об избирательных бюллетенях

9.

Статья 68
№ 67-ФЗ

Актуальность нормы

Предлагается определить порядок формирования протоколов избирательных комиссий об итогах голосования в электронном виде, включая оборудование участковых избирательных комиссий автоматизированными рабочими местами, установление каналов связи для передачи данных из участковых комиссий в ГАС «Выборы» и наделение правом электронно-цифровой подписи председателей, заместителей председателей, секретарей участковых избирательных комиссий. Соответствующие изменения внести в статьи 61, 68, 74 Федерального закона

ФЦИ при ЦИК России

Предложения по решению данной проблемы содержатся в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы

Иные законодательные акты

10.


Актуальность нормы

В целях ускоренной замены оборудования информационных центров ГАС «Выборы», предлагается изложить пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в следующей редакции:

«3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума), о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа» .

ФЦИ при ЦИК России

Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы

11.


Практическая проблема

В связи с окончанием 1 апреля 2012 года срока действия распоряжения Президента Российской Федерации № 404-рп от 20.06.2011 года об определении единственных исполнителей заказов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на выполнение работ по изготовлению избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок) у избирательных комиссий субъектов Российской Федерации сложится сложное положение с обеспечением реализации избирательных прав граждан на выборах различного уровня.

В соответствии с действующим законодательством размещение заказа на исполнение вышеупомянутых работ избирательными комиссиями производится только на основе торгов. В связи с жестким ограничением времени для избирательных комиссий от момента получения денежных средств на организацию и проведение выборов до дня голосования, у избирательных комиссий отсутствует возможность проведения повторных торгов в случае недобросовестности исполнителя либо изготовления исполнителем заказанной печатной продукции ненадлежащего качества. Подобная ситуация может привести к срыву голосования на определенной территории


Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы

12.

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и муниципальных нужд»

Актуальность нормы

Проведение каждой избирательной кампании сопровождается как многочисленными организационными мероприятиями, так и необходимостью размещения заказов на изготовление и поставку, информационных материалов и различного технологического оборудования. Сроки подготовки к выборам и порядок финансирования из федерального бюджета жестко регламентированы. В связи с этим ограниченными по времени оказываются не только сама процедура объявления и проведения каких-либо торгов, связанных с приобретением технологического оборудования для проведения выборов, но и сроки изготовления и поставки соответствующей продукции. Скоротечность избирательной кампании не позволяет в полном объеме применять нормы, изложенные в законе.

Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и муниципальных нужд», касающиеся размещения заказов избирательными комиссиями на период подготовки и проведении выборов.

Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан

Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы