Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2016г. № 1 весенняя сессия

Культурные ценности

Законопроект № 830457-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы членами Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушминым, З.Ф.Драгункиной, С.Н.Рябухиным, депутатами Государственной Думы С.Е.Нарышкиным, В.А.Васильевым, С.С.Говорухиным и др. в июле 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 23 марта 2016 года.

I. Основные положения законопроекта

Законопроект предусматривает введение налоговых льгот в отношении физических и юридических лиц, жертвующих средства государственным или муниципальным организациям культуры.

Предлагаемая льгота призвана повысить привлекательность благотворительной деятельности. Внебюджетное финансирование создаст условия для существования и развития таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

89

0

0

3

СР

59

0

0

5

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Алексеева Т.О., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

<…> в законопроекте предлагается установить преференции для физических лиц и организаций при перечислении пожертвований государственным или муниципальным учреждениям культуры. В частности, для физических лиц законопроектом предусмотрено предоставление права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере суммы перечисленных пожертвований, но не более 30 процентов суммы дохода. Организациям предлагается предоставить право включать в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных учреждениям культуры, а также некоммерческим организациям на формирование целевого капитала. <…> Самое главное, что рассматриваемый законопроект направлен на создание условий для развития учреждений культуры без дополнительного бюджетного финансирования.

Ганзя В.А., фракция КПРФ (первое чтение)

<…> хочу сказать, что работники учреждений культуры уже аплодируют этому законопроекту <…>

Ищенко А.А., фракция ЛДПР (первое чтение)

Мы изначально поддерживали концепцию предлагаемой нормы, но хотелось бы сделать эту норму более широкой, потому что, к сожалению, законопроект предусматривает возможность перечисления средств меценатов и получения льгот только в том случае, если эти средства идут государственным или муниципальным учреждениям культуры. Однако, как мне кажется, культура не может быть только государственной или муниципальной, культура — это более широкое понятие, и не надо делить её на частную и муниципальную. Скорее всего, меценаты должны получать финансовую поддержку в виде льгот по налогам и в том случае, если они перечисляют средства на частные культурные проекты и эти проекты на самом деле востребованы обществом.

Законопроект № 1074386-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела»

Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатами А.М.Макаровым, Е.И.Кузьмичевой, Е.Н.Сенаторовой и другими. Рассмотрение законопроекта в первом чтении состоялось 8 июня 2016 года.

I. Основные положения закона

Законопроект ужесточает ответственность за нарушение правил хранения и использование архивных документов.

Также, ряд органов наделяется полномочиями по надзору за соблюдением правил архивного дела.

Вводится понятие культурная ценность.

Уточняется порядок ввоза и вывоза художественных произведений. При этом в отношении произведений, созданных более 100 лет назад, и менее 100 лет устанавливаются различные правила вывоза.

Законопроект содержит отдельные положения, модернизирующие устаревшее законодательство. Так, сняты всякие ограничения в отношении ввоза культурных ценностей, а также гарантируется возможность их вывоза. Ранее такая гарантия отсутствовала, и это останавливало многих иностранных коллекционеров.

Отдельные положения закона гарантируют сохранность особо ценных произведений, их вывоз из страны под запретом.

Законопроект направлен на совершенствование современного законодательного регулирования, препятствующего культурному обмену с зарубежными странами, затрудняющего ввоз и вывоз художественных произведений.

Предлагаемые изменения должны повлечь формирование новых частных коллекций, негосударственных музеев и галерей на территории РФ.

II. Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

233

2

0

3

КПРФ

0

91

0

1

СР

1

53

0

10

ЛДПР

1

52

0

3

III. Мнения депутатов

Макаров А.М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

<…> данный законопроект устанавливает режим необходимый для того, чтобы культурные ценности пришли в страну, необходимый для того, чтобы страна была достойно представлена на международных выставках и действительно в любой стране знали, что есть российское современное искусство и в то же время поставить преграду для тех, кто грабит нашу страну, правда, при этом они пользуются самыми разными отговорками.

Жириновский В.В., руководитель фракции ЛДПР (первое чтение)

Конечно, хорошо, когда открывается музей, тут никто не хочет оказывать препятствия. Мы говорим о том, как будут двигаться культурные ценности по границе <…> через границу. Если всё туда этот закон позволит, а обратно ничего не будет, какой же смысл? Это же нас пугает.

По факту если посмотреть, что вывезено из нашей страны за 25 лет, то мы же проигрываем в этом плане. И нам ещё раз закон говорит: давайте ещё облегчим. Давайте. И, мне кажется, надо наоборот, может быть закрыть наши границы и таможню закрыть на вывоз, вывозить давайте только то, что вот не представляет ценности культурной - металлолом. И то он нам нужен, наши металлургические заводы - с удовольствием. Я, вообще, не вижу необходимости в чём-то.

Грешневиков А.Н. фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

<…> ничто не мешает движению культурных ценностей. Поэтому совершенно непонятно, почему сегодня возник этот вопрос, поменять законодательство и открыть даже не форточку, а целую дверь для вывоза культурных ценностей?

Ганзя В.А., фракция КПРФ (первое чтение)

<…> вот этот законопроект, не для того ли он создаётся, чтобы сделать товаром наше национальное культурное достояние?