Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 1 весенняя сессия

ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 116-ФЗ (законопроект № 451173-5) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, В.Я. Комиссаровым и др. в июле 2010 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 мая 2011 года. Законопроект вызвал критику со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей и других организаций, представляющих работодателей: они согласились с необходимостью бороться с подменой трудовых договоров гражданско-правовыми договорами, но выступали против тотального запрета, который ставил бы крест на пополнении штата компаний на время сезонных работ и на лизинге персонала. Также много замечаний поступило от Правительства России. С учетом критики ко второму чтению, состоявшемуся 26 апреля 2013 года, документ был откорректирован и дополнен.

Обсуждение во втором чтении показало, что поправки не сняли все вопросы к законопроекту со стороны заинтересованных сторон. После годовой паузы, в течение которой шло обсуждение и доработка спорных положений законопроекта в рамках работы трехсторонней комиссии между представителями работодателей, профсоюзов и Правительства, было решено вернуться ко второму чтению. Повторное обсуждение и принятие законопроекта во втором и сразу в третьем чтении состоялось на пленарном заседании Думы 22 апреля 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

До настоящего времени нормативными документами использование заемного труда не регулируется, однако фактически указанная форма труда активно используется работодателями и организациями по подбору персонала. Принятие закона позволит устранить пробел в правовом поле и снизить количество конфликтов на рынке «лизинга персонала».

1. Законом в Трудовой Кодекс России вводится понятие «заемный труд», на использование которого устанавливается запрет. Заемный труд – это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

2. Вместе с тем, по итогам обсуждения во втором чтении полный запрет был снят и заемным трудом не считается работа работников, направленных в другую организацию по договору о предоставлении труда – т.н. «лизинг персонала» или аутстаффинг. В статье 181 дано его определение. Договор о предоставлении труда работников - это договор, по которому исполнитель временно направляет своих работников с их согласия к заказчику, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить предоставление труда направленных работников и использовать их труд в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами этих работников с исполнителем.

3. Лизинг персонала могут использовать частные агентства занятости, в т. ч. иностранные, прошедшие аккредитацию в установленном Правительством РФ порядке. Также деятельность по предоставлению труда работников может применяться в организациях, между которыми косвенно или прямо существует факт подчинения. Для этих исключений в ТК введена новая глава 531, регулирующая особенности взаимоотношений между частными агентствами занятости, аффилированными организациями и работником.

4. Законом устанавливаются, что при лизинге персонала условия оплаты труда для временно нанимаемых работников не должны быть хуже, чем у других работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.

5. Если доля привлеченных по договору лизинга персонала работников превышает 10% от среднесписочной численности работников принимающей стороны, учитывается мнение профсоюза.

6. Также устанавливается, что лизинг персонала нельзя использовать в случае забастовки работников принимающей стороны, простоя, введения сокращенного рабочего дня или отказа работников выполнять работу при задержке выплаты зарплаты.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

0

1

КПРФ

88

0

3

СР

62

0

2

ЛДПР

52

0

4

III . Мнения депутатов

Тарасенко М. В., фракция «Единая Россия» 20.05.11 (первое чтение)

Данный проект закона <…> разработан в целях внесения в российское законодательство норм, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заёмного труда либо другими способами. <…> Прежде всего в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей законопроектом предусматривается возможность признания наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными гражданско-правовым договором. Закрепляется положение, которое даёт право признать это не только суду, но и государственной инспекции труда.

Кашин Б. С., фракция КПРФ 26.04.14 (второе чтение)

<…> в законопроекте есть очень хорошая и понятная всем статья о запрещении "заёмного труда", и там прямо сказано, что "заёмный труд" запрещён. Но вот "заёмным трудом" не считается обусловленное трудовым договором выполнение какой-то трудовой функции, когда одна организация посылает работника в другую организацию с какой-то конкретной целью, а тем не менее поправка 1 включает в себя такие вещи, как предоставление права специальным агентствам, аккредитованным в соответствующем органе исполнительной власти, целенаправленно заниматься собственно подбором людей для временной работы, и непонятно, как это связано вот с тем трудовым договором, который заключает работник. То есть у нас есть опасение, что под видом, так скажем, вот таких агентств, вся эта практика "заёмного труда", которая очень остро воспринимается, я скажу, особенно работниками предприятий горнодобывающей промышленности, будет снова процветать.