Аналитический вестник. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: прохождение законодательных инициатив в период работы Государственной Думы VI созыва
Рассмотрение проектов законодательных инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
В мае 2012 года было принято решение о создании на базе двух органов – Ассамблеи российских законодателей при ГД и Совета законодателей при СФ – единого органа, Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ, который является совещательным и консультативным органом при палатах ФС РФ.
СЗ создан для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий СФ, ГД и З(П)ОГВ субъектов РФ, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности[1].
В составе СЗ законодателей действуют 12 комиссий по различным отраслям правового регулирования:
1. Комиссия Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства;
2. Комиссия Совета законодателей по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению;
3. Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики;
4. Комиссия Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству;
5. Комиссия Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики ;
6. Комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии;
7. Комиссия Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции;
8. Комиссия Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества;
9. Комиссия Совета законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям;
10. Комиссия Совета законодателей по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
11. Комиссия Совета законодателей по науке и инновационной деятельности;
12. Комиссия Совета законодателей по вопросам интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.
Комиссии СЗ осуществляют по предложениям З(П)ОГВ субъектов РФ предварительное рассмотрение проектов законодательных инициатив, проводят анализ концептуальных положений проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, подготавливаемых З(П)ОГВ субъектов РФ к внесению в ГД и направленных на реализацию государственной политики.
На рассмотрение СЗ от З(П)ОГВ субъектов РФ поступило 199[2] проектов законодательных инициатив (↑2,5 раза по сравнению с двухлетними итогами работы).
Рассмотрение 153 проектов законодательных инициатив СЗ завершено (↑3,7 раза), из них: в отношении 16 (10%, ↑3 раза) - принято решение рекомендовать внести соответствующие законопроекты в ГД (из них: 5 внесено и один законопроект уже принят ГД в первом чтении (Приложение 4), в отношении 65 (43%, ↑2,7 раза) принято решение – доработать проекты и внести соответствующие законопроекты ГД, в отношении 66 (43,7%, ↑5,5 раз) – не рекомендовано вносить в ГД соответствующие законопроекты, сняты с рассмотрения СЗ по различным основаниям 6 проектов законодательных инициатив (4%).
Представленные данные проиллюстрированы на диаграмме 8.
Диаграмма 8
По состоянию на начало 2015 года на рассмотрении СЗ находилось 33 (↓17,5%) проекта законодательных инициатив, внесенных 12 З(П)ОГВ субъектов РФ, их перечень приведен в Приложении 5.
Распределение проектов законодательных инициатив, находящихся на рассмотрении в СЗ, по З(П)ОГВ субъектов РФ представлено в таблице 5.
Таблица 5
Распределение проектов законодательных инициатив, находящихся на рассмотрении в СЗ, по З(П)ОГВ субъектов РФ
№ п/п |
З(П)ОГВ субъекта РФ |
Количество инициатив |
1. |
Самарская Губернская Дума |
8 |
2. |
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
5 |
3. |
Законодательное Собрание Вологодской области |
4 |
4. |
Государственный Совет Республики Коми |
3 |
5. |
Законодательное Собрание Оренбургской области |
3 |
6. |
Законодательное Собрание Кировской области |
2 |
7. |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
2 |
8. |
Законодательная Дума Томской области |
2 |
9. |
Саратовская областная Дума |
1 |
10. |
Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
1 |
11. |
Курганская областная Дум |
1 |
12. |
Законодательное Собрание Ростовской области |
1 |
33 |
В 2014 году по сравнению с показателями по итогам работы в 2012 – 2013 г.г.:
на рассмотрение СЗ З(П)ОГВ субъектов РФ внесено в 2,5 раза больше проектов законодательных инициатив;
почти в 4 раза увеличилось количество проектов законодательных инициатив, рассмотрение которых в СЗ завершено;
в 3 раза увеличилось количество проектов законодательных инициатив, рекомендованных СЗ к внесению в ГД;
Приведенные данные свидетельствуют о том, что З(П)ОГВ субъектов РФ, довольно активно включились в процесс предварительного согласования позиций в законотворческом процессе в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.