Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: прохождение законодательных инициатив в период работы Государственной Думы VI созыва
О ходе и результатах рассмотрения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Одним из важнейших направлений деятельности Государственной Думы является организация систематического и конструктивного взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере законотворчества. Эта работа нацелена, с одной стороны, на повышение качества законопроектов, вносимых субъектами Российской Федерации, с другой стороны – на увеличение «региональной компоненты» в общем числе законодательных инициатив, рассматриваемых Государственной Думой и обретающих форму федеральных законов.
Для получения наглядной информации о динамике прохождения региональных законодательных инициатив в Государственной Думе текущего созыва следует проанализировать основные количественные показатели.
Всеми субъектами права законодательной инициативы внесено в Государственную Думув текущем созыве или перешло из предыдущих созывов 4655 законопроектов, из нихзаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации внесены 1146 законопроектов, или 24,6% от общего числа внесенных.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится 1832 проекта законов, из них 400 (21,8%) внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В период работы Государственной Думы VI созыва работа завершена над 2823 законопроектами и законами, из которых 746 (26,4%) - внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 65 - приняты (одобрены) Государственной Думой и стали законами, что составляет 5,7% от общего числа законодательных инициатив внесенных в текущем созывезаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или перешедших из предыдущих созывов и 8,7% от количества законопроектов, работа над которыми завершена.
Президентом Российской Федерации в текущем созыве подписано 899 законов, из них 65 законов, или 7,2%, составляют законодательные инициативы субъектов Российской Федерации.
В таблице 2 приведенные выше статистические данные представлены с разбивкой по соответствию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таблица 2
Информация
о количестве законопроектов, внесенных в Государственную Думу законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в текущем созыве и перешедших на рассмотрение из предыдущих созывов [1]
№ |
Законода-тельный (представи-тельный) орган субъекта РФ |
Внесено в текущем созыве или перешло из преды-дущих созывов |
Из них законопроекты:
| ||||
1.2. Работа над которыми завершена |
1.3. Находятся на рассмотрении ГД | ||||||
закон принят |
откло- нено |
возвра-щено СПЗИ |
снято с рассм. в связи с отзывом СПЗИ | ||||
|
|
1 |
1.2.1 |
1.2.2 |
1.2.3 |
1.2.4 |
1.3 |
1.
|
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
92 |
4 |
26 |
15 |
10 |
36 |
2.
|
Самарская Губернская Дума |
43 |
3 |
18 |
3 |
5 |
14 |
3.
|
Законода-
|
42 |
- |
15 |
5 |
2 |
20 |
4.
|
Государственное Собрание – Курултай Республики Башкорто-стан |
42 |
1 |
15 |
5 |
9 |
12 |
5.
|
Законодательное Собрание Вологодской области |
37 |
3 |
21 |
1 |
1 |
11 |
6.
|
Костромская областная Дума |
33 |
1 |
17 |
2 |
1 |
11 |
7.
|
Законода-тельное Собрание Оренбург-ской области |
31 |
3 |
17 |
3 |
- |
8 |
8.
|
Сахалинская областная Дума |
29 |
- |
12 |
3 |
3 |
11 |
9.
|
Калинин-градская областная Дума |
25 |
- |
12 |
1 |
7 |
5 |
10.
|
Мурманская областная Дума |
24 |
1 |
10 |
1 |
3 |
9 |
11.
|
Законода-тельное Собрание Еврейской автономной области |
23 |
1 |
16 |
4 |
- |
2 |
12.
|
Курская областная Дума |
23 |
- |
11 |
1 |
- |
9 |
13.
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
22 |
3 |
9 |
1 |
3 |
6 |
14.
|
Московская городская Дума |
21 |
3 |
4 |
- |
6 |
8 |
15.
|
Орловский областной Совет народных депутатов |
20 |
2 |
9 |
2 |
2 |
5 |
16.
|
Волгоград-ская областная Дума |
20 |
- |
5 |
4 |
5 |
6 |
17.
|
Архангель-ское областное Собрание депутатов |
20 |
1 |
7 |
2 |
2 |
8 |
18.
|
Совет народных депутатов Кемеровской области |
19 |
- |
7 |
3 |
3 |
6 |
19.
|
Законода-тельное Собрание Калужской области |
19 |
2 |
8 |
2 |
- |
7 |
20.
|
Воронежская областная Дума |
19 |
1 |
9 |
3 |
1 |
4 |
21.
|
Тюменская областная Дума |
18 |
- |
8 |
- |
- |
10 |
22.
|
Законода-тельное собрание Ленинградс-кой области |
18 |
- |
6 |
- |
2 |
10 |
23.
|
Белгород-ская областная Дума |
18 |
1 |
11 |
3 |
1 |
2 |
24.
|
Законода-тельное Собрание Амурской области |
17 |
1 |
6 |
2 |
1 |
7 |
25.
|
Законода-тельное Собрание Приморского края |
16 |
1 |
8 |
1 |
- |
6 |
26.
|
Государственный Совет Удмуртской Республики |
16 |
1 |
9 |
- |
- |
6 |
27.
|
Законода-тельное Собрание Пермского края |
15 |
- |
7 |
2 |
1 |
5 |
28.
|
Московская областная Дума |
15 |
2 |
8 |
1 |
- |
4 |
29.
|
Липецкий областной Совет депутатов |
15 |
- |
9 |
2 |
1 |
3 |
30.
|
Смоленская областная Дума |
14 |
- |
12 |
2 |
- |
- |
31.
|
Законода-тельное Собрание Кировской области |
14 |
- |
7 |
- |
3 |
4 |
32.
|
Законода-тельное Собрание Владимир-ской области |
14 |
- |
9 |
1 |
1 |
3 |
33.
|
Дума Астрахан-ской области |
14 |
- |
5 |
1 |
1 |
8 |
34.
|
Дума Ставрополь-ского края |
14 |
1 |
8 |
1 |
- |
3 |
35.
|
Ярославская областная Дума |
13 |
1 |
6 |
1 |
- |
5 |
36.
|
Законода-тельное Собрание Челябинской области |
13 |
- |
4 |
- |
1 |
8 |
37.
|
Законода-тельное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
38.
|
Законода-тельная Дума Томской области |
12 |
- |
6 |
1 |
1 |
4 |
39.
|
Законода-тельное Собрание Пензенской области |
12 |
2 |
1 |
1 |
- |
8 |
40.
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
12 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
41.
|
Законода-тельное Собрание Забайкаль-ского края |
11 |
1 |
7 |
- |
- |
3 |
42.
|
Магаданская областная Дума |
11 |
- |
4 |
1 |
1 |
5 |
43.
|
Законода-тельное Собрание Камчатского края |
11 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
44.
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
11 |
- |
- |
1 |
3 |
7 |
45.
|
Новгород-ская областная Дума |
10 |
1 |
5 |
- |
- |
4 |
46.
|
Законода-тельное Собрание Нижегород-ской области |
10 |
1 |
6 |
- |
- |
3 |
47.
|
Парламент Чеченской Республики |
10 |
- |
1 |
1 |
5 |
3 |
48.
|
Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
10 |
- |
4 |
1 |
- |
5 |
49.
|
Законода-тельное Собрание Ростовской области |
9 |
2 |
2 |
- |
- |
5 |
50.
|
Законода-тельное Собрание Краснодар-ского края |
9 |
- |
4 |
1 |
- |
4 |
51.
|
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
9 |
- |
3 |
- |
2 |
4 |
52.
|
Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай |
9 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
53.
|
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
8 |
- |
471 |
1 |
4 |
2 |
54.
|
Законода-тельное Собрание Новосибир-ской области |
8 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
55.
|
Законода-тельное Собрание Краснояр-ского края |
8 |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
56.
|
Алтайское краевое Законода-тельное Собрание |
8 |
- |
2 |
- |
1 |
5 |
57.
|
Государственный Совет Республики Коми |
8 |
1 |
1 |
- |
- |
6 |
58.
|
Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея |
8 |
- |
4 |
1 |
- |
3 |
59.
|
Псковское областное Собрание депутатов |
7 |
- |
2 |
1 |
- |
4 |
60.
|
Дума Чукотского автономного округа |
6 |
1 |
- |
- |
4 |
1 |
61.
|
Верховный Совет Республики Хакасия |
6 |
- |
4 |
- |
- |
2 |
62.
|
Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва |
6 |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
63.
|
Народное Собрание Республики Ингушетия |
6 |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
64.
|
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа |
5 |
- |
2 |
2 |
- |
1 |
65.
|
Тульская областная Дума |
5 |
2 |
1 |
- |
- |
2 |
66.
|
Саратовская областная Дума |
5 |
1 |
2 |
- |
- |
2 |
67.
|
Рязанская областная Дума |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
68.
|
Курганская областная Дума |
5 |
1 |
3 |
- |
- |
1 |
69.
|
Законода-тельное Собрание Ульяновской области |
4 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
70.
|
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия |
4 |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
71.
|
Законода-тельное Собрание Тверской области |
3 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
72.
|
Законода-тельное Собрание Свердлов-ской области |
3 |
- |
1 |
- |
- |
2 |
73.
|
Законода-тельная Дума Хабаровс-кого края |
3 |
1 |
6 |
2 |
1 |
1 |
74.
|
Государственный Совет Чувашской Республики |
3 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
75.
|
Народное Собрание Республики Дагестан |
3 |
- |
2 |
- |
- |
1 |
76.
|
Народный Хурал Республики Бурятия |
3 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
77.
|
Тамбовская областная Дума |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
78.
|
Законода-тельное Собрание Омской области |
2 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
79.
|
Законода-тельное Собрание Иркутской области |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
80.
|
Ивановская областная Дума |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
81.
|
Государственное Собрание Республики Мордовия |
2 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
82.
|
Брянская областная Дума |
1 |
- |
1 |
- |
- |
0 |
83.
|
Государственное Собрание Республики Марий Эл |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
Всего по законода-тельным (представительным) органам субъектов Российской Федерации |
1146 |
65 |
459 |
110 |
112 |
400 |
Из представленной таблицы видно, что за 2,5 года работы Государственной Думы VI созыва законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации внесено на рассмотрение Государственной Думы в период работы VI созыва 805 проектов законов (в среднем - 27 в месяц) и 341 законопроект перешел на рассмотрения в текущем созыве из предыдущих созывов.
В период работы Государственной Думы VI созыва наибольшее количество законодательных инициатив поступило от:
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (92 законопроекта), Самарской Губернской Думы (43), Законодательного Собрания Республики Карелия (42), Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан (42), Законодательного Собрания Вологодской области (37), Костромской областной Думы (33), Законодательного Собрания Оренбургской области (31).
Доля принятых законов, из числа внесенных на рассмотрение Государственной Думы, у каждого законодательного органа регионов различна. Так, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга внесено на рассмотрение Государственной Думы наибольшее количество законопроектов – 92, принято – 4 закона и доля принятых составляет 4.3%; Самарской Губернской Думой – внесено 43, принято – 3 закона, доля принятых – 7%, Тульской областной Думой внесено 5 законопроектов, принято 2 закона и их доля – 40%.
Как видно из представленной таблицы, из общего количества законопроектов, поступивших на рассмотрение Государственной Думы VI созыва, от 44 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не принят ни один закон, а это более чем от 50% всех региональных субъектов законодательной инициативы.
Анализ распределения по тематическим блокам законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
в шестом созыве и перешедших из предыдущих созывов
Чтобы получить представление о содержательной направленности законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, следует рассмотреть распределение внесенных ими законопроектов по тематическим блокам (таблица 3, диаграмма 4).
Таблица 3
Распределение по тематическим блокам законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
в шестом созыве и перешедших из предыдущих созывов
Наименование тематического блока |
Кол-во внесенных законо-проектов1) |
Доля внесен-ных законо-проектов 2) |
из них: | |||
Кол-во законо-
|
Доля показате-лей столбца 2.1. к столбцу 1 |
Кол-во законо-проектов, которые находятся в архиве ГД |
Доля показателей столбца 2.2. к столбцу 1 | |||
|
1 |
2 |
2.1. |
|
2.2. |
|
Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство |
98 |
8,6% |
36 |
36,7% |
62 |
65,3% |
Государственное строительство и конституционные права граждан |
393 |
34,3% |
112 |
28,5% |
281 |
71,5% |
Оборона и безопасность |
49 |
4,3% |
25 |
51% |
24 |
49% |
Социальная политика |
282 |
24,6% |
130 |
46% |
152 |
54% |
Экономическая политика |
222 |
19,4% |
97 |
43,7% |
125 |
66,3% |
ВСЕГО: |
1146 |
|
400 |
|
746 |
|
___________
1) Количество законопроектов тематического блока, внесенных на рассмотрение Государственной Думы законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы VI созыва и перешедших из предыдущих созывов.
2) Доля законопроектов тематического блока в общем объеме законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы VI созыва и перешедших из предыдущих созывов.
Диаграмма 4
Распределение законопроектов, внесенных законодательными (представительными) власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с тематикой
Наибольшее количество законопроектов традиционно относится к тематическим блокам «Государственное строительство и конституционные права граждан», «Социальная политика» и «Экономическая политика».
Как уже было сказано ранее, за период работы Государственной Думы VI созыва было принято 65 законов, инициированных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их перечень представлен в таблице 4.
Таблица 4
Законы, внесенные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятые в течение текущего созыва Государственной Думы
№ п/п |
Наименование законопроекта, закона |
Дата внесения |
Субъект права законодательной инициативы |
|
139531-6
|
18.09.2012 |
Архангельское областное Собрание депутатов |
|
99551-6
|
25.06.2012 |
Белгородская областная Дума |
|
156601-6
|
19.10.2012 |
Воронежская областная Дума |
|
309303-5
|
09.01.2010 |
Государственная Дума Ставропольского края |
|
305863-6
|
28.06.2013 |
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
611332-5
|
10.10.2011 |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
|
611335-5
|
10.10.2011 |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
|
542828-5
|
06.05.2011 |
Государственный Совет Республики Коми |
|
637462-5
|
29.11.2011 |
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
200031-6
|
29.12.2012 |
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
186112-6
|
08.12.2012 |
Государственный Совет Удмуртской Республики |
|
250011-6
|
01.04.2013 |
Депутаты Государственной Думы Д.Ф.Вяткин, В.Н.Плигин, В.А.Поневежский, А.Н.Хайруллин, В.Б.Кидяев, Т.К.Агузаров, Р.С.Ильясов, О.Ю.Баталина, П.М.Федяев, В.И.Лысаков; Московская областная Дума |
|
218601-6
|
07.02.2013 |
Дума Ставропольского края |
|
63840-6
|
27.04.2012 |
Дума Чукотского автономного округа |
|
599261-5
|
06.09.2011 |
Законодательное Собрание Амурской области |
|
534811-5
|
21.04.2011 |
Законодательное Собрание Вологодской области |
|
146972-6
|
06.10.2012 |
Законодательное Собрание Вологодской области |
|
168368-6
|
08.11.2012 |
Законодательное Собрание Вологодской области |
|
271888-6
|
06.05.2013 |
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
|
30973-6
|
03.03.2012 |
Законодательное Собрание Забайкальского края |
|
173609-6
|
17.11.2012 |
Законодательное Собрание Калужской области |
|
305687-6
|
28.06.2013 |
Законодательное Собрание Калужской области |
|
100313-6
|
26.06.2012 |
Законодательное Собрание Камчатского края |
|
304123-6
|
26.06.2013 |
Законодательное Собрание Камчатского края |
|
359976-6
|
15.10.2013 |
Законодательное Собрание Камчатского края |
|
347947-6
|
27.09.2013 |
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
44554-6
|
28.03.2012 |
Законодательное Собрание Новосибирской области |
|
168733-6
|
09.11.2012 |
Законодательное Собрание Новосибирской области |
|
199845-6
|
29.12.2012 |
Законодательное Собрание Новосибирской области |
|
395872-5
|
24.06.2010 |
Законодательное Собрание Оренбургской области |
|
37918-6
|
16.03.2012 |
Законодательное Собрание Оренбургской области |
|
214800-6
|
31.01.2013 |
Законодательное Собрание Оренбургской области |
|
583538-5
|
23.07.2011 |
Законодательное Собрание Пензенской области |
|
145407-6
|
04.10.2012 |
Законодательное Собрание Приморского края |
|
641168-5
|
07.12.2011 |
Законодательное Собрание Ростовской области |
|
237745-6
|
12.03.2013 |
Законодательное Собрание Ростовской области |
|
334101-5
|
25.02.2010 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
|
565450-5
|
17.06.2011 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
|
180532-6
|
29.11.2012 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
|
155968-4
|
30.03.2005 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Пензенской области |
|
438464-5
|
12.10.2010 |
Законодательное Собрание Тверской области |
|
98928-6
|
23.06.2012 |
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
244745-6
|
22.03.2013 |
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
231742-6
|
28.02.2013 |
Костромская областная Дума |
|
153856-6
|
16.10.2012 |
Курганская областная Дума |
|
557526-5
|
02.06.2011 |
Московская городская Дума |
|
92691-6
|
14.06.2012 |
Московская городская Дума |
|
92713-6
|
14.06.2012 |
Московская городская Дума |
|
316832-6
|
17.07.2013 |
Московская областная Дума |
|
87407-6
|
05.06.2012 |
Мурманская областная Дума |
|
98285-6
|
22.06.2012 |
Народный Хурал Республики Бурятия |
|
69485-6
|
08.05.2012 |
Новгородская областная Дума |
|
614537-5
|
15.10.2011 |
Орловский областной Совет народных депутатов |
|
351047-6
|
03.10.2013 |
Орловский областной Совет народных депутатов |
|
111058-6
|
13.07.2012 |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
156912-6
|
20.10.2012 |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
166308-6
|
06.11.2012 |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
88693-6
|
06.06.2012 |
Рязанская областная Дума |
|
578296-5
|
12.07.2011 |
Самарская Губернская Дума |
|
200392-6
|
08.01.2013 |
Самарская Губернская Дума |
|
235431-6
|
07.03.2013 |
Самарская Губернская Дума |
|
336805-6
|
29.08.2013 |
Саратовская областная Дума |
|
234583-6
|
06.03.2013 |
Тульская областная Дума |
|
291237-6
|
04.06.2013 |
Тульская областная Дума |
|
5577-6
|
10.01.2012 |
Ярославская областная Дума |
Из числа законопроектов, внесенных в Государственную Думу законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и находящихся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы, 12 законопроектов уже приняты Государственной Думой в первом чтении, их перечень представлен в таблице 5.
Таблица 5
Информация
о количестве законопроектов, принятых в первом чтении, из числа внесенных в Государственную Думу законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в текущем созыве и перешедших на рассмотрение из предыдущих созывов
№ п/п |
Наименование законопроекта |
Дата внесения |
Субъект права законодательной инициативы |
Дата принятия в первом чтении |
1. |
190949-4
|
27.06.2005 |
Законодательное Собрание Краснодарского края |
02.11.2005 |
2. |
230205-4
|
28.10.2005 |
Законодательное Собрание Республики Карелия |
24.05.2006 |
3. |
348435-5
|
25.03.2010 |
Костромская областная Дума |
30.06.2010 |
4. |
63927-6
|
27.04.2012 |
Законодательное Собрание Красноярского края |
25.02.2014 |
5. |
198013-6
|
26.12.2012 |
Ивановская областная Дума |
16.04.2013 |
6. |
204374-6
|
12.01.2013 |
Дума Астраханской области |
10.04.2013 |
7. |
215939-6
|
02.02.2013 |
Законодательное Собрание Республики Карелия |
11.10.2013 |
8. |
223336-6
|
14.02.2013 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
08.10.2013 |
9. |
250378-6
|
02.04.2013 |
Законодательное Собрание Камчатского края |
10.09.2013 |
10. |
305505-6
|
28.06.2013 |
Законодательное Собрание Ростовской области |
21.03.2014 |
11. |
305878-6
|
28.06.2013 |
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
12.02.2014 |
12. |
400469-6
|
04.12.2013 |
Народное Собрание Республики Ингушетия |
04.04.2014 |
Анализ законов и законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, работа над которыми завершена Государственной Думой VI созыва
В период работы Государственной Думы VI созыва работа завершена над 746 законопроектами/законами (диаграмма 5), в том числе:
- 65 (9%) – приняты (одобрены) Государственной Думой;
- 459 (61%) – отклонены Государственной Думой;
- 222 (30%) – отозваны авторами (110 законопроектов) или возращены инициаторам по различным причинам (112 законопроектов).
Диаграмма 5
Далее перейдем к анализу причин отзыва, возврата и отклонению законодательных инициатив, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в период работы Государственной Думы VI созыва (таблица 6).
Таблица 6
Причины снятия с рассмотрения или возвращения субъекту права законодательной инициативы законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в период работы Государственной Думы VI созыва
Решение Совета Государственной Думы |
Количество законопроектов |
Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве решений по снятию или возвращению законопроектов (222) |
Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве законопроектов, работа над которыми завершена
|
Снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы |
112 |
50,5% |
15% |
Вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и/или Регламента Государственной Думы |
64 |
28,8% |
8,6% |
Вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении |
18 |
8,1% |
2,4% |
Вернуть инициатору законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон, утративший силу |
25 |
11,3% |
3,4% |
Всего |
222 |
100% |
29,4% |
Справочно :
За первые 9 месяцев работы Государственной Думы VI созыва по указанным основаниям была завершена работа над 33 законопроектами. Анализ динамики показывает, что если за первые 9 месяцев наблюдалось соотношение 3,6 возвращенных/снятых законопроекта в среднем в месяц, то по прошествии 30 месяцев соотношение составляет 7,4 законопроекта в среднем в месяц (рост более чем в 2 раза).
Как видно из приведенных в таблице 6 данных, основными причинами снятия законов с рассмотрения являются:
- отзыв законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации своей законодательной инициативы ( 112 законопроектов, что составляет 50,5% от всех снятых с рассмотрения законопроектов). Среди наиболее характерных причин, по которым происходит отзыв законопроектов – необходимость доработки с учетом замечаний, высказанных ответственным комитетом и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, а также наличие внесенного альтернативного законопроекта, подготовленного и согласованного для принятия его в первом чтении, и др.;
- возвращение законопроекта субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции РФ и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента ГД, а именно отсутствием заключения Правительства Российской Федерации (64 законопроекта (28,8%); по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении - 18 законопроектов (8,1%); внесением изменений в закон, утративший силу - 25 законопроектов (11.3%).
Таким образом, из созыва в созыв сохраняется тенденция к внесению в Государственную Думу непроработанных законодательных инициатив, что позволяет констатировать недостаточное знание законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации норм Конституции РФ, Регламента Государственной Думы.
Приведенные выше данные характеризуют текущую ситуацию с прохождением в Государственной Думе региональных законодательных инициатив. Для получения более полной картины следует проанализировать основные количественные показатели законотворческой деятельности Государственной Думы в ретроспективе (таблица 7).
Таблица 7
Информация
об основных количественных показателях законотворческой деятельности Государственной Думы в части прохождения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом созывов Государственной Думы
Созыв |
Количество законо-проектов, внесенных всеми СПЗИ |
В том числе законодательными (представительными) органами субъектов РФ |
Общее количе-ство принятых законов |
Из них внесенные законодательными (представительными) органами субъектов РФ | |||||
всего |
% от общего числа внесенных |
всего |
% от общего числа принятых |
% от общего числа внесенных субъекта-ми РФ | |||||
2-й созыв |
4034 |
970 |
24,0% |
741 |
36 |
4,9% |
3,7% | ||
3-й созыв |
4327 |
1360 |
31,4% |
772 |
53 |
6,9% |
3,9% | ||
4-й созыв |
4808 |
2052 |
42,7% |
1076 |
148 |
13,7% |
7,2% | ||
5-й созыв |
4391 |
1300 |
29,6% |
1607 |
124 |
7,7% |
9,5% | ||
Данные за сопоставимые периоды работы ГД VI созыва | |||||||||
2012г. |
1207 |
324 |
26,8% |
337 |
21 |
6,2% |
6,5% | ||
201 3 г. |
1525 |
384 |
25,2% |
451 |
40 |
8,9% |
10,4% | ||
Данные за период работы ГД VI созыва | |||||||||
2,5 года
|
3104 |
805 |
26% |
906 |
65 |
4,2% |
8,1% |
Приведенные в таблице показатели позволяют сделать следующие выводы:
1. От созыва к созыву наблюдается рост количества законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думузаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и их доля в общем количестве законопроектов, внесенных всеми субъектами права законодательной инициативы. Наибольшее количество внесенных регионами законопроектов приходится на период работы Государственной Думы четвертого созыва. Это можно объяснить проводившейся в тот период широкомасштабной реформой местного самоуправления, межбюджетных отношений, совершенствованием разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, в связи с чем значительно возросло количество предложений, поступавших из субъектов Российской Федерации, о корректировке норм федерального законодательства как в сфере государственного строительства, так и в иных основных отраслях правового регулирования – социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, экономической деятельности, бюджетного и налогового законодательства и т.д.
2. Также стабильно повышаются показатели качества вносимых субъектами Российской Федерации законопроектов, что выражается в увеличении количества принятых (одобренных) законов из числа внесенных региональными законодателями инициатив – как в общем массиве принятых (одобренных) законов, так и в общем количестве внесенных субъектами РФ законопроектов.
3. Указанные положительные тенденции сохраняются и в период работы Государственной Думы VI созыва, о чем наглядно свидетельствуют приведенные количественные показатели соответственно за 2012, 2013 годы и за 2,5 года работы Государственной Думы VI созыва.
Так, в 2013 году законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации внесено 384 законопроекта, что на 18,5% больше, чем в 2012 году, из них законами стали 40 (почти в 2 раза больше чем в 2012 году).
Доля принятых по инициативе субъектов Российской Федерации законопроектов (их 40) в 2013 году от общего числа принятых Государственной Думой законов (из 451) составила 8,9%, что на 2,7% больше, чем в 2012 году, а их доля от общего количества законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной властисубъектов Российской Федерации составила в 2013 году – 10,4%, что на 3,9% больше, чем в 2012 году.
[1] В количество законодательных инициатив по каждому субъекту Российской Федерации включены также законопроекты, внесенные совместно с другими субъектами права законодательной инициативы