2010г. № 2 осенняя сессия
1.6. Оборона и безопасность
21 сентября во втором, 24 сентября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"» (в части изложения понятия "агрохимикаты" в новой редакции) (№ 350803-5), внесённый Новгородской областной Думой.
Принятый Федеральный закон внесен в целях неприменения в отношении торфа понятия «агрохимикаты» и, соответственно, исключения необходимости его обязательной государственной регистрации.
Руководствуясь Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» торф, используемый для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных, отнесен к агрохимикатам и требует государственной регистрации. При этом торф как один из основных компонентов входит в состав почв и почвенных (тепличных) грунтов, вермикулита, перегноя, компостов, которые, в свою очередь, не являются агрохимикатами и не подлежат государственной регистрации.
Вместе с тем торф является экологическим чистым полезным ископаемым, образовавшимся в естественных природных условиях. При внесении в почву торф способствует улучшению водно-воздушного режима, увеличению биологической активности микроорганизмов, торф улучшает органический состав почвы, так как является органическим веществом и, соответственно, не может относиться к агрохимикатам.
Кроме того, государственная регистрация торфа как агрохимиката является процедурой, длительной по времени (осуществляется в течение шести месяцев) и дорогостоящей по затратам (около 300 тыс. рублей).
Исходя из изложенного, отнесение абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» торфа, используемого для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных, к агрохимикатам, является необоснованным и нецелесообразным.
В целях исключения возможности применения понятия «агрохимикаты» к торфу, используемому в качестве органического удобрения, содержащего органические вещества растительного или животного происхождения, принятый Федеральный закон вносит изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», изложив абзац третий в новой редакции.
Принятие настоящего Федерального закона позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям увеличить объем вносимых в почвы органических удобрений, в том числе торфа, что приведет к значительному повышению плодородия почв.
22 сентября в первом, 19 октября во втором, 22 октября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменения в статью 18 Федерального конституционного закона "О военном положении"» (в части уточнения структуры военных комиссариатов) (№ 378163-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
В 2009 году была утверждена новая структура военных комиссариатов согласно которой, на территории субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность только один военный комиссариат - военный комиссариат субъекта Российской Федерации, а военные комиссариаты муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района и объединенные военные комиссариаты нескольких муниципальных образований преобразованы в отделы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по соответствующей территории.
Учитывая это, принятым Федеральным конституционным законом приведены положения Федерального конституционного закона "О военном положении" в соответствие с новой структурой военных комиссариатов. При этом, поскольку военных комиссариатов, являющихся нижестоящими по отношению к субъектовым, теперь нет, в указанном Федеральном конституционном законе предлагается использовать только понятие "военный комиссариат".
Аналогичные изменения внесены Федеральным законом от 9 марта 2010 года № 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и "Об альтернативной гражданской службе", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
22 сентября в первом, 3 ноября во втором, 16 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"» (о медицинском освидетельствовании граждан, являющихся инвалидами) (№ 378170-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
В соответствии пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Однако в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" признание гражданина инвалидом не является основанием для его освобождения от исполнения воинской обязанности.
Граждане, являющиеся инвалидами, наравне с остальными гражданами при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или призыве на военные сборы обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого будет вынесено заключение об их годности к военной службе.
В связи с тем, что возможности граждан, являющихся инвалидами, в той или иной степени ограничены, принятым Федеральным законом установлено, что медицинское освидетельствование таких граждан может проводится без их явки на медицинское освидетельствование, на основании имеющихся документов об инвалидности.
22 сентября в первом, 26 ноября во втором чтениях и в целом Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части запрета на использование не в установленных целях зданий, сооружений и промышленных площадок на территориях объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия) (№ 386069-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2004 г. № АЖ-П13-5480 и направлен на закрепление на законодательном уровне запрета на использование зданий, сооружений и промышленных площадок на территориях размещения оружия массового поражения не в установленных целях.
В связи с тем, что правовые основы проведения работ по уничтожению оружия массового поражения на уровне федерального закона установлены только для химического оружия, принятый Федеральный закон внес изменения в Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".
Для обеспечения правовых гарантий соблюдения установленных принятым Федеральным законом запретов предлагается дополнен Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новым составом правонарушения, предусмотрена ответственность за нарушение порядка использования зданий, сооружений, помещений и промышленных площадок на территории объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, на которых осуществляется хранение, перевозка и уничтожение химического оружия и его компонентов и технологий.
Принятый Федеральный закон установил размер санкций исходя из опасности совершаемых правонарушений, а также с учетом действующей нормы Кодекса об административной ответственности за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (статья 9.6).
Принятый Федеральный закон будет способствовать обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ на территории объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия.
22 сентября в первом, 26 ноября во втором чтениях и 7 декабря в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения полномочий Президента Российской Федерации по установлению штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований) (№ 394527-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон направлен на регулирование вопросов компетенции Президента Российской Федерации в области обороны в целях уточнения его полномочий по установлению штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Являясь в соответствии со статьей 87 Конституции Российской Федерации Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона "Об обороне" устанавливает штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
При этом пунктом 19 статьи 6 Федерального закона "Об обороне" предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Вместе с тем, в силу сложившейся в последнее время практики, указами Президента Российской Федерации устанавливается общая штатная численность Вооруженных Сил и штатная численность военнослужащих.
Так, указами Президента Российской Федерации от 1 января 2008 г. № 1 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации" и от 29 декабря 2008 г. № 1878сс "О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации" установлена штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации и штатная численность военнослужащих на 1 января 2008 г. и на 1 января 2016 г. соответственно. В эту численность входит, в том числе, и штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которая определяется как разница между указанными величинами. В этих условиях решения Правительства, устанавливающие штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск, являются избыточными.
Принятый Федеральный закон вносит изменения в федеральные законы в части передачи указанных полномочий Президенту Российской Федерации.
22 сентября в первом, 22 октября во втором чтениях и 1 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"» (в части законодательного закрепления перечня сведений, составляющих государственную тайну в области противодействия терроризму) (№ 394582-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
С принятием Федерального закона "О противодействии терроризму" и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" значительно расширен круг субъектов антитеррористической деятельности, созданы условия для более широкого привлечения к противодействию терроризму институтов гражданского общества.
Статьей 2 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определена конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.
В то же время подходы к засекречиванию информации в этой сфере ориентируются преимущественно на деятельность спецслужб и правоохранительных органов, что часто приводит к необоснованному засекречиванию материалов, сужению диапазона их практического использования и влечет за собой ослабление антитеррористической защищенности государства.
При этом анализ материалов, поступающих из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, свидетельствует о частом завышении грифа секретности, что создает определенные препятствия для последующего использования таких материалов.
Во многом данная ситуация объясняется тем, что в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, вопросы противодействия терроризму до настоящего времени не нашли должного отражения.
Более того, практика деятельности в области противодействия терроризму показывает необходимость установления единых критериев присвоения грифов секретности соответствующим документам в федеральных органах исполнительной власти и иных организациях, осуществляющих деятельность в данной сфере.
Проведенная с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти оценка состояния дел в данной сфере показала необходимость законодательного закрепления перечня сведений, составляющих государственную тайну, в области противодействия терроризму.
В этих целях принятый Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне», дополняет соответствующие пункты перечня сведений, составляющих государственную тайну, содержащегося в статье 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", сведениями, составляющими государственную тайну в области противодействия терроризму.
Основная цель принятого Федерального закона законодательное закрепление категорий сведений об антитеррористической и о противодиверсионной защищенности критически важных объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, науки, агропромышленного комплекса, объектов и систем жизнеобеспечения населения, функционирования инфраструктуры городов и транспортных систем, а также уточнение сведений в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и противодействия терроризму о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах такой деятельности.
22 сентября в первом, 21 декабря во втором и в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» (№ 402489-5), внесённый Президентом Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации и направлен на усиление контроля в сфере оборота гражданского оружия самообороны и спортивного пневматического оружия. Им внесены в Федеральный закон "Об оружии" изменения, в соответствии с которыми вводится новая категория оружия - огнестрельное оружие ограниченного поражения, включающая в себя пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку. Одновременно даются определения понятиям "патрон травматического действия", "патрон газового действия", "патрон светозвукового действия" и "патрон сигнального действия". Эти изменения позволят применять единый порядок оборота и единые меры контроля в отношении оружия и патронов, обладающих высокими поражающими свойствами.
Кроме того, в Федеральный закон "Об оружии" внесены изменения, которыми устанавливается запрет на перевозку и ношение в заряженном состоянии спортивного пневматического оружия, а также на его использование вне помещений и участков местности, специально оборудованных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными МВД России. Указанные изменения обусловлены тем, что спортивное пневматическое оружие в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" не предназначено для самообороны.
В Федеральный закон "Об оружии" также внесены изменения, в соответствии с которыми запрещается продажа патронов к гражданскому оружию лицам, не имеющим его в законном владении, а также хранение патронов к гражданскому оружию указанными лицами.
Принятым Федеральным законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на установление уголовной и административной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также на усиление уголовной и административной ответственности за незаконный оборот и нарушение правил оборота гражданского оружия в Российской Федерации. При этом из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключены положения, касающиеся административного наказания в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, в связи с отсутствием широкой практики его применения. Одновременно за совершение правонарушений в сфере оборота гражданского оружия введены административные наказания в виде лишения физических лиц специального права на приобретение и хранение или на хранение и ношение указанного оружия, дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности юридических лиц.
Принятие Федерального закона должно снизить количество преступлений и правонарушений в сфере оборота гражданского оружия, а также преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием такого оружия, в том числе влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц.
22 сентября в первом, 24 ноября во втором и 7 декабря в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О безопасности» (№ 408210-5), внесённый Президентом Российской Федерации.
Практика применения Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" показала необходимость его корректировки, уточнения основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности, полномочий органов государственной власти в данной области, а также статуса Совета Безопасности Российской Федерации.
В принятом Федеральном законе "О безопасности" определяются основные принципы обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Им также устанавливаются содержание деятельности по обеспечению безопасности, полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.
В принятом Федеральном законе в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации, который является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
К основным задачам Совета Безопасности Российской Федерации согласно принятому Федеральному закону относятся: обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации, а также ряд других.
Принятый Федеральный закон также определяются функции Совета Безопасности Российской Федерации, его состав и порядок организации деятельности.
24 сентября в первом, 19 октября во втором и 22 октября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 121 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (о совершенствовании механизма спецперевозок осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу) (№ 408218-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон "О внесении изменений в статью 121 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" разработан МВД России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № СИ-П4-1754 по вопросу совершенствования законодательных норм, регламентирующих механизм специальных железнодорожных перевозок осужденных и лиц, заключенных под стражу (далее - спецперевозки). Он согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с ОАО "Российские железные дороги".
Принятый Федеральный закон заменяет часть вторую статьи 121 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) текстом соответствующего содержания.
Принятый Федеральный закон направлен на приведение в соответствие с действующим законодательством, а также на повышение эффективности механизма спецперевозок. Его положения отражают договорный характер отношений, возникающих в процессе обеспечения спецперевозок между федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы организации соответствующих железнодорожных перевозок (МВД России), федеральным органом уголовно-исполнительной системы (ФСИН России), владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиком. При этом принятый Федеральный закон в необходимой степени конкретизирует роль каждого участника данного процесса.
Кроме того, с учетом круга субъектов, на которых распространяется действие статьи 121 Закона, скорректировано наименование данной статьи.
5 октября в первом, 8 октября во втором чтениях и в целом Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13.1 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"» (в части упорядочения сроков объявления официального предостережения) (№ 427826-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Статьей 131 (абзац 4) Федерального закона от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 27 июля 2010 года) установлено, что руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после получения сведений о совершении физическим лицом указанных действий по результатам проверки этих сведений принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения.
Однако, учитывая всю серьезность и государственную значимость правоотношений в сфере защиты государственной безопасности, установленный в действующем Федеральном законе десятидневный срок, в течение которого принимается решение об объявлении официального предостережения, представляется недостаточным и при применении на практике может повлечь за собой нарушение прав лица, в отношении которого принимается соответствующая мера воздействия.
В целях корректировки указанной нормы закона представляется целесообразным установить, что руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий принимает решение об объявлении лицу официального предостережения.
9 октября во втором, 2 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"» (по вопросу прав и обязанностей охранника при осуществлении охраны на охраняемом объекте) (№ 195178-4), внесённый депутатами Государственной Думы.
Принятый Федеральный закон вносит изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в части, касающейся прав охранника при выполнении трудовых функций. Новая принятого Федерального закона учитывает замечания и предложения Главного государственно-правового управления Президента РФ, Правительства Российской Федерации, Правового управления Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон вносит в статью 111 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" изменения по вопросу прав частного охранника при выполнении трудовых функций в части обеспечения порядка посещения и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемый объект и с охраняемого объекта; ограничивает права частного охранника охраняемым объектом и раскрывает термин "охраняемый объект" в соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране". Дополнительные ограничения деятельности частных охранников уже предусмотрены частью 5 статьи 12 действующего Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Принятый Федеральный закон вводит обязанности частного охранника и гарантирует соблюдение прав и свобод граждан; не наделяет частных охранников правами должностных лиц правоохранительных органов.
19 октября во втором, 2 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"» (по вопросу основных понятий) (№ 404999-4), внесённый депутатами Государственной Думы.
Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” в значительной мере устарел, так как отражает лишь те реалии, которые были характерны для того времени, когда охранная и сыскная деятельность находились в стадии становления. Анализ практики его применения за десятилетний период свидетельствует, что в указанном законе имеется целый ряд пробелов, отдельные нормы и положения противоречат друг другу, некоторые безнадежно устарели. Наличие в нем нечетких формулировок и положений затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике.
Принятый Федеральный закон включил в Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” новую статью «Основные понятия», что будет способствовать его единообразному пониманию и толкованию, адекватному его применению на всей территории России.
В частности дается четкое определение таких понятий как «охранная деятельность», «частное охранное предприятие», «частный охранник», «охраняемые объекты», «пропускной режим», «внутриобъектовый режим».
19 октября в первом, 24 ноября во втором, 26 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (об обеспечении жильем некоторых категорий граждан) (№ 424395-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Принятый Федеральный закон разработан во исполнение пункта 3 раздела II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 23 ноября 2009 г. № ВП-П9-52пр, а также поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2010 г. № ВП-П13-2737, в соответствии с которыми необходимо завершить не позднее 1 января 2012 года выполнение обязательств по обеспечению жильем всех граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.
Согласно данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в региональных органах местного самоуправления в очереди на получение жилья (улучшении жилищных условий) за счет средств федерального бюджета с учетом результатов выверки очереди состоит 29 713 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
На сегодняшний день в названной очереди состоят на учете как граждане, проходившие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба (статья 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), так и граждане, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Граждане этих категорий состоят в единой очереди в хронологической последовательности согласно дате принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В отношении них применялся единый порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 01 января 2005 г., утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.
До настоящего времени основным способом жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, являлся механизм предоставления социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета посредством государственных жилищных сертификатов.
На сегодняшний день из общей очереди нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) по этой категории граждан только 7780 семей являются участниками подпрограммы, а 21 916 семей не изъявили желание быть ее участниками.
Из граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме:
4 236 семей не имеет жилья для постоянного проживания;
3 544 семьи нуждаются в улучшении жилищных условий.
Основными причинами нежелания граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, решать свою жилищную проблему путем получения социальной выплаты для приобретения жилья являются:
отказ граждан от получения сертификатов в связи с тем, что стоимость жилья на рынке недвижимости в некоторых субъектах Российской Федерации значительно превышает размер социальной выплаты, предоставляемой посредством государственных жилищных сертификатов (особенно это актуально для таких регионов как Московская, Самарская, Ленинградская области и город Санкт-Петербург);
наличие условия добровольности участия в подпрограмме, на фоне которого после выхода постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 № 5-П большинство граждан, уволенных с военной службы (службы), состоящих в сводных списках на получение сертификатов, ожидая получения готового жилья, отказываются от получения сертификатов в рамках подпрограммы.
Учитывая изложенное, в целях безусловного исполнения указанных поручений Правительства Российской Федерации и обеспечения жильем граждан уволенных с военной службы и стоящих на учете в муниципалитетах, в полном объеме и в установленный срок, предусмотрен дополнительный механизм жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы), обеспечивающий в том числе реализацию права на получение готового жилья.
Данный механизм лег в основу принятого Федерального закона. В частности, внесены дополнения в пункт 2 статьи 15 Закона, в соответствии с которыми:
помимо предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации социальных выплат на приобретение жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, предусматривается передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также прядок реализации данного механизма;
предусматривается порядок повторного заселения жилых помещений, которые будут освобождаться гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами после улучшения их жилищных условий;
предусматривается создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ по решению жилищной проблемы граждан названной категории, в том числе предусматривающих нормативное правовое регулирование реализации их права как на обеспечение готовым жильем, так и на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения;
предусматривается механизм перерегистрации очередников – граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в муниципальных очередях..
Средства на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Финансирование предусмотренных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, выделяемых для решения жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в рамках реализации подпрограммы и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, а также согласно проекту задания данной целевой программы на период 2011-2015 годов.
Принятие Федерального закона позволит не только повысить эффективность механизма жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, но и будет способствовать стимулированию развития жилищного строительства в регионах России.
19 октября в первом, 21 декабря во втором и в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"» (о бесплатном проезде членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего к месту его погребения) (№ 426420-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
В соответствие с действующей редакцией абзаца седьмого пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего - гражданина один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно, но только в случае захоронения на территории Российской Федерации. Между тем, территориальное ограничение ущемляет права членов семей погибших (умерших) военнослужащих, захороненных за пределами территории Российской Федерации.
В связи с чем, принятым Федеральным законом предоставляется право членам семей, предусмотренным статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также родителям погибших (умерших) военнослужащих, захороненных за пределами территории Российской Федерации, один раз в год на бесплатный проезд по территории Российской Федерации к месту погребения и обратно.
Кроме того, Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать случаи бесплатного проезда и по территории, расположенной за пределами территории Российской Федерации, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, например, принимая во внимание их особые заслуги перед Отечеством.
20 октября в первом, 26 ноября во втором чтениях и в целом Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части дифференцирования санкций и усиления уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1 и 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) (№ 408302-5), внесённый Президентом Российской Федерации.
Принятым Федеральным законом увеличен срок фактического отбытия наказания для применения условно-досрочного освобождения к осужденным за совершение террористического акта, содействие террористической деятельности и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма (статьи 205, 2051 и 2052 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В целях усиления уголовной ответственности лиц, причастных к терроризму (пособников), статья 2051Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена новым составом, позволяющим привлекать к уголовной ответственности упомянутых лиц без использования статьи 33 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2 ноября в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"» (№ 427625-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - законопроект) изменения направлены на расширение возможностей обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Действующая редакция Федерального закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.
Такая ситуация ограничивает права указанных военнослужащих в решении социально-значимой жилищной проблемы, так как в соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" они отнесены к участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и, как следствие, на них не распространяются обязательства государства, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13 и 14 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания.
Кроме того, военнослужащие, ранее являвшиеся участниками накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и исключенные из нее в связи с увольнением с военной службы без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, имеющие на дату заключения нового контракта о прохождении военной службы непогашенные обязательства по возврату целевого жилищного займа, а также уплате процентов по этому займу, при отсутствии порядка включения в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих обязаны продолжать погашение задолженности по целевому жилищному займу, а также не имеют права на использование накопительных взносов за счет средств федерального бюджета для погашения кредитной организации ипотечного кредита за приобретенную с использованием целевого жилищного займа квартиру.
Это приводит к нарушению принципа единства системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом порядка прохождения военной службы, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Требуется также обеспечить равенство прав по использованию накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете, и средств, дополняющих указанные накопления, участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые при наступлении права на получение указанных средств могут использовать их для улучшения жилищных условий или иных целей, и членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для которых установлено право только на целевое использование средств.
Законопроектом решаются обозначенные проблемы.
Им устанавливаются основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, при заключении новых контрактов о прохождении военной службы:
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников без права на использование накоплений, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса в качестве основания законопроектом определено заключение нового контракта о прохождении военной службы. Указанной категории военнослужащих, исключенных ранее из реестра участников в связи с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, производится восстановление накоплений для жилищного обеспечения в размере средств, учтенных на именном накопительном счете на дату увольнения. При этом для участников, имеющих на день увольнения с военной службы обязательства перед уполномоченным федеральным органом по возврату средств целевого жилищного займа, перечисление указанных средств предусмотрено с учетом хода погашения задолженности военнослужащих по указанным обязательствам на дату возникновения основания для включения в реестр;
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, которым не производились выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - заключение нового контракта о прохождении военной службы;
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, которым производились выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, – достижение общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 20 лет, так как расчет размера денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производится до даты, когда общая продолжительность военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет.
Кроме того, исключается условие целевого использования накоплений для жилищного обеспечения учтенных на именном накопительном счете и средств, дополняющих указанные накопления, членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для обеспечения единого подхода в использовании указанных накоплений с участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые могут использовать эти средства для улучшения жилищных условий или иных целей.
Изменения в пункт 8 статьи 3 и пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» носят юридико-технический характер и направлены на уточнения порядка использования средств целевого жилищного займа в части формулировки "погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа)".
Термин "погашение" используется для определения возврата долга (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) осуществления платежа во исполнение требований по денежному обязательству (статья 319 Бюджетного кодекса Российской Федерации) или возврата заемщиком средств, полученных им от кредиторов (Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Таким образом, понятие "погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа)" зачастую трактуется, как возврат участнику системы средств первоначального взноса, внесенных им при получении ипотечного кредита (займа).
При этом, накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, предоставляются сразу после заключения договора целевого жилищного займа до государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, и фактически используются для уплаты первоначального взноса.
Принятие законопроекта позволит обеспечить принцип единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, а также создать условия для усовершенствования механизмов решения жилищных проблем военнослужащих, защитить их права в сфере жилищного обеспечения.
3 ноября в первом, 26 ноября во втором чтениях и в целом Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"» (о сроках перерасчета размеров пенсий) (№ 428340-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Принятым Федеральным законом внесены изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», устанавливающие в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, сроки перерасчета пенсий за выслугу лет и пенсий по инвалидности, назначенных военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, такие же, какие установлены при перерасчете трудовых пенсий по старости и по инвалидности в статье 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости при достижении пенсионером возраста 80 лет производится со дня наступления указанного возраста, а военным пенсионерам и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, перерасчет пенсии за выслугу лет, а имен о - начисление надбавки на уход за ними при достижении возраста 80 лет - с 1 числа, следующего за месяцем, в котором они достигают возраста 80 лет.
Принятый Федеральный закон разработан и внесен в Государственную Думу в связи с неоднократными обращениями военных пенсионеров к депутатам Государственной Думы, недовольных тем, что из-за более позднего срока перерасчета пенсий за выслугу лет при достижении 80 лет по сравнению с получателями трудовых пенсий по старости этого же возраста они недополучают надбавки на уход к причитающей им к пенсии за выслугу лет в среднем от 1 до 30 дней.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации «… не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Принятый Федеральный закон предоставляет военным пенсионерам равные права с пенсионерами, получающими трудовую пенсию по старости, на проведение перерасчета пенсий при достижении возраста 80 лет со дня достижением ими возраста 80 лет, а не с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором они достигают возраста 80 лет.
С учетом того, что в этом году страна отмечает 65 годовщину Победы над фашистской Германией, принятие предлагаемых изменений в вышеуказанный Закон даст возможность установить военным пенсионерам предлагаемый справедливый срок перерасчета пенсий за выслугу лет - со дня достижения ими возраста 80 лет.
17 ноября в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части государственного управления объектами обустройства государственной границы) (№ 213114-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях создания отвечающей современным условиям нормативной правовой базы, которая позволит осуществлять эффективное государственное управление на государственной границе Российской Федерации, а также создаст благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества.
Действующей редакцией статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной границе) определено, что при следовании лиц и транспортных средств от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении не допускается высадка людей и выгрузка грузов.
Вместе с тем отдельные железнодорожные и автомобильные пункты пропуска через Государственную границу установлены на значительном удалении от Государственной границы (до нескольких десятков километров).
В целях недопущения ущемления прав граждан, пересекающих Государственную границу, законопроектом предлагается дополнить статью 9 Закона о Государственной границе правовой нормой, согласно которой Правительством Российской Федерации будут устанавливаться специальные требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу.
Согласно части 2 статьи 12 Закона о государственной границе строительство и оборудование пунктов пропусков через государственную границу Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.
Однако, во-первых, аналогичного правила применительно к эксплуатации (содержанию) пунктов пропуска Закон о государственной границе не содержит, а во-вторых, само правило является безальтернативным и не допускающим исключений.
Между тем, на практике строительство пунктов пропуска в аэропортах и морских портах осуществляется зачастую не федеральными органами исполнительной власти, а юридическими лицами без привлечения средств федерального бюджета. В этой связи практически невозможно реализовать требования правовых норм, согласно которым весь аэропорт (морской порт) строится (проектируется, реконструируется) без привлечения средств федерального бюджета, а пункт пропуска в этом же аэропорту (морском порту) – за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, при реконструкции аэропорта (морского порта) пункт пропуска как правило «переносится» в другое место в пределах этого же аэропорта (морского) порта. Действующая редакция статьи 12 Закона о государственной границе в подобных случаях предопределяет практически неразрешимые проблемы в оформлении права собственности Российской Федерацией первоначально на одни помещения, затем – на другие.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается закрепить положения, согласно которым в порядке, определенным Правительством Российской Федерации, допускается строительство, реконструкция и оборудование пунктов пропуска без привлечения средств федерального бюджета при условии их последующей передачи на основании гражданско-правовых договоров федеральному органу исполнительной власти по обустройству государственной границы. Возможность заключения договоров аренды или безвозмездного пользования зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска, в настоящее время предусмотрена подпунктом 5.9.1. Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 734.
В Законе о государственной границе содержится раздел V «Режим в пунктах пропуска через государственную границу», законодательная конструкция которого аналогична конструкции раздела III «Режим государственной границы».
При этом в общей норме (соответственно статьи 7 и 22 Закона о государственной границе) содержится указание на то, какие именно правила включают в себя режим государственной границы и режим в пунктах пропуска. Последующие статьи (соответственно статьи 8-14 и 22-26 названного закона) раскрывают каждое из правил.
Важно отметить, что согласно статье 7 Закона о государственной границе режим государственной границы включает правила ведения на государственной границе либо вблизи неё на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности. В статье 13 этого же закона раскрывается содержание правил ведения хозяйственной деятельности и указываются основания для их ведения.
Применительно к режиму в пункте пропуска раздел V Закона о государственной границе включает статью 25.1, предполагающую установление перечня видов хозяйственной и иной деятельности. Однако статья 22 (Правила режима) вопреки внутренней логике действующего закона не включает в правила режима в пунктах пропуска правила ведения в них хозяйственной деятельности.
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения действующей редакции статьи 22 Закона о государственной границе (включение в режим в пунктах пропуска, установленный статей 22, правил ведения хозяйственной деятельности) вполне согласуются с внутренней конструкцией и структурой действующего закона.
Правила режима в пунктах пропуска на практике нарушаются не только гражданами, но и должностными и юридическими лицами, которые осуществляют в пунктах пропуска хозяйственную и иную деятельность.
Однако Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает ответственности должностных лиц и юридических лиц за нарушение правил режима в пунктах пропуска.
Предлагается такую ответственность установить в размере штрафа на должностных лиц до тысячи до трех тысяч рублей, на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, предлагается новая редакция статьи 71 Таможенного кодекса Российской Федерации (действующая редакция этой статьи содержит скобочное обозначение, которое по сути необоснованно идентифицирует администрации пунктов пропуска с администрациями аэропортов, морских портов, вокзалов и железнодорожных станций).
Часть 5 статьи 32 Федерального закона от 8 ноября 2008 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагает передачу полномочий администраций морских портов администрациям пунктов пропуска. Вместе с тем эти администрации не тождественны. Каждая из них выполняет свои функции.
В этой связи упомянутую правовую норму предлагается признать утратившей силу.
17 ноября во втором чтении и в целом Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменении в статью 1-1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"» (в части установления памятной даты России - "15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества") (№ 269771-5 ), внесённый Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон устанавливает памятную дату России - 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
После Второй мировой войны Союз ССР, Российская Федерация согласно взятым на себя международным обязательствам и в рамках оказания военной помощи принимали участие в более чем 30 локальных войнах и вооруженных конфликтах, проходивших за пределами нашей страны. Около 1,5 миллионов наших соотечественников оказались задействованными в боевых действиях. Вдали от Родины, рискуя своей жизнью и здоровьем, они выполняли служебный долг, более 25 тыс. человек погибли.
Наиболее длительными и масштабными были боевые действия в Афганистане.
В нашей стране традиционно 15 февраля (день вывода советских войск из Афганистана) общественные объединения ветеранов в центре и на местах проводят памятно-мемориальные мероприятия, однако нормативного акта, официально закрепляющего эту дату как памятный день, не существует.
Установление Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, способствовало бы дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. Федерального закона от 10 апреля 2009 г. № 59-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", статьей 2 принятого Федерального закона датой вступления в силу новой редакции статьи 11 устанавливается 2 января 2010 г.
17 ноября в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» (в части дополнения Федерального закона перечнем лиц, имеющих право без специального разрешения посещать места содержания под стражей) (№ 373723-5), внесённый депутатами Государственной Думы.
Законопроект направлен на устранение пробела в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в котором отсутствует перечень лиц, имеющих право без специального разрешения посещать места содержания под стражей для осуществления контроля.
В органы государственной власти поступают многочисленные обращения от уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, которые жалуются на имеющие место случаи отказа в допуске на территории изоляторов временного содержания Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Предлагается дополнить статью 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" новой частью пятой, в которой указать, что правом беспрепятственного посещения мест содержания под стражей обладают лица, указанные в части четвертой статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
24 ноября в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (об установлении обязанности проведения медицинского осмотра осужденного при переводе в помещения камерного типа, штрафные и дисциплинарные изоляторы) (№ 435926-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью шестой статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) к основным правам осужденных отнесено право на охрану здоровья. Согласно ч. 5 ст. 101 УИК порядок оказания осужденным медицинской помощи устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Во исполнение данного положения издан совместный приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", возлагающий проведение медицинских осмотров таких лиц на медицинских работников учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно ч. 4 ст. 117 УИК перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. Вместе с тем в законодательстве отсутствует норма, устанавливающая обязательность проведения медицинского осмотра осужденных при применении указанных мер взыскания.
С учетом изложенного внесены изменения в редакцию ст. 117 УИК, законодательно закреплена возможность перевода осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворения в штрафные и дисциплинарные изоляторы лишь при наличии письменного заключения медицинского работника.
24 ноября в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"» (о защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества) (№ 440588-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по обеспечению правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
В поручениях Президента Российской Федерации неоднократно затрагивались вопросы, касающиеся защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества (далее - ВТС).
В этой связи следует отметить, что основным условием эффективной защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в ходе ВТС является, прежде всего, обеспечение их правовой охраны.
Правовая охраны результатов интеллектуальной деятельности, полученных или переданных в ходе ВТС, - действенный инструмент решения важнейших общегосударственных задач, одной из которых является повышение конкурентоспособности российской промышленности на международном рынке продукции военного назначения.
С точки зрения повышения конкурентоспособности российской промышленности охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности направлена на закрепление за российскими производителями определенных сегментов мирового рынка вооружения и военной техники (далее - ВВТ) и предотвращение нарушений в части копирования российских ВВТ.
Кроме того, обеспечение правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, полученных или переданных в ходе ВТС, позволяет в случае нарушения прав на указанные результаты применять предусмотренные гражданским законодательством и международным правом способы защиты.
Анализ правоприменительной практики в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и итогов их инвентаризации на предприятиях оборонно-промышленного комплекса показывает, что большинство результатов интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемых за счет средств федерального бюджета, не имеют правовой охраны (не охраняются посредством патентования или введения режима коммерческой тайны (ноу-хау) на территории Российской Федерации и, соответственно, не могут охраняться должным образом при их передаче иностранным государствам. Кроме того, контрактные документы, подписываемые субъектами ВТС, в большинстве случаев не содержат положений, которыми можно было бы воспользоваться для защиты интересов государства и российских производителей ВВТ.
В этой связи основным направлением оптимизации существующей системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в ходе ВТС является осуществление мероприятий, направленных на недопущение передачи иностранным заказчикам не обеспеченных должной правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, что позволит создать эффективные рыночные рычаги воздействия на партнеров по ВТС, предотвратить несанкционированное копирование российских ВВТ и будет способствовать закреплению за российскими производителями определенных сегментов мирового рынка ВВТ.
В настоящее время Минюстом России проводится комплекс мероприятий с целью реализации указанных направлений оптимизации существующей системы защиты результатов интеллектуальной деятельности в ходе ВТС.
Принятым Федеральным законом внесены в статью 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" изменения, определяющие охрану и защиту прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в качестве одного из принципов государственной политики в области ВТС с иностранными государствами.
Кроме того, с целью реализации данного принципа устанавливается, что одним из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества является недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и/или обеспечения их правовой охраны.
При этом под условиями использования понимаются обязательства сторон принимать меры, направленные на недопущение не предусмотренного контрактами использования результатов интеллектуальной деятельности, а также соблюдение режима конфиденциальности в отношении переданной научно-технической информации.
В качестве одного из видов государственного контроля за осуществлением военно-технического сотрудничества проектом федерального закона устанавливается обеспечение охраны и защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности.
Предлагаемые изменения являются законодательной основой реализуемого комплекса мероприятий по обеспечению защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в ходе ВТС.
10 декабря в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О полиции» (№ 446526-5), внесённый Президентом Российской Федерации.
Проект федерального закона «О полиции» (далее – законопроект) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». Он направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями.
Законопроектом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
При разработке законопроекта учитывались, во-первых, принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., во-вторых, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере, в-третьих, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.
Основными целями законопроекта являются: закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое определение обязанностей и прав полиции, а также правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности этой деятельности; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.
В законопроект включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и других.
Кроме того, в законопроекте реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, а также сохраняются отечественные традиции правового регулирования деятельности полиции.
Законопроект состоит из одиннадцати глав.
В главе 1 «Общие положения» определяются назначение полиции и основные направления ее деятельности.
За полицией законодательно закрепляются правоохранительные функции. Существующие основные направления деятельности милиции, которые аналогичны направлениям деятельности полиции большинства зарубежных стран, сохранены. Вместе с тем некоторые направления деятельности, которые реализует милиция, скорректированы с учетом современных условий. Законопроектом предлагается определить следующие основные направления деятельности полиции:
1) защита личности, общества, государства от преступных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление, раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) охрана общественного порядка;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов на договорной основе;
11) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
В статье 4, посвященной организации полиции, закреплено, что руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители его территориальных органов и руководители входящих в систему указанного федерального органа учреждений и иных организаций. Эти руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Глава 2 «Принципы деятельности полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции, разработанным с учетом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, ее широких дискреционных полномочий.
Принципами деятельности полиции являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. В законопроекте принципы деятельности полиции не только перечисляются. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи, в которой он наиболее полно раскрывается.
Открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия к ней у граждан. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.
Предлагается установить, что полиция регулярно информирует государственные органы, органы местного самоуправления и граждан о своей деятельности через средства массовой информации, сеть Интернет, путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами. Периодичность и порядок осуществления отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных выступать с отчетами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. В связи с этим на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел возлагается обязанность проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.
При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители трудовых коллективов, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, а также представители конфессий.
В главе 3 «Обязанности и права полиции» содержится перечень обязанностей полиции (в него включены функции, которые не были учтены в Законе Российской Федерации «О милиции» (далее – действующий Закон), но которые милиция осуществляла в соответствии с другими законодательными и иными нормативными правовыми актами).
В законопроекте определено, что перечень обязанностей полиции устанавливается только федеральным законом «О полиции» и возложение на полицию иных обязанностей может быть осуществлено только путем внесения в него изменений.
Права полиции максимально конкретизированы. Исключены некоторые нормы, не имеющие четкого юридического содержания и позволяющие произвольно (без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдения определенных сроков) ограничивать права граждан и организаций, а также касающиеся несвойственных полиции функций в сфере контрольной и надзорной деятельности.
Порядок реализации возложенных на полицию обязанностей и предоставленных ей прав, если он не урегулирован федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» содержит нормы, регламентирующие порядок применения полицией следующих мер государственного принуждения: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах.
В законопроекте определены исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полиция может применять задержание, а также основания такого задержания.
В соответствии с положениями Декларации о полиции, принятой в 1979 году Парламентской ассамблеей Совета Европы, и рекомендациями Европейского Суда по правам человека в законопроект включена норма, согласно которой задержанные и находящиеся под стражей лица должны содержаться в специально отведенных помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.
Для усиления гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина и в соответствии с Европейским кодексом полицейской этики законопроектом предусматривается ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию.
Законопроектом также устанавливается перечень случаев, когда полиция по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лица, его замещающего, имеет право производить оцепление (блокирование) участков местности.
В целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в законопроекте установлены полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах.
Глава 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» разработана на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН.
В ней определяются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также особенности их применения, в частности особенности применения специальных средств и оружия в составе подразделения (группы) и в условиях массового скопления людей, основания и условия применения оружия ограниченного поражения. Кроме того, устанавливаются гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Особое внимание в законопроекте уделяется вопросам проверки сотрудников полиции на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При определении терминов «специальные средства», «применение огнестрельного оружия» устранены терминологические неточности и неоднозначность толкования терминов, которые существуют в действующем Законе.
В главе 6 «Правовое положение сотрудника полиции» определяется статус сотрудника полиции, устанавливается перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, перечисляются требования, предъявляемые к поведению сотрудника полиции.
Для сотрудника полиции, а также для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, предусматриваются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Кроме того, дополнительно предлагается установить, что гражданин не может быть принят на службу в полицию, если он имеет или имел судимость, а также если в отношении его уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям: истечение сроков давности уголовного преследования; прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон; прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии; прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.
Помимо таких гарантий правовой защиты сотрудников полиции, предусмотренных действующим Законом, как недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника полиции и доверие к его показаниям, законопроектом предлагается установить государственную защиту жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи.
Урегулировано право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).
Закреплен правовой статус других сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции и привлекаемых к выполнению возложенных на полицию обязанностей. Установлена ответственность сотрудника полиции.
В главе 7 «Служба в полиции» устанавливаются требования к поступлению на службу в полицию и особенности ее прохождения.
Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных федеральным законом «О полиции».
В рамках решения задачи борьбы с коррупцией к личностным и профессиональным качествам сотрудников полиции предъявляются повышенные требования. Каждый гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в полицию, должен пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также испытание в целях проверки его морально-психологических, деловых и иных качеств, необходимых для замещения должности сотрудника полиции.
Законопроектом уточнены организация профессиональной подготовки сотрудников полиции, правовой статус слушателей и преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также условия привлечения курсантов и слушателей к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан и к исполнению других обязанностей полиции.
В целях реализации требований Национальной стратегии противодействия коррупции в части, касающейся борьбы с правовым нигилизмом, законопроектом предусмотрена периодическая проверка знания каждым сотрудником полиции Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих его служебную деятельность, в том числе международных документов.
За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудник полиции подлежит увольнению по следующим основаниям: неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию; отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; лишение специального звания полиции; прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) другого государства.
Законопроектом закрепляются гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления.
В главе 8 «Социальная защита сотрудника полиции» регламентируются вопросы, касающиеся оплаты труда сотрудников полиции, страховых гарантий и выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, права сотрудника полиции на жилищное обеспечение и медицинское обслуживание, социальной защиты семей сотрудников полиции, потерявших кормильца, а также иных гарантий в связи с прохождением службы в полиции.
В главе 9 «Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции» определяется, что финансовое обеспечение деятельности полиции, а также гарантий и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности. Финансирование указанных расходов будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан и борьбе с преступностью на транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи должны предоставляться на безвозмездной основе транспортными организациями.
Сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, для работы на обслуживаемых административных участках помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, должны предоставляться органами местного самоуправления. Кроме того, ими должна обеспечиваться техническая эксплуатация этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт).
В главу 10 «Контроль и надзор за деятельностью полиции» в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» включено положение о еще одной форме контроля за деятельностью полиции (кроме государственного контроля и прокурорского надзора) – общественном контроле, который осуществляется общественными наблюдательными комиссиями и их членами, в частности, за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Контроль в такой форме может осуществляться совместно с общественными советами, создаваемыми при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 11 «Переходные и заключительные положения» содержит нормы об осуществлении до передачи соответствующим органам и организациям, но не позднее 1 января 2012 г., отдельных функций, в настоящее время выполняемых милицией, о проведении аттестации сотрудников органов внутренних дел, о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) и о вступлении в силу федерального закона «О полиции» с 1 марта 2011 г.
Финансирование полиции до 1 января 2012 г. предусматривается осуществлять за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10 декабря в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции"» (№ 446542-5), внесённый Президентом Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" направлен на реализацию Федерального закона "О полиции". Он носит технический характер и приводит терминологию, используемую в законодательстве Российской Федерации, в соответствие с терминологией, установленной нормами Федерального закона "О полиции".
Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты: Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая), Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С.А.Комаров (Аналитическое управление);
А.С.Крохта (стажер Аналитического управления)