Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"

1.5. Региональная политика субъекта Российской Федерации

Государственные задачи в области образования не могут быть решены без активного участия регионов. Региональная образовательная политика каждого субъекта Российской Федерации должна быть синхронизирована не только с государственными задачами в области образования, но и должна быть сформирована на общих и единых базовых принципах с целью обеспечения единства образовательного пространства на территории России. Неизотропность правового пространства Российской Федерации обусловлена разным юридическим статусом субъектов Российской Федерации. Существует несовпадение фактического объема прав и обязанностей различных субъектов Российской Федерации.

После прекращения действия 38-ми из ранее заключенных внутрифедеральных договоров и признания необходимости утверждения восьми оставшихся договоров федеральным законом сокращена практика нарушения конституционного принципа равенства статуса субъектов Федерации. [1] Анализ действующего законодательства дает возможность очертить статус субъекта Российской Федерации путем определения основных черт его бюджетной компетенции. В наиболее общем виде бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации можно определить как совокупность его прав и обязанностей в качестве государственно-правового образования. Равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральной властью, провозглашаемое Конституцией Российской Федерации, является принципиальной основой равенства бюджетно-правового статуса субъектов Федерации независимо от их государственно-правовой формы. Равенство бюджетно-правового статуса субъектов понимается как тождественность правовых возможностей субъектов, закрепляемых за ними, и равные нормативные возможности их реализации.



[1] Евсеев П.И., Ялбулганов А.А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов РФ в сфере бюджетных отношений // Журнал российского права, № 2, 2005; Ордина О.Н. Внутрифедеральный договор как источник административного законодательства // Проблемы российского законодательства: история и современность. Материалы V-ой Межрегиональной научно-практической конференции Тольятти, 21-22 февраля 2008 г.. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2008. - С. 104-108