2015г. № 2 осенняя сессия
ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
Принятые законы
Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ (законопроект № 855485-6) «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в июле 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 25 марта, а во втором и сразу в третьем – 23 октября 2015 года.
Разработка этого закона началась после ареста нескольких российских государственных активов в Европе летом 2015 года.
I. Основные положения закона
Закон предусматривает возможность ограничения российским судом на основе принципа взаимности юридического иммунитета иностранного государства, если установлено, что за рубежом нашей стране аналогичный иммунитет урезан в сравнение с предоставляемым этому иностранному государству в России.
Закон позволит устранить дисбаланс в защите имущественных прав российских предприятий и госорганизаций за рубежом и иностранных государств внутри страны.
II . Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
89 |
0 |
0 |
1 |
СР |
58 |
0 |
0 |
5 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов
Гаврилов С.А., фракция КПРФ (первое чтение) 25.09.15
Действительно, сложилась довольно странная ситуация: двадцать пять лет у нас был совершенно разный режим, по сути дела, дисбаланс в защите имущественных прав российских предприятий и организаций Российского государства за рубежом и иностранных государств внутри страны. Этот закон необходимо принять, он носит абсолютно сбалансированный характер, уравновешивает характер защиты иммунитета в двусторонних отношениях, допускает возможность в каждом отдельном случае, с любой стороны, будь то Бельгия или Соединённые Штаты, выстраивать разный механизм, разную степень правовой защиты наших имущественных интересов за рубежом и симметрично иностранных внутри страны.
Афонский В.И., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 25.09.15
Сегодня мы предоставляем абсолютный иммунитет иностранным государствам в нашей юрисдикции, а они нам - нет, необходимо восстановить справедливость в этом вопросе. Некоторые страны по ряду дел вообще не предоставляют России иммунитета, мы должны иметь возможность относиться к этим государствам в наших судах так же, как их суды относятся к нам. Подчеркну, что закон не является ответной мерой на недружественное отношение к нам со стороны отдельных западных стран, но он позволит не предоставлять необоснованных преимуществ государствам, нарушающим наши имущественные интересы.
Тарнавский А.Г. фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 25.09.15
Нам стоит обратить внимание не только на устранение вот этой юридической коллизии и уход от абсолютного иммунитета, переход к ограниченному иммунитету - об этом как раз очень здорово написано в пояснительной записке к законопроекту, и я, вообще, если вы позволите, поставлю её автору пятёрку, потому что всё очень здорово и понятно в сжатом виде сказано, - но и о соотношении международного права и внутригосударственного права.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 7-ФКЗ (законопроект № 931766-6) «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы членом Совета Федерации А.А.Клишасом, депутатами В.Н.Плигиным, М.В.Емальяновым и др. в ноябре 2015 года. Рассмотрение и принятие в первом чтении на пленарном заседании Думы состоялось 1 декабря, во втором и сразу в третьем – 4 декабря 2015 года.
I. Основные положения закона
Закон разрешает Конституционному Суду игнорировать решения не только Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но и любого межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, если он решит, что международные нормы противоречат российской Конституции.
В эту категорию попадают организации, созданные в Совете Европы, и различные международные структуры - например, Комитет по правам человека ООН. Также под действие закона подпадут и постановления международных судов ООН.
Механизм принятия таких решений предполагает, что с запросом в КС могут обращаться Президент, Правительство или орган, в компетенцию которого входит защита интересов России при рассмотрении жалоб против нее в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека - сейчас это Минюст.
Данная законодательная инициатива позволит России не выполнять политизированные постановления ЕСПЧ, как, например, т.н. «дело акционеров ЮКОСа».
II. Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
91 |
0 |
0 |
1 |
СР |
51 |
3 |
0 |
10 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III. Мнения депутатов
Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 01.12.2015 года
Текст федерального конституционного закона дополняется новой главой XIII-1, регулирующей процедуру рассмотрения дел о возможности исполнения постановления международного судебного органа по защите прав и свобод человека, где предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, наделённый компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в межгосударственном органе, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения спора о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека. Конституционным Судом Российской Федерации по итогам рассмотрения может быть принято постановление о возможности или о невозможности исполнения указанного решения.
Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 04.12.2015 года
Хотел бы отметить ещё раз, что подобная практика, касающаяся вопросов возможности исполнения решений межгосударственного органа, уже сложилась в других странах, например в Германии.
Гудков Д.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 01.12.2015 года
Надо понимать, что таких случаев, как дело «ЮКОСа», таких крупных сумм больше нет в повестке, но помимо политических вопросов есть и различные бытовые вопросы, например, когда военные пенсионеры, которые не могут получить квартиры, обещанные Министерством обороны, обращаются в ЕСПЧ, там выигрывают и только тогда получают эти квартиры, добиваются какой-либо справедливости, - мы можем лишить их этой возможности.
Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 04.12.2015 года
Когда мы рассматривали этот законопроект, мы обратились к международному опыту, и, повторюсь, оказалось, что всё намного глубже и сложнее: несмотря на то, что сорок семь государств Европы подписали европейскую конвенцию о правах человека, многие страны, если не все, в каких-то ситуациях эту конвенцию не соблюдают, точнее, не выполняют решения Европейского Суда по правам человека, если они противоречат конституциям этих стран. Вот общая канва.
Иванов С.В., фракция ЛДПР (третье чтение) 04.12.2015 года
Поэтому мы, приняв вот этот закон, уважаемые коллеги, в случае наличия обращения от международного сообщества смело сможем послать их на три буквы, то есть в суд, который им обязательно объяснит, почему мы не можем выполнить их требования, хотя очень их уважаем.