Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Вопросы повышения продолжительности жизни и активного долголетия и их отражение в законодательстве. Сравнительный анализ

5. Международный опыт и законодательство различных стран по правовым основам физиологического долгожительства (включая Принципы ООН в отношении пожилых людей и Мадридский международный план действий по проблемам старения)

На сегодняшний день вопросы правового положения пожилых людей становятся все более актуальными, поскольку современная демографическая ситуация характеризуется постоянным старением населения Земли в связи с улучшением условий жизни, а также увеличением количества возможностей медицинского и социально обслуживания. Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей, тем самым подчеркивая важность старшего поколения. А 2 октября 1999 г. Всемирная организация здравоохранения дала начало движению за активное долголетие.

Международная сеть по предупреждению плохого обращения с пожилыми людьми совместно с Программой по вопросам старения Всемирной организации здравоохранения [1], отдельными лицами и неправительственными организациями из всех районов мира объявили 15 июня 2006 г. первым днем мира по обеспечению понимания вопросов, касающихся злоупотреблений в отношении пожилых людей. В 2004 г. был создан Международный научно-исследовательский центр по вопросам здорового старения и долголетия в Сиднее, Австралия. В 2005 г. учрежден АФРАН — научно-исследовательская сеть африканских и международных ученых, сотрудников директивных органов и представителей гражданского общества, занимающихся вопросами старения

В настоящее время международный опыт по правовым основам физиологического долгожительства представлен рядом актов, которые регулируют правовое положение пожилых людей, гарантии защиты их жизни и здоровья:

1) Венский международный план по проблемам старения 1982г. План действий должен рассматриваться как составная часть основных международных, региональных и национальных стратегий и программ, которые разработаны в ответ на важные проблемы и потребности мира.

2) Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей от 16 декабря 1991 года (приняты во исполнение Международного плана действий по проблемам старения, принятого Всемирной ассамблеей по проблемам старения и одобренного Генеральной Ассамблеей в резолюции 37/51от 3 декабря 1982 года).

3) Мадридский международный план по проблемам старения 2002 г. В настоящее время действует Руководство по вопросам национального осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения, которое представляет собой основу, которую правительство и другие заинтересованные стороны могут использовать для разработки эффективных стратегий по проблемам старения и всестороннего учета этих проблем во всех аспектах процессов развития и формирования политики.

4) Европейский Союз. В соответствии со ст. 25 Хартии основных прав Европейского Союза, принятой в г. Ницце 7 декабря 2000 г. Европейский Союз признает и уважает право пожилых людей вести достойную и независимую жизнь и участвовать в социальной и культурной жизни общества.

5) Обзор Экономического и Социального Совета мирового экономического и социального положения в 2007 г. в условиях старения населения мира от 23 апреля 2007 г.

6) Содружество Независимых Государств. Постановлением N 11-15 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 15 июня 1998 в г. Санкт-Петербурге была принята Хартия пожилых людей (Хартия пожилых людей).

7) Рекомендация N 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся», принятая в г. Женеве 23 июня 1980 г. на 66-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда.

8) Соединенные Штаты Америки. Запрещение дискриминации по возрастному критерию закреплено в Законе о дискриминации при найме по возрасту 1967 г., а также в Титуле VII Закона о гражданских правах 1964 г..

9) Израиль. С 1986 г. вступил в силу Закон об уходе за престарелыми, предусматривающий унификацию услуг по длительному нестационарному уходу за всеми нуждающимися пожилыми людьми независимо от их принадлежности к социальной подгруппе, национальности, месту жительства и какой-либо больничной кассе.

10) Декларация по проблемам старения, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. (резолюция 47/5), принята в результате международной конференции по проблеме старения 15 -16 октября 1992 г. Основная цель – призвать международное сообщество к осуществлению Международного плана действий по проблемам старения и распространению и соблюдению Принципов ООН в отношении пожилых людей.

11) Европейская социальная хартия[2]. В данном международном акте нормы, регулирующее положение пожилых людей, делятся на три категории. Первая - правила, касающиеся всех людей без исключения (каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья; каждый имеет право на соответствующие возможности в области профессионального обучения; каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий; каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь; каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб; каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма; каждый имеет право на жилье). Вторая – это нормы, регулирующие положение отдельных категорий населения, к которым могут относится и пожилые люди, например, работников, нетрудоспособных лиц (нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества). И, наконец, третья – это нормы, в которых речь идет непосредственно о пожилых людях. Это ст. 23 Хартии – каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту. В этих целях пожилым людям должны предоставляться адекватные ресурсы, позволяющие вести им достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни; пожилые люди должны располагать информацией о службах, созданных для удовлетворения их нужд; у них должно быть жилье, соответствующее их потребностям и состоянию здоровья; государство должно заботиться о здоровье своих пожилых граждан, создавать для них соответствующие социальные службы, поддерживать пожилых, живущих в домах для престарелых, уважать неприкосновенность их личности и обеспечивать возможность таким пожилым принимать участие в решениях, касающихся условий жизни в домах для престарелых.

12) Международная стратегия действий по проблемам старения на 2002 г[3]. Цель документа – обеспечение пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан. Стратегия призвана стать в руках руководителей, отвечающих за выработку политики, практическим инструментом, который должен помочь им сосредоточить внимание на ключевых приоритетных задачах, связанных с процессами индивидуального и демографического старения. В Стратегии обсуждаются несколько центральных тем, которые получили отражение в подробных рекомендациях в отношении действий на национальном уровне. Это: обеспечение безопасных условий жизни пожилых людей; создание условий для того, чтобы пожилые люди могли принимать полноправное и эффективное участие в социальной, экономической и политической жизни общества, в частности, посредством приносящего доход и добровольного труда; реализация творческого потенциала, обеспечение благосостояния на протяжении всей жизни; обеспечение гарантий соблюдения экономических, социальных и культурных прав пожилых людей, их гражданских и политических прав, включая ликвидацию всех форм возрастной дискриминации; принятие обязательств в отношении обеспечения равноправия пожилых женщин путем ликвидации дискриминации по признаку пола, а также всех других форм дискриминации; оказание пожилым людям медицинской помощи и поддержки.

Говоря об опыте отдельных стран, необходимо отметить Германию, где по предложению Правительства страны Бундестаг принял в 2007 закон о поэтапном повышении пенсионного возраста для мужчин и женщин с 65 до 67 лет. Т.е. пенсионный возраст, соответственно принятой схеме, будет постепенно повышаться, а в 67 лет люди будут уходить на пенсию с 2029 года. Альтернативой была возможность повысить размер отчислений в пенсионный фонд, в который работающие отчисляют и сейчас уже более 19 процентов от заработка. Точнее - половину этой суммы, другую половину вносит в фонд работодатель. Правительство выбрало вариант повышения пенсионного возраста. Это решение многие в Германии до сих пор критикуют, поскольку ведение права на полную пенсию с 67 лет, на практике будет означать просто экономию средств, поскольку лишь немногие будут уходить на пенсию, доработав до 67. В результате люди будут уходить на пенсию, как и раньше в 65, а то и раньше, но денег получать меньше.

Во многих крупных компаниях в Германии есть еще и дополнительные корпоративные пенсии. Размер этих пенсий, являющихся частью трудового договора, в отдельных случаях зависит от прибыли работодателя. Но чаще корпоративная пенсия зависит от стажа работника, являясь, по сути дела, финансовым поощрением за выслугу лет. Государственное пенсионное страхование в Германии обязательно для всех, чей доход до вычета налогов не превышает €3.900. Для тех же, кто зарабатывает больше, разрешено страхование в частных фондах, взносы в фонды государственные в этом случае можно не делать. Существует еще и государственная программа дополнительной пенсии, так называемая пенсия Ристера (по фамилии предложившего ее в 2001 году министра). Пенсия Ристера – это поддержка со стороны государства тех, кто, помимо основной пенсионной страховки, дополнительно заключает договор частного пенсионного накопительного страхования. Участник получает право вносить на специальный счет от 1 до 4% своего дохода. На каждые 100 единиц добровольного взноса участника государство прибавляет свои 15 единиц. Для заключивших такой договор есть еще и налоговые льготы.

В Китае, стране с более чем миллиардным населением, уже почти 30 лет действует политика «одна семья - один ребенок». Впрочем, не столько эта политика, сколько невероятно быстрое экономическое развитие в последние десятилетия, существенно изменили структуру китайского общества, подорвав во многом те социальные основы, которые позволяли старикам в Китае быть уверенными, что они не будут брошены на произвол судьбы. Под пенсионные выплаты подпадают граждане, которые работают в городах. Если раньше это было не так важно, поскольку, к примеру, в 80-х годах в городах жило только 20 процентов населения, соответственно 80 процентов жителей Китая вообще не получали пенсии, сейчас городское население уже более сорока процентов. Китай из страны агарной превращается в страну урбанизированную.

Вся система пенсионного обеспечения в Китае государственная, и частных пенсионных фондов (в чистом виде) не существует. Хотя предприятия, если вы проработали там достаточно долго, по собственной инициативе готовы делать вам пенсионные выплаты. Государственная пенсия может составлять 10-15 долларов – это, конечно, не та сумма, которая может обеспечить старость. Правда, люди преклонного возраста имеют в Китае огромные льготы, льготы реальные, которые помогают жить: частичное или даже полное освобождение от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатный вход в целый ряд общественных мест – в музеи, парки, сады, где, собственно, и можно чаще всего встретить пенсионеров. Существуют специальные столовые для пожилых людей, магазины, то есть китайская старость, даже несмотря на неравномерность развития Китая, обеспечена неплохо. Но сейчас появляется новая категория людей – это молодые люди 20-25 лет, которые только начали работать, но уже знакомы с европейской пенсионной системой, они читают интернет, обсуждают все это в блогах, и их нынешняя система, конечно, не устраивает. Они хотят много работать, много зарабатывать и в результате получать пенсию. В южных провинциях Фуцзянь и Гуандун уже даже имели место выступления, одним из требований которых была реформа пенсионной системы. Участники этих выступлений заявляли о готовности платить в пенсионный фонд больше с условием, что на пенсии и получать они будут больше.

В странах Западной Азии система по уходу за людьми пожилого возраста по-прежнему опирается на принципы социального обеспечения и ориентирована на предоставление услуг. В медицинских службах многих стран увеличилось количество специализированных центров, а также центров по дневному уходу и мобильных клиник, особенно в странах-членах Совета сотрудничества арабских государств. В ряде стран на медицинских факультетах введено изучение гериатрии, а в школах и университетах преподаются курсы по проблемам старения.

В станах Северной Африки, главной проблемой являются инфекционные заболевания. Пожилые люди в повседневной жизни сталкиваются с многочисленными трудностями в повседневной жизни. Наблюдается также общий недостаток квалифицированных кадров и специалистов в области гериатрии. Пожилые люди не в полной мере обеспечены специализированными услугами по уходу на дому. Следует отметить, что в настоящее время действует Руководство по вопросам национального осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения, которое представляет собой основу, которую правительство и другие заинтересованные стороны могут использовать для разработки эффективных стратегий по проблемам старения и всестороннего учета этих проблем во всех аспектах процессов развития и формирования политики. Оно охватывает такие области, как поощрение гармоничной взаимосвязи между процессами развития и демографическими изменениями; налаживание эффективной работы системы социальной защиты на благо пожилых людей и т.д.

При этом необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих решению вопросов старения. В числе наиболее важных проблем можно отметить следующие: отсутствие возможностей по разработке целенаправленных, всеобъемлющих стратегий по проблемам старения; дефицит данных и информации по проблемам старения; недостаточная информированность о благах вовлечения и интеграции пожилых людей в социальную жизнь; недостаток ощутимых усилий, направленных на вовлечение пожилых людей в политические процессы и т.д.

Представляется, что одним из способов улучшения положения старшего поколения может стать пропаганда активного образа жизни. Активный образ жизни старшего поколения мог бы способствовать уменьшению расходов на медицинское обслуживание, что, в конечном счете, может обеспечить сокращение расходов государств. Среди достижений государств в области решения проблем старшего поколения можно отметить принятие мер в поддержку пенсионных планов в странах, с тем чтобы они были в состоянии выполнять финансовые обязательства в отношении будущих поколений, принятие ряда законов, направленных на пресечение дискриминации пожилых людей.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 29 января 2008 г. «Последующая деятельность по итогам второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения»[4]отмечается, что правительствам рекомендуется уделять больше внимания созданию потенциала для сокращения масштабов нищеты среди пожилых людей, прежде всего пожилых женщин, на основе всестороннего учета проблем старения. Представляется целесообразной деятельность государств по финансированию научных исследований и мероприятий по сбору данных по проблемам старения в целях обеспечения лучшего понимания проблем и возможностей, возникающих в связи со старением населения.

Вызывает определенный интерес обзор Экономического и Социального Совета мирового экономического и социального положения в 2007 г. в условиях старения населения мира от 23 апреля 2007 г[5]. Одним из следствий старения населения в большинстве государств является снижение числа работающих людей в сопоставлении с числом неработающих и зависящих от чужих доходов. Так, согласно прогнозам, общий показатель доли иждивенцев в 2025 г. составит 53 иждивенца на 100 лиц трудоспособного возраста, а к 2050 г. достигнет 57 иждивенцев на 100 работающих вследствие увеличения числа пожилых людей. В связи с этим в перспективе представляется весьма проблематичным решение задачи обеспечения растущему числу пожилых людей адекватной поддержки в старости и предоставления им возможности получения достойной работы в силу необходимости или желания оставаться экономически активными и доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию.

В условиях отсутствия надлежащего регулирования правового положения старшего поколения пожилые люди вынуждены полагаться на защиту семьи или местного сообщества, которые не могут в полной мере обеспечить их защиту. Однако доля пожилых людей в общей численности населения продолжает постоянно расти, они могут увеличить свой общественный вес. Представляется также, что грамотность и образование, включая информирование о правах человека, являются важными элементами расширения возможностей пожилых людей для участия в экономической и политической жизни общества.

Важной проблемой в настоящее время является пренебрежительное и жестокое отношение к пожилым людям. Следует отметить, что случаи жестокого обращения с пожилыми людьми часто бывают вызваны отсутствием ресурсов для ухода за пожилыми людьми, недостаточной подготовкой ухаживающих лиц, а также общими условиями нищеты. Одним из способов противодействия жестокому обращению с лицами пожилого возраста может стать обеспечение надежного доступа к источникам информации и механизмам, необходимым для предотвращения таких случаев. При этом необходимо закрепление в законодательстве ответственности органов государственной власти и их должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей в отношении лиц пожилого возраста. Улучшению положения старшего поколения могло бы способствовать и создание правовой базы, учитывающей особенности общественных организаций пожилых людей, которые могли бы представлять их интересы в отношениях с органами государственной власти, со средствами массовой информации и т.д.

Продолжению трудовой деятельности в пожилом возрасте могут способствовать следующие меры: перевод на другие рабочие места; улучшение условий труда для поддержания работоспособности; борьба с дискриминацией по возрастному признаку; пропаганда позитивного образа работников старшего возраста и т.д. Представляется, что стимулирование занятости лиц старшего поколения может способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет, что позволит трудящимся старшего возраста выходить на пенсию, не опасаясь за свое материальное благополучие.

Одной из проблем старшего поколения является высокая вероятность недостатка личных трудовых доходов, а их родственники не всегда могут гарантировать им защиту от нищеты. Поэтому в настоящее время многие государства мира предпринимают ряд мер для увеличения продолжительности трудовой деятельности лиц пожилого возраста. Так, в Соединенных Штатах Америки к 2027 г. пенсионный возраст повысится до 67 лет. Во многих странах рассматривается вопрос об отмене налоговых стимулов досрочного выхода на пенсию.

Вызывает определенный интерес исследование некоторых вопросов осуществления международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Так, Комитет по Экономическим, Социальным и Культурным правам на тринадцатой сессии 20 ноября – 8 декабря 1995 г. отметил, что под такими понятиями как «пожилые люди», «престарелые лица», «лица старшего возраста», «лица третьей возрастной группы», «лица преклонного возраста», «лица четвертой возрастной группы» можно понимать людей в возрасте старше 80 лет[6]. В Европейском союзе пожилыми лицами считаются люди, достигшие возраста 65 лет и старше.

В настоящее время в мире живет много людей, которые не располагают достаточными средствами к существованию. Поэтому даже в периоды острой нехватки ресурсов государства обязаны защищать интересы пожилых людей. Учитывая, что женщины и мужчины обладают равными правами, государствам следует уделять особое внимание женщинам пожилого возраста, которые посвятили свою жизнь семьям, не занимались какой-либо оплачиваемой деятельностью и поэтому впоследствии оказались в трудной жизненной ситуации. В связи с этим государствам следует создавать системы пособий по старости, не предусматривающие пенсионных отчислений.

Государства должны принимать все меры для обеспечения возможностей пожилых людей зарабатывать себе на жизнь трудом, который они вправе выбирать или на который они вправе соглашаться. Государства должны принимать все возможные меры для воспрепятствования дискриминации по признаку пола и возраста. Знания и опыт пожилых людей должны в полной мере учитываться при принятии решений об их приеме на работу, а также в их последующей трудовой деятельности. Государствам следует обеспечивать лицам пожилого возраста безопасные условия труда до выхода на пенсию.

Лица пожилого возраста имеют право на защиту от любых рисков, связанных с потерей средств к существованию по независящим от них причинам. Возраст выхода на пенсию должен зависеть от характера выполняемой в течение жизни работы и уровня трудоспособности. Для улучшения положения старшего поколения государства должны принимать все возможные меры для поддержки, защиты и укрепления семей и защищать права престарелых лиц, находящихся на иждивении семей. Пожилые люди должны иметь доступ к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию. Жилище приобретает все большее значение для лиц пожилого возраста. При решении жилищного вопроса лиц старшего поколения необходимо учитывать психологические и социальные аспекты. Улучшение жилищных условий старшего поколения может стать одной из наиболее действенных мер по улучшению их положения.

Сохранение здоровья в пожилом возрасте требует ведения здорового образа жизни, который представляет собой правильное питание, занятия спортом, отказ от табака, алкоголя и т.д. Важную роль играют и регулярные медицинские осмотры пожилых людей, а также меры реабилитации, направленные на сохранение функциональных способностей пожилых людей. Пожилые люди должны иметь доступ к образованию и иметь возможность повышать свою квалификацию. В настоящее время в большинстве стран они обладают значительными знаниями, являются хранителями традиций, знаний и духовных ценностей. Лица старшего поколения могут быть учителями, передавать свои знания, опыт, умения, навыки и культурные ценности молодому поколению.

Целесообразно было бы обеспечить более легкий доступ для лиц пожилого возраста к учреждениям культуры: музеям, театрам, концертным залам, кинотеатрам и т.д. Необходимы научные исследования в области биологии, психологии и социальных аспектов старения, а также изучение методов, позволяющих замедлять процесс возникновения хронических заболеваний и утраты трудоспособности. Вызывает серьезную обеспокоенность проблема пренебрежительного и жестокого обращения с пожилыми людьми во всем мире. Так, в Канаде наиболее распространенной формой пренебрежительного обращения с пожилым людьми было отсутствие внимания — в 55 процентах случаев, 15 процентов составляли случаи физической жестокости, а в 12 процентах случаев отмечалась финансовая эксплуатация. В Соединенных Штатах Америки в период между 1986 и 1996 гг. Национальный центр по проблеме жестокого обращения с пожилыми людьми зарегистрировал 150-процентное увеличение числа случаев таких злоупотреблений, о которых сообщали государственные службы защиты. В течение только одного года 36 процентов среднего медицинского персонала заявили, что они были свидетелями физического насилия; 10 процентов, как было выявлено, совершили, по меньшей мере, один акт физического насилия; 81 процент были свидетелями случаев психологического насилия; 40 процентов наблюдали, как оскорбляли больных[7].

В Нидерландах в рамках исследовательского проекта было создано два центра для сбора информации о случаях злоупотреблений в отношении пожилых людей, а также для распространения информации о ненадлежащем обращении с пожилыми людьми. Анализ данных проекта показал следующую иерархию форм насилия: психологическое насилие (67 процентов) физическое насилие (44 процента); финансовая эксплуатация (41 процент) пренебрежение (22 процента). При этом жертвами злоупотреблений были в основном люди старше 75 лет, женщины составляли большинство – 79 процентов. Одним из способов противодействия жестокому обращению в отношении лиц пожилого возраста может стать повышение информированности общества о проблемах старшего поколения, что, в конечном счете, может способствовать изменению политики государств в отношении пожилых людей.

Содружество Независимых Государств также уделяет некоторое внимание проблемам пожилых людей. Так, Постановлением N 11-15 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 15 июня 1998 в г. Санкт-Петербурге была принята Хартия пожилых людей (Хартия пожилых людей). При этом Хартия пожилых людей предусматривает следующие права пожилых людей: право иметь гарантированную пенсию, необходимую для ведения достойного образа жизни; право свободно избирать место жительства; право на труд; право на бесплатное и качественное медицинское обслуживание, позволяющее продлевать период активной жизни; право в случае необходимости на получение жизненно важных услуг и ухода на дому; соблюдение основных политических и гражданских прав и достоинства пожилого человека; право на участие в программах профессиональной подготовки; право на активное участие в жизни общества; право делиться своими знаниями и опытом с молодежью; право на создание добровольных организаций ветеранов, пожилых людей.

Необходимо иметь в виду, что одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни лиц пожилого поколения, является участие в жизни общества. Так, семья, активность и социальные контакты – это три важных фактора, определяющие «качество» жизни старшего поколения. Уменьшение социальных контактов, ведение одинокой жизни, изоляция и чувство одиночества связаны с понижением качества жизни пожилых людей. Во всем мире каждый седьмой пожилой человек (а в общей сложности - 90 миллионов) живет один, и за прошедшее десятилетие этот показатель увеличился в большинстве стран. Хотя средние темпы изменения этого показателя довольно низки, вероятно, что тенденция его увеличения сохранится и будет иметь важные социальные последствия, особенно для пожилых женщин, которые чаще живут одни.

Становится все более актуальной проблема защиты трудовых прав лиц пожилого возраста. Отметим, что Рекомендация N 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся», принятая в г. Женеве 23 июня 1980 г. на 66-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда предусматривает следующие положения, направленные на улучшение правового положения лиц пожилого возраста: постепенное сокращение продолжительности рабочего времени; увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска; разрешение пожилым трудящимся организовывать по своему усмотрению свое рабочее время и отдых; содействие назначению пожилых трудящихся на работу, выполняемую в обычное дневное время и т.д. В Соединенных Штатах Америки запрещение дискриминации по возрастному критерию закреплено в Законе о дискриминации при найме по возрасту 1967 г. (А Discriminationin Employment Act). Также как и Титул VII Закона о гражданских правах 1964 г. (Title VII ofthe Civil Rights Act), он действует в отношении всех форм дискриминации на рабочем месте: найма, трудовых поручений, продвижения по службе, компенсаций, условий труда и увольнений. Возрастной предел, с которого дискриминация по возрастному критерию считается незаконной, установлен в 40 лет. Поэтому закрепление в законе минимального возраста в 18, 21 или 30 лет для приема на работу не считается дискриминацией.

Следует отметить, что системы социальной защиты многих государств распространяются, как правило, на государственных служащих, и не в полной мере учитывают интересы лиц пожилого возраста. В мире увеличивается количество больных пожилых людей, зараженных многими инфекционными болезнями, в том числе бичом XX в. - ВИЧ-инфекцией, которые не имеют доступа к необходимой медицинской помощи, а также профилактике и просвещению. Можно утверждать, что системы здравоохранения большинства стран мира не ориентированы на удовлетворение интересов старшего поколения. В связи с этим представляется, что государства всего мира должны способствовать тому, чтобы люди и в пожилом возрасте сохраняли хорошее здоровье и имели доступ к системе социального обеспечения, а также могли жить независимо и с достоинством.

В 1953 году в Израиле был принят закон о национальном страховании[8]. Оно осуществляется государством через службу национального страхования («битуахлеуми»). Основная функция службы – обеспечение прожиточного минимума для тех жителей страны, которые не могут заработать достаточно денег самостоятельно. «Битуахлеуми» отвечает за реализацию законов о прожиточном минимуме, о выплате алиментов, о компенсациях пострадавшим от враждебных акций. Отделения «битуахлеуми» находятся практически в каждом населенном пункте Израиля. На ведомство национального страхования также возложена обязанность поддерживать систему государственного страхования здоровья, с помощью которого обеспечивается медицинское обслуживание всех жителей страны. Государственное страхование здоровья является обязательным: каждый житель Израиля от 18 лет и старше состоит на учете в «битуахлеуми» и должен платить страховые взносы. Для работающих израильтян сумма взноса составляет 4,8 % от зарплаты. Медицинское обслуживание застрахованных осуществляется через систему больничных касс.

Определенную роль играют и программы социальной помощи, которые не входят в систему страхования и финансируются непосредственно из госбюджета. Такие программы должны обеспечивать минимальный доход престарелым, вдовам, неработающим женщинам, которые имеют право на алименты, а также иным лицам, которые не могут заработать на жизнь своими силами. Посредством выплаты социальных пособий государство перенаправляет часть доходов обеспеченного населения на поддержку бедных граждан: 20 % малоимущего населения Израиля вносят порядка 1,5 % от бюджета ведомства национального страхования, а получают около 40 % всех выплат.

Еще один вид социального обеспечения в Израиле – программы пенсионного страхования, а также страхование на случай инвалидности. Такое страхование оговаривается в трудовых соглашениях и осуществляется страховыми и пенсионными фондами, пенсионными программами предприятий, банками и страховыми компаниями. Социальное обеспечение в Израиле имеет свою специфику. Так, в соответствии с внутренним отчетом израильского министерства социального обеспечения (информация об этом отчете была опубликована в октябре 2012 года некоторыми СМИ Израиля), почти 80 % средств, выделяемых на социальную поддержку этим министерством, уходит религиозным организациям ортодоксальных евреев. Светским учреждениям и организациям, которые оказывают помощь инвалидам, больным и пожилым людям, достается около 20 %.

Такой дисбаланс не может не вызывать возмущения у широких масс израильтян. Министерство социального обеспечения объясняет это тем, что финансирование религиозных организаций обусловлено историческими соглашениями с религиозными евреями. В 2012 году начата подготовка к реформе социальной службы Израиля. Реформа предполагает значительное расширение штата социальных работников и выработку новых стандартов социального обеспечения. Таким образом, социальная помощь в Израиле будет доставаться тем, кто в ней действительно нуждается.

Мероприятия по социальной помощи пожилым особенно интенсифицировались за последние годы. Большую роль в этом сыграли различные правительственные и межправительственные организации, начиная с ООН. Основной задачей социальной помощи пожилым является обеспечение условий для их социально-экономического и морального благополучия, основанного на защите их прав и улучшении материального положения. В то же время необходимо поддерживать активность пожилых людей, их способность существовать самостоятельно, стимулировать объединения пожилых, их образование и культуру. При этом важно соединить социальную защиту и медицинскую помощь в единую систему медико-социальной защиты. Проблемы социальной защиты пожилых неоднократно рассматривались ООН, начиная с 1948 г., когда по инициативе Аргентины была подготовлена «предварительная декларация о правах пожилых людей». Позже по инициативе Мальты и решению Генеральной ассамблеи ООН была созвана, как уже отмечалось выше, Всемирная ассамблея по старению и принят Международный план по старению (1982), где рассматривались проблемы социальной защиты. В 1990 г. Генеральная ассамблея ООН объявила 1 октября Международным днем пожилого человека, а в 1991 г. — приняла Принципы ООН в отношении пожилых людей, включающие независимость, участие, заботу, самореализацию и достоинство. В 1992 г. ООН приняла «Прокламацию по старению». Было решено объявить 1999 г. Международным годом пожилых людей. Основная его тема: «Общество для всех возрастов» — основана на понятии «общество для всех», принятом на Всемирном саммите по социальному развитию в Копенгагене (1995). Во время Года пожилых обсуждались 4 проблемы: положение пожилых; развитие индивида в течение всей жизни; взаимоотношения между поколениями (роль семьи и общества); развитие и старение популяций (связь между постарением населения и социально-экономическим развитием). Принципы ООН нашли отражение в Европейской социальной хартии, подготовленной в рамках Совета Европы, а также в Хартии стандартов пожилых людей, подготовленной Британским геронтологическим обществом. Большую работу в этом направлении проводит Международная ассоциация помощи пожилым на дому (IAHSA).

Продолжению усилий в этом направлении служит и упомянутая выше Программа ООН по исследованию старения в XXI веке, подготовленная экспертами МАГ, включившая проблемы социальной защиты и помощи пожилым. Состоялся ряд международных конференций с участием представителей МАГ, в частности, конференция «Положение пожилых людей: прелюдия к XXI веку» (Женева, 2000). Проблемы пожилых обсуждались и на саммите «Большой восьмерки» в Японии.

Усилия международных организаций в данной области оказались исключительно плодотворными и послужили примером для проведения соответствующих мероприятий на национальном и муниципальном уровнях. Так, в России правительством и различными ведомствами в 90-х годах был разработан ряд законов по социальной защите пожилых и инвалидов, полностью согласующихся с Принципами ООН в отношении пожилых людей. В ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге, администрацией приняты социальные программы помощи пожилым. Был проведен ряд международных конференций в различных регионах России, в частности, конференция «Социальная работа на рубеже веков» в Новосибирске, научно- практическая конференция «Пожилой больной. Качество жизни» в и Москве, IV Международный семинар по проблемам пожилых «Самарские лекции» и организованная Европейским сообществом в Санкт-Петербурге конференция «Включение, профилактика, развитие. Социальное измерение в фокусе».

По итогам Второго международного социально-медицинского форума «Мир активного долголетия - 2012»[9] была сформирована резолюция, которая закрепила, что мировое сообщество все больше внимания уделяет проблемам пожилых людей, численность которых постоянно возрастает во всех странах мирах. К 2050 году доля лиц в возрасте 60 лет и старше удвоится, а их реальное число увеличится более чем в три раза, превысив 2 миллиарда человек. Прогнозная численность населения мира должна к этому времени составить более 7 млрд. человек. Все это означает, что практически каждый третий - четвертый житель планеты будет пожилым человеком.

В последние годы формируется и практика защиты экологических прав на международном уровне, поскольку Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Следовательно, российские граждане и юридические лица получили возможность обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека, когда исчерпаны внутригосударственные возможности защиты их экологических прав. Россия признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении России. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Формально решения Европейского суда, конечно, не обязательны для государств, подписавших конвенцию, но фактически все они следуют практике суда, поскольку контрольные органы Конвенции признают себя связанными прецедентом. Существует достаточно примеров того, что высшие судебные инстанции России при рассмотрении гражданских и иных дел опираются на положения прецедентной практики Европейского суда.

Несмотря на то, что в Европейской конвенции по правам человека нет статьи, посвященной экологическим правам человека, это не препятствует защите последних посредством апелляции к другим статьям конвенции. В числе наиболее интересных дел по защите экологических прав человека в практике Европейского суда по правам человека следует выделить:

а) Дело "Фадеева против Российской Федерации" (жалоба N 55723/00)[10]. Заявитель утверждала, что проживание в санитарно-защитной зоне ОАО "Северсталь" в г. Череповец причинило существенный вред ее здоровью. Следовательно, в отношении нее имело место нарушение статьи 8 Конвенции по причине неисполнения государством своих обязанностей защиты ее частной жизни и ее жилища от серьезной экологической угрозы в результате хозяйственной деятельности металлургического предприятия "Северсталь». Постановлением Суда от 9 июня 2005 г. было установлено, что имело место нарушение ст. 8 Конвенции, и на Российскую Федерацию была возложена обязанность выплатить заявителю в порядке возмещения морального вреда 6 000 евро, а также возместить судебные расходы.

б) Дело "Ледяева и другие против России". Европейским Судом было установлено, что отсутствие защиты от загрязнения окружающей среды является нарушением права на уважение частной жизни. Заявители - жители города Череповец, проживающие около Металлургического завода, жаловались на нарушение их прав в связи с отсутствием защиты от производимого заводом загрязнения окружающей среды.

В Европейском Суде заявители утверждали, что из-за загрязнения окружающей среды нарушается их право на защиту частной жизни и неприкосновенность жилища. Это противоречит гарантиям статьи 8 Конвенции, поскольку независимо от причин, по которым они проживают в рамках санитарной зоны, выбросы в атмосферу завода чрезмерны, программа по улучшению экологической обстановке в Череповце была отменена Правительством РФ, а информация об экологической обстановке нигде не публикуется.

Рассматривая дело, Европейский Суд сослался на дело "Фадеева против России". Тогда Суд признал, что частная жизнь может серьезно пострадать из-за загрязнения окружающей среды, ситуация в Череповце почти катастрофическая, а законодательство не содержит прямого запрета на постоянное проживание в санитарной зоне. Несмотря на то, что не было установлено, что здоровье Фадеевой было подорвано такой окружающей средой, Суд пришел к выводу, что качество ее частной жизни и ее дома безусловно, ухудшилось. В данном деле Суд пришел к аналогичным выводам, сочтя, что государство-ответчик не предприняло никаких шагов, чтобы реально защитить заявителей от загрязнения окружающей среды: не отселило их в безопасную зону, не предоставило компенсацию для возможности переселиться самостоятельно. Кроме того, власти в разумное время не реализовали эффективных программ по снижению выбросов. Суд счел, что статья 8 Конвенции была нарушена, и присудил заявителям компенсацию морального вреда.

Наряду с тенденцией общего старения населения в мире в составе пожилого населения постоянно увеличивается доля старших возрастов. Скорость прироста численности населения 80 лет и старше существенно превышают скорость прироста не только общей численности населения, но и населения 60 летних. К 2050 году в большинстве стран число людей старше 80 увеличится в четыре раза и достигает 400 миллионов.



[1] Доклад второй всемирной ассамблеи по проблемам старения. Мадрид, 8-12 апреля 2012 г., изд. ООН, в продаже под № R.02

[2] Европейская социальная хартия (European Social Charter, Turin, 18.X.1961) Страсбург, 3 мая 1996 года)

[3] Региональная стратегия осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения? 2002 г. GE.02-70136 (R) 120902 120902 ECE/AC.23/2002/2/Rev.6 page 2.

[4] http://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res3.shtml

[5] http://www.un.org/en/development/desa/policy/wess/wess_archive/2007wess_ru.pdf

[6] Замечание Комитета по Экономическим, Социальным и Культурным правам Общего Порядка 6, Экономические, социальные и культурные права пожилых людей (тринадцатая сессия, 1995).

[7] http://agenet.org.kg/?p=731

[8] http://www.eleven.co.il/article/11751

[9] Прошел 15-16 ноября 2012 года в Москве при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Минтруда России, РАН, РАМН, РАЕН, Научно-клинического центра геронтологии, Всероссийского научно-методического геронтологического центра и Российского союза промышленников и предпринимателей.

[10] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=21889