Аналитический вестник. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: прохождение законодательных инициатив в период работы Государственной Думы VI созыва
Прохождение в Государственной Думе VI созыва законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федераци
Одним из важнейших направлений деятельности ГД является организация систематического и конструктивного взаимодействия с З(П)ОГВ субъектов РФ в сфере законотворчества. Эта работа нацелена, с одной стороны, на повышение качества законопроектов, вносимых З(П)ОГВ субъектов РФ, с другой стороны – на увеличение «региональной компоненты» в общем числе законодательных инициатив, рассматриваемых ГД и обретающих форму федеральных конституционных и федеральных законов.
Для получения наглядной информации о динамике прохождения законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, в ГД текущего созыва или перешедших в нее из предыдущих созывов, следует проанализировать основные количественные показатели.
Законотворческий портфель ГД VI созыва составляет 1473 законопроекта, внесённых З(П)ОГВ субъектов РФ (25,2% от общего объема законотворческого портфеля, ↑1,4%), из них:
- 99 - приняты (одобрены) ГД, что составляет 7%(↓0,7%) от общего количества приятных (одобренных) в текущем созыве законов; 6,7% (↑1%) от общего числа законопроектов внесенных в текущем созыве ГД З(П)ОГВ субъектов РФ или перешедших в нее из предыдущих созывов; 9,7% (↑1%) от количества законопроектов, работа над которыми завершена. Перечень принятых законов указан в Приложении 1;
- 920 - отклонены ГД, отозваны инициатором или возвращены СПЗИ (25,6% от общего количества отклоненных законопроектов, ↓0,8%);
- 454 законопроекта находятся на рассмотрении ГД (24% от общего количества законопроектов, находящихся на рассмотрении, ↑2,2%).
Диаграмма 4
Отмечается увеличение доли законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, на 1,4% и находящихся на рассмотрении Государственной Думы в общем «портфеле» законодательных инициатив ГД VI созыва (на 2,2%). Также отмечается рост на 1% доли принятых (одобренных) законов из числа законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ. В то же время отмечается незначительное снижение доли принятых (одобренных) по инициативе З(П)ОГВ субъектов РФ законов в общем числе принятых ГД законов за рассматриваемый период.
Прохождение законопроектов, внесённых каждым из З(П)ОГВ субъектов РФ, представлено в Приложении 2.
Из представленной в Приложении 2 таблицы видно, что З(П)ОГВ субъектов РФ внесено в ГД за 3 года работы VI созыва 1132 законопроекта (в среднем - 31 в месяц (↑14.8%) и 341 законопроект перешел на рассмотрение ГД VI созыва из предыдущих созывов.
В период работы ГД VI созыва наибольшее количество законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, поступило от:
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (109 законопроектов), Законодательного Собрания Республики Карелия (59), Самарской Губернской Думы (53), Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан (52), Законодательного Собрания Вологодской области (45), Костромской областной Думы (44).
Доля принятых законов, из числа внесенных на рассмотрение Государственной Думы законопроектов, у каждого З(П)ОГВ субъекта РФ, различна. Так, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга внесено на рассмотрение Государственной Думы наибольшее количество законопроектов – 109, из них принято 6 законов, доля принятых составляет 5,5%; Самарской Губернской Думой – внесено 53 законопроекта, принято – 5 законов, доля принятых составляет 9,4%, Законодательным Собранием города Севастополя внесено 2 законопроекта, принят 1 закон, доля принятых – 50%.
За 3 года работы ГД VI созыва не принято ни одного законопроекта, которые были внесены 33 З(П)ОГВ субъектов РФ, что составляет почти 40% (↓12%) от общего количества всех З(П)ОГВ субъектов РФ.
Одновременно с этим, по сравнению с началом 2014 года, отмечается рост на 12% количества З(П)ОГВ субъектов РФ, чьи законопроекты были приняты (одобрены) ГД VI созыва в качестве законов.
Анализ распределения по тематическим блокам законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ в ГД VI созыва, или перешедших в нее из предыдущих созывов
Чтобы получить представление о содержательной направленности законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, следует рассмотреть их распределение по тематическим блокам (таблица 2, диаграммы 5, 6).
Таблица 2
Распределение по тематическим блокам законов и законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ в VI созыве и перешедших из предыдущих созывов
Отмечается рост на 12,7% количества внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ законопроектов в сфере государственного строительства и конституционных прав граждан. Одновременно отмечается снижение на 6% законопроектов в сфере социальной политики.
Диаграмма 5
Распределение законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, в соответствии с тематикой
Диаграмма 6
Распределение законов, принятых ГД VI созыва, из числа законопроектов, внесенных
З(П)ОГВ субъектов РФ, в соответствии с тематикой
Традиционно наибольшее количество законопроектов, вносимых З(П)ОГВ субъектов РФ, относится к тематике «Государственное строительство и конституционные права граждан» (47%), «Экономическая политика» (20%) и «Социальная политика» (19%)
При этом 2/3 или 64% принятых ГД VI созыва законов из числа законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, относятся к тематическому блоку «Государственное строительство и конституционные права граждан», из них:
38 (38,4% от общего числа законов в блоке) относятся к вопросам регулирования деятельности судов,
11 (16,2%) – вносят изменения в КоАП РФ,
5 (5%) – вносят изменения в УК, УПК и УИК РФ.
Из числа законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ и находящихся в настоящее время на рассмотрении ГД, 8 законопроектов уже приняты ГД в первом чтении, их перечень представлен в Приложении 3.
В период работы Государственной Думы VI созыва работа завершена над 1019 законопроектами, внесенными З(П)ОГВ субъектов РФ (диаграмма 7), из них:
- 99 (9,7%[1], ↑0,7%) – приняты (одобрены) Государственной Думой;
- 669 (65,7%, ↑4,7%) – отклонены Государственной Думой;
- 251 (24,6%, ↓5,4%) – отозваны авторами (122) или возращены СПЗИ по различным причинам (129).
Диаграмма 7
Далее перейдем к анализу причин прекращения работы Государственной Думы над законопроектами, внесенными З(П)ОГВ субъектов РФ, (в связи с отзывом инициатором или возвратом законопроекта СПЗИ) (таблица 3).
Таблица 3
Причины прекращения работы Государственной Думы над законопроектами, внесенными З(П)ОГВ субъектов РФ, (в связи с отзывом автором или возвратом законопроекта СПЗИ)
Решение Совета ГД |
Количество законопроектов |
Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве решений по снятию или возвращению законопроектов (251) |
Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве законопроектов, работа над которыми завершена
|
Снять с рассмотрения ГД в связи с отзывом СПЗИ |
122 |
48,6% (↓1,9%) |
12% (↓3%) |
Вернуть для выполнения требований Конституции РФ и/или Регламента ГД |
82 |
33% (↑4,2%) |
8,1% (↓0,5%) |
Вернуть по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении |
21 |
8,8% (↑0,7%) |
2,6% (↑0,2%) |
Вернуть СПЗИ законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон, утративший силу |
25 |
9,2% (↓2,1%) |
2,3% (↓1,1%) |
Вернуть СПЗИ в связи с нарушением требований п. 7 ст. 1 НК РФ (внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ) |
1 |
0,4% |
0,1% |
Всего |
251 |
100% |
25,1% |
Как видно из приведенных в таблице 3 данных, основными причинами прекращения работы Государственной Думы над законопроектами, внесенными З(П)ОГВ субъектов РФ, являются:
- отзыв З(П)ОГВ субъекта РФ внесенного им законопроекта – 122 законопроекта, что составляет 48.6% от всех законопроектов, работа над которыми прекращена по причине отзыва инициатором или возврата СПЗИ (↓1,9%). Среди наиболее характерных причин, по которым происходит отзыв законопроектов – необходимость доработки с учетом замечаний, высказанных ответственным комитетом ГД и Правовым управлением Аппарата ГД, Правительством РФ, а также наличие внесенного альтернативного законопроекта, подготовленного и согласованного для принятия его в первом чтении;
- возвращение законопроекта СПЗИ в связи с несоблюдением требований ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и п. «д» ч. первой ст. 105 Регламента ГД, а именно отсутствием заключения Правительства РФ - 82 законопроекта (33%, ↑4,2%); по мотивам принятияаналогичного законопроекта в первом чтении – 21 (8,8%, ↑0,7%); внесением изменений в закон, утративший силу – 25 (9,2%), в связи с нарушением требований п. 7 ст. 1 НК РФ – 1 (0,4%).
Анализ показывает, что среднее количество отозванных инициатором или возращенных СПЗИ законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, по итогам 3 лет работы ГД VI созыва снижается (может лучше «снизилось») на 4,3% и составляет в среднем 7 законопроектов в месяц. Также отмечается снижение на 0,7% доли таких законопроектов в общем объеме законопроектов, работа над которыми завершена.
Приведенные выше данные характеризуют текущую ситуацию с прохождением в ГД законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ. Для получения более полной картины следует проанализировать основные количественные показатели законодательной деятельности ГД, в части прохождения законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, в ретроспективе (таблица 4).
Таблица 4
Информация об основных количественных показателях законодательной деятельности ГД в части прохождения законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ, с учетом созывов ГД
Созыв |
Количество законопроектов, внесенных всеми СПЗИ |
в том числе З(П)ОГВ субъектов РФ |
Общее количество принятых (одобренных) законов |
Из них внесенные
| ||
всего |
% от общего числа внесенных |
всего |
% от общего числа принятых | |||
2-й созыв |
4034 |
970 |
24,0% |
741 |
36 |
4,9% |
3-й созыв |
4327 |
1360 |
31,4% |
772 |
53 |
6,9% |
4-й созыв |
4808 |
2052 |
42,7% |
1076 |
148 |
13,7% |
5-й созыв |
4391 |
1300 |
29,6% |
1607 |
124 |
7,7% |
Данные за сопоставимые периоды работы ГД VI созыва | ||||||
2012 г. |
1207 |
324 |
26,8% |
337 |
21 |
6,2% |
2013 г. |
1525 |
384 |
25,2% |
451 |
40 |
8,9% |
2014 г. |
1691 |
409 |
24,2% |
556 |
38 |
6,8% |
2773 |
722 |
26% |
788 |
61 |
7,7% | |
4464 |
1131 |
25,3% |
1404 |
99 |
7% |
Приведенные в таблице данные позволяют сделать следующие выводы:
- растет количество законопроектов, внесенных всеми СПЗИ. Так, за 3 года работы ГД VI созыва уже внесено 4464 законопроекта, что на 73 законопроекта больше, чем было внесено за весь период работы ГД V созыва;
- отмечается положительная динамика внесения законопроектов в текущем созыве: так в 2014 году всеми СПЗИ внесено на 166 законопроектов больше, чем в 2013 г. и на 484 больше, чем в 2012 г.;
- за период работы ГД в 2014 году почти в 2 раза (с 788 до 1404) увеличилось количество принятых (одобренных) законов по сравнению с аналогичным показателем по итогам 2 лет работы ГД VI созыва;
- З(П)ОГВ субъектов РФ за 3 года работы ГД VI созыва в нее внесен 1131 законопроект (в V созыве за 4 года– 1300), их доля в законотворческом портфеле Государственной Думы сохраняется в пределах 25% (в V созыве – 29.6%);
- отмечается незначительное снижение (на 0,7%) доли принятых (одобренных) по инициативе З(П)ОГВ субъектов РФ законов в общем количестве принятых (одобренных) ГД в текущем созыве законов по сравнению с итогами 2 лет работы ГД VI созыва;
- на 1% увеличилась доля законопроектов, внесенных З(П)ОГВ субъектов РФ и принятых (одобренных) ГД в качестве законов в общем количестве законопроектов внесенных ими в ГД текущего созыва или перешедших в нее из предыдущих созывов, к аналогичному показателю по итогам 2 лет работы ГД;
- в 2014 году на треть увеличилось количество принятых в текущем созыве законов, инициированных З(П)ОГВ субъектов РФ по сравнению с предыдущим периодом.