АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"
2.3. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области образования относят:
организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
организацию предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований устанавливают законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Органы местного самоуправления располагают достаточно обширным объемом полномочий в организации деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования (при этом речь идет в основном о школьных и дошкольных учреждениях).[1] В их число входят планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, которая основана на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Органы местного самоуправления организуют и реализуют образовательные программы в образовательных учреждениях[2].
Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий.[3] Следует обратить также внимание, что субъекты Российской Федерации обязаны финансировать муниципальные образовательные учреждения лишь в рамках реализации основных общеобразовательных программ. Финансируются расходы только на воспитание и обучение, но не расходы на содержание детей и только в тех объемах, которые предписаны федеральными стандартами и федеральными требованиями. Реализация дополнительных образовательных программ не подлежит финансированию за счет субвенций из региональных бюджетов. [4]
То же самое относится и к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Закон, как указывалось выше, разделяет понятия образование и содержание детей, а также различает основные и дополнительные общеобразовательные программы. Из этого следует, что полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования (будь то общего, дошкольного или дополнительного) подразумевают обязанности обеспечивать воспитание и обучение, включая финансирование расходов на это (с учетом сказанного выше об отнесении ряда расходов к обязательствам субъектов Российской Федерации). При этом речь идет лишь об услугах, предоставляемых в рамках реализации основных образовательных программ. К расходным обязательствам муниципальных образований не относится финансовое обеспечение предоставления дополнительных образовательных услуг. Таковые оказываются за счет внебюджетных источников, включая плату, взимаемую с родителей по договору об оказании дополнительных образовательных услуг.
Школа и образование в целом неизменно остаются одним из важнейших ориентиров государственной политики[5]. Вопросам развития школьного образования особое внимание уделяет не только государство, но и практически все социально-политические силы общества. Объясняется это тем значением, которое школа и образование имеют для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления российской государственности.
[1] Эфрикян Р.А. Виды и содержание полномочий органов местного самоуправления по ОРГАНИЗАЦИИ деятельности школьных и дошкольных образовательных учреждений // Общество и право, 2008, N 3
[2] Габричидзе Б.Н. Административное право. М.: Проспект, 2003. С. 147
[3] Мадьярова А.В. Полномочий органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008
[4] Мадьярова А.В. Полномочий органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008
[5] Козырин А.Н. Школа и современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Реформы и право, 2009, N 1