Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"

1.4. Правоспособность субъектов Российской Федерации

К особенностям государственного устройства России можно отнести неполную сопоставимость, не тождественность статусов субъектом Российской Федерации. Статус региона-донора и статус дотационного региона, имеют множество демографических, экономических, этнических и иных различий друг от друга.

Помимо упомянутых функциональных различий между субъектов Российской Федерации наличествуют устаревшие представления о статусе республик в составе Российской Федерации. В специальной литературе можно встретить высказывания, что по смыслу статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации республике, как субъекту Российской Федерации, присущи все признаки государственности. На этом основании делается вывод, что республики в составе Российской Федерации по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеют особый статус и вправе осуществлять суверенные права по вопросам, определенным статьей 73 Конституции Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. N 250-О «По запросу Государственного Собирания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» разъясняет, что республики, как субъекты Российской Федерации, не имеют статуса суверенного государства, а потому не вправе наделить себя соответствующими свойствами. Сохранение в республиканских конституциях положения о республике как суверенном государстве противоречит Конституции Российской Федерации, даже когда делают оговорку, что указанный суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.