Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 1 весенняя сессия

БОРЬБА С НАРКОТОРГОВЛЕЙ

Принятые законы

Федеральный закон от 3 февраля 2015 года № 7-ФЗ (законопроект № 638953-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Президентом России в октябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12 декабря 2014 года, во втором – 20 января, а в третьем – 23 января 2015 года.

Причиной обращения законодателей к проблеме стали массовые отравления людей курительными смесями в середине сентября 2014 года – тогда от них пострадали свыше 2 тыс. человек, более 40 скончались.

I. Основные положения закона

Закон вводит уголовную ответственность за оборот новых психоактивных веществ – курительных смесей (т.н. спайсов), и административную ответственность за их употребление.

К новым психоактивным веществам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или токсического опьянения, в отношении которых ранее не были установлены санитарно-эпидемиологические требования и меры контроля за оборотом.

Поправками второго чтения внесено исключение - запрет не относится к экспертным действиям с новыми наркотиками правоохранительных и следственных органов. Также ко второму чтению в текст законопроекта введены положения о полном запрете рекламы и пропаганды этих веществ в интернете и СМИ.

Реестр потенциально опасных психоактивных веществ будет размещен в интернете на сайте Наркоконтроля.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

1

0

2

СР

60

0

1

3

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 12.12.2014

Уважаемые коллеги, проект федерального закона, предложенный Президентом Российской Федерации, предлагает решение очень серьезной проблемы - проблемы, связанной с распространением синтетических дизайнерских наркотиков. Совершенно очевидно, что та актуализация, которую приобрели эти случаи, связанные в том числе и с гибелью молодых людей вследствие потребления спайсов, дает понимание того, что реагирование на эту проблему должно быть максимально оперативным.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 12.12.2014

Поэтому, понимаете, это в год погибает почти в 10 раз больше
[от передозировки наркотиков – ред.], чем погибло за 10 лет афганской войны. И все эти вопросы, мне кажется, надо начинать со школы, в которой, с моей точки зрения, вообще не ведётся никакой надлежащей работы по профилактике этого вопроса. Мы с вами законом "Об образовании" и другими законами убрали медперсонал оттуда, мы фактически убрали НВП, которая давала первичные азы знаний и профилактики в этом вопросе.

Маринин С.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 12.12.2014

ЛДПР неоднократно настаивало на полном запрете спайсов в России. Главная проблема - это же быстрая смена наркоторговцами формулы зелья, позволяющая им уйти от ответственности.

Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 12.12.2014

У нас есть в Уголовном кодексе статья 238 «за хранение, производство, сбыт товаров и продуктов, не отвечающим требованиям безопасности». Знаете, какая ответственность? До 10 лет. И скажите мне, за эти годы, почему распространители спайсов не были привлечены по этой статье? Кто мешал нашей доблестной полиции заводить уголовные дела, сдавать в Следственный комитет? Никого не привлекли.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №230-ФЗ (законопроект № 157425-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А.Яровой, А.Н.Хайруллиным, Т.К.Агузаровым и др. в октябре 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 21 октября 2013 года, во втором - 30 января 2015 года. После возврата к процедуре второго чтения повторное обсуждение и приятие законопроекта во втором и сразу в третьем чтении состоялось 1 июля 2015.

I. Основные положения закона

Законопроект предполагает введение обязательного теста на наркотики при получении или замене водительских прав. Такой тест станет также обязательным для пилотов, машинистов, капитанов, полицейских, военных, охранников и других лиц, имеющих право на владение оружием. В случае положительного результата эти лица не смогут продолжать исполнять свои обязанности или получить разрешение на работу, а водители или кандидаты в водители получат право на повторную пересдачу теста только через полгода.

Доработками второго чтения для владельцев оружия была установлена периодичность медицинского обследования на наркотики – раз в пять лет, а также были уточнены меры ответственности за нарушение требований закона.

По мнению авторов, закон, расширяющий комплекс профилактических мер по борьбе с наркоманией, направлен на снижение уровня преступности, связанной с потреблением наркотиков.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

0

КПРФ

87

0

0

5

СР

56

0

0

16

ЛДПР

56

0

0

3

III . Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 11.10.2013

Уважаемые коллеги, очень важно в данном вопросе обратить ваше внимание на тот факт, что именно раннее выявление наркопотребителя даёт возможность и спасти этого человека, и осуществить его социальную реабилитацию, и обеспечить полное выздоровление, и это, безусловно, та гарантия, которую можно отнести к эффективным профилактическим мерам.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 11.10.2013

Хочу ещё раз заострить ваше внимание на том, почему необходимо именно ужесточение: потому, что у нас немалый процент (к сожалению, статистика скрывается) среди «кураторов» и распространителей составляют именно сотрудники правоохранительных органов, люди в погонах - и в полиции, и в других силовых структурах.

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение) 11.10.2013

Фракция ЛДПР всегда будет поддерживать все инициативы, направленные на борьбу с этим злом, но мы должны понимать, что наркотики сегодня - это в том числе и элемент политической борьбы. Наша задача - предлагать как можно больше различных вариантов борьбы.

Законопроект № 108866-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А.Яровой, В.Ф.Звагельским, А.Н.Хайруллиным и др. в июне 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 25 марта 2013 года.

I. Основные положения закона

Законопроект предлагает установить наказание вплоть до двух лет лишения свободы за пропаганду и рекламу наркотиков в интернете.

Пропагандой или рекламой, по мнению авторов законопроекта, является упоминание наркотиков в любой книжной или аудиовизуальной продукции и СМИ, за исключением специализированных медицинских изданий. При этом уголовная ответственность наступает, если реклама была размещена в интернете. Для этого Уголовный кодекс дополняется новой статьей - 228.5 «Пропаганда либо реклама наркотических средств».

Для правоохранительных органов этот закон может стать инструментом поиска «любителей» рассказывать о «достоинствах» наркотиков в интернете.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

87

0

0

5

СР

62

0

0

2

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия»

Мы понимаем, что у Роскомнадзора в соответствии с административным законодательством сегодня есть полномочия, связанные с ограничением распространения такого контента, с прекращением деятельности отдельных интернет-ресурсов, но это не решает главную задачу - это не решает вопрос ответственности тех лиц, которые остаются анонимными, неизвестными выгодоприобретателями от пропаганды наркотиков, которые распространяют в Интернете информацию о способах производства наркотиков и местах их возможного приобретения. Фактически сегодня можно с уверенностью говорить о том, что 90 процентов представителей молодого поколения - социологические опросы это подтверждают - получают из Интернета информацию о наркотиках, причём информацию позитивного характера, направленную на формирование заинтересованности в потреблении наркотиков и на вовлечение в потребление наркотиков.

Кропачев А.С., фракция ЛДПР

Если сейчас поискать информацию по наркотикам в Интернете, я думаю, тысяч двадцать сайтов с разной информацией обнаружится и, как указано в той же пояснительной записке, где-то, наверное, 1 процент, не больше, будет сайтов, содержащих негативную информацию в отношении употребления наркотиков, то есть не относящуюся к пропаганде наркотиков.

Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия»

Через день мы будем обсуждать поправки к бюджету, но, к сожалению, главного, чего ждут люди, миллионы людей, больных наркоманией, и десятки миллионов родственников, пока нет: вопросы реабилитации нами только оговариваются, есть программы, есть теории, есть какие-то эксперименты в виде небольшого количества реабилитационных центров, но массовой работы и самого главного - финансирования пока нет.

Плетнева Т.В., фракция КПРФ

Законопроект-то хороший, он предусматривает наказание за это безобразие, но чтобы не приходилось наказывать, нужно жизнь по-другому выстраивать: и экономику, и культуру, и нравственность, и воспитание - ну всё!