АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица мониторинга практики применения федерального законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов
№№ п/п |
Норма закона
(статья, пункт, подпункт) |
Проблема применения и предложения по устранению |
Автор предложения |
Отметка о решении проблемы в новейшем законодательстве либо в подготовленных проектах федеральных законов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – № 67-ФЗ; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» – № 19-ФЗ | ||||
1. |
Статья 2
|
Неопределенность в понимании Дать определение резерву УИК |
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан |
Вопрос урегулирован Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
2. |
Статья 4 (пп. «а» и «б» п.32) № 67-ФЗ
Статья 3 (пп. 1 и 2 п.52) № 19-ФЗ |
Актуальность нормы, редакция Изложить в следующей редакции: «а) имеющие снятую и погашенную (неснятую и непогашенную) судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений; б) имеющие снятую и погашенную (неснятую и непогашенную) судимость за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;»; Аналогично – применительно к выборам Президента Российской Федерации |
Избирательная комиссия Кировской области |
Частично учтено в Федеральном законе от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» |
3. |
Статья 10
|
Актуальность нормы Установить иные единые дни голосования: четвертое воскресенье марта и второе воскресенье ноября. Осенняя кампания начинается в июле месяце и приходится с одной стороны - на неотложные сельскохозяйственные работы, с другой - на летние отпуска. Нельзя сбрасывать со счетов и потепление климата: даже в октябрьские дни голосования избиратели охотнее отправляются на дачи, нежели на избирательные участки. Весенняя кампания приходится на самый «праздничный» период в России: новогодние праздники, День Защитника Отечества, 8 марта. Все они влекут за собой определенные неудобства, как для избирателей, так и для кандидатов: невозможно открыть специальный избирательный счет для создания избирательного фонда и воспользоваться им, так как банки закрыты, как правило, с 25 декабря по 10 января включительно (как минимум половину срока выдвижения кандидатов); «красные» даты исключаются из периода агитации в СМИ; сложнее собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а затем избирателей на встречу с ними. |
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан |
Вопрос урегулирован Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
4. |
Статья 15 (п.6) и статья 19 (п.2) № 67-ФЗ |
Внутреннее противоречие В Федеральном законе отмечено совпадение во времени двух этапов кампании местного референдума. Из совокупности положений пункта 6 статьи 15 «Назначение референдума» и пункта 2 статьи 19 «Образование избирательных участков, участков референдума» Федерального закона следует, что опубликование решения о назначении местного референдума и образование участков референдума должны осуществляться в одно и то же время – за 45 дней до дня голосования (в пункте 6 статьи 15 сказано, что решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию не менее чем за 45 дней до дня голосования; в пункте 2 статьи 19 говорится, что избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования). Предлагается разнести во времени упомянутые этапы |
Правовое управление |
учтено в Федеральном законе от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
5.
|
Статья 22
|
Внутреннее противоречие Дополнить пунктом 9 следующего содержания: «9. При образовании избирательных участков в исключительных случаях в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 19 настоящего Федерального закона, положения пункта 8 настоящей статьи в отношении участковых избирательных комиссий могут не применяться.». Предложение направлено на согласование между собой положений п.5 ст.19 и п.8 ст.22 № 67-ФЗ в их системном толковании, поскольку при образовании избирательных участков в исключительных случаях (в срок - не позднее чем за три дня до дня голосования) объективно не возможно соблюсти десятидневный срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии данного избирательного участка |
Избирательная комиссия Иркутской области |
учтено в Федеральном законе от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
6. |
Статья 61 (п.11) № 67-ФЗ |
Практическая проблема, Актуальность нормы Ввиду того, что видеонаблюдение в режиме реального времени и видеозапись в помещении для голосования в день голосования прочно вошли в практику проведения выборов всех уровней, представляется целесообразным включение соответствующих положений в законодательство: «11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Помещение для голосования может быть оснащено средствами видеонаблюдения и видеотрансляции в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации .»
|
Избирательная комиссия Московской области
|
В ЦИК России подготовлен проект соответствующего федерального закона |
7. |
Статья 64
|
Актуальность нормы Предусмотреть возможность голосования с использованием сети «Интернет» или с помощью иных видов связи отдельных категорий избирателей, не имеющих возможности прибыть для голосования в помещение для голосования. Предлагается рассмотреть возможность введения дистанционного голосования, в том числе и с использованием сети Интернет, телефона и электронных карт, включая организацию дистанционного электронного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, за рубежом и голосования в России в целом, внеся изменения в статьи 61 – 64, 66, 74 Федерального закона и статьи 4 и 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». |
Рабочая группа в составе Л.Г. Ивлева, Н.Е. Конкина, М.В. Гришиной, Е.П. Дубровиной, С.М. Алёшкина, В.И. Лысенко (предложения от 01.04.2009) ФЦИ при ЦИК России |
В ЦИК России подготовлен соответствующий проект федерального закона |
8. |
Статья 68 (п.3) № 67-ФЗ |
Практическая проблема Подсчет и погашение неиспользованных открепительных удостоверений членами участковой избирательной комиссии осуществлять в день голосования перед началом голосования, а не после его окончания |
Избирательная комиссия Архангельской области |
П.13 ст.62 предусматривает – до начала, в ст. 68 (п.3) речь идет об избирательных бюллетенях |
9. |
Статья 68
|
Актуальность нормы Предлагается определить порядок формирования протоколов избирательных комиссий об итогах голосования в электронном виде, включая оборудование участковых избирательных комиссий автоматизированными рабочими местами, установление каналов связи для передачи данных из участковых комиссий в ГАС «Выборы» и наделение правом электронно-цифровой подписи председателей, заместителей председателей, секретарей участковых избирательных комиссий. Соответствующие изменения внести в статьи 61, 68, 74 Федерального закона |
ФЦИ при ЦИК России |
Предложения по решению данной проблемы содержатся в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы |
Иные законодательные акты | ||||
10. |
|
Актуальность нормы В целях ускоренной замены оборудования информационных центров ГАС «Выборы», предлагается изложить пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в следующей редакции: «3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума), о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа» . |
ФЦИ при ЦИК России |
Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы |
11. |
|
Практическая проблема В связи с окончанием 1 апреля 2012 года срока действия распоряжения Президента Российской Федерации № 404-рп от 20.06.2011 года об определении единственных исполнителей заказов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на выполнение работ по изготовлению избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок) у избирательных комиссий субъектов Российской Федерации сложится сложное положение с обеспечением реализации избирательных прав граждан на выборах различного уровня. В соответствии с действующим законодательством размещение заказа на исполнение вышеупомянутых работ избирательными комиссиями производится только на основе торгов. В связи с жестким ограничением времени для избирательных комиссий от момента получения денежных средств на организацию и проведение выборов до дня голосования, у избирательных комиссий отсутствует возможность проведения повторных торгов в случае недобросовестности исполнителя либо изготовления исполнителем заказанной печатной продукции ненадлежащего качества. Подобная ситуация может привести к срыву голосования на определенной территории |
|
Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы |
12. |
Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и муниципальных нужд» |
Актуальность нормы Проведение каждой избирательной кампании сопровождается как многочисленными организационными мероприятиями, так и необходимостью размещения заказов на изготовление и поставку, информационных материалов и различного технологического оборудования. Сроки подготовки к выборам и порядок финансирования из федерального бюджета жестко регламентированы. В связи с этим ограниченными по времени оказываются не только сама процедура объявления и проведения каких-либо торгов, связанных с приобретением технологического оборудования для проведения выборов, но и сроки изготовления и поставки соответствующей продукции. Скоротечность избирательной кампании не позволяет в полном объеме применять нормы, изложенные в законе. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и муниципальных нужд», касающиеся размещения заказов избирательными комиссиями на период подготовки и проведении выборов. |
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан |
Предложение по решению данной проблемы содержится в проекте федерального закона № 162172-6, внесенном на рассмотрение Государственной Думы |